«Поиск работы — это тоже работа!»
Екатерина Шевичева («Школьный Вестник» №10 за 2020 год)
«Поиск работы — это тоже работа!»
Можно долго рассуждать о том, что трудоустройство незрячих на открытом рынке труда — утопическая идея, которую очень сложно реализовать. Но сегодня современная незрячая молодёжь получила прекрасный шанс не только найти работу своей мечты, но и сделать карьеру. Вы спросите, как такое вообще возможно, ведь много молодых специалистов в наши дни сидят без работы? Возможно, и об этом расскажет Оксана Чучункова — один из ведущих специалистов по трудоустройству инвалидов РООИ «Перспектива».
Региональная общественная организация «Перспектива» создана в 1997 году. Это одна из немногих российских организаций, отстаивающих права инвалидов с различными нозологиями. Миссия организации — улучшение качества жизни людей с инвалидностью и включение их во все сферы жизни общества. Одним из направлений деятельности «Перспективы» является трудоустройство инвалидов на открытом рынке труда. Надо отметить, что, несмотря на все сложности трудоустройства незрячих и скепсис по этому поводу со стороны самих инвалидов по зрению, за 2019 год с помощью своих молодёжных программ РООИ удалось трудоустроить 11 человек с нарушением зрения. Среди этих счастливчиков трое — тотально незрячие.
— Я уже несколько лет слежу за тем, куда поступают выпускники школ-интернатов, — рассказывает Оксана. — Люди поступают не только в специализированные вузы, это радует. Поступают в очень дружественный для нас Российский государственный социальный университет (РГСУ), в Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), на лингвистические факультеты различных вузов, в Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ), в Российскую академию народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), в Московский государственный университет (МГУ), в Курский музыкальный колледж и в Гнесинку тоже. Конечно, по-прежнему выпускники школ-интернатов учатся на массажистов — это прежде всего училище в Кисловодске, московский медицинский колледж № 6. Хотя в московском колледже образование значительно слабее. Причём незрячих там особо не жалуют. Те старшеклассники, кто планирует учиться дальше, выбирают в основном интеллектуальные профессии. Это филология, иностранные языки, журналистика, юриспруденция. В МГППУ изучают информационные технологии.
— А какие профессии на современном рынке труда доступны для незрячих?
— Конечно же, по-прежнему незрячие могут работать массажистами, это всё-таки самая популярная среди нас профессия. Музыканты, переводчики, юристы, преподаватели. Что касается современных информационных технологий, то профессий, доступных для незрячих, стало меньше. Очень много графики, поэтому даже работа копирайтером или контент-менеджером и т.д. сегодня для незрячих не всегда возможна.
— А много ли учителей вам удалось трудоустроить?
— К сожалению, нет. Руководство нашей компании приняло решение работать с бизнесом, то есть трудоустраивать на крутые позиции. Преподавателей мы трудоустраивали, незрячих тоже, но в другие сферы. Был у нас незрячий историк, который водил экскурсии в музее Царицыно. Но здесь, конечно, нужны соответствующее образование и соответствующие навыки. Также нельзя забывать про наши «Диалоги в темноте», «Прогулки в темноте». Но их возможности тоже ограничены, просто нет столько вакантных мест. Мы работаем на открытом рынке труда. Видимо, учителей выпускается больше, чем существует спрос. Конечно, гид в музее — это скорее исключение, это не массовая профессия, но у нас большинство профессий для незрячих — не массовые.
Мы сейчас говорим о незрячих, подразумевая выпускников школ, молодёжь. Но ведь сколько людей поздноослепших, и они тоже хотят что-то делать, где-то работать. И у них образование такое, что мы понимаем: они не смогут найти работу по прежней специальности. Для успешного трудоустройства таким людям нужно много чего осваивать, начиная с ориентировки и заканчивая современными компьютерными технологиями.
Что касается профориентации в школах, то сегодня её нет даже в массовых школах. Вот, например, мой сын недавно закончил обычную школу. В старших классах они прошли лишь один профориентационный тест, который выявил, что он, якобы, может работать в сфере «Человек — человек». И всё. Неплохо бы в наших специальных школах начинать профориентацию в 8 — 9 классах. Мы давно над этой проблемой думаем. Делает ли что-то ВОС в этом направлении? Не знаю.
— Если помечтать, что когда-нибудь в специализированной школе для слепых и слабовидящих будет проводиться методически грамотно построенная работа по профориентации, она поможет решить проблему трудоустройства незрячих?
— Думаю, что в какой-то степени да.
— Но ведь для незрячих профориентационная работа должна включать не только рассказ о профессии, но и формировать какие-то важные навыки — например, навыки коммуникации, так называемые soft-skilles. Ведь переучивать очень сложно. Мы часто видим незрячих скованных, у которых мимики практически на лице нет. Получается, что эту проблему надо решать уже с первого класса?
— Вы правильно говорите, всё должно начинаться со школы. У нас в школе этого почти не было. Я многому научилась, когда на один год попала в США в рамках интернациональной программы. Эта программа работала несколько лет и была спонсирована японским фондом. Раз в неделю у нас были интенсивные занятия по ориентации и мобильности, хотя этого, конечно, было мало. В мой заезд в программе было 34 человека из 19 стран. Так получилось, что ребята были в основном тотально незрячие. Но вы знаете, нас там не жалели. Мы сами себя обслуживали, сами перемещались по территории школы.
— Какие основные сложности существуют при трудоустройстве незрячих на открытом рынке труда?
— Со стороны соискателя: при хороших исходных данных, хорошей квалификации — это недоступность программного обеспечения.
Немобильность. Человек не готов каждый день куда-то ездить самостоятельно, без сопровождения.
Недостаточная мотивация.
Иждивенческие настроения. Человек иногда заявляет: «А может, вы мне просто деньги будете платить?»
Несовпадение спроса и предложения. Например, работодателю нужен определённый специалист, а среди незрячих такого просто нет.
И, конечно, для незрячего важен внешний вид. Многие об этом даже не задумываются. А между тем вузы-то все заканчивают, все ищут работу. На открытом рынке труда просто гигантская конкуренция. Как мне рассказал один HR-менеджер*, я тогда трудоустраивала юриста в компанию «Ямаха» и отправила им девушку-соискателя, за одну ночь к ним пришло 200 резюме. То есть даже среди зрячих людей конкуренция сумасшедшая.
Главная трудность со стороны работодателя — это, давайте будем честны, всё-таки не готовность воспринимать незрячих людей в качестве сотрудников. Порой мне это очень горько осознавать, но мы в представлении многих работодателей стоим где-то на одной ступени с людьми с нарушением интеллектуального развития. Конечно, прямо в глаза это не говорят, но люди боятся. Они с удовольствием проводят тренинги, обсуждают ролики, об этом говорят. Но принять в коллектив инвалида по зрению они не готовы. Мы ещё долго будем с этим бороться. По-моему, даже в вузах с восприятием незрячих дела проще обстоят. Там молодёжь, она более гибкая. А здесь KPI (ключевые показатели эффективности), то есть производственные показатели: кто будет за незрячего работать и так далее. Такие опасения, к сожалению, присутствуют. На мой взгляд, это самая большая проблема со стороны работодателя. Понятно, конечно, что многие офисные профессии нам не подходят априори. Но сейчас возможность удалённой работы даётся многим сотрудникам. Почему бы не дать незрячему возможность работать удалённо? Если в этом смысле работодатели будут более гибкими, это может привести к какому-то позитивному результату.
— Если убрать составляющую зрячести-незрячести, какими качествами должен обладать человек, чтобы его приняли на работу, что он должен для этого сделать?
— Сначала должен написать хорошее резюме. Затем пройти хорошо собеседование, и не одно.
Достойно сдать тесты. Их бывает несколько, в зависимости от выбранной позиции. Например, тест на владение какими-либо офисными компьютерными программами или тест на знание иностранного языка.
И наконец, кандидат на вакансию должен подходить под корпоративную культуру. Сотрудник отдела по подбору персонала уже по определённым признакам, критериям понимает, подходит соискатель под корпоративную культуру компании или нет.
Конечно, для незрячих всё это усугубляется. Но тем не менее требования к соискателю на вакансию одинаковы для всех.
— В РООИ «Перспектива» организована онлайн-программа «Неограниченные возможности». Она подразумевает работу с незрячими соискателями? Ведь людям с нарушениями зрения тоже нужно уметь составлять резюме. Проходить собеседование, понимать, как вести себя с работодателем. Этому вообще инвалидов по зрению у вас учат?
— Этому учат всех, в том числе и незрячих. Программа «Неограниченные возможности» — это временный проект. В основном он посвящён профориентации и работе с людьми с рассеянным склерозом. Но вебинары может посещать абсолютно любой человек, независимо от формы инвалидности. Есть возможность лишний раз проработать тему с живым экспертом. У большинства наших специалистов очень высокий уровень подготовки, потому что очень большой опыт практической работы.
Это курс из 10 вебинаров, многие вебинары предполагают домашнее задание. Конечно, человек сам решает, выполнять их или нет. Но с нашими специалистами всегда можно связаться и отправить свою домашнюю работу, чтобы получить консультацию
Но у нас есть и вариант получше. — программы по трудоустройству. Одна из таких программ — это наш знаменитый, любимый, известный «Путь к карьере», который в Москве проходит с февраля по апрель. Программа предназначена для студентов и молодых специалистов с инвалидностью вообще, но незрячим никто не воспрещает принимать в ней участие. Программа также проходит в регионах, где представлена РООИ «Перспектива» — это Санкт-Петербург, Воронеж, Казань, Новосибирск, Нижний Новгород. И у нас там недобор!
— Что нужно для участия в программе «Путь к карьере»?
— Человек должен иметь высшее образование или заканчивать вуз. Это важно. Возраст — до 35 лет, но в некоторых случаях мы можем возрастную планку подвинуть. И, конечно, человек должен понимать, что он на самом деле хочет.
Из 60 заявок мы отбираем около 30, в этом году отобрали 25. Когда участники отобраны для тренингов, они в течение 2 месяцев дважды в неделю, как на работу, по вечерам ездят на эти тренинги. Тренинги не наши! Занятия проводят бизнес-компании. Такие тренинги от бизнеса среди людей с инвалидностью очень популярны. Чему учат на этих тренингах? Это написание резюме, практика интервью в реальной ситуации собеседования. Это обязательно теоретическая часть (ситуация на рынке труда), деловая переписка на конкретных кейсах и с домашним заданием. Наставник проверяет домашнюю работу, потом участники делают какие-то задания на занятиях. Также проводят тренинг «Деловой этикет», «Работа в команде», тренинг MBTI (выявление различных предпочтений людей в области восприятия, переработки и выражения информации) и много ещё чего.
Есть ещё защита цели. Если ты не сможешь защитить свою цель — зачем ты пришёл в программу — ты отчисляешься.
Но самый важный момент, это новшество у нас пару лет, — к каждому участнику прикрепляется ментор из бизнеса. Это говорит о том, что бизнес хочет работать с людьми с инвалидностью. Финальную презентацию на 3 — 5 минут участник программы готовит не с нами, он готовит её со своим ментором, с представителями бизнеса. Это важно, потому что бизнес знает, какие люди ему нужны и как человеку себя правильно «продать».
— Среди участников этой программы были незрячие?
— Да. В этом году у нас участвует незрячий. Я с вашего позволения не буду называть его имя, а расскажу о прошлом конкурсе, в котором участвовал незрячий экономист Артур Зайнуллин, закончивший Российскую экономическую школу. Когда я его увидела в финале, на презентации, я сказала, что этот парень выиграет. Так оно и получилось. Артур обладает бешеной харизмой. Все знали, что он незрячий. Но он так построил свою презентацию, что зал просто взрывался аплодисментами. Презентация должна удивить. И Артур удивил тем, что несколько слайдов своей презентации он говорил на английском. До него этого не делал никто. То есть наш конкурсант показал на практике знания иностранного языка. И ему прямо после финала предложили работу риск-менеджером в компании «Альфа-банк». Я у него спрашивала, были ли проблемы с программным обеспечением, так как скрин-ридеры не разрешает ставить служба безопасности. С этим проблем не возникло, но появились сложности со службой пожарной безопасности. Это реальная проблема, так как эта служба приравнивает незрячих к колясочникам и считает, что у незрячих будут проблемы с эвакуацией. В общем, Артур перешёл на работу в другую компанию, а затем уехал на работу в Нидерланды, где сейчас и проживает.
Ещё одна наша незрячая конкурсантка — это Алина Кудрявцева, владеющая английским и греческим языками. У неё история другая. Она не была трудоустроена после конкурса. Надо сказать, что информация обо всех наших конкурсантах публикуется в специальной брошюре. И вот однажды её увидел в брошюре специалист по подбору кадров компании «Майкрософт». Алину пригласили на удалённую работу. Сегодня она сотрудничает с «Майкрософт», выезжает с ними на конференции, и все счастливы.
— Существуют ещё какие-нибудь молодёжные программы, в которых могли бы принимать участие незрячие?
— Да, конечно! Например, очень хотелось бы рассказать о программе «Карьерные перспективы». Она также проводится в Москве и регионах присутствия РООИ «Перспектива». В программе принимают участие люди с инвалидностью не обязательно с высшим образованием, это те, кто хотел бы изменить что-то в своей карьере, или кто вообще никогда не работал, или те, кто хочет устроиться на работу и знает, где он хочет работать, или те, кто хочет открыть своё дело. То есть здесь спектр несколько шире. В рамках этой программы тоже предполагаются работа с ментором, встречи с наставником в Москве или удалённо. После прохождения программы «Карьерные перспективы» участники попадают к нам «на карандаш», плюс их видит бизнес, не так, конечно, акцентированно, как в программе «Путь к карьере». Но так или иначе, есть хороший шанс пройти стажировку и трудоустроиться, так как участники программы уже прокачали свои навыки. Также в программу входят тренинги по написанию резюме, прохождению собеседования и ряд других.
Ещё одна программа — «Попробуй профессию в деле».
Программа инициирована в Москве компанией «Майкрософт» и проводится в столице. Но в ней могут участвовать представители из регионов и даже из стран СНГ, так как участвовать можно в удалённом режиме. В прошлом году к «Майкрософт» присоединилась компания «Юнилевер». И мы хотим, чтобы к этой программе присоединялось как можно больше новых компаний.
Программа подразумевает участие людей с любой формой инвалидности. В чём суть программы: компании отбирают для себя участников и работают с ними в течение двух — двух с половиной месяцев в качестве менторов по профессиональным кейсам. Чаще всего у нас кейсы по таким специальностям, как программирование, маркетинг, финансы, юриспруденция, HR. Вместе с наставником ребята работают над кейсом. Они делают свой проект, наставники проверяют. В конце программы участники презентуют результаты своего труда. В прошлом году в программе участвовал школьник Всеволод Попов. В настоящее время он учится в Московском городском психолого-педагогическом университете на факультете информационных технологий. Он делал кейс, связанный с программированием, и потом в отзывах написал, что работа в проекте помогла ему сориентироваться в выборе профессии. А это ещё раз подтверждает тот факт, что незрячие могут принимать участие в этом проекте, и это действительно будет хорошим подспорьем как при обучении, так и при поиске работы.
— РООИ «Перспектива» сотрудничает со многими организациями, занимающимися трудоустройством инвалидов по зрению. Какой опыт существует за рубежом в этом направлении?
— Мне бы хотелось рассказать об одной американской организации в Сан-Франциско, которая называется «Маяк». Я ездила вместе с коллегой в 2017 году к ним в рамках одного из проектов. Меня очень поразило вообще, как там всё устроено. Это некая смесь досугового, реабилитационного и учебного центров. У них два этажа. На каждом разные кабинеты, где проводятся разные мастер-классы: кулинарные, какие-нибудь ремесленные или по рукоделию. И в то же время там есть занятия по поиску работы. В центре есть небольшой отдел, непосредственно занимающийся этим вопросом. Как рассказывала менеджер этого отдела, они не ищут работу своим подопечным. То есть мы в «Перспективе» работаем больше как кадровое агентство. Они этого не делают. Они обучают своих подопечных всему, вплоть до того, как и куда нужно смотреть при собеседовании. Потому что среди незрячих, как известно, многие просто не понимают, что нужно смотреть на собеседника. А дальше они уже сами ищут работу. Они их просто учат, как это делать. Незрячие могут быть у них на «балансе», пока не найдут работу, то есть столько, сколько нужно. И есть успешные истории.
Резюмируя беседу с Оксаной Чучунковой, можно с уверенностью сказать, что конкуренция существует не только среди незрячих, конкуренция — это одна из характеристик нашей современной жизни. Она существует на открытом рынке труда для всех. Просто незрячие ко всем общим проблемам при трудоустройстве имеют ещё одну — проблему со зрением. Поэтому, чтобы незрячему найти достойную и хорошо оплачиваемую работу, надо не зацикливаться на своей незрячести, а пройти всю эту технологическую цепочку трудоустройства. И начинать надо с правильной постановки вопроса, а именно: поставить цель и постепенно, пошагово к ней идти, как к ней идёт абсолютно любой человек. Но обязательно надо иметь в виду, что не все профессии доступны незрячим. Никаких секретов в трудоустройстве незрячих просто не существует.