Перейти к основному содержанию

Анонс 1 номера журнала "Школьный Вестник" за 2020 год

Подготовила Наталья Кочеткова

Вниманию любителей компьютеров!

Дорогие старшеклассники, студенты и пользователи, самостоятельно осваивающие приёмы работы на персональном компьютере без визуального контроля! Эта новость адресована вам!

В 1 номере мы предлагаем краткое описание и обзор учебно-методического пособия — «ПРОГРАММИРОВАНИЕ БЕЗ ВИЗУАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ».

В 2020 году в рамках реализации проекта «Базис всеобщей компьютерной грамотности инвалидов по зрению» авторский коллектив Российского Союза Инвалидов (РСИ) выпускает «Комплексное учебное пособие по тифлоинформационным технологиям для инвалидов по зрению».

Целью данного проекта является создание условий для всеобщей компьютерной грамотности, повышение качества образования и эффективности социальной интеграции инвалидов по зрению.

Разрабатываемое учебное пособие позволит расширить спектр доступных материалов для пользователей с нарушением зрения, обучающихся в специальных и инклюзивных школах, в вузах и тех, кто использует компьютер в своей профессиональной деятельности. При подготовке пособия будут учтены пожелания, высказанные образовательными организациями-партнёрами при апробации подготовленных ранее пособий. Разрабатываемые материалы будут соответствовать Федеральному государственному образовательному стандарту и обычным учебникам, рекомендованным Министерством образования РФ.

 

Как живёт Гродненская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями зрения, а также воспоминания её выпускников разных лет,  вы сможете узнать, прочитав статью одного из постоянных наших авторов Анастасии Павлюченковой — «Научить, а не давать готовое».

«…За время своего существования школа неоднократно переезжала с места на место, но с ноября 1981 года обосновалась в большом светлом здании на улице Дзержинского, которое было построено по типовому проекту, разработанному в Москве и рассчитанному на 275 учащихся. В школе 22 учебных кабинета, 19 классных комнат, 5 учебных мастерских, просторная столовая на 110 посадочных мест, 90 двухместных спален, большой актовый и спортивный залы, тренажёрная комната, библиотека с читальным залом, игровые, где дети могут посмотреть телевизор и поиграть с игрушками. Все кабинеты учебной части подписаны шрифтом Брайля, а дверные проёмы утоплены в специальных нишах, чтобы дети не ударялись об открытые двери.

На данный момент в штате 58 педагогов, большинство из которых имеют две специальности — основную педагогическую и дефектологическую (тифлопедагоги). Наверное, недаром сюда съезжаются незрячие и слабовидящие ученики со всей Беларуси. Есть среди них и ребята, оставшиеся без попечения родителей, а также дети-сироты. Благодаря спонсорам, в интернате проводятся праздничные мероприятия, осуществляется необходимый ремонт, пополняется материально-техническая база. Только за последние годы на спонсорские средства были заменены окна, двери, приобретён большой телевизор, а также музыкальное и кухонное оборудование. Школа располагает всем необходимым для обучения незрячих и слабовидящих детей: лупами, видеоувеличителями, компьютерами с программой экранного доступа, брайлевским принтером, тактильным дисплеем Брайля, читающе-сканирующей машиной и прочими средствами реабилитации. Кроме того, для учащихся всегда открыты кабинеты развития зрительного восприятия, ориентирования и мобильности и кулинарии. А в индивидуальных комнатах ребята могут наедине побеседовать с педагогами и поделиться с ними своими проблемами…»

 

Андрей Гостев, руководитель клуба для слепых и слабовидящих «Масштаб плюс», поделится с нашими читателями «Невероятной предновогодней историей» о скандинавской ходьбе, беге, тандемах и немного об альпинизме.

«Эта удивительная история началась вроде бы совсем недавно, а вроде бы и совсем давно! Начнем всё по порядку. Так случилось, что медики ограничили меня в движении: это вам не рекомендовано, и то, и другое тоже! Моё тело с этим потихоньку смирилось, а душа восставала и требовала движения. А тут просматриваю я как-то Интернет и натыкаюсь на лекцию о скандинавской (северной) ходьбе и понимаю, что в моем случае это то, что надо!…»

 

Мы продолжаем публиковать цикл статей «Откуда берутся родители», написанный специально для нашего журнала молодой супружеской парой Лилией и Иваном Черенёвыми. Начало читайте в 8, 9, 10 номерах за 2019 год.

«ПАПА

Задолго до рождения Софии я задумывался над тем, как, не имея сколько-нибудь полезного остатка зрения, буду гулять с новорождённым ребёнком. Покоя не давал вопрос, — каким образом совместить в одних руках коляску и тактильную трость, а также, какой длины она должна быть, чтобы без проблем осматривать пространство перед самой коляской?

К тому же иногда у коммунальных служб нашего городского округа начинал проявляться древний навык охоты на мамонтов, и они, по-видимому, мечтая поймать особенно мясистого зверя, выкапывали посреди дороги яму, согласно с правилами охоты ничем её не огораживая. Возникала мысль попробовать тащить коляску как садовую тачку за собой, но кроме огородно-овощных ассоциаций появлялась сложность — удерживания её одной рукой в горизонтальном положении. Хитрые коммунальные службы, похоже, специально не ремонтировали асфальт, чтобы особенно мясистый зверь изрядно подустал и обязательно попался в уготовленную ему яму. В общем, картина счастливой прогулки с ребёнком всё как-то не складывалась. Пока, наконец, друзья и, конечно, Интернет не подсказали, что кроме коляски существует ещё некоторое количество интересных приспособлений…

МАМА

Итак, у нас на повестке значился пункт «прогулки с новорождённым малышом»; правда, первое время они были не уличными, а балконными. Дело в том, что педиатры рекомендуют пребывание на свежем воздухе начинать с пятнадцати минут в день и постепенно увеличивать время прогулки. Но сборы себя и ребёнка на улицу — удовольствие сомнительное, поэтому в первые две недели жизни Софии я решила избавить себя и всех домочадцев от процедуры, которая длилась едва ли не больше самой прогулки. Конечно, на балкон дочку тоже приходилось одевать определённым образом, чтобы она не замёрзла и не перегрелась, зато самой можно было выйти хоть в бабушкиных галошах и фуфайке поверх халата…

…Когда Соня только была в проекте, мы атаковывали своих незрячих друзей вопросами о том, как они гуляют со своим ребёнком и выяснили, что один из пары везёт коляску, а другой указывает дорогу. Но такой метод нам решительно не подходил, потому что муж днём был на работе.

Ещё один вариант походов на улицу предполагал, что я буду выходить с коляской и садиться на ближайшую скамейку, а дочка будет крепко спать под мерное покачивание. Однако, во-первых, с наступлением зимы придётся скакать вокруг ребёнка, чтобы не примёрзнуть к этой самой скамейке, а во-вторых, после нескольких прогулок с бабушкой по лесным дорожкам Соня никак не хотела засыпать в коляске, если она не подпрыгивала на кочках. Поэтому, оставив прогулки с этим транспортным средством на совести зрячих родственников, мы продолжили поиск приемлемых для нас вариантов.

Оказалось, что ассортимент приспособлений для прогулок с детьми весьма обширен. Это различные сумки-переноски и слинги для самых маленьких, рюкзаки, кенгуру и хипситы для малышей постарше. Все они предназначены для того, чтобы родитель нёс ребёнка на себе, почти не задействуя при этом свои руки…»

 

«ПОЭТИЧЕСКАЯ ВОЛНА» познакомит вас со стихами Галины Щербининой и Вильгельма Зоргенфрея.

Имя поэта Серебряного века Вильгельма Зоргенфрея почти не известно современному читателю, да и литературоведы не слишком жаловали его своим вниманием. Сначала такое молчание было понятно. Арест и расстрел в 1938 году вычеркнули на два десятилетия его имя из русской поэзии. Но и после реабилитации о поэте вспоминали лишь в связи с интересом к жизни и творчеству Александра Блока. Вильгельм Зоргенфрей был заметной фигурой в его окружении, поэт называл его одним из своих «действительных друзей». Долгие годы Зоргенфрей оставался для читателей лишь «путником Блока» и переводчиком немецкой поэзии и прозы.

И всё же творчество В.А. Зоргенфрея не является лишь частной проблемой блоковедения, а представляет интерес и само по себе. Наследие В.А. Зоргенфрея невелико. Им опубликованы всего один сборник стихотворений (ещё 25 - 30 стихотворений рассеяно в периодической печати), три рассказа, десятка три различных статей и значительное число переводов в стихах и прозе. Архив Зоргенфрея, к сожалению, в большей своей части погиб во время его необоснованного ареста и позднее - во время блокады Ленинграда.

 

Вильгельм Зоргенфрей

***

Я стучался в сердца людские,

Молчаливой не вняв земле:

Укажите пути всеблагие,

Направьте в туманной мгле.

Были холодны, были враждебны

Пресыщенные взоры их,

Славословья, гимны, молебны

Заглушили трепетный стих.

Ныне верю, что камни живы

И живые мертвы сердца,

Ныне знаю - мгновенья лживы

И безмерна лишь святость конца.

Между мной и ликующим миром

Никогда не поблекнет тень.

Возжигайте ладан кумирам,

Возжигайте - но близок день!

 

В рубрику для наших маленьких читателей «АЗ, БУКИ, ВЕДИ» вошли стихи Елены Ярышевской и продолжение сказки Екатерины Рогачёвой «Карандмыши».

 

Елена Ярышевская

ВСТРЕЧА

В пиджаке профессор Кошкин

Важно топал по дорожке.

А навстречу в пиджачишке

Семенил профессор Мышкин.

 

— Эй, коллега! Как делишки? —

Пропищал профессор Мышкин.

— Потихоньку, понемножку, —

Проворчал профессор Кошкин.

 

— Как научная работа?

Есть ли новенькое что-то?

— Да, построил установку —

Световую мышеловку.

 

И сегодня я в обед

Провожу эксперимент.

Не желаете ли, Мышкин,

На денёк оставить книжки,

 

Проявить своё геройство,

Испытать моё устройство?

Вам тогда дадут медаль!

— Ах, коллега, очень жаль!

 

Я бы вам помог с охотой,

Но завален сам работой!

Мне уже пора бежать —

Должен лекцию читать:

 

«Сто приёмов и уловок

Против супер-мышеловок».

 

Далее идёт продолжение повести нашего автора из Севастополя Татьяны Корниенко, написанной специально для нашего журнала, «Последний шанс». Начало читайте в 3-ем — 12-ом номерах за 2019 год.

 

Для всех увлечённых эсперанто Анатолий Масенко подготовил очередную порцию слов для изучения, а для закрепления материала несколько заданий. Всё это в рубрике «ПРАКТИКУМ ЭСПЕРАНТИСТА».

 

Все постоянные рубрики «ПРОБА ПЕРА» и «НА ЧЁРНЫХ И БЕЛЫХ ПОЛЯХ» так же на своих местах.

 

Брайлевский номер содержит рельефно-графическую иллюстрацию — календарь на 2020 год.

 

Тифлокомментарий 1 страницы обложки плоскопечатного варианта журнала №1 за 2020 год. Цветная фотография. В школьной аудитории за партами сидят пять учеников. Ближайшие к нам по двое и через проход за отдельной партой ещё один воспитанник. Перед ними на столах лежат пеналы и учебники по «Русскому языку» 2 класс. Одеты в рубашки и на четырёх из них жилетки тёмного цвета. Все смотрят в объектив фотокамеры. Мальчики сидят, сложив руки друг на друга перед собой. Четверо из них в очках. На стене за ними висит школьный стенд. Около стены стоит офисный шкаф светло-коричневого цвета.

 

Познавательного вам досуга в компании «Школьного Вестника»!

 

Анонсы нашего журнала, а также избранные статьи из каждого номера можно прослушать на РАДИОВОС в рубрике "У нас в гостях журнал "Школьный вестник": http://www.radiovos.ru/archiv.php?cid=1372313236241348

В эфире:

в среду: в 03:15, 09:15, 15:15, 21:15

в субботу: 06:15, 18:15

Дата: 
воскресенье, марта 1, 2020