Перейти к основному содержанию

Анонс 3 номера журнала «Школьный Вестник» за 2021 г.

Подготовила Наталья Кочеткова

 

Дорогие друзья!

Наш журнал приглашает учащихся школ для слепых и слабовидящих детей поучаствовать в литературном конкурсе «Проба пера». На конкурс принимаются произведения, в которых вы можете рассказать обо всём, что происходит с вами и вокруг вас, обо всём, что вас волнует, радует или огорчает.

Присылайте любые ваши впечатления, воспоминания и раздумья, отражённые в стихах и прозе!

Победители литературного конкурса будут награждены грамотами за 1, 2 и 3 место.

За первое место победитель получит приз! Какой? Вы узнаете, открыв 3-й номер нашего журнала.)))

За второе и третье место авторы получат в подарок книги, которые смогут выбрать из предложенного редакцией списка.

Тексты принимаются в электронном виде на адрес: http://schoolvestnik@mail.ru

Окончание приёма заявок 1 декабря 2021 года.

Жюри конкурса — редакция журнала «Школьный вестник».

Итоги будут подведены в конце декабря 2021 года.

________________________________________________

В этом номере в рубрике «ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ И УЧИТЕЛЯ» мы продолжаем публиковать цикл статей социального педагога библиотеки для слепых города Рязани Нины Володиной — «Я — незрячая мама».

Начало читайте в 1-м номере за 2021 год.

 

Нина Володина

ПРОГУЛКИ

До того, как родилась Лиза, я жила и училась в Москве, а в Рязань приезжала только на каникулы. Перед рождением дочки я освоила путь до нескольких магазинов, на почту, в поликлинику и на молочную кухню. К счастью, в районе, где я тогда жила, всё было удачно расположено: до школы, музыкалки, детского сада тоже было нетрудно дойти самостоятельно, но эти учреждения были мне пока не нужны.

У нас была маленькая дворняга Ширли-мырли, с ней я каждый день гуляла во дворе или на знакомых улицах. Покормив Лизу и уложив её спать на балконе, я оставляла маму дома «на хозяйстве», а сама с собакой наматывала круги в течение 2 часов, так как прочитала, что это нужно для того, чтобы было много молока, — спокойствие, много питья, хорошая еда и прогулки на свежем воздухе. Когда нужно было сходить в детскую поликлинику или купить на рынке продукты, мы с мамой шли вместе и везли Лизу в коляске. Я никогда не гуляла с ней одна.

Примерно в 6 месяцев дочке выписали детский творог и кефир, которые каждый день нужно было получать на молочной кухне. Мы с мамой шутили между собой: «Кто пойдёт за Клинским – самый умный (мама) или самый красивый (я)?». Чаще всего ходила я. Эти походы мне очень нравились.

Обожаю детей между годом и двумя, которые уже лепечут и бурно выражают свои эмоции. Особенно им нравилась Ширли-мырли, лохматое и общительное существо. Правда, путь на молочную кухню в зимнее время, когда плохо чистят дороги, доставлял массу неудобств. Однажды я немного заблудилась, меня подхватила под локоть какая-то женщина и повела. Я объяснила, куда мне нужно, а она как-то странно реагировала и только подталкивала меня вперёд. Каково же было моё удивление, когда я обнаружила, что стою перед родным подъездом, а довольная сопровождающая странно мычит. Оказывается, мне повезло столкнуться с глухонемой дамой и на практике убедиться, что такое общение слепого с глухим…

Продолжение читайте в журнале.

__________________________________________________

О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом – историки, о светлом настоящем — журналисты» — говорил мастер афоризма словенский писатель Жарко Петан. Что такое журналистика и доступна ли эта профессия для незрячих, в интервью нашему корреспонденту Екатерине Шевичевой рассказал Олег Шевкун, филолог, магистр богословия, журналист, один из основателей информационного канала Tiflo.Info.

…— Олег, чем вас привлекает журналистика? С чем вам интересно работать?

— Сегодня я делаю аудиоматериалы и гостевые видеоинтервью. Когда гость приходит в студию, твоя задача его прощупать, понять эту личность ещё до эфира, во время сбора информации и предэфирной подготовки. Провести беседу так, чтобы человек раскрылся с какой-то необычной стороны, найти новую грань в его творчестве, характере — вот это мне интересно. Ты продумываешь интервью, выстраиваешь вопросы так, чтобы выбить гостя из привычного алгоритма типичных ответов. Когда атмосфера сбита, ты делаешь то, что не построено на этом пафосе. Помните Роберта Бернса в переводе Маршака:

 

Склонясь у гробового входа,

— О, смерть! — воскликнула Природа, —

Когда удастся мне опять

Такого олуха создать!

 

В четвёртой строчке вы ожидаете чего-то возвышенного, а поэт вас сбрасывает с пафосной высоты. Вот это примерно то же самое.

По зуму это сделать сложнее — нет вербальной коммуникации, нет той особой химии. Бывает так, что, встретившись впервые в студии, вы расстаетесь с человеком, и вы обнимаетесь, потому что за время интервью вы научились чувствовать друг друга. После зума можно разве что смайлик послать.

— На ваш взгляд, какими профессиональными и личностными качествами должен обладать настоящий журналист, особенно если он незрячий?

— Чуткость к людям и коммуникабельность. Ещё умение замечать, но не говорить об этом. Например, ты знаешь и понимаешь гораздо больше, чем ты скажешь сейчас. Потом это ружьё должно обязательно выстрелить, но это будет уже в пятом акте.

Умение работать в коллективе. Умение воспринимать обратную связь, но не увлекаться ею. Например, когда ты что-то делаешь, у тебя есть враги, друзья и те, кому всё равно. Журналист должен понимать, что он не так плох, как об этом говорят его враги. В то же время, он понимает, что он не так хорош, как об этом твердят его друзья.

Также важно критическое отношение к своей работе. Пушкин мог воскликнуть: «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!». Но при этом он рос в том, что он писал, в том, как он писал. Нужно всегда давать объективную оценку своей работе — что было сделано не так, как можно было бы по-другому написать, сказать, снять и прочее.

Чуткое сердце и толстая кожа — это важно в профессии. Сердце чуткое к другим, но кожа толстая, чтобы быть стрессоустойчивым.

Если журналист незрячий, то важно не только просить о помощи, но и что-то привносить в коллектив. Быть полезным другим. Ещё важная вещь — не ссылаться на отсутствие зрения, если это не актуально. Например, работодатель скинул вам на Ватсап информацию. Если вы что-то не успели прочитать, это не потому, что вы не видите, а потому, что невнимательно его просматривали.

Если прислали картинку, то тут можно сказать, не могу оценить, и это будет объективно. Но в случае сообщения, это может стать проблемой не только для журналиста, но и в целом для образа незрячего человека. Ведь люди будут воспринимать других незрячих, исходя из общения с вами…

Полностью интервью «Думаете, что вы журналист — пишите» читайте в этом номере журнала.

__________________________________________________

Он был странным, сильным, полезным, самым путешествующим человеком своего времени, ярчайшим примером сопротивления обстоятельствам. Он почти всегда путешествовал в одиночку, не зная местных языков, изучал медицину, боролся с работорговлей в Африке, охотился на слонов на Цейлоне, в Экваториальной Гвинее в его честь названа река, а Чарльз Дарвин в «Путешествии натуралиста вокруг света на корабле „Бигль”» ссылается на него как на авторитетного исследователя фауны Индийского океана.

Он прожил долгую интересную жизнь, а люди перестали верить его книгам. Ведь очень часто мы не верим в то, чему не можем найти объяснения или чего не можем сделать сами. И порой чужие преодоления вызывают зависть тех, кто стоит на месте, тех, кто ещё не отыскал свою дорогу. Сегодня мы вспомним о слепом путешественнике Джеймсе Холмане, прошедшем с тростью по дорогам пяти континентов, преодолев в общей сложности более 400 тысяч километров, чья судьба стала примером силы духа и физической выносливости.

Джеймс Холман родился 15 октября 1786 года в семье аптекаря, в маленьком английском городке Эксетер на побережье Ла-Манша, где все мальчишки бредили морем. Не стал исключением и маленький Джеймс. В двенадцать лет он нанялся юнгой на корабль Королевского флота и к двадцати одному году дослужился до звания лейтенанта, познав все тяготы морской жизни, пройдя множество морей и побывав в разных странах. Его ожидало великолепное будущее, но в двадцать пять лет его карьера внезапно оборвалась: молодого человека поразил странный недуг – воспаление суставов, с которым корабельный доктор не мог справиться. Врач предположил, что из-за частых погружений в холодную морскую воду у него развился артрит. Доктор надеялся, что молодой организм Джеймса справится с недугом, однако, когда он не смог встать с постели, его списали на берег.

Королевский флот не бросал в беде своих моряков. Джеймса Холмана поместили в госпиталь, а затем отправили на курорт, где воспаление суставов удалось остановить. Но ему пришлось пройти через новое испытание: он катастрофически быстро начал терять зрение и в течение нескольких недель полностью ослеп.

По извилистой и авантюрной дороге жизни Джеймса Холмана вас проведёт Евгения Зуева, наш постоянный автор из Красноярска. Читайте её труд — «Джеймс Холман — дороги на слух и на ощупь».

___________________________________________________

На спине номер, на ногах коньки, в душе — огонь! Как вы думаете, кто это? Это — хоккеист! Трудно сказать, какой вид спорта в нашей стране мог бы сравниться по популярности с хоккеем. На протяжении целых десятилетий каждая шайба, заброшенная нашей сборной на чемпионатах мира в ворота соперников, воспринимается болельщиками, как личная победа. Хоккей — один из самых зрелищных и сложных видов спорта. Хоккеист должен виртуозно кататься на коньках, как фигурист, быть выносливым, как атлет, и уметь моментально оценивать ситуацию на площадке, как шахматист на блиц-турнире. И все эти качества он должен проявить на скользком льду, отбиваясь от противников.

Звёздные игроки вдохновляют мальчишек на будущие победы. В последние годы интерес к игре растёт, и вместе с ним растёт количество детских школ хоккея. Этот любимый многими вид спорта всегда считался недоступным для слепых и слабовидящих детей, но совсем недавно благодаря Детской следж-хоккейной лиге для них открылась реальная возможность играть в хоккей.

 

Анастасия Барадачёва, президент Детской следж-хоккейной лиги:

Наша некоммерческая организация ещё совсем молодая, она начала работать в 2016 году. Наша цель — организовать любительские спортивные секции в крупных городах и регионах, создать максимальные условия для того, чтобы дети с различными формами инвалидности могли играть в хоккей. Первые три года мы активно занимались развитием исключительно хоккея на санях. Следж-хоккей вообще стал довольно популярным во всём мире. В настоящее время в России уже создано 25 команд. Сегодня ребята могут продолжать заниматься следж-хоккеем и на профессиональном уровне, принимать участие в паралимпийских играх.

С 2019 года Детская следж-хоккейная лига решила развивать ещё одно направление адаптивного спорта — хоккей для незрячих.

Мы поняли, что хоккей для незрячих актуален и интересен людям, поэтому активно информируем незрячих ребят и их родителей посредствам соцсетей, личных встреч, мастер-классов, выступлений на телевидении и радио. У нас есть сайт https://paraicehockey.ru/, на котором вы можете больше узнать о нашей Лиге.

Пока хоккей для незрячих не является паралимпийской дисциплиной. Но мы активно сотрудничаем с Канадой и Северной Америкой. Эти страны очень заинтересованы в том, чтобы незрячие хоккеисты выступали на высоком международном уровне.

О правилах и особенностях игры в хоккей для незрячих, о существующих на данный момент детских хоккейных командах, а также интервью с тренерами и помощниками, всё это в материале Екатерины Шевичевой — «Великолепная команда и вратарь».

____________________________________________________

Стихами Надежды Василенко и Ларисы Рейснер наполнена «ПОЭТИЧЕСКАЯ ВОЛНА».

Соратники и друзья называли Ларису Рейснер роковой женщиной, валькирией революции, метеором. Судьба отмерила ей 30 лет жизни, но за этот короткий срок Рейснер успела оставить яркий след в истории, литературе и биографиях многих известных людей. Писатель и поэтесса, революционер и комиссар, она везде была на своём месте: в поэтических салонах Петербурга, в генеральном штабе Военно-Морского флота, на палубе боевого корабля и на лошади в горах Афганистана. Она словно торопилась жить, будто предчувствуя, что ей осталось очень немного времени. Её жизнь была настолько насыщенной, что событий в ней хватило бы на несколько жизней.

Всё оборвалось трагически. Глоток сырого молока — и Ларисы Рейснер не стало. Она умерла от брюшного тифа 9 февраля 1926 года.

 

Лариса Рейснер

ХУДОЖНИКУ

Сегодня Вы опять большой, как тишина.

Исполнены томлений и корысти,

На полотне бесшумно спорят кисти,

И тайна творчества загадки лишена.

 

Час набегающий — обетованный дар,

Он — обещание, залог, измена,

До боли переполненная вена,

С трудом несущая замедленный удар.

 

Палитру золотит густой, прозрачный лак,

Но утолить не может новой жажды:

Мечты бегут, не повторяясь дважды,

И бешено рука сжимается в кулак.

 

Апрельское тепло не смея расточать,

Изнемождённый день пошёл на убыль.

А на стене всё так же мёртвый Врубель

Ломает ужаса застывшую печать.

 

Но есть предел желаний и труда, —

Смеётся на холсте лицо Горгоны;

Смеётся гибельно, превозмогая стоны,

Как под ударами гремящая руда!

______________________________________________________

В нашу постоянную рубрику «АЗ, БУКИ, ВЕДИ» вошли стихи Анны Игнатовой и произведения Екатерины Стрельниковой.

 

Анна Игнатова

УВАЖИТЕЛЬНАЯ ПРИЧИНА

Я люблю, когда кругом

В комнате порядок.

Не пылится под столом

Парочка перчаток,

 

Не валяется фольга

Из-под шоколадки,

Нет остатков пирога

На моей тетрадке,

 

Лакированный паркет

Вымыт честь по чести,

И с физрой висит пакет,

Как всегда, на месте…

 

У меня закон простой:

Для успеха дела

Я люблю, чтоб чистотой

Комната блестела.

 

Я бы занимался в ней

Целыми часами!

Ну, а в комнате моей —

Занимайтесь сами…

__________________________________________________________

Далее идёт окончание детской повести Екатерины Рогачёвой «Мне звезда упала на ладошку». Начало опубликовано в 1 номере за 2021 год.

___________________________________________________________

Все постоянные рубрики «ПРОБА ПЕРА», «БИБЛИОТЕЧКА МУЗЫКАНТА» и «НА ЧЁРНЫХ И БЕЛЫХ ПОЛЯХ» также на своих местах.

 

Брайлевский номер содержит рельефно-графическую иллюстрацию — карта Карабаха. Во 2-м номере за 2021 год вкладка — санки.

 

Тифлокомментарий 1 страницы обложки плоскопечатного варианта журнала № 3 за 2021 год. Цветная фотография. В студии Радио Грота (г. Санкт-Петербург) на чёрном диване перед объёмным микрофоном и в наушниках сидит ученица Санкт-Петербургской школы-интерната №1 для слепых и слабовидящих детей им. К.К. Грота Александра Рюмшина. Румяная девушка улыбается, глаза её игриво смотрят влево, тёмные волосы собраны и зачёсаны назад. На ней светлый верх — бледно-жёлтая кофточка с вырезом горловины каре, и тёмный низ. В руках ученица держит лист бумаги формата А4.

 

Познавательного времяпрепровождения в компании Школьного Вестника!

 

Анонсы нашего журнала, а также избранные статьи из каждого номера можно прослушать на РАДИОВОС в рубрике "У нас в гостях журнал "Школьный вестник": http://www.radiovos.ru/archiv.php?cid=1372313236241348

В эфире:

в среду: в 03:15, 09:15, 15:15, 21:15

в субботу: 06:15, 18:15

Дата: 
среда, апреля 21, 2021