Перейти к основному содержанию

Анонс 4 — 6 номера журнала «Школьный Вестник» за 2020 год

Подготовила Наталья Кочеткова

 

Нас с детства учили и в школе, и дома — никогда никого не обманывать. И мы, сотрудники редакции журнала «Школьный Вестник», стремимся этот завет всегда выполнять.

Когда в нашей работе происходит какой-нибудь сбой, мы, наши дорогие читатели, стараемся честно вам объяснить, почему, по каким причинам это произошло.

Вот и сегодня, откровенно вам говорим, что из-за серьёзных финансовых проблем редакция «Школьного Вестника» вынуждена выпустить 4, 5, 6-й номера за 2020 год под одной обложкой, то есть в строенном варианте. Поймите нас, пожалуйста, и не обижайтесь.

На сайте в отрытом доступе будут выложены все номера нашего журнала в полном объёме в трёх вариантах: брайлевский, укрупнённым шрифтом и в формате FB2.

 

Номер 4 — 6 за 2020 год посвящён 75-й годовщине Великой Победы.

 

Начнём анонс с памяти большого друга и старейшего члена редколлегии нашего журнала Глеба Александровича Смирнова, который ушёл из жизни 27 марта 2020 года.

«Г.А. Смирнов родился в подмосковном городе Серпухове 8 июня 1930 года. Зрение потерял в марте 1943 года. Вот как об этом трагическом случае написал в нашем журнале В. Першин: «На запасных путях железной дороги ребята увидели пустой товарный вагон, забрались в него и наткнулись в углу на ящик с минами. Любопытство взяло верх над осторожностью: одну из мин закрепили за хвостовик, отвинтили головку, чтобы вытащить взрыватель». А дальше произошло неизбежное — взрыв, тяжёлое ранение, длительное лечение, после которого Глеба зачислили в Болшевскую школу-интернат для слепых детей. Позже, когда из эвакуации вернулась Московская школа-интернат №1 (тогда она называлась Московским институтом для слепых детей), он перешёл в неё. Именно здесь проявились музыкальные способности подростка. Под руководством незрячего педагога Владимира Петровича Михайлова Глеб быстро освоил игру на баяне, успешно сдал вступительные экзамены в московское музыкальное училище имени Октябрьской Революции, которое закончил с отличием в 1951 году. Не раздумывая долго, решил продолжать образование в Московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных и поступил на теоретико-композиторский факультет. Диплом с отличием стал закономерным результатом упорства и усидчивости студента Смирнова, помноженных на безусловный талант музыканта и педагога.

В 1958 году Глеб Александрович Смирнов занял скромную должность редактора отдела нотно-музыкальной литературы по Брайлю в издательстве «Просвещение». Природные музыкальные способности, высшее музыкально-теоретическое образование и огромное трудолюбие позволили ему ставить и решать масштабные задачи выпуска нотных сборников музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов для незрячих исполнителей. Он без труда сплотил вокруг себя группу талантливых музыкантов-единомышленников, нотных редакторов, переводчиков, которые под его руководством воплощали в жизнь все идеи и замыслы. Многие годы вместе с Г.А. Смирновым благородным делом музыкального просветительства незрячих занимались 3.И. Шами-на и Г.И. Шамин, И.В. Папков, В.П. Михайлов, Г.П. Клевезаль и другие, поддержавшие инициативу Глеба Александровича реформировать нотную систему Брайля, перейти на международные нормы нотного письма для слепых.

В 70 — 80-е годы издательство «Просвещение» выпустило под руководством Г.А. Смирнова десятки томов учебно-методической и теоретической литературы, которые заметно пополнили фонд музыкальных изданий для незрячих исполнителей. К широкому читателю пришли долгожданные сборники произведений как классического репертуара, так и современной музыки для баяна, фортепиано и других музыкальных инструментов. Незрячие исполнители засыпали издательство письмами с просьбой выпускать концерты для баяна с оркестром, фортепиано с оркестром, клавиры симфоний Бетховена и Чайковского, клавиры опер, записанные нотами по Брайлю. Это свидетельствовало о том, что выросла не только культура незрячих музыкантов, но и их исполнительское мастерство. Появились лауреаты международных конкурсов, в числе которых первыми стали композитор Глеб Седельников, трубач Василий Истомин, баянист Алексей Архипов…»

Полный некролог опубликован в журнале и на нашем сайте: http://www.s-vestnik.ru/node/1136

 

Школьный Вестник заканчивает публиковать киноповесть Андрея Мочалина и Владимира Баженова «Почти герой Советского Союза». Начало читайте в 3-ем номере за 2020 год.

Рассказ основан на реальных фактах биографии Михаила Попова — уникального человека, слепого музыканта и солдата Великой Отечественной войны, бойца-радиста 1-го батальона 201-й воздушно-десантной бригады 5-го воздушно-десантного корпуса, талантливого музыканта, единственного в мировой истории слепого солдата, получившего орден за подвиг на поле боя.

 

В этом году мы отмечаем 75-ю годовщину победы в Великой Отечественной войне!

В нашей стране, пожалуй, нет ни одной семьи, которую бы не коснулось это страшное событие.

Драматичный рассказ нашего постоянного автора из Красноярска Евгении Зуевой «Танец журавлей, Или плач Евдокии» посвящён её прабабушке Девятириковой Евдокии Михайловне и погибшему на фронте прадеду Девятирикову Максиму Андреевичу, их возвышенной любви, любви к грациозным птицам — журавлям, пронесённой Евдокией Михайловной через всю её нелёгкую военную и послевоенную жизнь.

«…Евдокии было почти сорок, когда она впервые увидела танец журавлей. Ранним весенним утром муж Максим привёл её в это тайное место, выбранное птицами для своих танцев. Она спокойно, но заворожённо смотрела на танцующих птиц. Максим сильными мужскими руками нежно держал её за плечи и ровно дышал в пучок волнистых, слегка дымчатых волос. У них за плечами уже было многое: суетливая деревенская жизнь, семеро непосед-детишек, повседневные планы, в которых и скрывалось их простое обоюдное человеческое счастье. Они не говорили друг другу о любви, как в романтических книгах, но они молчали о ней так громко, что это было слышно улетающим зимовать журавлям.

— Что бы ни случилось, всегда помни – журавли танцуют для нас… — спокойно сказал Максим. Евдокия кивнула в знак согласия и снова устремила взор на танцующую пару птиц.

А потом случилась война… Максим уходил на фронт — сборы были спешными, а прощание сдержанным. Старшие дочери Шурочка и Маруся еле уловили в глазах отца зарождающуюся слезу. Евдокия тихо плакала, они с Максимом никак не могли расцепить пальцы… Она коснулась своим крылом его крыла. Он вздрогнул и поклонился. Ей померещилось тихое «я вернусь»…»

Но он не вернулся…

Полностью рассказ Евгении Зуевой вы сможете прочитать в нашем журнале.

 

Тамара Андреева продолжает серию автобиографичных рассказов о своём военном и послевоенном детстве. Непростое возвращение в Ленинград из эвакуации, детский дом и группа для незрячих детей, переезд в квартиру, которую вернули по суду, а также проживание с необычными соседями. Всё это в материале — «Моё военное детство».

«…В детдом по одному и группами прибывали незрячие дети. Некоторых подбирали на улицах, других привозили из госпиталей, где они лечились после ранений, но вернуть им зрение не удавалось. Поступила шестилетняя девочка. Её звали Вера. Она была не только полностью слепая, но и с ампутированной левой ручкой.

Была создана отдельная группа незрячих. Нам выделили несколько комнат и начали обучать. Одна учительница одновременно обучала первоклассников и второклассников. Другая преподавала ученикам третьего и четвертого классов. В основном обучение проходило в устной форме, что активизировало процесс запоминания. Мне, надеюсь и другим, это помогло в математике и в запоминании исторических дат.

В столовой нам предоставили отдельный стол. Нас было уже тридцать семь человек в возрасте от шести до пятнадцати лет.

Под руководством воспитательницы и двух учительниц мы сами накрывали стол к завтраку, обеду и ужину, назначая дежурных из ребят, кто имел остаточное зрение. Каждому ребёнку полагалось в день 400 граммов хлеба. Паёк делили на три равные части. Буханки хлеба разрезали на порции, каждую взвешивали отдельно. Если вес ломтя был меньше нормы, клали сверху довески. Эти довески хлеба доставляли нам много неприятностей. Некоторые зрячие дети, проходя мимо нашего стола, воровали довески и тут же их съедали. Никакие просьбы, взывания к совести, даже драки не помогали.

Над нами шефствовала одна из воинских частей, и шефы нашему детдому высылали сладости, фрукты, орехи. Эти лакомства мы раздавали своим прямо в руки каждому. В нашей группе воровства не было до тех пор, пока не появился пятнадцатилетний Ваня. Его подобрали в развалинах дома. В лохмотьях, грязного, с длинными нечёсаными и вшивыми волосами, блестевшими, словно намазанными маслом.

Он был замкнут в себе, не шёл на контакты со сверстниками, путал свою фамилию. Остаточное зрение помогало ему хорошо ориентироваться.  С его появлением у нас начали пропадать печенье, конфеты, мандарины и другое. На собрании группы мы высказали ему наше возмущение. Он молча выслушал и даже не счёл нужным оправдываться. Тогда мы все свои сокровища стали прятать в шкаф под замок.

В группе сложились добрые отношения: всех объединяло общее горе и неизвестность будущего. Никто ничего не знал о своих родителях. Но каждый надеялся, что наступит день и папа с мамой, или хотя бы кто-нибудь один придёт и увезёт домой…»

Полностью воспоминания автора читайте в Школьном Вестнике.

 

Сколько поэтов погибло на Великой Отечественной войне, мы не знаем. И никогда не узнаем. Война и послевоенное лихолетье не самое лучшее время для бережного хранения архивов и рукописей. Сколько их погибло, сгорело, навсегда лишив нас возможности узнать творчество погибших поэтов, а их возможности хотя бы посмертно войти в литературу. Многие из них погибли совсем молодыми и не успели проявить свой поэтический дар. Мы можем только гадать, какими замечательными поэтами могли бы стать ушедшие на фронт восемнадцатилетние юноши.

Стихи в сегодняшней подборке «ПОЭТИЧЕСКОЙ ВОЛНЫ» – особенные, потому что все они написаны на фронте. Почти все авторы этих стихотворений, а это Владимир БулаЕнко, Николай Майоров, Николай Зиновьев, погибли на войне, не дожив до Победы, в которую так верили.

Первая часть рубрики познакомит вас с военными стихами Глеба Еремеева.

 

Николай Майоров

ОТКРЫТКА

 

Когда к ногам подходит стужа

пыткой —

в глазах блеснёт

морозное стекло,

как будто

вместе с посланной открыткой

ты отослал последнее тепло.

А между тем всё жизненно

и просто,

и в память входит славой на века

тяжёлых танков

каменная поступь

и острый блеск холодного штыка.

 

В рубрику для наших маленьких читателей «АЗ, БУКИ, ВЕДИ» вошли «Солдатские сказки» Александра Дорофеева

 

Александр Дорофеев

СОЛДАТСКИЕ СКАЗКИ

 

Ну, где же, спрашивается, солдатам сказки-то рассказывать?

Да пожалуй — где придётся! Такая уж солдатская доля. И в походе, и в окопе, и у костра на привале, и в дозоре, и на койке в лазарете, и даже при затяжном прыжке с парашютом. Вот и получаются сказки — то длинные-предлинные, а то и совсем коротенькие.

Солдат, известно, шилом бреется, дымом греется. Где коза прошла, там и он пройдёт.

У солдата на всё ответ есть. И куда ни попал — всюду ему дом. Солдатская голова, как под дождичком трава. Недаром в песне поётся: солдатушки — бравы ребятушки!

В бою-то он скор, да сказывает неторопливо. Так, что каждому слову — почёт и уважение.

Негоже спешить. Быстрее пули всё равно не скажешь. А коли прервёт злодейка, найдётся, будьте уверены, другой рассказчик — продолжит не хуже, на свой манер. И непременно со счастливым концом.

Да, батюшки и матушки, солдат — человек казённый. Он и на том свете служит. В раю в барабан бьёт, чтобы ангелы не дремали. А в аду костяным кулаком чертей гоняет — учит уму разуму.

Как говорится, солдат промеж неба на земле — Богу свеча, государю слуга. Если он близко, кланяйся ему низко…

 

А сами походные сказки про Семёна — юношу мАлого, да солдата удАлого, да смекалистого служивого сварившего кашу из топора и обманувшего самого чёрта читайте в нашем журнале.

 

Подбирая материалы в этот номер, мы не могли не вспомнить и о братьях наших меньших, которые наравне с людьми героически участвовали в военных спецоперациях. Да-да, речь пойдёт о собаках и их воспитателях — кинологе Александре МазовЕре и его жене дрессировщице Дине Волканц. «Собаки на войне» — это благодарность четвероногим питомцам за их вклад в Победу!

На историческом Параде Победы 24 июня 1945 года были представлены все фронтЫ Великой Отечественной войны, все рода войск. Но мало кто знает, что вслед за сводными полками по Красной площади шли солдаты с собаками. Это были военнослужащие Центральной ордена Красной Звезды школы военных собак и их воспитанники, прошедшие с ними войну. Вслед за ними отдельно шёл главный кинолог Международной федерации служебного собаководства (или, как его называли всегда — главный кинолог страны) подполковник Александр Павлович МазовЕр и нёс на руках бойца 14-й штурмовой инженерно-сапёрной бригады — собаку по кличке Джульбарс. Четвероногий боец участвовал в боях и разминировании местности на территории Румынии, Чехословакии, Венгрии и Австрии и был представлен к боевой награде — медали «За боевые заслуги». Он был единственной собакой, удостоенной такой медали.

В день парада пёс ещё не оправился от полученного при выполнения боевого задания ранения и не мог ходить сам. Начальник школы военных собак доложил об этом командовавшему парадом маршалу Константину Рокоссовскому, тот поставил в известность главнокомандующего, который распорядился на руках пронести собаку по Красной площади, а подполковнику Мазоверу было разрешено не чеканить шаг и не отдавать честь главнокомандующему.

 

Все постоянные рубрики «ПРОБА ПЕРА», «НА ЧЁРНЫХ И БЕЛЫХ ПОЛЯХ» и «БИБЛИОТЕЧКА МУЗЫКАНТА» также на своих местах.

 

Брайлевский номер содержит рельефно-графические иллюстрации: 1. Модель короновируса, 2. Георгиевский крест и военные ордена.

 

Тифлокомментарий 1 страницы обложки плоскопечатного варианта журнала № 4 — 6 за 2020 год. Цветная фотография. В школьной аудитории на переднем плане за партой сидит старшеклассник Московской школы-интернат №5. Он в очках, темноволос и коротко пострижен. Одет в рубашку чёрного цвета. Перед учеником на парте лежит экспонат для урока биологии — древесный нарост бежево-коричневого цвета, который он придерживает руками. На заднем плане офисные шкафы с папками, книгами, журналами и комнатные растения.

 

Познавательного вам досуга в компании «Школьного Вестника»!

И запоминающихся каникул!

 

Анонсы нашего журнала, а также избранные статьи из каждого номера можно прослушать на РАДИОВОС в рубрике "У нас в гостях журнал "Школьный вестник": http://www.radiovos.ru/archiv.php?cid=1372313236241348

В эфире:

в среду: в 03:15, 09:15, 15:15, 21:15

в субботу: 06:15, 18:15

Дата: 
четверг, июля 23, 2020