Перейти к основному содержанию

Анонс 4 номера журнала «Школьный Вестник» за 2021 г.

Подготовила Наталья Кочеткова 

Открывает выпуск рубрика «ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ И УЧИТЕЛЯ», в которой мы продолжаем публиковать цикл статей социального педагога библиотеки для слепых города Рязани Нины Володиной — «Я — незрячая мама».

Начало читайте во 2-м и 3-м номерах за 2021 год.

 

Нина Володина

«ДАЛЕКО ДО ШКОЛЬНЫХ ТЯГОТ…»

…Когда мы устраивались в детский сад, бэби-бум ещё не захлестнул Россию, мест в детских садах всем хватало, и я могла выбирать любой из четырёх близлежащих садиков. Выбрала тот, куда дойти полегче.

Лиза детский сад невзлюбила, плакала от первого дня до последнего. Немного выручала только сумочка с игрушками, которую она брала с собой.

Как-то раз зимой мы шли с ней в садик. Было много снега, это мешало мне нормально ориентироваться. К этому времени Лиза уже умела «срезать» путь, так что я ей доверяла, вместе мы шли дворами, а уж одна я двигалась вдоль знакомых магистралей. Идём мы, идём, я Лизе что-то рассказываю, чтобы она не расстраивалась, а сама думаю: как хорошо, что вместе мы можем идти более коротким путём. И вдруг я замечаю, что слева от меня — длинная стена, которой ну никак не должно быть.

— Лиза, а мимо чего мы сейчас идём? — спрашиваю.

— Да мы, мам, просто так гуляем, — отвечает коварный ребёнок.

Я рассердилась не на шутку. Она меня по кругу почти до дома обратно довела! Пришлось развернуться, дойти до садика знакомым мне путём, а потом — бегом на троллейбус и на работу. Я очень расстроилась, что Лиза меня обманула, рассказала об этом по телефону тёте, а она как раз обещала забрать Лизу из детского сада вечером. Она пришла за Лизой позже всех, сказала, что маму теперь не отпускает с работы директор, потому что утром мама пришла не вовремя. Потом они по молчащему телефону позвонили из садика директору библиотеки, и моя тётя очень просила отпустить Лизину маму и пообещала, что Лиза так больше никогда поступать не будет.

Хотите верьте, хотите — нет, но это сработало!…

Полностью статью читайте в журнале.

----------------------------------------------------------------------

«Реабилитация — один из наиболее острых и первостепенных вопросов для людей с ограниченными возможностями здоровья. Однако понятие это настолько широкое, что, наверное, немногие осмелились бы назвать себя реабилитированными на все 100%. Для того, чтобы понять, кто в чём преуспел, среди инвалидов по зрению в Беларуси вот уже около 10 лет проходит ежегодный республиканский конкурс «Я — самый реабилитированный», который помогает каждому из участников выявить свои наиболее слабые стороны и понять, над чем ему ещё стоит поработать.

Год от года программа соревнований немного корректируется, однако основные блоки — чтение и письмо по системе Брайля, пространственное ориентирование, социально-бытовая реабилитация и владение современными информационными технологиями — остаются неизменными. Так, в разные годы в рамках бытовой реабилитации конкурсантам приходилось на ощупь определять, что за овощи у них в руках, чистить их и готовить салат, сортировать крупы, гладить и пришивать пуговицы. В конкурсе ориентировки на местности надо было переходить сложный перекрёсток, ездить на общественном транспорте, находить библиотеку, почту или пиццерию и даже делать покупки. Все потенциальные участники заранее знакомятся с положением конкурса, так что у них есть время взвесить свои силы и хорошенько подготовиться к предстоящим состязаниям как морально, так и физически.

Отборочные этапы в регионах, а их в Беларуси всего шесть, могут отличаться друг от друга, но, как правило, раз в два года победители областных соревнований встречаются на республиканском конкурсе в Минске, где отчаянно соревнуются, доказывая свой высокий уровень реабилитированности. Задания там не в пример сложнее, чем на первом этапе, а значит, побеждают лучшие из лучших. Жюри строго оценивает следующие навыки: мобильность и социализированность, умение собственноручно ставить подпись, владение шрифтом Брайля, использование трости, пространственное ориентирование, в том числе использование тактильных направляющих и тактильных схем, озвученных светофоров и навигационных систем, самостоятельное перемещение на городском общественном транспорте, работа с плейером, программами экранного доступа, мобильными и банковскими приложениями, мессенджерами, электронной почтой и прочим. Впечатляет, не правда ли?

На последнем таком турнире, который проходил в далёком 2015 году, абсолютно все призовые места заняли ребята из Гродно, произведя настоящий фурор. Среди них был и мой тогда ещё будущий муж Виталий Крейдич, столько раз подряд становившийся призёром, что в прошлом году его не допустили к участию в областном этапе, зато пригласили поприсутствовать на конкурсе в качестве эксперта. На сей раз вместе с ним отправилась и я, но чисто из журналистского любопытства, так и не поддавшись на уговоры организаторов побороться за звание самой реабилитированной…»

Продолжение статьи нашего автора из Твери Анастасии Павлюченковой «Кто тут самый реабилитированный?» читайте в апрельском номере Вестника.

----------------------------------------------------------------------

Одной из самых уважаемых и одновременно самых сложных профессий во все времена считалась профессия учителя. Хороший учитель — как свеча, тратит себя для того, чтобы дать другим свет. Но современные школьники не всегда готовы принять этот эстафетный факел знаний. Сегодня всё чаще учителя, говоря о своей профессии, вспоминают изречение древнеримского философа и поэта Луция Сенеки: «Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом». О сложностях профессии школьного учителя и об отношении современных ребят к учёбе рассказал в интервью корреспонденту «Школьного вестника» Екатерине Шевичевой учитель высшей категории, незрячий преподаватель русского языка и литературы Евгений Мешков.

Евгений Мешков живёт в городе Мытищи. В 1999 году окончил Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Королёв Московской области «Школу-интернат для слепых и слабовидящих детей». С 1999 по 2004 год учился в Московском государственном областном университете. Сегодня работает учителем в родной школе.

 

Екатерина Шевичева

СПЕРВА АЗ ДА БУКИ, А ПОТОМ НАУКИ

Женя, сколько лет ты уже работаешь в школе и в каких классах преподаёшь?

— Я работаю в школе уже 17 лет. Преподаю русский язык и литературу как основные предметы, обучаю рельефно-точечному шрифту Брайля и брайлевской краткописи, учу незрячих ребят пользоваться компьютером. Работаю преимущественно со слепыми учениками средней и старшей школы. Начальные классы беру довольно редко, потому что в младшей школе сейчас учатся по новым образовательным стандартам начального общего образования для детей с ОВЗ, в которых не предусмотрено обучение брайлю.

Желание стать учителем у тебя возникло спонтанно или эта мечта зрела ещё с первого класса?

— Конечно нет! В начальной школе я вообще мечтал стать машинистом электропоезда. Правда, я тогда ещё не понимал, что у меня возможностей для этого нет. Просто обожаю я поезда и электрички! Однажды пришли мы как-то с мамой на платформу и видим, стоит мытищинская электричка. Выяснилось, что она шла в Мытищи из тупика без пассажиров. Но нам разрешили пройти в вагон через кабину. Мне удалось посидеть в кресле машиниста, правда, на кнопки нажать мне не дали. Это был 1988 год, а впечатлений было столько, что вспоминаю до сих пор.

А вообще с преподаванием я познакомился ещё в начальной школе. Моя первая учительница Валентина Михайловна Мочалова всегда оставляла меня за учителя, когда ей срочно нужно было куда-нибудь отлучиться. Вот я и выполнял хоть и минимальные, но всё-таки педагогические обязанности: был за старшего в классе, обсуждал с ребятами различные темы и так далее.

Но на этом всё не закончилось. В пятом классе наша учительница русского и литературы Римма Николаевна Ячкова однажды подошла ко мне и предложила попробовать провести урок. Я тогда растерялся, ведь ничего не умел, не знал и не понимал в педагогике. Я уже это прекрасно осознавал. Но она мне дала материалы, чтобы я смог их прочитать, выучить и подготовиться к уроку. И я попробовал. Как сейчас помню, тема урока была «Синонимы в русском языке». Под контролем Риммы Николаевны я довольно успешно справился с задачей. Наверное, в это время у меня и сложилось представление о том, что я вполне мог бы себя попробовать в качестве преподавателя. Но это случилось не сразу…

А как и когда, вы узнаете, прочитав 4 номер нашего журнала.

----------------------------------------------------------------------

Как же здорово и приятно, когда на предложение о сотрудничестве приходит мгновенный отклик.

На школьном сайте Адыгейской республиканской школы-интерната для детей с нарушением слуха и зрения в новостях была размещена заметка «Золото на первенстве России по голболу». Команда Республики Адыгея одержала безоговорочную победу на Первенстве России по голболу!

И вот, по просьбе нашей редакции, учитель высшей квалификационной категории Адыгейской республиканской школы-интерната для детей с нарушением слуха и зрения, тренер команды по голболу Адыгейского республиканского физкультурно-спортивного центра адаптации инвалидов Елена Минаева написала обстоятельный материал об этом важном для ребят и школы событии. Его мы с удовольствием и публикуем в этом номере!

 

Елена Минаева

ПУТЬ К МЕЧТЕ

…Первенство 2021 года стало настоящим испытанием для нашей команды: были взлёты и падения, радости и огорчения, индивидуальная и командная работа.

Для того чтобы победить на первенстве России наша команда усердно готовилась и тренировалась. На каждой тренировке мы обсуждали наши проблемы для того, чтобы в дальнейшем их искоренить, уделяли большое внимание подготовке защиты и нападения, ведь в этом виде спорта недостаточно чего-то одного! По ходу игр учились, меняли тактику.

Самыми сложными были игры с командами, применяющими сильные броски с отскоком — мы к таким не привыкли. На пропущенный мяч старались отвечать ответным голом. Мы тоже умеем атаковать! В одной из игр счёт в итоге достиг баскетбольного результата. В голболе большое количество пропущенных мячей говорит о слабой защите. Но мы выиграли! Уже во втором круге при игре с этой же командой пропущенных мячей было меньше. Ошибки постараемся исправить на дальнейшем этапе тренировок.

Капитан команды, лучший игрок первенства России 2021 года, Даниил Уминский, ответил так: «Спорт имеет очень большое значение в моей жизни. Голбол — это вид спорта, в котором с моим зрением я имею шансы добиться успехов. Достижения в голболе очень значимы для меня, позволяют не терять веру в себя. Я очень благодарен тем, кто помог мне добиться успеха!»

А самый младший из команды, Михаил Дрыгин, сказал о голболе:

— Голбол — командная игра. Если на уроке желательно, чтобы каждый работал самостоятельно, и ценится именно это, то эта игра в команде, где тебя друзья оценивают, как по результатам, так и по тому, как ты их достиг. Именно эта поездка на первенство России, командная игра помогли мне понять, что нужно не просто накапливать знания и умения, а применять их для своей и общей пользы. В команде другая оценка: здесь ты полностью меняешься, даже сложившееся в привычной жизни мнение о товарище, которого знаешь, кажется, давно и хорошо. В этой игре незаметный одноклассник вдруг может стать уважаемой фигурой. Думаю, что это очень важно…

Полностью статью читайте в Школьнике.

Дорогие друзья, руководители образовательных организаций, учителя и ребята Мы ждём от вас интересных материалов о вашей школьной жизни, о ваших достижениях, о вашей внеклассной работе (кружках, секциях и тд.), о любых новшествах и начинаниях, интересных программах. Этой информацией, вашим опытом со своих страниц мы будем делиться с нашими читателями по всей России.

----------------------------------------------------------------------

Есть люди, обладающие многочисленными должностями, званиями и почётными титулами. Журналисты нередко любят перечислять эти знаки отличия, чтобы подчеркнуть заслуги человека в той или другой сфере жизни. А в некоторых случаях достаточно просто произнести имя и фамилию человека — и всё сразу станет ясно. Дмитрий Александрович Неуступкин. Петербуржцы и жители других регионов России с инвалидностью по зрению хорошо знают этого крепкого, коренастого мужчину с доброжелательной улыбкой.

Неуступкин — успешный спортсмен. Можно было бы добавить: «незрячий спортсмен». Но это дополнение совершенно не обязательно. Дмитрий убеждён в том, что в мире физической культуры и спорта нет и не может быть разделения на относительно здоровых атлетов и «людей с ограниченными возможностями здоровья». Имеют значение только сила воли, трудолюбие, упорство, стремление к победе, чувство локтя.

Уникальность Дмитрия Неуступкина состоит в том, что за 43 года жизни он смог проявить себя в самых разных видах спорта: лёгкой атлетике, велосипедных тандемах, скалолазании, альпинизме. В настоящее время основное внимание атлет уделяет академической гребле, являясь членом паралимпийской сборной команды Санкт-Петербурга по этому виду спорта. Но и о других формах физической активности он не забывает.

Почти во всех спортивных мероприятиях, которые проводит Санкт-Петербургская региональная организация ВОС, Дмитрий принимает активное участие. Он не только действующий спортсмен, но и увлечённый пропагандист активного образа жизни.

— Дмитрий Александрович, когда вы увлеклись спортом?

— Наверное, это было заложено с самого рождения, как и во многих детях. Я всегда стремился двигаться максимально много: бегать, прыгать, играть в подвижные игры.

— У вас с детства проблемы со зрением?

— В семь лет была диагностирована глаукома. С этого времени зрение постоянно ухудшалось. Я родился и всю жизнь живу в Санкт-Петербурге. Учился в школе для слабовидящих детей. Вскоре после окончания школы, в 1995 году, в 19 лет, полностью ослеп.

— В школе, где вы учились, были созданы условия для физического развития детей?

— У нас, конечно, проходили уроки физкультуры. После уроков играли в футбол, в волейбол. Но не могу сказать, что это были регулярные занятия.

— Как сложилась ваша жизнь после окончания школы?

— Я не был оригинален в выборе профессии. После окончания средней школы поступил в Санкт-Петербургское медицинское училище №2 (сейчас это колледж) и получил там специальность медбрата по массажу (массажиста). Эта профессия помогла мне в жизни. Я работал массажистом в профилактории ЛМЗ (Ленинградского механического завода), одного из крупнейших предприятий города. Медицинскую помощь рабочие и специалисты могут там получить буквально в нескольких метрах от своих рабочих мест. В настоящее время как массажист занимаюсь частной практикой. Но всё же основное время и внимание уделяю спорту.

— Когда вы серьёзно занялись спортом?

— В 1995 году. В этот год я окончил школу, окончательно потерял зрение и стал членом Санкт-Петербургского легкоатлетического клуба инвалидов по зрению «Ахиллес». Его руководителем в то время был замечательный тренер Михаил Викторович Горбунов.

Что меня привлекло в клубе? Не только возможность укрепить тело и дух, принять участие в соревнованиях (не только городских, но и всероссийских), но, в первую очередь, возможность пообщаться и подружиться с замечательными людьми.

Я был приятно удивлён и даже поражён большому количеству волонтёров, которые тратят свои силы, время, душевное тепло, чтобы помочь людям с инвалидностью по зрению заниматься спортом…

Полностью интервью нашего постоянного корреспондента из Санкт-Петербурга Ильи Бруштейна с Дмитрием Неуступкиным читайте в этом номере журнала.

----------------------------------------------------------------------

Дом авиации и космонавтики или сокращённо ДАиК, открытый 5 апреля 1969 года Героем Советского Союза лётчиком-космонавтом Алексеем Леоновым, является местом притяжения и самым памятным событием для многих ребят, побывавших во Всероссийском детском центре «Орлёнок».

В музее, общая площадь экспозиции которого составляет 300 квадратных метров, представлены подлинные экспонаты и макеты, рассказывающие об истории авиации и космонавтики нашей страны.

Один из счастливчиков — Кирил Бойко, ученик Ростовской специальной школы-интерната №38, финалист Международного благотворительного фестиваля «Белая трость» для нашего журнала написал восторженную заметку о своём посещении детского центра и о супер познавательной экскурсии в космический музей.

----------------------------------------------------------------------

«Космос, открытый на каникулах» так называется статья Сергея Соловьёва, ученика Ростовской специальной школы-интерната №38. Ему удалось побывать на каникулах в Москве и посетить, в год 60-летнего юбилея первого полёта человека в космос, «Музей космонавтики под открытым небом «Аллея космонавтов» в городе Красногорск Московской области. О чём Серёжа и сообщил «Школьному Вестнику».

«…Оказывается, Красногорск был выбран неслучайно: этот город внёс немалый вклад в освоение космоса. На местном оптико-механическом заводе была изготовлена видеокамера, с которой Алексей Леонов впервые побывал в открытом космосе. Это ею он снял первое в истории 3-минутное видео из космоса. Об этом рассказывает за моей спиной папа дочке. А я внимательно слушаю и, как говорится, «на ус мотаю».

Удивительно, каждый экспонат музея под открытым небом связан с важным этапом в истории космонавтики. А все представленные здесь макеты — точные копии космических кораблей в натуральную величину. Вот «Восход 2», на нём А.А. Леонов совершил свой легендарный выход в открытое космическое пространство.

Этот макет был установлен первым, ещё в  марте 2015 года, когда открыли Аллею Космонавтов. А ещё через год, 12 апреля 2016, в честь 55-й годовщины полета Юрия Алексеевича Гагарина, появился макет корабля «Восток 1».

30 мая 2017 коллекцию на Аллее Космонавтов пополнил макет корабля «Союз». Кстати, это день рождения Алексея Леонова, тогда ему исполнилось 83 года…»

----------------------------------------------------------------------

Ксения Ефремова, воспитанница Ростовской специальной школы-интерната №38 познакомит вас с удивительным старинным японским искусством — оригами. Читайте её материал «Мой космос — искусство Востока».

----------------------------------------------------------------------

«ПОЭТИЧЕСКАЯ ВОЛНА» на этот раз не совсем обычная. В первую часть вошли стихи молодого поэта Маргариты Мельниковой. А во вторую — интервью Евгении Зуевой с заслуженным работником культуры, заместителем редактора литературного альманаха, руководителем литературного объединения и поэтом Александром Владимировичем Ёлтышевым.

«— Александр Владимирович, для вас простой, но каверзный вопрос — зачем нужны поэты на земле? Кто они: редкий вид «человека разумного», носители сокровенного смысла или просто бездельники?

— Уж точно поэты не бездельники. Хотя людям прагматичным порой так не кажется. Маяковский справедливо заметил: «Если звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно…» Зачем природе нужен человек? Через него она познаёт себя. Посредством учёных — свою суть, через художников (в широком смысле) — свою душу. Поэт — это проводник, тонкий пласт между человеком и миром души. Порой диву даёшься, осознав, каким мостиком между ними могут стать поэтические строки.

— Как, на ваш взгляд, сегодня меняется поэзия? Что актуально, о чём пишут, в какие формы поэты облачают художественное слово? Читаете ли вы молодых поэтов?

— Возможно, со временем меняется лексика, форма изложения, но какой период времени не возьми — назначение поэзии неизменно. Истинная поэзия всегда была, есть и будет средством особого восприятия мира и умением это восприятие донести до читателя. Тема стихотворения всегда одна — состояние души автора, а фоном может быть описание чего угодно: человеческих отношений, природы, общественных потрясений, самолёта, самосвала, самовара, самоката, самоизоляции (смеётся)… Молодых авторов читаю, в том числе и по роду своей деятельности, мы у себя в альманахе серьёзно относимся к отбору материала, хороших мало, как и среди авторов всех возрастов. Плохая поэзия — это не удел молодёжи, это удел плохого поэта.

— Скажите, должен ли поэт уметь читать свои стихи или его задача — рождать строки, а мастерство декламации всего лишь полезный бонус?

– Сегодня существует много конкурсов, где оценивается не только само стихотворение, но и умение прочесть его. Однако, скажу вам по секрету, как неоднократный «жюритель» состязаний — жюри в первую очередь оценивает качество написанного стиха, а уж потом манеру чтения, внешний вид, образность, харизму и прочее. Поэт должен достойно писать, а если он умеет ещё выразительно доносить свои стихи до слушателей, совсем хорошо. Но так умеет не каждый поэт, к сожалению. И поверьте, ловкое и умелое чтение — не спасёт, ежели стихи плохие…»

Продолжение беседы, а также некоторые произведения автора в этом выпуске Школьника.

----------------------------------------------------------------------

В рубрику «АЗ, БУКИ, ВЕДИ» вошли стихи Маши Лукашкиной и рассказ Кристины Стрельниковой «Миллионы цветных лошадей».

 

Маша Лукашкина

ПОДСОЛНУХ

Час за часом

В круговой канители

Солнце катит на своей

Карусели.

В облачках, как будто в мыслях,

Витает,

А подсолнух всё стоит,

Наблюдает.

К солнцу хочется ему

Обратиться:

«Разреши мне хоть разок

Прокатиться!

Разреши мне хоть часок

Покружиться!»

Всё стоит. А попросить —

Не решится.

----------------------------------------------------------------------

Все постоянные рубрики «ПРОБА ПЕРА», «БИБЛИОТЕЧКА МУЗЫКАНТА» и «НА ЧЁРНЫХ И БЕЛЫХ ПОЛЯХ» также на своих местах.

----------------------------------------------------------------------

Брайлевский номер содержит рельефно-графическую иллюстрацию — танк.

----------------------------------------------------------------------

Тифлокомментарий 1 страницы обложки плоскопечатного варианта журнала № 4 за 2021 год. Цветная фотография. В школьной аудитории, залитой солнечным светом, за партой сидит ученик Челябинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 127 Панасюк Александр. Темноволосый мальчик в светлой рубашке чёрном жилете и галстуке рисует на листе формата А2 космонавта. Перед ним на столе лежит его рисунок, краски и баночка с зеленоватой водой, в которую он опустил кисточку и держит её правой рукой. Левая рука согнута в локте, лежит на парте.

На заднем плане несколько парт, офисные светло-коричневые шкафы с разноцветными папками. На стенах вдоль окон висят картины, на подоконнике цветок.

 

Познавательного досуга в компании Школьного Вестника!

 

Анонсы нашего журнала, а также избранные статьи из каждого номера можно прослушать на РАДИОВОС в рубрике "У нас в гостях журнал "Школьный вестник": http://www.radiovos.ru/archiv.php?cid=1372313236241348

В эфире:

в среду: в 03:15, 09:15, 15:15, 21:15

в субботу: 06:15, 18:15

Дата: 
пятница, мая 28, 2021