Перейти к основному содержанию

Паралимпийская экспедиция — 2020

Андрей Гостев ("Школьный Вестник" №10 за 2020 год)

Моя история слабовидящего туриста началась более пятнадцати лет назад. Первыми шагами стали водный поход по реке Вуокса в Ленинградской области и горный лыжный в Хибины (Кольский полуостров). Там я и познакомился с интересными людьми, которые вовлекли меня в активную туристскую жизнь и открыли мир приключений и путешествий. Всё это стало толчком для создания нашего клуба «Масштаб плюс», который помогает отважиться на путешествия людям с ограниченными возможностями здоровья.
Побывав на Кольском полуострове зимой, я всегда хотел узнать, как эти удивительные места выглядят летом. Однажды я наткнулся на телепередачу о том, как сотрудники МЧС поднялись на высшую точку Мурманской области, своё восхождение они посвятили Дню Победы в Великой Отечественной войне. И я стал мечтать о походе в Хибины.
В этом году пандемия спутала все карты. Наши планы на этот сезон кардинально изменились. Но, несмотря на это, команда продолжала тренироваться в условиях самоизоляции. Это была интенсивная зарядка дома, силовые упражнения, у кого-то работа на велотренажёре. Когда открыли парки, тренировки переместились туда. Кто был на даче, начал регулярно бегать, повышая выносливость. Также мы использовали мобильные приложения для занятий спортом и избавлялись от набранного веса.
Многие соревнования проходили онлайн, и ребята из нашего клуба в них тоже участвовали. Однако было сильное желание организовать какое-нибудь бюджетное путешествие. И тут всплыла старая мечта о летнем походе в Хибины. Я поделился идеей со своим другом, к тому же инструктором по туризму Леонидом Селивановым. Идея ему понравилась, да и отпуск он планировал как раз в то же время, что и я. Наш общий друг незрячий спортсмен Николай Чернушкин нас с энтузиазмом поддержал, и мы стали готовиться.
Для безопасного прохождения маршрута нам необходимы были помощники. В этом качестве прекрасно подошли наши сыновья Артём Селиванов и Павел Гостев. Так сформировался состав Паралимпийской экспедиции — 2020, которую мы решили посвятить 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Внимательно изучили информацию о маршруте в Интернете, посовещались со специалистами о трудностях на маршруте. Всё, что необходимо для подготовки экспедиции, Леонид заносил в специальную тетрадь — списки снаряжения, лекарства для аптечки, провиант, расходы, нитку маршрута и прочее и прочее.
Купили билеты до станции Имандра, туда и обратно. Закупили провиант на 10 дней в соответствии с раскладкой — завтрак, обед, ужин, перекус. Для того чтобы снизить общий вес рюкзаков, приобрели сублимированные (засушенные) мясо птицы, говядины, свинины и овощи. Затем подготовили личное и командное снаряжение, а именно: палатки, спальные мешки, тент, коврики, газовые горелки, посуду, аптечку, ремонтный набор, дождевики, гамаши и др. Всё необходимое поместилось в рюкзаки от 80 до 100 литров. Сели в поезд и поехали.
На 1 августа синоптики обещали пасмурную погоду без сильных дождей с температурой воздуха от 12 до 15 градусов. И мы были готовы к разным погодным условиям. Вышли из поезда и оказались сразу в начальной точке маршрута. Светило солнце, было прекрасное настроение. Во время пешеходных и горных походов обязательным инвентарём являются трекинговые палки. Это не только дополнительные точки опоры, но в нашем случае ещё и средство для ориентировки в пространстве.
По хорошей лесной дороге мы прошли 7 км и оказались на уютной стоянке у подножия горы Маннепахк (в переводе с саамского языка — Яичная гора). Разбили лагерь, приготовили ужин. На следующий день встали пораньше, чтобы отправиться в радиальный выход к перевалу Северный Чорргор (высота 985 м). Перевал особенно популярен среди опытных туристов. Для новичков он сложен. Склон у него крутой, а зимой вообще лавиноопасный. Об этом свидетельствовали валяющиеся то тут, то там обломки лыж, кольца от палок, рваные ботинки.
Хотелось изучить этот перевал, но в лайт-варианте. С собой взяли только самое необходимое, оставив на стоянке всё лишнее. Такой выход необходим для того, чтобы понять общий темп группы со всеми особенностями команды. Многолетний практический опыт подтвердил, что для незрячего в команде желательны два помощника, особенно в условиях сильно пересечённой горной местности. Это позволяет повысить безопасность на маршруте и даёт возможность сменять друг друга. Таким образом, происходит плавное втягивание в путешествие. В качестве ведущих Николая стали Леонид и Артём, а мне помогал Павел. У нашей группы была ещё дополнительная задача — собрать коллекцию минералов для музея СПб РО ВОС.
Во время этого выхода погода преподнесла сюрприз: пошёл моросящий дождик, покусывали комары, и открывающаяся красота предстала с ненастным оттенком. Мокрые ветки норовили попасть по лицу, скользкие корни и камни держали в напряжении. От долгой ходьбы по мокрому грунту обувь у некоторых участников начала промокать и натирать замерзающие ноги. Хоть ботинки мы и проверяли до похода, но всё-таки не в таких условиях. Хорошо зарекомендовали себя носки из специального материала Gore-Tex, при мокрой обуви ноги остаются более сухими. Тропинка вела нас сначала по хвойному лесу, затем началась зона тундры из карликовых берёз, их сменили мох и лишайники, а потом остались только камни. Но было удивительно, что среди камней неожиданно попался микроцветочный оазис, в горном ручье змеились разноцветные водоросли, а северные микроорганизмы придавали остаткам снега с зимы розоватый оттенок.
Леонид ориентировался на местности по топографической карте, как выяснилось, достаточно старой и «авторитетной», но без детализации, и мобильному приложению MAPS.ME, которое помогало находить стоянки, некоторые броды и конкретное местонахождение, но не все тропинки, как было в других местах, где я его применял. Так же ориентировались мы по турам — специально сложенным каменным пирамидкам, которые помогают отыскать тропу или понять направление движения.
Через шесть часов после выхода из лагеря мы поднялись к перевалу Северный Чорргор и начали по нему продвигаться. Он встретил нас совсем недружелюбно. Поднялся штормовой ветер. Дождь начал переходить в почти снег. Стало холодно. Идти по перевалу пришлось свободным лазаньем. Камни в Хибинах обладают микроострыми вкраплениями. Они могут поранить руки. В такие моменты нужно иметь перчатки, и они у нас были. Градус опасности повышался, особенно для Николая. Поэтому мы оставили его в безветренном месте, чтобы оперативно добраться до места, откуда открывается вид на базу КСС. Но погода становилась всё хуже и хуже. Сколько оставалось пройти, было не ясно. Леонид принял решение вернуться вниз и найти удобное место для стоянки, сварить суп и восстановить силы. Через пять (!!!) часов, промокшие и счастливые, мы вернулись в лагерь. На стоянке уже находились туристы, которые имели меньше опыта и смогли преодолеть лишь одну треть нашего маршрута.
Следующий день подарил нам солнечную и тёплую погоду. Это помогло восстановить силы и высушить вещи. В два часа мы вышли на маршрут к следующему красивому перевалу Южный Чорргор (высота 850 м). Переводится название как «Норное ущелье». Это направление мы выбрали не случайно. Именно этот маршрут ведёт к горе Юдычвумчорр — высшей точке европейского Заполярья России. Её высота составляет 1200 метров. В переводе с саамского название вершины означает «Гудящая гора».
Спустившись со склона Маннепахк к реке Гольцовка, сменили обувь на кроксы и трекинговые сандалии для перехода её вброд. Вода ледяная, подводные камни скользкие. Передвигаться нужно быстро, но в то же время осторожно. Тропа была широкая, натоптанная, поэтому скорость передвижения была высокая (4 км/час). Однако поиски следующего брода отняли много времени. И когда мы снова пересекли реку, то было уже 19 часов. Достали горелочку, сварили заготовленный борщ, поели, немного отдохнули и в полночь подошли к подножию перевала. Эта стоянка поразила своей особой, неповторимой атмосферой. Здесь находятся два горных озерца, в них зеркально отражается сам перевал, тишина и эхо в условиях белых ночей особенно романтичны. Пока ставили лагерь, стало светать. Космическое звучание в таком «концертном зале» приобрела губная гармошка. Это Николай импровизировал мелодии под влиянием нереального окружающего мира.
В полдень отправились на штурм Южного Чорргора. Мои воспоминания о том, как преодолевался этот перевал зимой на лыжах, сильно отличаются от того, что происходило летом. Помню, что когда я долго шёл вверх с другой стороны перевала, я сильно устал. Спустился же я в том месте, где мы сейчас наметили подъём, очень быстро. Поэтому возникло обманчивое впечатление о том, что перевал простой. Преодоление хаотично нагромождённых гигантских, больших и малых камней трудоёмко, особенно для незрячих путешественников. В 2007 году на Восточном Эльбрусе я испытал отчаяние, оказавшись в подобной ситуации. Так же было трудно и на Казбеке в 2011-м. Для безопасности Леонид брал у Николая рюкзак, заносил его вверх, параллельно, как разведчик, отыскивал «приличную тропу». Затем возвращался, нёс свой рюкзак, и мы поднимались всей командой. Челночный темп подъёма медленный, зато малорискованный.
На перевале летом много снега. Чтобы снег не попадал в ботинки, помогают гамаши. Для  психологической разрядки даже в снежки поиграли. На вершине сняли записку и оставили свою. Сделали фото. В спортивном туризме есть особая процедура отчёта о прохождении маршрута. Сначала состав и опыт группы, путь и другие важные моменты согласуются с Маршрутно-квалификационной комиссией (МКК). Затем для подтверждения пройденного маршрута участники предоставляют записки, найденные на перевалах и вершинах, и фотоматериал. В итоге подтверждается категория заявленной сложности и присваивается спортивный разряд.
Вниз с перевала шли траверсом по длинному снежнику. Скорость движения возросла. Главное на спуске не расслабляться, чтобы не поскользнуться и не покатиться вниз. А если вдруг это произойдёт, то надо затормозить с помощью палок. Вообще, как показывает многолетний опыт, двигаться по снегу или льду в «кошках» спортсменам с нарушением зрения легче, чем по камням. Однородность естественного покрытия более понятна на ощупь ногами. Меньше напряжения, меньше утомление, результат — скорость преодоления может быть выше. Спускаясь к озеру, отработали технику прохождения по осыпным склонам. На озере перекусили и отправились дальше. Однако как на карте, так и в мобильном приложении тропинок не было. А по факту они еле заметные, но были. В тундре всё хрупко, восстанавливается природа очень медленно. Прошёл сто лет назад человек, оставил следы, на следующий год ещё кто-то прошёл, потом группа туристов прошла — вот и тропинка появилась. Пробравшись через лесные заросли, вышли к броду через реку Часнайок, означает «Дятловая река». MAPS.ME обозначил стоянку. Время окончательной остановки — 22.50. Поздновато.
В четверг, как и обещали синоптики, пошёл дождь. Только он стих, мы отправились к перевалу Восточный Петрелиуса (назван в честь Альфреда Петрелиуса, финского астронома и геодезиста, участника экспедиций на Кольский полуостров). Когда мы консультировались по поводу прохождения тех или иных маршрутов, нам говорили, что всё легко проходимо и не составляет больших трудностей. И что все запланированные восхождения и переходы не имеют категорийности. Никто не учитывал при этом особенностей некоторых участников нашей экспедиции.
Выбрали самый простой путь, чтобы оказаться в долине реки Малая Белая. Пройти через неё и оказаться у более пологих склонов горы Юдычвумчорр. С Западным перевалом Петрелиуса и с перевалом Арсеньева — а это уже сложные категорийные перевалы — не стали рисковать и отправились через знакомый по лыжному походу перевал. Перейдя через несколько ручейков, стремящихся слиться с рекой, вышли из леса. А тут новая атмосферная преграда. Облака спускаются с гор и заволакивают всё вокруг. В таких обстоятельствах умение читать карту и ориентироваться на местности приобретают особую актуальность. Леонид настоящий профессионал. Хоть и трудно подниматься, но уверенность, что ты идёшь в нужном направлении, помогает сохранять спокойствие. Снова осыпи, снежники. Холодает. А на самом перевале природа делает нам подарок: подул ветер и унёс тучу. Появилось солнце, а с ним и радостнее как-то. Вид на долину очень живописный. А вот зимой здесь лавиноопасный склон. Где это он? Так вот, когда начали спускаться по  крутым скалам и сыпухам вниз, сразу всё стало понятно. Случайно палка улетела вниз, и достать её трудно. Леонид скрепил скотчем оставшиеся палки и смастерил семиметровую удочку. «Подсёк» ускользнувшую рыбку, и она вернулась к своему обладателю. Далее сценарий тот же — спокойный и длительный спуск. Обеденный антракт. Марш-бросок по долине. Ставим лагерь в одиннадцать вечера. Отбой где-то за полночь.
И вот накануне Всероссийского дня физкультурника и Международного дня альпинизма центральное событие нашей Паралимпийской экспедиции — восхождение на высшую точку Кольского полуострова — гору Юдычвумчорр. Позавтракали, подготовили необходимое снаряжение, оставили бивуак и отправились к заветной вершине. Для усиления значимости этого исторического мероприятия были прикреплены георгиевские ленты, в память о Великой Победе. Сначала спустились ниже по долине. Через час повернули в лес и начали маневрировать между деревьями, поднимаясь вверх. Склон пологий и мшистый. Потом выступили достаточно крутые скалы, поэтому начали траверсировать. Когда поднялись визуально выше окружающих гор, склон постепенно становился чуть более пологим. Появились массивные каменистые плиты, гигантские ступени, местами каменно-песчаные поля, как результат многомиллионного воздействия воды и ветра на эти древнейшие горы. Облака закрыли панораму, и вот по такому окололунному пейзажу мы шли несколько километров к нашей общей мечте. В этом редко посещаемом людьми месте встретили пару влюблённых романтиков, с которыми обменялись впечатлениями и эмоциями. Ребята не рассчитали длительность нахождения на горе, поэтому запасы воды у них кончились. Мы их выручили.
Холодало. Минуя несколько пропастей, подошли к огромному валуну, на котором закреплена памятная табличка, посвящённая туристам из Кировска. А ещё через сто метров и сама вершина, представляющая собой пирамиду из камней. Здесь на память люди оставляют разные предметы. Так в герметичной коробке находится самая высокогорная библиотека, состоящая из нескольких книг. В журнале посещений мы оставили запись о восхождении клуба «Масштаб плюс». Украсили вершину георгиевской лентой и расправили красный флаг.
Спуск подчас бывает тяжелее, чем подъём. По плато сначала шли неплохо. А когда пошёл дождь и всё стало мокрым, идти стало опаснее, шли с большим напряжением. Накопившаяся усталость давала себя знать. Спускались по более безопасному пологому склону, по «любимым» сыпухам, камням и скользкому мху в окружении пикирующих комаров. Смеркалось. Сколько до окончания склона — неясно. Где дорога? Тревога нарастала. Пытаемся увеличить скорость движения — это приводит к падению Николая. Да, лучше медленно, но верно и без травм. Ух! Вот и тропа! Время наше детское — 22.00. Финальный рывок, трейлраннинг по бездорожью, и через час мы в лагере. Свершилось! Мы сделали это!
Как в той песенке поётся: «Как мне нравится, когда мы возвращаемся назад!»
Утром, преисполненные благодатью, по знакомой тропе возвращаемся к перевалу Рамзай. Перевал назван в честь Вильгельма Рамзая (1865 — 1928), финского и российского геолога. Перевал красивый, один из самых популярных в Хибинах. Тропинка идёт сначала по камням, иногда приходится балансировать на трёх точках опоры. Затем свободное лазание вдоль склона. А когда ты оказываешься на снежнике, становится легче. Тем более что мы наконец почувствовали отличительную особенность Хибин, которую я нигде не встречал. На снежнике приятно пахнет арбузами. И вот идёшь как будто по мороженому. Очень яркие впечатления.
По краям ущелья рождаются ручейки, которые ниже становятся полноводной рекой. А ты идёшь по снегу, а ручей течёт под ногами — под снегом. На таком природном мосту главное не терять бдительность. Вдруг вода снизу растопила снег. Шагнул неверно и провалился неизвестно как глубоко. Потому и идут все след в след — мало ли чего. Снег кончается, тропа вроде бы как Невский проспект широкая. Радостно! А через некоторое время опять тропа становится уже, идёт по краю обрыва, внизу бурная река. Снова ветки бьют по лицу, корни под ногами. Вот уж и болотная жижа. Значит, рано расслабились. Вечереет. А тут вообще тропа в гору по бурелому пошла. На земле синие следы, потом выяснилось, что это ягода костяника обладает таким свойством. Да когда же это всё закончится?! Поднялись, стоянка, передохнули, а через 100 метров настоящая грунтовая дорога. Вот счастье-то какое! Спускаемся к озеру Малый Вудъявр. В переводе с саамского языка — «Горное озеро». Цивилизация. Хотя не сказать чтоб ура, так как выходные, на озере шумно, на гитаре играют, там магнитофон орёт, здесь песни поют. Люди на моторке рыбу ловят, в карьере руду добывают, самосвалы гудят.
Завтра в Питер. Настроение приподнятое, можно сказать чемоданное. Устали. Но впечатлений на весь год хватит.
Для незрячего Николая Чернушкина это была первая экспедиция:
«Ещё месяц назад я с большим трудом представлял себе, где точно находятся Хибины. Знал, что есть такие горы, и люди туда ходят, чаще весной на лыжах, но и пешком тоже.
Теперь знаю — это Кольский полуостров, Мурманская область, европейский Север нашей необъятной страны».