Перейти к основному содержанию

История

История нашего журнала насчитывает уже более 75 лет. Создание его явилось следствием повсеместного бурного развития в нашей стране сети специальных школ для слепых, активизации внутришкольной жизни, повышения роли и значимости пионерских и комсомольских организаций.

Незрячие ребята обратились к Н.К. Крупской с просьбой создать для них периодический печатный орган. В своём письме они писали: «…у наших зрячих товарищей пионеров есть свои газеты и журналы, которые они читают сами и в которые посылают свои письма, статьи и стихи. У нас же такого журнала нет. Мы хотим читать журнал, напечатанный точками, в котором бы писали о том, как живут и учатся наши товарищи в других школах слепых детей, а также и о том, что делается на нашей родине и во всём мире. По поручению пионеров Ленинградского института слепых детей: Тетерин, Апсошина, Смирнов».

Первый номер ежемесячного журнала «Советский школьник» (именно так до 1993 года назывался наш журнал) вышел в июне 1938 г. под грифом ЦК ВЛКСМ и Центрального Правления Всероссийского общества слепых. С первых шагов журнал чётко определил свою линию, направленную на воспитание у юных читателей чувства патриотизма и любви к родине, на всестороннее развитие инициативы и самодеятельности, на выработку у ребят необходимых черт характера: воли, упорства, смелости, честности, любознательности, оптимизма. С самых первых номеров редакция «Советского школьника» поставила себе за правило знакомить читателей с лучшими повестями, рассказами и стихами советских писателей и поэтов, наиболее популярными пионерскими песнями, яркими образцами народного творчества и публикациями юнкоров.

Из своего журнала узнавали ребята о славных подвигах пионеров-героев, замечательных комсомольских делах, обо всём интересном и новом, что зарождалось в школах для слепых детей.

Редакция журнала сочетала перепечатку материалов из других детских журналов с публикациями региональных авторских статей и очерков, как правило, посвящённых жизни незрячих детей.

Каждый номер журнала и сегодня открывается статьями, посвящёнными волнующим читателя проблемам учёбы, воспитания и реабилитации незрячих и слабовидящих детей. Для того чтобы полнее отразить жизнь школ-интернатов, «Школьный вестник» охотно предоставляет свои страницы юнкорам, учителям, воспитателям, учёным, тифлопедагогам. Воспринимать материал помогает разнообразие форм его подачи: это интервью, беседы, очерки, репортажи.

В центре внимания редакции постоянно находятся вопросы, которые волнуют практически каждого читателя журнала: как найти своё место в обществе, как преодолеть недуг. И отвечает на них журнал рассказом о людях сильной воли и характера, сумевших добиться успеха в учёбе, труде, науке, общественной и личной жизни. Наши юные корреспонденты мальчишки и девчонки искренне и горячо обсуждают извечные проблемы любви и дружбы, взаимоотношения отцов и детей, выбора профессии, пишут о своём понимании нравственной красоты человека.

До 1980 года журнал находился в издательстве «Просвещение». С 1980 г. «Школьный вестник» — в структуре издательства (ныне ОАО, или Открытое Акционерное общество) «Молодая гвардия».

За долгие годы своего существования «Школьный вестник» превратился из малотиражного издания (около 400 экземпляров), ставившего первоначально своей целью ознакомление незрячих детей с массовой детской и молодёжной периодикой (и основанного на перепечатке материалов из журналов и газет), в самостоятельный оригинальный журнал со сложными задачами, обусловленными особенностями нашей читательской аудитории, со своей тематикой. Многообразны публикуемые материалы. Расширяется корреспондентский актив, оперативность творческого педагогического и тифлопедагогического (научно-практического преодоления последствий слепоты) просвещения.

Основная сложность работы над журналом заключается в том, что возрастной контингент его читателей довольно обширен: с первого по выпускной классы. Плюс юношество, студенчество, рабочая молодежь, для которых «Школьный вестник» также является единственным специальным молодёжным изданием. Нельзя не принимать во внимание и разнообразие интересов читателей, ждущих от журнала ответов на все вопросы. Вот почему «Школьный вестник» носит, по сути, энциклопедический характер, являясь журналом, в котором публицистика соседствует с художественной прозой и поэзией, вопросы профориентации — с новостями спорта, консультациями педагогов, психологов, искусствоведов, врачей. На его страницах систематически появляется информация о важнейших достижениях тифлотехники, представлены рубрики «Практикум эсперантиста», «На черных и белых полях», чтение для младших школьников — «Аз, буки, веди», и многое другое.

Журнал уже несколько десятилетий является своеобразным культурным очагом для юных незрячих читателей.

С июня 1997 года издаётся плоскопечатный вариант журнала «Школьный вестник» для слабовидящих читателей (укрупнённым шрифтом — кегль 18). Начиная с 1998 года все номера журнала выходят регулярно — ежемесячно. Плоскопечатный вариант журнала не дублирует Брайлевский, а рассчитан именно на слабовидящих читателей.

Журнал, предназначенный для слабовидящих, распространяется также по подписке.