Анонс 7 — 9 номера журнала «Школьный Вестник» за 2020 год
Подготовила Наталья Кочеткова
Дорогие старшеклассники, студенты и пользователи, самостоятельно осваивающие приёмы работы на персональном компьютере без визуального контроля! Эта новость адресована вам!
Авторский коллектив Общероссийской общественной организации инвалидов — Российский союз инвалидов подготовил четвёртое учебное пособие для незрячих пользователей персонального компьютера. В этом году в рамках реализации проекта «Базис всеобщей компьютерной грамотности инвалидов по зрению» выходит книга «Комплексное учебное пособие по тифлоинформационным технологиям». Целью данного проекта является создание условий для всеобщей компьютерной грамотности, повышение качества образования и эффективности социальной интеграции инвалидов по зрению.
Подготовленное учебное пособие адресовано студентам и школьникам, а также пользователям ПК, самостоятельно осваивающим практические приёмы невизуальной работы с современным программным обеспечением. Книга отпечатана рельефно-точечным шрифтом Брайля в пятистах экземплярах и будет разослана в школы для слепых и слабовидящих детей и в региональные библиотеки для слепых.
С полным описанием пособия вы сможете ознакомиться в нашем журнале.
В этом номере мы продолжим вас информировать о ситуации на рынке труда для незрячих специалистов. Поднимем вопросы трудоустройства незрячих соискателей на удалённой основе и правовой защиты инвалидов по зрению. Всё это во второй части статьи внештатного корреспондента Екатерины Шевичевой «Кем быть?».
Руководитель благотворительного фонда «Дом слепоглухих» Елена Федосеева расскажет нашим читателям о своём опыте освоения компьютера и сопутствующих программ. А также даст некоторые полезные рекомендации для начинающих пользователей в своём материале «Незрячий человек и компьютер: с чего начать?»
«Почти каждый день мне приходится отвечать на вопросы: «А как вы пользуетесь мобильным телефоном?», «Разве вы можете набрать номер?», «Как вы работаете за ноутбуком?». Вопросы одни и те же, а люди, задающие их, разные. Иногда эти вопросы меня забавляют, иногда - раздражают, иной раз заставляют и самой задуматься...
Действительно, как это я, человек без зрения, пользуюсь компьютером и мобильным устройством? Я как выходец из прошлого века прекрасно помню время, когда домашние компьютеры только-только стали появляться, каким неземным чудом они мне казались. Первым прототипом персонального компьютера в нашем доме стал так называемый «бытовой компьютер», условно обозначаемый буквами «Б» и «К». Как именно это устройство работало и каким образом появилось у нас в доме, мне сказать трудно, но представляло оно собой небольшую клавиатуру и джойстик, которые подобно игровым приставкам подключались к телевизору. Я, за малостью лет, в момент такого коннекта, как правило, выступала только в роли пассивного наблюдателя и, согласно этой роли, следила за тем, как на экране двигались фигурки персонажей компьютерных игр, а иногда — о, чудо, — там появлялись буквы, которые можно было самостоятельно писать, стирать, переставлять местами.
А настоящий компьютер — с процессором, монитором, клавиатурой и мышью — появился у нас в тот самый 98-й год, когда рубль резко обрушился и люди, памятуя о непредсказуемых и сложных проблемах начала 1990-х годов, начали экстренно покупать всевозможное движимое и недвижимое имущество. Мои родители своё небольшое количество рублей вложили в приобретение персонального компьютера, который им, вероятно, казался предметом стабильным и надёжным. Вот здесь я и сама, будучи уже незрячим подростком, начала задумываться: «зачем мне может понадобиться эта загадочная машина и как я смогу ей пользоваться?..»
Продолжение статьи читайте в этом номере.
Летом 2020 года проходил конкурс Европейского союза слепых (ЕСС) — «Всемирное Брайлевское эссе 2020».
В 7 — 9 номере предлагаем вашему вниманию работы трёх его участников: Амира Гумерова «Брайль и музыка», Олеси Машейко «Вижу пальцами» и Тимура Фазлиева «Брайль и музыка». Одну из них мы публикуем в анонсе полностью.
Амир Гумеров
БРАЙЛЬ И МУЗЫКА
Удивительный, волшебный Брайль! Хвала тому гению кто создал для нас этот спасительный алфавит!
Я родился с обычным зрением. Ходил в обычный детский сад. Мама рано научила меня читать, и это стало моим любимый занятием. Помню счастливые семейные вечера, когда я читал по слогам вслух моим родителям и новорождённому братику. Это было очень счастливое время.
Стало ухудшаться зрение. Читать было всё труднее. Родители распечатывали мне сказки крупным шрифтом, чтобы я мог продолжать чтение.
Как гром среди ясного неба — страшный диагноз, зрение стремительно пропадало. Врачи, больницы, химиотерапия — всё оказалось бесполезно. Мир погрузился в темноту. Было страшно. Непонятно. Что делать? Как жить? Как читать?
Мама плакала. Она включала мне аудиокниги и музыку, чтобы я не скучал. Мы не знали, как живут люди без зрения, казалось, что жизнь закончилась. Когда мы узнали о школе для незрячих, где с помощью шрифта, который когда-то давно изобрёл Луи Брайль, помогают получить образование — у нас появилась надежда! Я снова смогу учиться, снова буду читать!
Новая школа, одноклассники, учителя, общение. Началась новая жизнь! Но была мечта, которой, казалось, не суждено было сбыться — музыка!
С самого раннего возраста я полюбил классическую музыку: Моцарт, Вивальди, Чайковский, Глинка... Звуки их произведений уносили меня в другой мир — мир гармонии и вдохновения. Мама включала мне перед сном классическую музыку, и я полюбил её всем сердцем!
На Новый год один меценат — директор хлебозавода — захотел исполнить мою мечту. Мама знала, что я мечтаю об игрушечной гармошке. Благотворитель, узнав об этом, решил сделать больше — он подарил мне настоящую гармонь!
Мой восторг было не описать словами! Я пытался что-то подбирать на слух, изучал новенькие блестящие кнопочки. Мама нашла для меня в Интернете обозначения клавиш цифрами и ноты, написанные цифрами — ведь она была далека от музыки и не могла научить меня настоящим нотам. Стало получаться! Первые частушки. Первые детские песенки. Волшебные звуки лились из инструмента, и их извлёк я!
Но, конечно, этого скоро стало мало. Хотелось развиваться, узнавать новые произведения. Но как незрячему освоить нотную грамоту? И снова удивительное открытие! С помощью Брайля можно читать ноты!
Луи Брайль очень сильно изменил мою жизнь своим изобретением. Сам, будучи музыкантом, он разработал шрифт для записи нот — нотопись. Узнав об этом, я понял, что теперь ничего не помешает мне погрузиться в прекрасный мир музыки!
Мне было десять лет, когда произошла судьбоносная встреча с педагогами, которые взяли на себя труд обучить незрячего мальчика нотной грамоте. Они открыли для меня новые горизонты. Ведь благодаря Брайлю возможности незрячих людей безграничны! Мы можем изучать науки, осваивать языки, читать художественную литературу и даже освоить нотную грамоту!
В нашем городе есть прекрасная библиотека, где можно найти ноты произведений самых разных композиторов.
Благодаря Брайлю я учусь в музыкальной школе вместе со зрячими детьми.
Благодаря Брайлю я участвую в музыкальных конкурсах, в том числе международных.
Благодаря Брайлю я сочиняю музыку и участвую в конкурсах юных композиторов.
Брайль осуществил мою мечту. И снова мы собираемся счастливыми вечерами всей семьёй, и я играю для моих родных на фортепиано и кларнете произведения великих композиторов.
Я знаю, что в эти минуты они счастливы. И очень гордятся мной! Мы забываем о трудностях, связанных с отсутствием зрения — ведь для нас нет ничего невозможного! Потому что у нас есть Брайль и музыка!»
Мы продолжаем знакомить вас с циклом статей «Откуда берутся родители», написанным специально для нашего журнала молодой супружеской парой Лилией и Иваном Черенёвыми. Начало читайте в 8, 9, 10 номерах за 2019 год и в 1 номере за 2020 год.
«Кормление.
МАМА
…Как и у всех только что родивших мам, молока в первые дни у меня не было, вместо него было молозиво — эдакий суперфуд для новорождённых. Но его бывает очень мало, и Соня, которую в детском отделении щедро потчевали искусственной молочной смесью, искренне недоумевала, почему ей на десерт дают полупустую грудь. Когда же мы очутились дома, и ей вместо вкусной смеси в бутылочке стали предлагать простую воду, она по достоинству оценила маму со всегда тёпленькой едой.
Сейчас врачи и специалисты по грудному вскармливанию активно рекомендуют кормление по требованию ребёнка, но забывают упомянуть, что в первые полгода жизни могут случаться так называемые кластерные или сгруппированные кормления, когда малыш может требовать прикладывания через каждые пятнадцать-двадцать минут. При этом старшие родственники обязательно скажут, что малышу не хватает молока или оно «пустое». В связи с чем, молодой маме, предлагается сцеживаться, пить чай с коровьим молочком или какими-нибудь травками, пореже кормить своё чадо и так далее.
Но на самом деле такие молочные набеги важны как для мамы, потому что так быстрее налаживается лактация, то есть, увеличивается количество грудного молока, так и для ребёнка, ведь сосательный рефлекс помогает ему не только насытиться, но и успокоиться. А нервничать малышу есть от чего: ещё совсем недавно он жил в маминой утробе как в курортном отеле all inclusive, а теперь, чтобы удовлетворить свои базовые потребности, ему приходится включать систему оповещения, которая может соперничать даже с противопожарной сигнализацией. В такой непростой ситуации ощущение тёплого маминого тела помогает ребёнку умиротвориться и восстановить душевное равновесие…
ПАПА
Однажды, читая какой-то форум, я наткнулся на немало удивившее меня сообщение одной незрячей мамы: «Подскажите, что делать! Никак не удаётся с первого раза найти у новорождённого ротик»! Я от души посмеялся и тут же вспомнил сочинённую мной в глубоком детстве сказку, которая начиналась со слов: «Котёнок был настолько маленький, что даже хозяева нередко путали, где у него хвост, а где лапа».
С рождением дочери стало очевидно, что поиски рта хоть и не являются чем-то по-настоящему сложным, но некоторую трудность, особенно поначалу, всё-таки представляют. Да и как не затрудниться, если требуется дать ребёнку лекарство, а весь его рот в кричащем состоянии я мог без труда накрыть подушечкой большого пальца.
Если едой Соня была явно замотивирована и скоро научилась сама тянуться за ней, то с неприятной на вкус укропной водичкой выходило сложней. Рот сам как бы уменьшался и всячески избегал контакта с чайной ложкой. На какой-то миг дочка успокаивалась, и стыковка казалась решённым делом, как вдруг София неожиданно мотала головой, и содержимое ложки летело куда придётся. Так родилась мысль использовать для подобных целей шприц со снятой иглой, поскольку он одновременно служил точной мерой объёма лекарства. В этом случае удобно иметь несколько шприцов разной ёмкости. Мы с женой тут же обрадовались. Встретившись с новым способом питья, Соня озадачилась и исправно глотала укропную водичку. Пока, наконец, став постарше не научилась сначала набирать всё содержимое в рот, а затем с довольным бульканьем запускать весёлые ручейки. К счастью, к тому времени потребность в укропной водичке отпала, а различные детские снадобья дочка пила с большим удовольствием. Производители детского лекарства намерено делают его сладким, и ребёнок, выпив такую микстуру, начинает требовать добавки…»
«ПОЭТИЧЕСКАЯ ВОЛНА» порадует вас стихами Елены Наливаевой и Федерико Гарсия Лорки.
Испанский поэт Федерико Гарсия Лорка в Советском Союзе был одним из самых известных и самых издаваемых зарубежных поэтов ХХ века. Объясняется это его трагической гибелью во время Гражданской войны в Испании — в 1936 году он был расстрелян фашистами, и этот расстрел имел огромный резонанс во всём мире, он стал как бы знаком для объединения антифашистских сил. Тогда громко прозвучали слова чилийского поэта Пабло Неруды: «Погиб поэт. И какой поэт! Простодушный и артистичный, одинаково не чуждый и космическому, и провинциальному, необыкновенно музыкальный, великолепный мим, робкий и суеверный, мучающийся и весёлый, он словно вобрал в себя все возрасты Испании, весь цвет народного таланта».
Федерико Гарсия Лорка
ПЕЙЗАЖ
Сбился с дороги вечер
и запахнулся в ветер.
В окнах остатки света
ловят ребячьи лица -
смотрят, как жёлтая ветка
сделалась сонной птицей.
А день уже лёг и стихнул,
и что-то ему не спится.
Вишнёвый румянец вспыхнул
на черепице.
В рубрику для наших маленьких читателей «АЗ, БУКИ, ВЕДИ» вошли стихи Елены Харламовой и продолжение сказки Екатерины Рогачёвой «Карандмыши».
Елена Харламова
ШАРИК
Я выгуливаю шарик,
Он на ниточке повис.
Нитка так ему мешает —
Держит крепко, тянет вниз.
Небо манит, ветер дразнит,
Шарик рвётся в облака,
Быть привязанным — не праздник,
— Что ж, лети! Я отпуска…
— Ю-ю-ю-ю, — подхватывает ветер,
Увлекая в небо шар. —
Хорошо, что есть на свете
Отпусканья редкий дар!
37 урок бисероплетения посвящён плетению веточки кустарника с красивыми белыми цветками и невероятным ароматом — жасмину.
«Дорогие друзья, мы продолжаем знакомство с французской техникой плетения. Сегодня я расскажу вам о тройной непрерывной петле и о петле перекрёстной, мы повторим двойные петли и игольчатое плетение, вспомним плетение дугами и кое-что ещё.
Все эти техники мы будем использовать при плетении ветки жасмина.
Работа эта достаточно сложная, и не потому, что сложные техники, а потому, что этих техник много и элементов тоже много, но ради хорошего результата стоит потрудиться на радость себе и близким.
Дерзайте! Дорогу осилит идущий! А я, как всегда, жду от вас вопросы, предложения и фото ваших работ.
Ваша Лариса Андреевна»
Все постоянные рубрики «ПРОБА ПЕРА», «НА ЧЁРНЫХ И БЕЛЫХ ПОЛЯХ» и «БИБЛИОТЕЧКА МУЗЫКАНТА» также на своих местах.
Брайлевский номер содержит рельефно-графические иллюстрации — насекомые, динозавр, от гусиного пера до шариковой ручки.
Тифлокомментарий 1 страницы обложки плоскопечатного варианта журнала № 7 —9 за 2020 год. Цветная фотография. На парусном катамаране члены Екатеринбургской общественной организации «Белая трость». Участники расположились в три ряда друг за другом. Среди присутствующих мужчины, женщины и дети. Все одеты по-спортивному и улыбаются.
Познавательного вам досуга в компании «Школьного Вестника»!
И с началом учебного года!
Анонсы нашего журнала, а также избранные статьи из каждого номера можно прослушать на РАДИОВОС в рубрике "У нас в гостях журнал "Школьный вестник": http://www.radiovos.ru/archiv.php?cid=1372313236241348
В эфире:
в среду: в 03:15, 09:15, 15:15, 21:15
в субботу: 06:15, 18:15