Перейти к основному содержанию

Анонс 11 номера журнала «Школьный Вестник» за 2020 год

Подготовила Наталья Кочеткова

 

3 ноября 2020 года исполнилось 90 лет со дня рождения журналиста, главного редактора (1966 — 1988 гг.) журнала «Советский школьник» (ныне «Школьный вестник»), члена Союза журналистов СССР Виктора Александровича Глебова.

Российская государственная библиотека для слепых совместно с нынешним главным редактором Кочетковым Юрием Ивановичем провели вечер памяти этого талантливого человека.

Молодой журналист Алексей Зайцев сотрудничал долгие годы с журналом «Советский Школьник», хорошо знал и дружил с Виктором Глебовым. Его воспоминания мы и публикуем в этом номере.

 

Алексей Зайцев

ВИКТОР ГЛЕБОВ

«ЗНАКОМСТВО»

«Почему нас не печатают?!» — часто спрашивают молодые писатели. Мы не умели спрашивать и не ставим себе это в заслугу. Просто время было другое — безучастное к людям время. Десять — пятнадцать лет назад мои друзья месяцами пропадали в северных экспедициях, пасли коров, лес валили, просиживали штаны в сторожках, на заведомо стариковской работе. Первые свои стихи и рассказы мы читали и обсуждали друг с другом. О том, чтобы «пройтись по редакциям», речи не шло. Странно было думать, что кто-то отважится взять наши творения, потратить на них рулон бумаги, стакан типографской краски. А может, и креслом рискнуть — больно лихо и зло мы все тогда сочиняли.

Чувство реальности было спасительным «шестым чувством», и только одного человека из нашей компании природа напрочь им обделила...

«Слушай, — говорила мне в конце семидесятых театровед Ольга Коршунова, — ты должен немедленно пойти к Высоцкому и показать ему свои стихи. Их наверняка напечатают!» Или: «Возьми стихи и беги в Театр на Таганке. Там тебе пьесу закажут!»

Но ни популярный театр, над которым тогда уже клубились тучи, ни сам Высоцкий, так, кстати, и не увидевший свои стихи в печати, помочь нам были не в силах...

И вот однажды — новый звонок. «Алло, — говорит Коршунова строгим голосом, — бери стихи и поезжай в „Молодую гвардию”. Восемнадцатый этаж, журнал „Советский школьник”. Главного редактора зовут Виктор Александрович Глебов».

«Куда идти, милостивый государь, когда идти надо, а идти некуда?» — эта фраза из Достоевского как нельзя точнее характеризует моё тогдашнее состояние. Я побрился тупым лезвием, сунул стихи в портфель и отправился в «Молодую гвардию». Шестое чувство плакало во мне кровавыми слезами, но я решил не обижать старую приятельницу, а заодно — подышать воздухом. На дворе стоял август, прохладный и ласковый. У меня не было денег на метро, не было постоянных мест жилья и работы, не было уверенности ни в чём. У прохожих я часто спрашивал, правильно ли я иду. А «куда идти, милостивый государь, когда идти надо, а идти некуда?..»

Глебов сидел в красном кресле с потёртыми подлокотниками. Огромный, седой, замкнутый. Пока я читал стихи, он смотрел куда-то поверх меня, слушал внимательно, но вот что нравится ему, а что — нет, — по лицу было угадать невозможно. Потом он принялся расспрашивать меня о жизни, как-то без любопытства, очень тихо задавая вопросы. О стихах не сказал ни слова. Разволновавшись, я опрокинул ему на пиджак бутылку с минеральной водой, потом наши пальцы встретились над пепельницей, и я ткнул в него сигаретой...

«Когда же? Когда же?! Когда же?! — мучился я мукой приговорённого. — Когда же скажет он о стихах?» Но Виктор Александрович начал говорить о журнале и его специфике и о том, как трудно мне будет (я пропустил это мимо ушей), как трудно мне будет писать для «Советского школьника», но он уверен, что у меня получится. А стихи... Стихи замечательные, мы их дадим, конечно, в ближайшем номере, нужный материал не должен залёживаться в редакции, должен приходить к читателю как можно скорее...

Господи, каким же я был ослом! Я даже не понял тогда, что мне предлагают дело, о котором я и мечтать забыл, вконец одичав, заблудившись в дюжине экзотических профессий. Меня подняло ветром счастья, вышвырнуло из кабинета Виктора Александровича и понесло по московским улицам. Я плыл в солнце, плыл, как муха в киселе, как летучий голландец, как искусственный спутник собственной радости!

Много ли может дать один человек другому? — думаю я теперь. Глебов умел дать много, и делал он это с ангельской лёгкостью, не заставляя чувствовать тебя своим должником...»

 

В 2020 году свой 100-летний день рождения отмечает РГБС — Российская государственная библиотека для слепых.

Редакция всероссийского журнала для слепых и слабовидящих детей «Школьный вестник» сердечно, от всей души поздравляет всех сотрудников библиотеки, а также её читателей, со знаменательной датой!

Многие годы библиотека является уникальным культурным учреждением, реабилитационным центром духовного обогащения незрячего и слабовидящего человека, начиная с детского возраста.

Давние дружеские отношения связывают наши коллективы. Пусть наш общий труд послужит благородному делу просвещения незрячих.

Статья Алексея Упшинского «Первые сто лет, Или мы рады всем и всех ждём» познакомит вас с историй образования библиотеки, развитием библиотечного дела с конца XIX века и до наших дней, расскажет о тех, кто возглавлял и сотрудничал с библиотекой все эти годы, о том, как устроена библиотека и чем она живёт сейчас.

 

Российская государственная библиотека для слепых и журналы: «Наша жизнь» и «Школьный вестник» подвели итоги конкурса на лучшее эссе «Поклонимся великим тем годам!», посвящённого 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В конкурсе могли принять участие все желающие, как взрослые, так и дети. Лучшие материалы печатались в журналах уже с июня 2019 года.

В журнал «Школьный вестник» было прислано 12 материалов (4 от взрослых читателей и 8 от школьников) из Санкт-Петербурга, Ставропольского края, Челябинска, Воронежской области, Новокузнецка и Рязани.

Эссе-победители конкурса прозвучат также на автоинформаторе и на интернет-радио  Российской государственной библиотеки для слепых.

 

В этом году Россия участвовала в международном конкурсе «Европейское Брайлевское эссе» уже одиннадцатый раз, более 300 работ представили на суд международного жюри как члены ВОС, так и юные брайлисты. Конкурс проводит Европейский Союз слепых с целью поощрения незрячих к использованию Брайля в качестве инструмента для доступа к информации и включения в жизнь общества. Практически каждый год российские участники побеждают в различных номинациях, среди победителей есть и авторы нашего журнала.

В 2020 году среди победителей оказался 14-летний россиянин Амир Гумеров из Республики Татарстан — он занял второе место. В юниорской категории его эссе «Брайль и музыка» отмечено жюри как «отличная работа». В своем эссе Амир пишет: «… благодаря Брайлю возможности незрячих людей безграничны! Мы можем изучать науки, осваивать языки, читать художественную литературу... и даже учить ноты!»

Амир учится в «Казанской школе № 172 для детей с ограниченными возможностями здоровья». «В 6 лет Амир полностью потерял зрение, но он не унывает, — пишет его мама Наталья Гумерова, — Амир творческий человек, играет на фортепиано и кларнете, пишет музыку и является лауреатом Международного конкурса «Сфорцандо». Он занимается спортом — плаванием, увлекается программированием и мечтает поступить в Университет Иннополис, любит слушать аудиокниги».

«Школьный вестник» поздравляет Амира с заслуженной наградой и желает ему исполнения всех мечтаний!

 

Сегодня, когда многие вынуждены работать и учиться дистанционно, видео и аудио формат общения, в том числе, уроки и занятия, становятся всё более и более востребованными. Вот и авторы инклюзивного проекта Everland совместно с профессиональным инструктором хатха-йоги Ольгой Гельфанд разработали специальный онлайн-курс «Йога для незрячих».

Корреспондент нашего журнала Екатерина Шевичева встретилась с Ольгой и подробно расспросила, чем отличается занятия йогой от привычного фитнеса, какие различия в описаниях упражнений для зрячих и незрячих людей и почему этот курс в аудио формате, а не в видеозаписи?

— Ольга, как получилось, что вы начали разрабатывать курс йоги для незрячих? С чего всё начиналось?

— Со знакомства с Еленой Мартыновой, руководителем компании Everland. Она предложила идею разработать онлайн-курс. Я подумала, ведь и правда, для зрячих есть множество разных техник и методик йоги, а для незрячих ничего такого нет. Начала спрашивать у коллег, никто ничего подобного для незрячих не делал. Я поняла, что эта тема действительно не изведана, про незрячих просто забыли, особенно в период карантина. И поэтому я, конечно же, согласилась. Для меня, правда, было непонятно, как все это делать. Но постепенно всё встало на свои места, и мы сделали аудио курс «Йога для незрячих»: http://tifloyoga.evland.ru.

— А почему именно аудио курс? Мне кажется, было бы правильнее создать видео, ведь тогда им смогли бы пользоваться и слабовидящие.

— Это аудио плюс видеоряд из фотографий асан. Зачастую незрячие проживают со зрячими родственниками, поэтому они могут хотя бы скорректировать человека при выполнении упражнения. То есть я рассказываю об асане, как в неё нужно встать, а фотография это демонстрирует.

Тут надо понимать, что йога — это не движение. Это статическое положение тела в пространстве. То есть ты становишься в асану и стоишь. Чем дольше ты стоишь, тем эта асана лучше освоена. Асана считается освоенной, если человек выполняет ее в течение 10 минут. Но йога – это не результат, йога — это процесс, вот почему каждую позу можно осваивать до бесконечности.

Я считаю, что видео здесь не нужно. Фотографии дают возможность рассмотреть асану и правильно ее выполнить. Они нужны только на начальном этапе, чтобы человек понял, правильно вошел он в эту асану или нет. Когда он встанет в асану правильно, потребность в просмотре фото и видео отпадет сама собой. Аудио здесь вполне достаточно. Ведь йогой можно заниматься даже в темноте. Есть такое направление, когда йоги практикуют с закрытыми глазами.

Что касается курса, то при описании каждой асаны я акцентирую много внимания на мелочах — как стопу ставить, на сколько градусов согнуто колено, куда смотрит голова и т.д. Незрячий легко становится в эту асану. Тут даже лучше, что есть только фотографии, потому что их можно дольше рассматривать. Пока это пилотный проект. Конечно, если будет запрос, можно попробовать и видио записать. Мы готовы к экспериментам…»

О чём ещё рассказала Ольга нашему корреспонденту, вы узнаете, прочитав статью «Йога — это не результат, йога — это процесс».

 

 

Таков, какой есть,

С обнажённой душой.

Ранимый и робкий —

Стою пред тобой…

С такого четверостишия начинается незатейливая беседа Евгении Зуевой с его автором Тимофеем Третьяковым, по образованию историком и массажистом, а по жизни романтиком, написавшим несколько поэтических сборников и «стойким солдатом» не сломленным беспощадными обстоятельствами.

«— Тимофей, расскажи немного о себе, чтобы наши читатели имели представление, что ты за «птица» такая.

— Я родился в селе Богучаны Красноярского края. Это чудесное место, окружённое лесами, существующее в ритме животворящей реки Ангары. Моё советское детство было обычным и по-человечески счастливым, с нюансами сельской жизни. Зимой — санки, снежки и лыжи. Летом — велосипед, купание в реке, рыбалка, охота и прочее. Вообще, лес и река завораживают и учат понимать жизнь. Эти умения остаются с человеком навсегда. Я до сих пор храню в памяти звуки шумной тайги, свежесть бойкой Ангары, крик улетающих птиц. Я воспитывался в среде геофизиков, и родители с раннего детства приучили к походам в лес, к умению работать руками, бродить нехожеными дорожками и любить и ценить природу. Не могу сказать, что я усердно учился в школе, но я её благополучно закончил. И после окончания школы начались перемены в моей жизни. Я переехал в город, поступив в педагогический институт на исторический факультет. И началась другая жизнь.

— Что лично тебе дала учёба?

— Я до сих пор убеждён, что большинство детей, закончивших школу, не особо понимают, кем они хотят быть. Детство закончилось, и стремительно приближается юность. И сложно определиться здесь и сейчас, кем ты хочешь быть, и какая профессия станет тебя кормить. Вот и у меня было так. Поэтому на исторический факультет я пошёл, скорее, по настоянию родителей. А вот потом настала другая жизнь — городская среда; студенческие вихри; молодость; друзья; история как наука, помогающая понять прошлое и будущее, причины и следствия; романтика поездок на раскопки и вся эта полевая-кочевая жизнь. Вот она-то и изменила моё отношение к выбранному пути. Невольно, сам того не подозревая, я открыл дверь в профессию, которая начала мне нравиться. Хочу дать простой совет студентам — не пренебрегайте студенческой практикой независимо от того, какую профессию вы для себя выбрали. И в моё время, и сейчас студенты пытаются «отгородиться» от прохождения практики. И вот, когда ты с дипломом выходишь на работу, понимаешь, где и что ты не добрал, и что не доучил.

— В определённый момент твоя жизнь разделилась на «до» и «после». Прошло уже много лет. Расскажи, что помогло справиться с бедой?

— Сейчас, когда прошло много времени, я могу сказать, что жизнь моя разделилась на «до» и «дальше», хотя сначала так не казалось. К этому выводу я пришёл не сразу. В двадцать два года я попал в аварию, в результате которой полностью потерял зрение и получил травму средней части лица. Что сказать, было непросто... Я перенёс много операций — тех, которые спасли мою жизнь, а потом ещё и пластических и восстановительных. Это о физической боли. С душевной было намного сложней. Мы с мамой находились в ситуации, когда оба не знали, что делать, куда податься, с чего начать моё «возрождение».

Когда меня выписали из саратовской больницы, мы приняли решение вернуться в Сибирь, в Красноярск. Тогда я находился в ситуации человека «в дверном проёме» — это когда ты ни вперёд не можешь шагнуть по причине страха, ни назад, поскольку прошлое уже недоступно. Жизнь так устроена, что когда человек что-то теряет, после он обязательно что-то приобретает. Должно случиться то, что поможет идти дальше — случайный разговор, знакомство, встреча. Когда я получал справку об инвалидности, меня проинформировали, что есть такое Всесоюзное общество слепых: «Обратитесь, там вам помогут». Я взял адрес и пошёл туда, ибо, повторюсь, не знал, что мне вообще надо делать, находился в полной растерянности. Только-только ослепший человек становится недееспособным, так как его прошлые навыки оказываются бесполезными, а новых он ещё не приобрёл. В обществе слепых, увидев мою растерянность, меня сразу же отправили в Бийский центр реабилитации слепых. Там я увидел абсолютно другую жизнь — жизнь, в которой незрячие люди работают, любят, женятся, познают мир, ищут новые увлечения. Помимо навыков самообслуживания, я научился ориентироваться в пространстве, читать и писать по системе Брайля. Но важней всего было общение с людьми. Так уж устроен человек — не может он без информации и общения. А когда ты молод, это становится важнее всего остального.

— Сегодня в век цифровых устройств многие считают, что система письма и чтения по Брайлю вроде как отошла на второй план. Что ты по этому поводу думаешь?

— Да, мы успешно освоили современные гаджеты. Жизнь стремительна, и всё происходит быстро: нажал кнопку «отправить» – и письмо у адресата, ещё кнопка – и слушаешь аудиокнигу. Когда я потерял зрение, было всё иначе. Компьютеры только-только входили в нашу жизнь, и это явление не было массовым, интернет делал первые завоевательные шаги, мобильные телефоны у всех появились чуть позже. И я, молодой человек, потерявший зрение, испытывал беспощадный информационный голод. Привычное чтение стало невозможным. Вот тут и пришла на помощь система письма и чтения по Брайлю. Освоив её в Бийске, я понял, что она меня очень выручит. Я стал читать книги и вытащил себя из информационной ямы.

Я уверен, незрячим людям необходимо читать и писать по Брайлю: во-первых, дети учатся в школе, и приобретать навык письма и чтения на компьютере невозможно; во-вторых, есть люди, которым сложно эмоционально воспринимать аудиокниги, им необходимо самим пройтись пальцами по строчкам; в-третьих, тактильное чтение формирует речь человека, а компьютер здесь лишь вспомогательная штука, облегчающая образовательные процессы и делающая их удобными. Так что мой добрый совет молодежи: не пренебрегайте системой Брайля, впустите этот навык в свою активную жизнь…»

Полностью интервью «Мои незапертые двери…» читайте в нашем журнале.

 

В апреле 2019 года в Воронежской областной специальной библиотеке для слепых им. В.Г. Короленко был проведён Региональный on-line конкурс на лучшего пользователя персонального компьютера без использования визуального контроля.

Ученик Павловской школы-интерната № 2 Владислав Яценко принял участие в этом конкурсе и занял первое место в номинации «Эссе». Его работу «Моё электронное устройство в быту и учёбе» в редакцию прислала тифлопедагог КОУ ВО «Павловская школа-интернат № 2 для обучающихся с ОВЗ» Марина Иваненко. Мы её публикуем в этом номере.

 

«ПОЭТИЧЕСКАЯ ВОЛНА» порадует вас стихами Леонида Авксентьева и Омара Хайяма.

Широкому кругу людей Омар Хайям известен как автор рубаев — четверостиший, имеющих тонкий философский смысл. Однако в первую очередь он был учёным, достигших невероятных успехов в области математики, астрономии, истории, литературы и даже кулинарии. Сегодня сложно найти человека, который бы ни разу о нём не слышал. А ведь при жизни он не был настолько известен. Имя Омара Хайяма стало всемирно известным только в XIX веке благодаря английскому исследователю Эдварду Фицжеральду, который нашёл записи философа, перевёл их на английский язык и первым начал исследование трудов учёного. Омар Хайям жил в сумрачные времена Средневековья. За малейшее вольнодумство на Востоке люди подвергались беспощадным гонениям, но рубаи Хайяма — это свободолюбивые и полные сочувствием к людям обращения к современникам.

Его жизнь была настолько многогранной, а выдающихся результатов он достиг в таких совершенно противоположных сферах деятельности, что существует версия, будто бы Омара Хайяма никогда не существовало, что под этим именем скрывается не один человек, а несколько. Конечно, исторически точно отследить деятельность человека, жившего тысячу лет назад, непросто. Однако существуют документальные доказательства того, что Омар Хайям — не миф, а реально существующий человек с выдающимися способностями, живший сотни лет назад. Более всего в личности Хайяма нас поражает то, что поэт может мыслить как учёный, а учёный видеть мир как поэт. Таким редчайшим гармоническим сочетанием разных способов познания мира обладал Омар Хайям, и это подтверждается относящимися к Средним векам документами, в которых о Хайяме говорится как об учёном и поэте в одном лице. Просто в персидских сочинениях автор именуется Омар Хайям, а в арабских — Омар ал-Хайями.

Не смешно ли весь век по копейке копить,

Если вечную жизнь всё равно не купить?

Эту жизнь тебе дали, мой милый, на время, —

Постарайся же времени не упустить.

 

В рубрику для наших юных читателей «АЗ, БУКИ, ВЕДИ» вошли стихи Натальи Карповой и «Сказка задом наперёд» Екатерины Рогачёвой.

 

Наталья Карпова

КРОКОДИЛЬЕ

Признался как-то крокодил:

— Я в гости сроду не ходил.

Зачем? Мне дома хорошо.

Да и куда бы я пошёл?

Плестись к бизону не резон —

Мне не компания бизон!

К пиявкам тоже не хочу —

Вдруг, ненароком проглочу!

От змей мурашки по спине!

К слону?

Да ну!

К свинье?

Ой, неее!

 

Я не могу пойти к ежу —

С ежами с детства не дружу!

Мне не товарищ какаду!

К мартышкам точно не пойду!

Хотел проведать кенгуру,

Да всё костюм не подберу!

Я бы верблюда навестил,

Да электричку пропустил!

Пешком тащиться?

Ни за что!

Потом...

Не звал

Меня

Никто.

 

39 урок бисероплетения Ларисы Шевцовой посвящён плетению очень красивых веточек спиреи.

Спирея — это кустарник с прямыми ветками, на концах которых расположены соцветия мелких цветочков. Наши веточки можно оформить и в виде куста, и в виде букета. Так же веточки спиреи можно использовать в качестве дополнения к весенним букетам.

В этом уроке мы повторим петельную и французскую технику, научимся записывать схему плетения листочка во французской технике. А так же рассмотрим несколько вариантов плетения самих цветочков.

Фантазируйте и всё у вас получится!

 

Все постоянные рубрики «ПРОБА ПЕРА» и «БИБЛИОТЕЧКА МУЗЫКАНТА» также на своих местах.

 

Брайлевский номер содержит рельефно-графическую иллюстрацию — карта Уральского федерального округа.

 

Тифлокомментарий 1 страницы обложки плоскопечатного варианта журнала № 11 за 2020 год. Цветная фотография. В школьной аудитории две воспитанницы ГКОУ СКОШИ №2. На переднем плане за партой сидит темноволосая девочка в бирюзовом лонгсливе и тёмном сарафане. Её руки сложены на столе перед собой друг на друга. Губы в полуулыбке.

Другая ученица стоит сзади за соседней партой, опершись правой рукой о стул. В левой руке девочка держит лист белой бумаги. Она в очках, одета в белую водолазку и чёрный сарафан.

На заднем плане на стене висит яркий красочный стенд с названием «Классный уголок». Под ним расположился кожаный диван салатового цвета.

 

Читайте с удовольствием!

 

Анонсы нашего журнала, а также избранные статьи из каждого номера можно прослушать на РАДИОВОС в рубрике "У нас в гостях журнал "Школьный вестник": http://www.radiovos.ru/archiv.php?cid=1372313236241348

В эфире:

в среду: в 03:15, 09:15, 15:15, 21:15

в субботу: 06:15, 18:15

Дата: 
среда, декабря 16, 2020