Перейти к основному содержанию

От стрелецкого кафтана до будёновки

Елена Денисенко ("Школьный Вестник" №2 за 2020 год)

ОТ СТРЕЛЕЦКОГО КАФТАНА ДО БУДЁНОВКИ

Вся история человечества пронизана непрерывной чередой больших и малых войн, походов и агрессивных нашествий. И нашим предкам пришлось много воевать. Военный историк генерал Н.Н. Сухотин (1848 — 1918) писал в 1894 году в своей книге «Война в истории русского мира», что с XIV века в течение 525 лет Россия провела в войнах 305 лет, то есть почти две трети своего существования. Династических и религиозных войн Россия не знала. Со времени нашествия татар и до Петра Великого приходилось думать только об обороне и защите собственных интересов.

Мы никогда не смогли бы по-настоящему оценить славные боевые деяния наших предков, если бы не сведения об их быте, снаряжении и обмундировании. Именно благодаря деталям военная история превращается в нечто реальное и зримое. Кольчуги, кивера и кирасы — это не просто предметы защитного снаряжения или форменной одежды войск. Их носили защитники Отечества. Герой Русско-турецкой войны 1877 — 1878 годов генерал М. И. Драгомиров говорил: «Да, одежда эта рабочая, но и работа наша особенная. Ведь дабы её делать, надо жертвовать жизнью, а если так, то и наша рабочая одежда приобретает такое высокое значение, с каким ничья профессиональная оценка не может сравниться...»

Отношение к военному мундиру в России всегда было очень заинтересованным и даже любовным. Мундир служил напоминанием о боевой доблести, чести и высоком чувстве воинского товарищества. Военная форма, особенно парадный мундир, надевавшийся в торжественных случаях, считался самой нарядной и привлекательной мужской одеждой. Внешний облик военных изменялся на протяжении всей истории. Вместе с переменами в армии, возникновением новых родов войск и появлением новых видов оружия менялись требования к военному обмундированию. Путь к современному виду военной формы российской армии был долгим и не случайным. Чтобы его проследить, необходимо обратиться к истории.

Первой унифицированной военной формой на Руси можно считать одежду стрелецких полков. Они появились в XVI веке. О возникновении первого регулярного войска в Московии сообщал летописец в 1550 году: «Учинил у себя царь выборных стрельцов и с пищали три тысячи человек, а велел им жити в Воробьёвой слободе...» Так была создана русская пехота, вооружённая пищалями — фитильными ружьями.

Стрелецкие полки имели единообразную и обязательную для всех парадную форму — «цветное платье». Она состояла из кафтана, шапки с меховым околышем, штанов и сапог, цвет которых (кроме штанов) регламентировался в соответствии с принадлежностью к определённому полку. Внешним отличием « начальных людей» были шитое жемчугом изображение короны на шапке, а также горностаевый подбой верхнего кафтана и опушка шапки, что указывало на высокородное княжеское происхождение. Парадная форма надевалась только во время главных церковных праздников и при проведении торжественных мероприятий. Повседневно и в военных походах использовалось «носильное платье», имевшее тот же покрой, что и парадная форма, но сшитое из более дешёвого сукна серого, чёрного или коричневого цвета.

При Петре Великом началось формирование регулярной армии, и при нём же впервые появилась военная форма. В то время она и для солдат, и для офицеров была совершенно одинаковой, такой «демократии» больше не было ни при одном царе и политическом режиме. Пётр настоятельно стремился к изменению наружного вида офицеров и солдат, чтобы они ни в чём не были похожи на стрельцов, которые выступили против него.

Поначалу офицерская форма петровской армии ничем не отличалась от солдатской. Потом ввели «командирский знак отличия» — офицерский бело-сине-красный шарф, его расцветка соответствовала цветам государственного флага. Шарф надевался через правое плечо и завязывался у левого бедра, но офицеры стали носить его вокруг пояса — в бою так было удобнее. Петровский шарф с изменениями дожил до современности — в виде парадного офицерского пояса. Ничего иного сугубо русского в форме не было. Пётр ориентировался на регулярную, сильную и крепкую прусскую армию, поэтому и покрой военной одежды был чисто прусским.

Первыми свою форменную одежду, ставшую впоследствии образцом для всей регулярной армии, получили гвардейские Преображенский и Семёновский полки. Она состояла из треугольной шляпы, кафтана, камзола и коротких штанов, которые надевали с чулками и башмаками. Солдаты и офицеры Преображенского полка имели тёмно-зелёные суконные кафтаны с красными обшлагами, Семёновского — светло-синие. Но для остальных 27 пехотных полков единообразная форма одежды оставалась в то время недоступной роскошью.

Интересно то, что мундир, под которым подразумевали полную одежду и обувь, шили на деньги, вычитаемые из солдатского жалованья — 12 рублей в год. Стоимость каждой вещи и срок её службы были определены в правилах, разработанных Военной коллегией. Например, одному фузилёру (солдату, вооружённому кремнёвым ружьём) армейской пехоты полагалось: шляпа на два года — 21 копейка, кафтан на три года — 3 рубля 41 копейка, башмаки с дополнительными подошвами на один год — 86 копеек и так далее. Всего 10 пунктов на сумму 11 рублей 89 копеек, а в год — на 4 рубля 28 копеек. Деньги за мундир высчитывали также из жалованья унтер-офицеров, музыкантов, нестроевых. Офицеры должны были шить обмундирование на собственные средства, вычеты из их жалованья не производились.

При Петре I в России на военной одежде появились погоны. Как средство отличия военнослужащих разных полков их стали использовать с 1762 года. Каждому полку были установлены погоны различного плетения из гарусного шнура.

В дальнейшем форма обмундирования изменялась, хотя в общем сохранялись образцы Петра Великого. После Семилетней войны сложился культ Фридриха Великого. Об удобстве обмундирования было забыто, всё свободное от службы время солдат уходило на содержание в порядке своей одежды и особенно волос. Их причёсывали в две букли и косу, в пешем строю пудрили, а в конном разрешалось забирать их в одну косу, к тому же требовалось отращивать и высоко подчесывать усы, а у кого их нет, иметь накладные. Одежда солдата была очень узкая, чтобы маршировать не сгибая колен.

В царствование Екатерины II форма обмундирования соблюдалась не очень тщательно. Гвардейские офицеры тяготились ею и вне строя совсем её не носили. Она была изменена в конце царствования Екатерины по настоянию князя Потемкина: «Завиваться, пудриться, плесть косы — солдатское ли это дело? Всяк должен согласиться, что полезнее голову мыть и чесать, нежели отягощать пудрою, салом, мукою, шпильками, косами. Туалет солдатский должен быть таков, что встал, то и готов». Обмундирование армии было упрощено и состояло из широких мундира и штанов, засунутых в высокие сапоги, треуголка была заменена для солдат каской с продольным гребнем, хорошо защищавшей голову от сабельного удара, но не спасавшей от холода.

Павел I провёл собственную реформу армии и обмундирования. Ни одна реформа военного мундира в России не подвергалась такому количеству критики и насмешек, как павловская. Сразу после восшествия на престол в 1796 году он вернул в армию форму прусского образца, почитателем которой был его отец император Пётр III. Солдат нарядили в тесные и неудобные мундиры, скорее приспособленные не для военных маневров, а для шагистики и муштры. Узкий крой солдатского костюма прусского образца как нельзя лучше подходил для парадов и смотров, где нужно было держать выправку и не сгибать при марше колени. По замечанию современников, во время длительных походов солдаты очень страдали от лакированных башмаков и тесных штанов, сильно натиравших ноги. Единственным преимуществом новой формы была цена: если екатерининский мундир стоил 122 рубля, то павловский — всего 22.

Совершенно непрактичными были головные уборы павловских солдат — высокие гренадёрки и широкие треуголки. При быстром шаге их нередко сдувало ветром, и чтобы их поднять, создавали специальные команды. Главным мучением солдат были прически. Волосы на прусский манер заплетали в косу и скрепляли специальной лентой. В некоторых случаях допускалась искусственная коса. Сами волосы каждое утро надлежало смазывать салом, а также посыпать пудрой или мукой и завивать в букли, которые должны были быть строго определённого размера. Для поддержания этой красоты были заведены специальные армейские парикмахеры.

Мучения с формой и прической вызвали у многих офицеров естественный протест. Однако император был непреклонен. За непослушание из армии были уволены или сосланы 7 генерал-фельдмаршалов, около 300 генералов и более 2 тысяч офицеров. Среди непримиримых противников павловской реформы мундира был Суворов. Именно ему принадлежит знаменитая фраза: «Пудра — не порох, букли — не пушки, коса — не тесак, я не пруссак, а природный русак!»

Пришедший на смену Павлу I император Александр I уже в первый год своего царствования затеял преобразования военного мундира. Однако как любитель парадных одеяний он сделал её ещё более неудобной. Одежда стала более изящной, в частности, мундиры были укорочены и приталены, отчего больше походили на фраки, которые набирали в то время популярность в аристократских кругах.

На смену лёгким и удобным треуголкам пришли новые головные уборы, высокие, тяжёлые и весьма неудобные; они носили общее название киверов и всегда доставляли военным серьёзные трудности — и на маршах, и во время баталий. Высшему командному составу было приписано носить популярные тогда двууголки огромных размеров с перьями и окантовкой. Зимой в них было тепло, но летом очень жарко.

Офицерские погоны в 1807 году были заменены эполетами. Павловские плащи сменили узкие шинели со стоячими, не закрывающими ушей воротниками. В состав снаряжения входила масса ремней, которые было затруднительно содержать в исправности. Совершенно непрактичными были белые панталоны: смотрелись они нарядно, но очень быстро пачкались. В целом, военную форму при Александре Павловиче было тяжело носить и затруднительно содержать в порядке.

Император Николай I был солдат в полном значении этого слова Военное дело было его призванием. Он имел великую страсть к украшению военной формы — любил яркие цвета сукна, золотые и серебряные галуны (нашивки на рукавах), канты и лампасы на мундирах. Отойдя от французской моды, царь начал активно вводить государственную символику на форменной одежде для поднятия престижа страны. Появились элементы российской геральдики, герб. Причем русский герб в виде двуглавого орла с коронами менялся — то крылья вверх, то вниз. Впервые на русских военных погонах появились звезды. Точно такие же, как и сейчас. А в целом форма была красивой, но непрактичной.

Удобную форму обмундирования войска получили только в царствование императора Александра II. Она имела красивый и эффектный вид и была в то же время просторна и допускала в холодное время поддевание утепления. Все получили просторные шинели с отложным, закрывавшим уши воротником. Был введён удобный и практичный башлык, помогавший солдату в зимнее время. Ранцы и сумки были облегчены, число и ширина ремней для их носки уменьшены, солдатская ноша облегчена.

Царствование Александра III ознаменовалось радикальными переменами в военной форме. Известный своей любовью к простоте государь убрал из форменной одежды все излишества, нарядив солдат в долгополые кафтаны, широкие шаровары и барашковые шапки. Александр II ввёл для носки в жаркую погоду кители и полотняные рубахи, а Александр III позаботился о том, чтоб форма солдата напоминала крестьянскую одежду. В 1879 году для солдат была введена гимнастёрка со стоячим воротником, как у рубашки-косоворотки.

Мундиры образца 1880-х годов были хоть и просты, но крайне неудобны. Застежки на крючки не только мешали быстро надевать форму, но и часто раскрывались в самый неподходящий момент, а высокие сапоги были слишком узкими по всей длине, что чрезмерно сдавливало голень. Очень непрактичным был головной убор. Зимой баранья шапка не спасала от холодов, а летом в ней было чрезвычайно жарко. Более того, из-за отсутствия козырька глаза солдата ослепляло яркое солнце.

За простецкий вид военную форму Александра III называли «мужицкой». Многие офицеры отказывались надевать мундир, который, по их словам, больше подходил извозчикам. Начались отставки, престиж армии резко упал. Эту ошибку пришлось исправлять уже его преемнику.

Испугавшись, что из-за неказистого вида военной формы армия просто разбежится, Николай II возвратил мишуру и украшения. При этом император поделил форму на военную и повседневную. Военная была практичной, удобной, свободной — она не сковывала движения воинов во время ведения боевых действий.

«Мирная» же униформа с вернувшимися блестящими украшениями была утверждена скорее для возвращения престижа армии и привлечения молодых новобранцев. При Николае для каждого полка и даже батальона одежда шилась совершенно разная, в то время как боевая форма была для всех войск одинаковая. Но всю эту царскую «форменную неразбериху» прервала Октябрьская революция 1917 года.

Сразу после Октябрьской революции 1917 года Совет народных комиссаров во главе с Лениным, отрекаясь «от старого мира», отменил все чины и звания, существовавшие в русской армии при Николае II. А вместе с этим — и погоны. Новая власть и в военной форме стремилась «до основания» разрушить все, что связывало ее с царской империей. По этой причине бойцы и командиры отрядов Красной гвардии поначалу не имели регламентированной военной одежды — человек с ружьем одевался во что мог. Большевистский режим напрочь отверг и старую военную символику — главными отличительными знаками на первых порах были: красная лента на шапке или папахе, нарукавная красная повязка с надписью черной краской «Красная гвардия», а в некоторых отрядах — нагрудный красногвардейский знак в виде красной звезды, обвитой лавровым венком. Посреди неё изображались молот и плуг, которые символизировали политическое единство рядов рабоче-крестьянской Красной армии (РККА).

Дата публикации: 
пятница, марта 20, 2020
Автор публикации: 
Елена Денисенко
Категория публикации: 
история