Перейти к основному содержанию

Анонс 11 номера журнала "Школьный Вестник" за 2024 год

Подготовила Наталья Кочеткова

 

Открывает номер «Дидактическое пособие (система дидактических упражнений) по коррекции нарушений написания и чтения «зеркальных» букв у обучающихся по системе рельефно-точечного шрифта Луи Брайля». Автор Анна Борисовна Ларина — учитель-логопед ГАОУ «Нижегородской областной специальной (коррекционной) школы-интерната для слепых и слабовидящих детей».

«…Надо отметить, что у некоторых учащихся период овладения рельефно-точечным шрифтом протекает долго и с большими затруднениями, причины этого могут быть самыми разнообразными. Очень часто причинами нарушения письма и чтения у детей, обучающихся по системе Л. Брайля, являются нарушения осязательного и пространственного восприятия букв. В их основе лежат трудности дифференциации тактильно воспринимаемых комбинаций точек рельефно-точечного шрифта Л. Брайля. В процессе чтения и письма наблюдаются смешения сходных букв, состоящих из одинакового количества точек, комбинации точек, расположенных зеркально.

Использование приёма дифференциации комбинаций по количеству точек и месту их расположения позволяет облегчить процесс овладения брайлевскими знаками. В процессе выполнения предложенных заданий у детей происходит знакомство с новыми словами, отрабатываются навыки словообразования, словоизменения, составления связного высказывания, формируются компоненты произвольной деятельности (принятие и удержание инструкции, доведение начатого дела до конца, нахождение и исправление ошибок), увеличивается объём смысловой и механической памяти.

При выполнении упражнений одним детям может понадобиться помощь педагога в той или иной степени, другие — смогут выполнить задания самостоятельно…»

______________________________

Статья Алены Ипполитовой «Высшая радость, высшая истина» посвящена истории Музыкального техникума для слепых народного комиссариата социального обеспечения.

______________________________

Что такое психология и какие специалисты повышают качество жизни людей с нарушением зрения, вы узнаете из материала Екатарины Шевичевой «Психолог для незрячих: в чёмуникальность такого специалиста». Это интервью с Натальей Седельниковой, педагогом-психологом, равным консультантом, автором нескольких социальных проектов для слепых и слабовидящих, членом Ассоциации незрячих психологов.

«— Наталья, как вы пришли в психологию и почему выбрали именно эту профессию?

— С детства я начала постепенно терять зрение. Врачи сказали родителям, что к шестнадцати годам я вообще ослепну. Они были в шоке: ни образования, ни работы, ни семьи — ничего не будет. Они не очень понимали, что делать дальше. Незрячих знакомых у нас не было, мы жили в полном неведении. Зрение продолжало падать, и старшие классы мне пришлось заканчивать уже в школе-интернате для слабовидящих детей № 2. И это мне очень помогло, потому что я хотя бы узнала, что есть такие же люди, как и я.

В интернате я слышала, что ребята успешно поступают в вузы, свой бизнес открывают, работают, реализуют себя насколько это возможно. К окончанию школы я уже понимала, что обязательно получу высшее образование, но какую профессию выбрать, не знала. Московские вузы тогда даже не рассматривались, так как я жила в городе-спутнике Москвы Зеленограде и со своим слабовидением ездить в столицу не могла. И вот однажды моя сестра и спросила меня напрямую: «Что ты думаешь о своем будущем? У тебя рядом есть филиал Московского государственного педагогического университета. Там есть специальность психолог. Отличная профессия! Тебе подойдёт!»

Я призадумалась и пошла на день открытых дверей. Послушала выступления педагогов, психологов, кто-то из студентов выступал. Мне всё очень понравилось, и я решила, что точно иду туда. А как только я начала учиться, окончательно поняла, что дошкольная педагогика и психология — это моё. Окончила я университет сразу по двум специальностям — педагог-психолог и методист-организатор. Позднее я получила диплом ещё и Московского государственного областного университета (МГОУ) по специальности психолог-консультант….»

______________________________

В этом номере мы публикуем окончание интервью с музыкантом-мультиинструменталистом Сергеем Шаховым. Начало читайте в 10 номере за 2024 год. Автор статьи Илья Бруштейн.

«…— Сергей Анатольевич, ваша увлечённость музыкой становится понятна ещё до того, как вы начинаете играть. Нельзя не заметить, с каким особым чувством вы берёте в руки каждый инструмент, на котором играете в настоящий момент.

— У каждого исполнителя существует особая связь с музыкальным инструментом, на котором он играет. Во время игры — и на концертах, и на репетициях — инструмент как будто превращается в живое существо, начинает вести диалог с музыкантом.

Я играю на кларнете, который был изготовлен из чёрного дерева во Франции в начале двадцатого века. Знаю, что за прошедшие годы металлическую фурнитуру на инструменте меняли уже два раза. Но главное в кларнете — это не фурнитура, а деревянная основа. А дерево с годами и десятилетиями звучит только лучше! Не берусь подсчитать, сколько музыкантов играли на этом кларнете на прошедшие сто с лишним лет.

Для высококачественного инструмента столетие — это только юность! Уверен, что в ближайшие столетия на этом кларнете будут играть новые поколения музыкантов, которые ещё не родились. Как же я могу брать в руки этот кларнет без трепета и уважения?

— И, наконец, традиционный журналистский вопрос о творческих планах. К чему вы стремитесь? Чего хотели бы достигнуть?

— Мне больше нравится говорить о том, что уже сделано, а не делиться планами. В любом случае, хочется двигаться вперёд, быть нужным и полезным своим родным и близким, своим ученикам, своим слушателям. Всем читателям хотел бы искренне пожелать больше слушать музыки в живом исполнении. Самая великолепная запись на любом носителе никогда не заменит живого концерта!»

______________________________

«ПОЭТИЧЕСКАЯ ВОЛНА» познакомит вас со стихами Елизаветы Романовой и Владислава Ходасевича.

Владислав Ходасевич — золотое перо Серебряного века. Лучше и точнее всех дал ему оценку Владимир Набоков: «Крупнейший поэт нашего времени, литературный потомок Пушкина по тютчевской линии, он остается гордостью русской поэзии, пока жива последняя память о ней».

Действительно, в отличие от акмеистов, символистов, футуристов и прочих «истов» начала XX века, у Ходасевича кристально чистый, пушкинский слог и тютчевское восприятие жизни.

Как часто бывает, современники не слишком ценили Ходасевича, но больше всего досталось ему от советских критиков, один из которых писал, что-де ахматовы и ходасевичи «организуют психику человека в сторону поповско-феодально-буржуазной реставрации». Белый эмигрант и вообще враг народа. А в наши дни — гордость русской поэзии, без всяких оговорок.

 

Владислав Ходасевич

ИЗ ДНЕВНИКА

Должно быть, жизнь и хороша,

Да что поймёшь ты в ней, спеша

Между купелию и моргом,

Когда мытарится душа

То отвращеньем, то восторгом?

 

Непостижимостей свинец

Всё толще над мечтой понурой, —

Вот и дуреешь наконец,

Как любознательный кузнец

Над просветительной брошюрой.

 

Пора не быть, а пребывать,

Пора не бодрствовать, а спать,

Как спит зародыш крутолобый,

И мягкой вечностью опять

Обволокнуться, как утробой.

______________________________

В рубрику для самых маленьких наших читателей «АЗ, БУКИ, ВЕДИ» вошли стихи Кристины Стрельниковой и «Лесная сказка» Дмитрия Мамина-Сибиряка (перенесённая из №10 за 2024 год).

 

Кристина Стрельникова

МОРСКОЙ РАЗГОВОР

Упала луна,

Достала до дна

И рыбу спросила, всплывая:

— Ведь если бывает

Морская звезда,

Морская луна — бывает?

 

А рыба-звезда

Ответила: — Да! —

И вверх подняла плавник. —

— Я в небе была,

Там тоже — вода,

В ней плавает мой двойник.

______________________________

Далее идут рассказы Дмитрия Емца — Странствующая мумия и Дон Жуан де Макренко.

______________________________

Постоянные рубрики «ЗАТЕЙНИК», «ПРОБА ПЕРА» и «БИБЛИОТЕЧКА МУЗЫКАНТА» также на своих местах.

______________________________

Брайлевский номер содержит рельефно-графическую иллюстрацию — Медный всадник.

______________________________

Тифлокомментарий 1 страницы обложки плоскопечатного варианта журнала № 11 за 2024 год. Цветная фотография. В аудитории за партой сидит ученица «Центра образования, реабилитации и оздоровления», г. Липецк. Девушка брюнетка с длинными волосами собранными сзади в косу. Одета в белую в мелкий чёрный горошек блузку с жабо с длинными рукавами и чёрный сарафан с широкими брителями от пояса.

На столе перед воспитанницей лежит брайлевская тетрадь с трафаретом, в которую она грифелем записывает текст.

 

Интересного времяпрепровождения в компании Школьного Вестника!

 

Анонсы нашего журнала, а также избранные статьи из каждого номера можно прослушать в приложении к журналу «ДИАЛОГ».

Дата: 
среда, декабря 18, 2024