Перейти к основному содержанию

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ПРОГРАММИРОВАНИЕ БЕЗ ВИЗУАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ПРОГРАММИРОВАНИЕ БЕЗ ВИЗУАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ»

Вниманию любителей компьютеров!
Дорогие старшеклассники, студенты и пользователи, самостоятельно осваивающие приёмы работы на персональном компьютере без визуального контроля! Эта новость адресована вам!
В настоящее время учебников и учебных пособий по эксплуатации компьютера без визуального контроля, пока остро не хватает. Разработка таких материалов только начинается. Общероссийская общественная организация инвалидов — Российский союз инвалидов — подготовила уже несколько ориентированных на обучение использованию компьютера без визуального контроля учебно-методических пособий. В 2020 году в рамках реализации проекта «Базис всеобщей компьютерной грамотности инвалидов по зрению» авторский коллектив РСИ выпускает «Комплексное учебное пособие по тифлоинформационным технологиям для инвалидов по зрению».
Целью данного проекта является создание условий для всеобщей компьютерной грамотности, повышение качества образования и эффективности социальной интеграции инвалидов по зрению. Разрабатываемое в этом году пособие ориентировано как на студентов и школьников, так и на пользователей, самостоятельно осваивающих практические приёмы невизуальной работы с современным программным обеспечением. Книга будет отпечатана рельефно-точечным шрифтом Брайля, подготовлена в электронном формате и формате DAISY. Рельефно-точечные издания будут распределены по специальным библиотекам и школам для слепых детей.
Учитывая пожелания читателей, практические приёмы работы, изложенные в подготавливаемой книге, будут ориентированы не только на использование программы JAWS for Windows, но и на работу со свободно распространяемой программой NVDA. В тексте пособия приводятся все необходимые клавиатурные команды программы JAWS for Windows, программы NVDA, а также приёмы работы с брайлевским дисплеем.
Глубокое знание брайля в комбинации с развитой техникой чтения даёт существенное увеличение скорости и качества обработки информации на компьютере. Хотя брайлевский дисплей показывает только небольшую часть экрана (одну строку длиной от 14 до 80 символов), высокая скорость чтения и умелое использование команд брайлевского дисплея дают возможность быстрого чтения текста, но при этом позволяют воспринимать структуру текста, орфографические особенности, шрифтовые выделения и т.д.
Если пользователь компьютера в совершенстве знает систему Брайля, непосредственное чтение на брайлевском дисплее намного более эффективно, чем опора на речевой вывод, особенно при редактировании текста, работе с таблицами, написании программ или математических формул.
Разрабатываемое учебное пособие позволит расширить спектр доступных материалов для пользователей с нарушением зрения, обучающихся в специальных и инклюзивных школах, в вузах и тех, кто использует компьютер в своей профессиональной деятельности. При подготовке пособия будут учтены пожелания, высказанные образовательными организациями-партнёрами при апробации подготовленных ранее пособий. Разрабатываемые материалы будут соответствовать Федеральному государственному образовательному стандарту и обычным учебникам, рекомендованным Министерством просвещения РФ.
Пособие направлено на освоение читателями практических навыков использования современных информационных технологий без визуального контроля, что является актуальным не только для формирования функциональной грамотности, социализации и реабилитации лиц с нарушением зрения, но и для повышения эффективности освоения практически значимых видов деятельности. Основным результатом обучения с использованием разработанных авторским коллективом РСИ пособий является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности инвалида по зрению.
В ноябре 2019 года было разработано и утверждено техническое задание на создание пособия. Готовящееся к выходу «Комплексное учебное пособие по тифлоинформационным технологиям для инвалидов по зрению»  будет содержать следующие девять тем:
Глава 1. Компьютер для незрячего пользователя
Глава 2. Работа с графическим интерфейсом операционной системы Windows с помощью программ JAWS и NVDA
Глава 3. Управление файлами и папками с помощью программ JAWS и NVDA
Глава 4. Работа с текстовым документом в Microsoft Word с помощью программ JAWS и NVDA
Глава 5. Работа с электронными таблицами в Microsoft  Excel с помощью программ JAWS и NVDA
Глава 6. Работа в сети Интернет с помощью программ JAWS и NVDA
Глава 7. Организация комфортных условий работы с программами JAWS и NVDA
Глава 8. Основы программирования в JAWS и NVDA
Глава 9. Справочная информация по работе с программами JAWS и NVDA
В декабре 2019 года разработаны 1 и 2 главы пособия.
В январе 2020 года проведена апробация главы 2 пособия и разработана 3-я глава пособия. Апробацию учебного пособия проводят партнёры проекта:
— факультет информационных технологий ФГБОУ ВО Московского государственного психолого-педагогического Университета;
— ГБОУ г. Москвы «Школа-интернат №1 для обучения и реабилитации слепых детей» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
Информационную поддержку в реализации проекта оказывают партнёры проекта:
— журнал «Школьный вестник»;
— интернет-радио «РАНСИС».
Предварительные варианты разрабатываемого пособия будут размещаться на сайте ОООИ-РСИ: http://oooi-rsi.ru
На этом же сайте размещены ранее разработанные пособия серии, а в конце 2020 года будет размещён и окончательный полный вариант подготавливаемого пособия, включая формат DAISY.

Дата публикации: 
пятница, февраля 7, 2020
Автор публикации: 
РСИ
Категория публикации: 
информатика