Специальное учебно-методическое пособие по информатике и ИКТ для 11 — 12 классов средней школы
Специальное учебно-методическое пособие по информатике и ИКТ для 11 — 12 классов средней школы («Школьный Вестник» №7 за 2021 год)
Вниманию учителей информатики и любителей компьютеров!
Дорогие старшеклассники, студенты и пользователи, самостоятельно осваивающие приёмы работы на персональном компьютере без визуального контроля! Эта новость адресована вам!
Как вы хорошо знаете, в настоящее время всё ещё не изданы учебники по предмету «Информатика и ИКТ» для обучающихся с нарушением зрения. Однако Общероссийская общественная организация инвалидов — Союз инвалидов России — подготовила уже несколько учебно-методических пособий для незрячих детей, ориентированных на обучение пользованию различными тифлоинформационными средствами, в том числе и персональным компьютером.
В 2021 году при финансовой поддержке Фонда президентских грантов в рамках реализации проекта «Основа интеграции в информационное общество незрячих школьников и студентов» авторский коллектив ОООИ-РСИ начинает разработку «Специального учебно-методического пособия по информатике и информационно-коммуникационным технологиям для 11 — 12 классов школ для слепых и слабовидящих детей». В 2022 году книга будет издана по Брайлю, в специальном формате представления электронной информации DAISY, укрупнённым шрифтом и в специальной электронной форме, позволяющей распечатать пособие на брайлевском принтере. Рельефно-точечные издания будут распределены по специальным школам для слепых детей. В результате все желающие получат учебно-методическое пособие, учитывающее особые образовательные потребности студентов и школьников старших классов в освоении теоретических основ информатики и практических навыков работы на персональном компьютере без визуального контроля на более высоком уровне.
Как и в выпущенных ранее книгах, в тексте подготавливаемого пособия будут приведены все необходимые клавиатурные команды программы невизуального доступа к информации, формализованы алгоритмы действий по выполнению базовых операций с различными информационными объектами операционной системы Windows, а также описаны приёмы работы с брайлевским дисплеем, который из экзотического тифлотехнического устройства превращается в повседневный весьма полезный инструмент незрячего пользователя.
Учебно-методическое пособие, разработка которого начинается в этом году, позволит расширить спектр доступных материалов по обучению работе на персональном компьютере без визуального контроля. Как и ранее, при подготовке пособия учитываются пожелания, высказываемые образовательными организациями-партнёрами при апробации подготовленных фрагментов пособия. Разрабатываемые материалы будут соответствовать Федеральному Государственному образовательному стандарту среднего общего образования (старшая школа).
Готовящееся к выходу пособие будет содержать следующие главы:
Глава 1. Информация и информационные процессы.
Глава 2. Кодирование информации в компьютере.
Глава 3. Алгебра логики.
Глава 4. Теория алгоритмов.
Глава 5. Программирование и анализ данных без визуального контроля.
Глава 6. Файловые менеджеры и программы невизуального доступа к информации.
Глава 7. Текстовый процессор Word и программы невизуального доступа к информации.
Глава 8. Табличный процессор Excel и программы невизуального доступа к информации.
Глава 9. Реляционные базы данных и программы невизуального доступа к информации.
Глава 10. Подготовка демонстрационных визуально воспринимаемых объектов.
Глава 11. Разработка WEB-страниц без визуального контроля.
Глава 12. Информационно-коммуникационные технологии без визуального контроля.
Глава 13. Компьютерное моделирование.
Глава 14. Управление программами невизуального доступа к информации.
Глава 15. Цифровые технологии невизуального доступа к информации.
Подготавливаемое пособие будет направлено на освоение читателями теоретических знаний и практических навыков использования современных информационных технологий без визуального контроля, что является актуальным не только для формирования функциональной грамотности, социализации и реабилитации лиц с нарушением зрения, но и для повышения эффективности освоения практически значимых видов деятельности. Основным результатом обучения с использованием разработанных авторским коллективом ОООИ-РСИ пособий является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности инвалида по зрению.
Предварительные варианты разрабатываемого пособия будут размещаться на сайте ОООИ-РСИ по адресу:
http://oooi-rsi.ru
На этом же сайте размещены ранее разработанные авторским коллективом ОООИ-РСИ пособия, а в 2022 году будет размещён и окончательный полный вариант подготавливаемого в настоящее время пособия.
Учебное пособие разрабатывается при активной поддержке партнёров Российского союза инвалидов: Ассоциации руководителей образовательных организаций для детей с нарушением зрения (АРООДНЗ), Школы-интерната № 1 для обучения и реабилитации слепых детей Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы; Факультета информационных технологий Московского городского психолого-педагогического университета, журнала для слепых детей «Школьный вестник» и интернет-радио РАНСИС.
Активное участие в разработке учебно-методического пособия принимают эксперты Российской ассоциации незрячих студентов и специалистов и учреждённого ОООИ-РАНСИС ЧУ Центра компьютерных технологий в образовании слепых «АРГУС».
Российский союз инвалидов убедительно просит экспертов и учителей информатики принять участие в конкретизации глав пособия и разработке технического задания на создание специального учебно-методического пособия по информатике и информационно-коммуникационным технологиям для 11 — 12 классов школ для слепых и слабовидящих детей.
Участие экспертов и учителей информатики крайне важно для создания учебного пособия высокого качества. Предложения необходимо прислать до 20 августа 2021 года на электронную почту: 742011@rambler.ru.