Перейти к основному содержанию

КОНКУРС ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА СЛЕПЫХ (ЕСС) «ВСЕМИРНОЕ БРАЙЛЕВСКОЕ ЭССЕ ОНКИО БРАЙЛЬ 2020»

КОНКУРС ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА СЛЕПЫХ (ЕСС) «ВСЕМИРНОЕ БРАЙЛЕВСКОЕ ЭССЕ ОНКИО БРАЙЛЬ 2020» ("Школьный Вестник" №9 за 2020 год)


Амир Гумеров
БРАЙЛЬ И МУЗЫКА

Удивительный, волшебный Брайль! Хвала тому гению, кто создал для нас этот спасительный алфавит!
Я родился с обычным зрением. Ходил в обычный детский сад. Мама рано научила меня читать, и это стало моим любимый занятием. Помню счастливые семейные вечера, когда я читал по слогам вслух моим родителям и новорождённому братику. Это было очень счастливое время.
Стало ухудшаться зрение. Читать было всё труднее. Родители распечатывали мне сказки крупным шрифтом, чтобы я мог продолжать чтение.
Как гром среди ясного неба — страшный диагноз, зрение стремительно пропадало. Врачи, больницы, химиотерапия — всё оказалось бесполезно. Мир погрузился в темноту. Было страшно. Непонятно. Что делать? Как жить? Как читать?
Мама плакала. Она включала мне аудиокниги и музыку, чтобы я не скучал. Мы не знали, как живут люди без зрения, казалось, что жизнь закончилась. Когда мы узнали о школе для незрячих, где с помощью шрифта, который когда-то давно изобрёл Луи Брайль, помогают получить образование — у нас появилась надежда! Я снова смогу учиться, снова буду читать!
Новая школа, одноклассники, учителя, общение. Началась новая жизнь! Но была мечта, которой, казалось, не суждено было сбыться, — музыка!
С самого раннего возраста я полюбил классическую музыку: Моцарт, Вивальди, Чайковский, Глинка... Звуки их произведений уносили меня в другой мир — мир гармонии и вдохновения. Мама включала мне перед сном классическую музыку, и я полюбил её всем сердцем!
На Новый год один меценат — директор хлебозавода — захотел исполнить мою мечту. Мама знала, что я мечтаю об игрушечной гармошке. Благотворитель, узнав об этом, решил сделать больше — он подарил мне настоящую гармонь!  
Мой восторг было не описать словами! Я пытался что-то подбирать на слух, изучал новенькие блестящие кнопочки. Мама нашла для меня в Интернете обозначения клавиш цифрами и ноты, написанные цифрами, — ведь она была далека от музыки и не могла научить меня настоящим нотам. Стало получаться! Первые частушки. Первые детские песенки. Волшебные звуки лились из инструмента, и их извлёк я!
Но, конечно, этого скоро стало мало. Хотелось развиваться, узнавать новые произведения. Но как незрячему освоить нотную грамоту? И снова удивительное открытие! С помощью Брайля можно читать ноты!
Луи Брайль очень сильно изменил мою жизнь своим изобретением. Сам будучи музыкантом, он разработал шрифт для записи нот — нотопись. Узнав об этом, я понял, что теперь ничего не помешает мне погрузиться в прекрасный мир музыки!
Мне было десять лет, когда произошла судьбоносная встреча с педагогами, которые взяли на себя труд обучить незрячего мальчика нотной грамоте. Они открыли для меня новые горизонты. Ведь благодаря Брайлю возможности незрячих людей безграничны! Мы можем изучать науки, осваивать языки, читать художественную литературу и даже освоить нотную грамоту!
В нашем городе есть прекрасная библиотека, где можно найти ноты произведений самых разных композиторов.
Благодаря Брайлю я учусь в музыкальной школе вместе со зрячими детьми.
Благодаря Брайлю я участвую в музыкальных конкурсах, в том числе международных.
Благодаря Брайлю я сочиняю музыку и участвую в конкурсах юных композиторов.
Брайль осуществил мою мечту. И снова мы собираемся счастливыми вечерами всей семьёй, и я играю для моих родных на фортепиано и кларнете произведения великих композиторов.
Я знаю, что в эти минуты они счастливы. И очень гордятся мной. Мы забываем о трудностях, связанных с отсутствием зрения, — ведь для нас нет ничего невозможного! Потому что у нас есть Брайль и музыка!

 

Олеся Машейко
ВИЖУ ПАЛЬЦАМИ

Я вижу пальцами, как вы глазами. Могу прочесть любимую книгу, осязая каждую букву произведения. А изучив аннотацию к фильму, я непременно посмотрю его таким, каким представляю только я. Для меня чувствовать пальцами — значит видеть.
К сожалению, я родилась незрячей. Шрифт Брайля я стала изучать с первого класса. Тогда азбука осязательного зрения для меня была сложной и непонятной. Память у меня была прекрасной. Я помнила каждую букву, но печатать было сложно. Мне приходилось обращаться за помощью к родителям.
Как хорошо, что я не была рождена раньше 1824 года. Ведь только в этом году Луи Брайль окончательно разработал свой шрифт. Как жаль, что он потерял зрение, будучи ещё ребёнком. Парадокс, но если бы не этот несчастный случай, не было бы этого великого изобретения, не появилось бы это волшебное и так нужное всем незрячим людям шеститочие. И я, как одна из всех незрячих людей мира, не смогла бы сейчас без этого способа письма и чтения чувствовать текст, а значит видеть. Я очень благодарна Луи Брайлю!
По статистике в мире тридцать девять миллионов людей, живущих в бесконечной ночи. Страшно представить, что ни один из них не смог бы увидеть то, что видите вы. Ведь именно система Брайля позволяет незрячим людям видеть пальцами то, что зрячие люди видят глазами. Изучив шрифт Брайля, я с уверенностью могу сказать, что это чудо! Как оказалось, символов Брайля было достаточно для комбинаций не только букв и цифр, но и нот. Последнее я осваиваю с удовольствием, ведь отсутствие зрения не мешает мне заниматься в музыкальной школе на флейте и фортепиано и учиться в вокальной студии.
Я называю систему Брайля билетом в зрячую жизнь. В своё время отверженный Луи Брайль приобрёл такой билет, совершенствуя методику Шарля Барбье, и поделился им со всеми, кто лишён визуального восприятия мира. Конечно, не сразу. Его труды получили широкое распространение только после его смерти. Но я точно знаю, что он прожил свою жизнь в бесконечной темноте не зря. Луи Брайль жил для меня и для тридцати девяти миллионов незрячих людей во всём мире. Именно всемирный уровень методики отличает её от других систем шрифта для незрячих.  
Брайль разработал шрифт, подходящий для всех независимо от языка. Возможность получать знания на родном языке открывает дверь в огромный и захватывающий мир.
Представьте, что у вас нет возможности писать и читать. Кем вы будете? Что с вами будет?  Мягко говоря, вы будете неграмотными, а в целом — духовно неразвитыми. Через шрифт Брайля я получаю такую же информацию, как и вы через плоскопечатный шрифт. А значит, я могу формулировать своё личное мнение о мире, в котором живу, могу рассуждать о его ценностях и об искусстве. Могу просто жить и не чувствовать себя обузой для других.
Сегодня я нахожусь практически в том же возрасте, что и Луи Брайль в момент изобретения шрифта. Представляя свою жизнь без его методики, я начала задумываться о своих собственных способах изучения окружающего мира. Как бы я научилась читать и писать? Я очень много читаю и очень много узнаю из прочитанного. Конечно, в век компьютерных технологий можно было бы обойтись аудиозаписями. Частично они могут заменить общение, могут научить рассуждать и формировать своё видение мира, но они не смогут научить читать и писать, ведь тактильно осязать их невозможно. Без помощи зрячего человека я не смогла бы прочесть элементарные бытовые надписи. А произведения великих людей навсегда остались бы для меня пересказом тех, кто смог видеть оригинальный текст.
Отсутствие зрения не означает отсутствие полноценной жизни. Я живу и занимаюсь любимым делом — музыкой и вокалом. Я веду свой дневник, в котором делюсь мыслями о прожитом дне или о чём-то очень важном. Возможно, если бы не существовал шрифт Брайля, я непременно бы что-нибудь придумала, выработала бы свою систему познания мира. Хотя не уверена, что моя выдуманная методика была бы столь же практичной и доступной, как шрифт Брайля. Ведь именно благодаря этому я смогу осуществить свои мечты, получить высшее образование, любимую профессию и уважение окружающих. Благодаря этому я вижу пальцами, как вы глазами.

 

Тимур Фазлиев
МАМИНО РАДИО

Мама называет меня «моё радио». Вы спросите почему? Да потому, что я всё время пою. Пою, когда просыпаюсь и когда готовлюсь ко сну, когда радуюсь и когда грущу, когда чувствую запах маминых пирожков. Это самый вкусный запах в мире, и, конечно же, в этот момент я напеваю самую красивую и наивкуснейшую, как мне кажется, мелодию. Или когда в очередной суетливый день, находясь где-нибудь в коридорах больничных суматошных будней, сквозь гул медицинских аппаратов и угрюмых голосов пациентов вдруг, как наикрасивейшая песня, прорезается удивительно ласковый, лучистый, пурпурно-розовый, как тёплый утренний рассвет, голос, то я расплываюсь в улыбке — это моя мама! Когда она рядом, в моём маленьком мире царит гармония, а вокруг будто струнный оркестр играет красивую мелодию, где солирует нежнейшая флейта. И, конечно же, невозможно не напеть эту красоту, и я снова пою. А мама опять смеётся и приговаривает: «Пой, пой, моё любимое радио…»
Пурпурно-розовый — это, кстати, мой любимый цвет. Честно говоря, я не знаю, как он выглядит. К сожалению, судьба лишила меня зрения, но мама говорит, что этим красивым цветом наливается рассвет. А я очень люблю рассветы, потому что это новый день, начало новых открытий, новых знакомств, новых звуков и новых мелодий! Рассвет — это значит, что я живу!
А теперь о моей жизни с самого начала. Меня зовут Тимур Фазлиев. Мне 12 лет. Живу я с мамой в красивом и уютном городе Казань. Мама рассказывает, что я родился здоровым ребёнком, но с небольшими отклонениями по зрению. Она очень хотела, чтобы я хорошо видел. Было принято решение сделать операцию. При операции у меня, малыша четырёх месяцев, произошли осложнения, и наступила слепота. А чуть позже от осложнений, связанных с наркозом, добавился ещё один страшный диагноз — ДЦП.
Несмотря на всё это, моя мама сделала всё возможное и невозможное, чтобы я жил, развивался и радовался жизни. В результате долгих непрерывных занятий с многочисленными педагогами-логопедами мне поставили речь, и я начал говорить, причём почему-то сразу напевая. С тех пор «мамино радио», то есть меня, уже было не остановить. Музыка наполняла всю мою жизнь, её я слышал везде: в мурлыканье моего рыжего кота, в гуле равномерно работающего холодильника, в скрипе дверей и даже в свисте некоторых режимов стиральной машины. Мама, заметив мою любовь к звукам и музыке, старалась наполнить ею мою жизнь. Всё моё домашнее пространство было заполнено шумовыми инструментами и музыкальными игрушками. Аудиокниги и музыкальные передачи я слушал целыми днями напролёт, пересказывая и перепевая всё, что слушал и слышал.
И вот настал один из значимых дней в моей жизни — меня принимают в музыкальную школу! Я — ученик отделения вокального исполнительства! Радости и ликованию не было предела! Я погрузился в таинственный волшебный мир музыки, начались уроки вокала, сольфеджио, музыкальной литературы. Оказывается, такое количество невероятно волшебной музыки, которую я слышал и которую мне ещё предстояло услышать, — это всё состоит из семи нот! Я был изумлён! Как же много интересного мне ещё предстоит познать!
Уроки в музыкальной школе я обожаю, это мой новый мир, полный красок, звуков, знаний. Несмотря на небольшой срок обучения, благодаря моему любимому педагогу я начал активно участвовать в конкурсах вокального мастерства и занимать призовые места, завоевал звания лауреата и Гран-при. Но постепенно я начал сталкиваться с очень непростой для меня задачей — изучением нотной грамоты. Если с занятиями в обычной школе у меня не было проблем благодаря моей маме, которая могла помочь мне всё прочитать, объяснить, то в музыкальной школе такую помощь она не могла мне оказать, ведь мама далека от музыки и не знает нотной грамоты. От своего педагога я узнал о существовании специальной системы записи буквенного и нотного текста — системы Брайля. И начались мои поиски по изучению этого вопроса.
Каким же гениальным человеком был Луи Брайль! С помощью всего шести точек он помог миллионам незрячих людей научиться читать, писать и выражать свои мысли. Особенно я был счастлив узнать, что Брайль был ещё и музыкантом и изобрёл шрифт для записи нот. Вот это как раз то, что мне нужно! Но здесь меня настигло разочарование. Система Брайля, к сожалению, мне недосягаема. Диагноз ДЦП диктует свои правила, и мои руки не имеют возможности держать тоненький грифель для выбивания символов. Ах, как жаль, что месье Луи Брайль жил два века назад! Если бы он был моим современником, то мы наверняка договорились бы и придумали более совершенный способ нотной записи, доступный всем. Я тогда записал бы нотами все те волшебные мелодии, которые постоянно крутятся у меня в голове, и смог бы их передать таким же людям, как я.
В своих мечтах я очень часто разговаривал с месье Брайлем. Я напевал ему свои любимые татарские песни, ведь он француз и наверняка никогда не слышал, как мелодично и удивительно красиво звучат наши национальные напевы. Месье Брайлю очень понравился татарский репертуар, расплываясь в улыбке, он воскликнул: «Твои татарские мелодии восхитительны! Почему-то они навеяли мне образы прекрасных японских цветущих сакур». «Ну конечно, — подхватывал я, — ведь в японской и ещё во многих других музыкальных культурах, например в таких как башкирская, китайская, вьетнамская, используется один тот же лад — пентатоника!»
Месье Брайль удивлялся моим глубоким музыкальным познаниям, а меня посещали интересные мысли: получается, что пентатоника живёт в музыкальном сознании людей разных культур, отличающихся друг от друга языком, культурой, обычаями и традициями, и служит объединяющим началом! Это же удивительно: язык музыки понятен всем, и неважно, кто ты по национальности и что ты ешь сегодня на ужин — татарские национальные беляши или японские суши. Система Брайля тоже является объединяющей силой: она даёт возможность миллионам незрячих людей из разных точек мира общаться и делиться музыкальными произведениями. Но есть ещё люди с более ограниченными возможностями, которым недоступен язык Брайля. И очень важно им помочь! Ведь музыка не только понятна всем, музыка ещё и лечит, исцеляет, даёт энергию и надежду на дальнейшую жизнь. И тогда меня осенила гениальная мысль! Нужно создать усовершенствованный вариант системы Брайля, которым могли бы овладеть такие люди, как я, у которых синдром ДЦП или ещё более сложные диагнозы.  
Мы живём в XXI веке — в веке, когда технологии развиваются с такой невероятной скоростью, что на 3D принтере печатают искусственные органы, по городу перемещаются беспилотные автомобили, а в течение секунды есть возможность связаться с человеком, находящимся на другой стороне земного шара! Наверняка можно изобрести устройство, благодаря которому музыкальной грамотой могли бы овладеть люди с ДЦП. И теперь благодаря вам, многоуважаемый месье Брайль, это станет моей целью! Я обязательно продолжу ваше дело и постараюсь придумать новый механизм, доступный слепым людям с ДЦП. Вот только мне нужно ещё немного подрасти, больше узнать о нотах, погрузиться в запутанные мелодические линии, изучить аккорды, и тогда, вероятно, я придумаю, как помочь людям с ограниченными возможностями здоровья, мечтающим, как я, о профессии музыканта!

Дата публикации: 
вторник, октября 27, 2020