Перейти к основному содержанию

Лукоморья нет на карте?

Евгения Зуева («Школьный Вестник» №12 за 2020 год)

Лукоморья нет на карте?

Лукоморья нет на карте,
Значит, в сказку нет пути… 

Слова детской песенки 

В песенке из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити» поётся о том, что «Лукоморья нет на карте», а значит, в сказку никак и никогда не попасть. Скептики скажут: «А надо ли туда стремиться? Что обещает этот придуманный мир? Какой смысл в поиске этого причудливого места?» А может, стоит поискать? Зима, предновогодняя кутерьма, в воздухе запах мандаринов, хвои и еле уловимых чудесностей. Душа требует бесшабашных поступков, неожиданных открытий, а также сказочной серьёзности и серьёзной сказочности. 
Предлагаю отправиться на поиски Лукоморья. Сделать это будет несложно. Нам не придётся преодолевать тысячи километров, покупать дорогие билеты на край света и получать визы в заморские страны. И совсем не обязательно собирать тяжёлые рюкзаки, тащить с собой специальное снаряжение, мёрзнуть в степях и мокнуть в океанских штормах. Поиск страны Лукоморье мы спланируем иначе, не выходя из дома и не вставая с дивана. Всё, что нам понадобится — это словари, книги, древние географические карты, немного фантазии, умение делать логические выводы и капелька терпения. Готовы? Ну, тогда — поехали!
Впервые про Лукоморье мы узнаём из пролога к поэме Пушкина «Руслан и Людмила». Это слово звучит для нас загадочно, почти сказочно. Порой дети не понимают, что это такое — страна, название моря или вообще чудной овощ, похожий на лук. У Пушкина это всё же условно-сказочное место, «где Русью пахнет», где растёт дуб со златой цепью на нём и живёт кот семи пядей во лбу. 

У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом...

Если покопаться в словарях, то становится понятно, что этимология слова «лукоморье» достаточно проста и не столь поэтична, как это представляется вначале. Оно происходит от старославянского «лука» и «море». Слово «лука» означает изгиб. Однокоренные с ним слова — «лук», «излучина», «лука» (у седла). То есть «лукоморье» — это изогнутый в сторону суши берег моря, бухта. 
Вернёмся к пушкинскому Лукоморью. Откуда у поэта мог возникнуть этот образ причудливого места? Важно отметить, что пролог был написан ко второму изданию поэмы и опубликован в 1828 году, через 8 лет после выхода первого. К этому времени поэт уже побывал в южной ссылке — в Приазовье и Крыму, видел море собственными глазами и не мог не восхититься чарующими морскими пейзажами. И всё же, откуда у Пушкина взялся столь загадочный образ Лукоморья? Как это ни странно — версий несколько.
Версия первая — о Лукоморье поэт услышал от Арины Родионовны. Пушкиновед Павел Анненков, его современник, писал, что многие эпизоды сказок, рассказанных легендарной няней, по-своему трактовались поэтом и кочевали из произведения в произведение. 
«Так, у ней был кот: „У моря-лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот: вверх идёт — сказки сказывает, вниз идёт — песни поёт“». Это записанный Анненковым отрывок из «Сказки о Царе Салтане», рассказанной няней. Кот у Арины Родионовны в сказке ходит вверх-вниз. По сути, так в восточнославянской мифологии описывается Лукоморье — заповедное место на краю света, где стоит мировое древо, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни уходят в глубь земли аж до самой преисподней. 
Версия вторая — поэта вдохновило «Слово о полку Игореве». В нём есть упоминание о Лукоморье: «А поганого Кобяка от лукоморья, из железных великих полков половецких, как вихрь исторг». Лукоморьем в древнерусских летописях называлась территория Северного Приазовья, по которой кочевали половцы, не дававшие спокойствия нашим далёким предкам из Киевской Руси. Доказательством присутствия половцев в этих местах являются каменные изваяния человеческих фигур, так называемые «половецкие каменные бабы». Их кочевники ставили не везде, а только в местах долгого пребывания. Получается, что воспетое поэтом Лукоморье — это излучина между нижним течением Днепра и Азовским морем. 
И, наконец, версия третья: источник сведений — славянский фольклор. Если заглянуть в славянские мифы и сказания, сразу становится понятно, откуда взялись и дуб, и кот, и эта «кошачья беготня» туда-сюда. Александр Николаевич Афанасьев (1826 — 1871), исследователь славянской мифологии, хорошо нам известный как собиратель и издатель «Народных русских сказок», отмечал, что Лукоморьем в восточнославянской мифологии называлось заповедное место на границе миров, где растёт священное мировое древо, упирающееся корнями в преисподнюю, а кроной в небесную твердь. В черновиках Александра Сергеевича Пушкина есть запись народной сказки, в которой кот ходит не вправо-влево, а вверх-вниз — подобно богам, путешествующим по мировому древу. Кот — одно из священных животных бога Велеса, покровителя сказителей и песенников в древнерусском языческом пантеоне. Велесовым внуком назван Боян в «Слове о полку Игореве», сказителем и песенником предстаёт в поэме Пушкина и кот учёный, поведавший поэту историю Руслана и Людмилы.
Карамзин также писал, что слово «Лукоморье» употреблялось в значении северного царства, где люди на полгода впадают в спячку, а полгода бодрствуют. Филологи Б.А. Успенский и В.Я. Пропп связывают Лукоморье с представлением об Островах Блаженных, описанных русским книгописцем Ефросином во второй половине XV века в «Слове о рахманех* и о предивном их житии». 
Так или иначе, в фольклорном восприятии Лукоморье — это некая условная земля на границе мира, чаще всего располагающаяся на севере. Её название можно встретить в зачинах народных заговоров и молитв. Мировое древо упомянуто также в Иоакимовской летописи*.
По мнению учёных, у славян мировым древом был дуб. Путешествуя по приднепровским и приазовским степям во время южной ссылки, Пушкин мог услышать легенду о знаменитом запорожском дубе, который рос на острове Хортица. Об этом чудо-дереве упоминает даже византийский император Константин Багрянородный в своём обширном трактате «Об управлении империей»: «Пройдя это место, руссы достигают острова святого Григория (остров Хортица. — Прим. авт.) и на этом острове совершают свои жертвоприношения, так как там растёт огромный дуб. Они приносят в жертву живых петухов, кругом втыкают стрелы, иные приносят куски хлеба, мясо и что имеет каждый, как требует их обычай». В XIX веке запорожский историк-краевед Я.П. Новицкий тоже упомянул об этом дубе: «Лет пять тому назад на острове Хортице засох священный дуб. Он был ветвист и колоссальной толщины, стоял в ста пятидесяти саженях от Остров-Хортицкой колонии». 
Мы с вами покопались в книгах и словарях, в трудах учёных и древних преданиях, в литературных произведениях и человеческих воспоминаниях. И отыскали сведения об этом таинственном месте под названием Лукоморье. А теперь давайте развернём наш поиск совсем в другую сторону. Обратим свой взор к географическим картам и поищем конкретные территории. Судя по оставленным данным, это не мифическое место на краю земли, не исторический анахронизм, а вполне конкретная территория. Мы могли бы считать Лукоморье местом полусказочным, если бы не западноевропейские географические карты XVI — XVII веков, на которых месторасположение Лукоморья точно определено. «Lucomoria» обычно обозначает территорию, прилегающую к правому (восточному) берегу Обской губы по соседству с Обдорой*, которая находится ниже. 
На старинных картах Обская губа изображалась вытянутой до среднего течения Оби. Отсюда традиция древних картографов фиксировать страну «Lucomoria» в районе современной Томской области. Они, скорее всего, опирались на словесное описание этой северной земли в «Записках о Московии» Сигизмунда Герберштейна (1486 — 1566), австрийского дипломата, известного своими обширными трудами о географии, истории и внутреннем устройстве Русского государства. В своих «Записках» он использовал труды древних географов и историков, русские летописи, воспроизвёл многие впоследствии утерянные русские документы, например, особого рода справочники для путников — Югорский дорожник, составленный, вероятно, на рубеже XIV и XV веков, черпал сведения из бесед с надёжными и осведомлёнными людьми.
На карте, приложенной к работе Герберштейна, Лукомория не показана, но в тексте дано несколько географических ориентиров: Лукомория расположена «в горах по ту сторону Оби», а «из Лукоморских гор вытекает река Коссин… Вместе с этой рекой берёт начало другая река Кассима и, протекши через Лукоморию, впадает в большую реку Тахнин». Упомянутые реки не сохранили свои древние названия, но это описание, по мнению краеведа, знатока сибирской топонимики М.Ф. Розена соответствует правобережью Оби напротив устья Иртыша.
В конце XVI века Лукоморье было обозначено на карте России во всемирном Атласе Герхарда Меркатора, после чего топоним появился на многих европейских картах.
В 1692 году Николаас Витсен, голландский учёный, картограф и, что важно, — сподвижник Петра I в Голландии, выпустил внушительную по объёму и содержанию книгу «Северная и Восточная Тартария», так в западноевропейских географических штудиях именовались обширные пространства от Крыма до Тихого океана и до границ Китая. Любознательный голландец побывал в России и собрал немало материалов для составления карты российских территорий и сведений для своей книги о географии, народах и природе России.
На его карте длина Обской губы соответствует действительности, и поэтому «Lucomoria» — это обозначение самого залива Карского моря. И хотя в русской исторической картографии такой топоним не употреблялся, данные Витсена позволяют рассматривать Лукоморье как древнее название Обской губы. 
Вообще, с Лукоморьем не всё ясно и понятно. Не даёт покоя таинственная земля и нашим современникам. Известный алтайский геолог и краевед Михаил Розен пришёл к выводу, что Лукоморские горы — это западный фланг сибирских увалов, которые против устья Иртыша носят название Белогорье. А томский этнограф Галина Пелих считает, что излучина Иртыша в приустьевой его части получила название «Лукоморье» за десять поколений до Ермака. Как мы убедились, существует огромное количество версий, которые ещё предстоит подтвердить или опровергнуть.
Мы проделали огромную и интересную работу по поиску Лукоморья: изучили древние легенды и исторические труды, сравнили различные версии, рассмотрели старинные географические карты. И всё это не выходя из дома. А были те, кто пошёл гораздо дальше нас, интернет-следопытов. 650 километров прошли на байдарках участники исследовательской экспедиции «Лукоморье. Река Полуй» из Ямальского отделения Русского географического общества. Месяц они провели в поисках древней столицы Лукоморья — города-крепости Серпонова. И это не было погоней за сенсацией. Экспедиция была разведывательного характера, и её участникам удалось обнаружить следы древнего города. На месте, где предположительно находился Серпонов, в конце прошлого века бушевал торфяной пожар. Обнаружены лишь прямоугольные земляные отвалы да нехитрая деревянная конструкция. Её возраст ещё предстоит определить. 
Ранее в этих местах была найдена мумия, предполагается, что это мумия вождя, но какого племени, определить пока не удалось. А вдруг это и есть лукоморец? О том, что здесь действительно было поселение, рассказывают местные старожилы-ханты — оленеводы и охотники. У них из поколения в поколение передаётся предание о старом городе. Ямальские исследователи планируют продолжить поиски, взять образцы артефактов, чтобы установить их возраст. Для этой работы будут привлечены археологи, биологи, краеведы из числа коренных северян. Они ставят перед собой задачу — восстановить географическое наименование территории, поскольку это имеет историческое значение. А ещё в их планах — разработка экологического маршрута для туристов, пожелавших побывать в настоящем Лукоморье. 
Наше путешествие подошло к концу. Многие вопросы остались без ответа, а некоторые — породили кучу таинственных предположений. И это нормально. Любое пытливое исследование, даже если оно теоретическое, предполагает подтверждение и опровержение. Зато мы узнали главное: Лукоморье  — это не вымышленная поэтом местность, населённая волшебными существами. Лукоморье реально существовало. Могу предположить, что его загадочная история сохранилась в ещё не изученных поверьях народов Севера.
Получается, что строчка, с которой мы начали наш поиск, «Лукоморья нет на карте, значит, в сказку нет пути…» — это подтверждённая нами неправда. Лукоморье на картах обозначено, а дорожку в сказку давно для нас протоптал Александр Сергеевич Пушкин. А тем, кто там ещё не был, настоятельно советуем там побывать.

_________________________

*Рахманы — мифический народ в сказаниях славян. Согласно легендам, рахманы являются потомками Сифа, одного из сыновей Адама. Они живут на рахманском острове, который находится в океане, за краем земли.

*Иоакимовская летопись, История Иоакима — условное название выдержек из старой рукописи, опубликованных русским историком XVIII века В.Н. Татищевым в труде «История Российская».

*Обдора — название местности близ города Обдорска, ныне Салехарда, административного центра Ямало-Ненецкого автономного округа.

Дата публикации: 
среда, декабря 23, 2020
Автор публикации: 
Евгения Зуева
Категория публикации: 
литература