Анонс 5 номера журнала "Школьный Вестник" за 2021 год
Подготовила Наталья Кочеткова
Социальный педагог библиотеки для слепых г. Рязани Нина Володина продолжает делиться с верными друзьями Школьника опытом незрячей мамы. Читайте её материал в рубрике «ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ И УЧИТЕЛЯ». Начало во 2, 3, и 4-м номерах за 2021 год.
Нина Володина
ТВОЯ МАМА — СЛЕПАЯ!
Однажды, когда Лизе было 5 лет, мы пришли в детский сад, я помогала дочке раздеваться, и вдруг услышала:
— А твоя мама — во какая!
Мальчишка стоял в дверях группы и сильно жмурил глаза. Лиза ничего ему не ответила, а мне сказала, что ей так часто говорят двое-трое ребят из их группы. Мне стало не по себе, а когда мне не по себе, я стараюсь включить мозги и как-то решить возникающую проблему, не откладывая её в долгий ящик.
Вечером, забирая Лизу, я рассказала воспитательнице о том, что услышала утром. Она пообещала поговорить с родителями детей, которые дразнились, а я, в свою очередь, попросила разрешения провести в группе что-то вроде урока доброты.
На другой день после полдника мы с воспитательницей посадили детей в кружок вокруг стола, я провела с ними беседу на доступном им языке о том, кто такие инвалиды, почему это бывает с людьми и как к ним относиться. При этом я показала, какие у незрячих часы, линейки, как они пишут, читают и даже рисуют. Воспитательницу больше всего «добила» рельефная карта Европы.
Дети слушали с большим интересом, всё трогали, задавали вопросы. С тех пор Лизу никто не дразнил.
К сожалению, дети — народ жестокий. Часто родители не считают нужным прививать им понятие о толерантности, о том, что мы все очень разные. Мою приёмную дочку Аню уже в школе, классе в шестом, стала дразнить одноклассница, что она тоже станет слепой, раз её мама и папа не видят. На обидчицу, правда, тут же ополчилась половина класса, и завязался бой. Пришлось мне опять договариваться с классной руководительницей, тащить в школу брайлевские прибамбасы и проводить урок доброты для подростков. Дети с удовольствием пробовали читать и писать по Брайлю, потому что «ужасно интересно всё то, что неизвестно».
Полностью статью читайте в журнале.
----------------------------------------------------------------
Большинство из нас считает, что обращаться к адвокату нужно лишь в случае серьёзного судебного разбирательства, а прочие правовые вопросы можно решить самостоятельно. «В юридических вопросах следует обращаться не к здравому смыслу, а к юристам» — не устают повторять опытные адвокаты. Без соответствующих знаний в области действующего законодательства довольно сложно отстаивать свои права и добиваться справедливого решения вашей проблемы. Поэтому, чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем у него будет больше времени подготовиться и разрешить дело в вашу пользу.
Как становятся адвокатами, какие плюсы и минусы таит в себе эта профессия и может ли вести адвокатскую деятельность незрячий, корреспонденту «Школьного вестника» Екатерине Шевичевой рассказал практикующий адвокат Сергей Крюков.
«— Сергей Петрович, к адвокатам во все времена общество относилось неоднозначно. На ваш взгляд, почему сегодня возрос интерес к этой профессии и она стала востребованной? Это дань моде или всё-таки наше общество стремится стать правовым?
— Мне кажется, данью моде эта профессия была в то время, когда я получал высшее образование. Тогда юрфак был самым популярным факультетом и на него поступали все — и зрячие, и незрячие. Я бы не сказал, что юристы сегодня очень востребованы. На юридический факультет сегодня в основном поступают дети юристов, судей, прокуроров, полицейских. Это больше выбор самих людей, но уж точно не дань моде.
— А почему вы сами выбрали эту профессию? Это было спонтанное или сознательное решение?
— В школьные годы я хотел стать историком. Потом понял, что с таким образованием много не заработаешь, а будешь сидеть и перебирать документы в архивах. Тогда я решил стать юристом и заниматься даже не адвокатской, а просто какой-нибудь деятельностью в сфере права. Об адвокатуре я в то время ничего не знал.
— Но ведь мало просто иметь юридическое образование, чтобы быть адвокатом. Существуют ли какие-нибудь квалификационные экзамены, позволяющие юристу получить статус адвоката? В чем они заключаются?
— Есть Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», который регулирует деятельность как адвокатов, так и тех, кто хочет стать адвокатами. После того, как человек закончил юридический факультет, он должен два года отработать по профессии, то есть в трудовой книжке должна быть запись «юрист». Как вариант, дипломированный специалист должен пройти официальную годовую стажировку у практикующего адвоката. Причём это может быть любое из основных адвокатских образований — адвокатское бюро, адвокатский кабинет или коллегия адвокатов. После этого надо сдать платный экзамен, который включает в себя испытательный тест и общие вопросы. Квалификационная комиссия, состоящая из адвокатов, судей, представителей Министерства юстиции и администрации правительства региона, оценивает аттестуемого, и он получает или не получает статус адвоката.
Я, например, после окончания университета несколько месяцев безуспешно искал работу по специальности, пока не пошёл стажёром в Рязанскую коллегию адвокатов. Стажировался я чуть больше года. Потом сдал квалификационный экзамен, стал адвокатом и начал работать в той же коллегии…»
Достоинство и недостатки профессии, главные задачи, цели и назначения, и многое другое в материале «Адвокатура — это не бизнес, это искусство вести судебный процесс».
----------------------------------------------------------------
«Жизнь каждого человека — это зеркало эпохи, в которой суждено было родиться и прошагать по её вехам и переменам, а, быть может, застрять в дебрях и изломах веков. Есть люди, которые на слуху, есть те, про которых мы знаем благодаря скандалам или иным, привлекающим внимание поступкам. А есть такие личности, судьба которых спрятана в делах на благо Отечества. Их имена скромно разместились в исторических документах, учебниках, музейных архивах. Стоит порой обратиться к их биографиям, чтобы ответить себе на вопрос: как прожить жизнь с пользой и чтобы не было мучительно стыдно? Пример такой судьбы — жизнь Христофора Семёновича Леденцова, видного предпринимателя и мецената, который выбрал целью жизни — служение во благо развития русской науки.
Христофор Семёнович Леденцов родился в 1842 году в семье вологодского купца первой гильдии. Старейший купеческий род будущего мецената уходил своими корнями в петровскую эпоху, формируя устои и традиции воспитания…
…Христофор Семёнович Леденцов воспитывался в достатке и атмосфере образованности. В 1860 году юноша окончил Вологодскую губернскую гимназию. А потом поступил в Московскую практическую Академию коммерческих наук, которую окончил в 1862 году с похвальным листом. Похвальный лист давал право на личное звание Почётного гражданина. Энергичный, целеустремлённый и предприимчивый Христофор Леденцов вернулся в родной город. Молодой человек пошёл по стопам своего отца, он стремился сохранить и преумножить тот капитал, который сосредоточен в их семье. Его цели были благородные, справедливые и новаторские. Он придерживался принципа — «минимум расходов на себя — максимум на общество». Леденцов много путешествовал по странам Европы, интересовался науками, новаторскими идеями, организацией различных производств. Собранная им библиотека насчитывала несколько тысяч томов научной и технической литературы. Молодой купец предпринимал попытку продолжить обучение в Кембридже, совершенствовался в изучении иностранных языков и даже побывал в Англии. Однако, семейные обстоятельства не позволили ему продолжить обучение в Европе. Вскоре Леденцов женился на Серафиме Николаевне Белозёровой, породнившись с известным вологодским купеческим родом…
…Уже с молодых лет Леденцов не скупился на благотворительность. Он помогал гимназистам и ученикам училищ; выстроил школу в Рязанской Губернии; на собственные средства открыл в Вологде богадельню для престарелых, считавшуюся лучшей в стране; регулярно перечислял денежные средства в лечебные учреждения…
В 70-х годах XIX века Леденцов был заметной фигурой своего города. Его имя часто встречалось на страницах Вологодских губернских ведомостей. Среди занимаемых им должностей значатся: пост почётного мирового судьи Вологодского судебного округа (1873 — 1885 гг), должность директора Скулябинского дома призрения бедных граждан в Вологде, член учётного комитета при Вологодском отделении государственного банка (1880 — 1882 гг). Вологжане постоянно обращались к Леденцову, с целью решения разного рода проблем. Граждане доверяли образованному и справедливому общественному деятелю, а городская Дума трижды избирала его гласным — депутатом. 12 лет успешной работы на этой должности привели к тому, что Христофор Леденцов занял пост Главы Вологды. Глава города трудился по 15 часов, его день был расписан по минутам. Чиновник всегда находил время для заботы о благополучии простого народа: посещал семьи, потерявшие кормильца, навещал тяжелобольных и выбивал для нуждающихся финансовую помощь…»
Полностью о представителе династии вологодского купечества; просвещенном меценате, для которого благотворительность не была имиджевым поступком, а стала проявлением чувства справедливости и душевного милосердия; блестящем предпринимателе и чиновнике; образованном прогрессивном новаторе, мысли которого опережали время, читайте в статье нашего постоянного корреспондента из Красноярска Евгении Зуевой «Забытая история успеха».
----------------------------------------------------------------
«Праздник со слезами на глазах». В этом году мы все отмечаем 76-летие со дня Великой Победы над гитлеровской Германией. 9 мая — это день памяти тех, кто шёл навстречу смерти в боях за Родину, представляя миру образец мужества, героизма и любви к Отечеству. До сих пор открываются невероятные истории поиска родных, близких и друзей, пропавших без вести. Одной из них с нашими читателями делится Екатерина Рогачёва. История, рассказанная её, основана на реальных событиях. Останки девятнадцатилетнего бойца, родом из Челябинска, нашли в 2017 году на Смоленщине. Поисковики отыскали его невесту, прождавшую своего жениха всю жизнь. Женщине на тот момент было 93 года.
----------------------------------------------------------------
О своём детстве и юности через призму времени, далёких 30 — 50 –х годах XX века, и жизни в спецпоселении острова Никольский в дельте Северной Двины расскажет нашим читателям Анатолий Колдаков.
Анатолий Колдаков
ВОСПОМИНАНИЯ ЧАСТИЧНО ВИДЯЩЕГО СПЕЦПОСЕЛЕНЦА
Недавно один молодой человек, услышав от меня слово «спецпоселение», попросил пояснить, что это такое. Тогда мне и пришла мысль, что пора рассказать, кто там жил и почему. А когда я узнал о смерти моего одноклассника, понял, что откладывать нельзя. Люди, знавшие последние годы правления Сталина, уходят. Скоро совсем не останется тех, кто мог бы сказать: «мой жизненный опыт указывает на то, что это не вполне нормальное явление могло случиться».
Моим местом жительства было специальное поселение для высланных на Север в результате раскулачивания. Среди них были русские, мордва, татары, немцы, украинцы, евреи. Большинство были из Поволжья, как мои отец и отчим. Мать моя была из Вологодской области, оказалась в Архангельске по вербовке для работы на железной дороге, но там что-то не получилось, и двадцатилетняя девушка пошла работать дояркой в спецпоселение, лишь бы найти работу.
Особой охраны у нашего спецпоселения не было. Его территория с южной и восточной сторон ограничивалась двумя рукавами дельты Двины — Мурманским и Корабельным. С запада оно примыкало к селу Красное, а в селе в ту пору чужака сразу выдадут. К северу вдоль Корабельного русла до самого Белого моря, километров 10 — 12 сёл больше не было, только болота и лесотундра. На правом берегу Корабельного русла напротив посёлка был лесозавод, а внизу, ближе к морю посёлок Конвейер, в котором находилась колония для молодых заключённых. Паспортов жители спецпоселения не имели. А куда без паспорта побежишь? Когда в 1954 году все жители получили паспорта, многие быстро покинули посёлок, в который были поселены насильно…
…Когда мне исполнилось семь лет, мать меня привела к учителю начальных классов. Он отошёл на несколько шагов и стал меня спрашивать, сколько пальцев на руке он показывает. Так выяснилось, что учиться вместе со всеми я не могу — ни доски не увижу, ни букварь читать не смогу. Мать заявила, что коли так, пусть тогда сидит дома. И, выслушала тираду: «Я тебе подержу дома. Для таких детей есть школы. Поезжай в область и узнавай. Если не определишь сына в школу для слепых, я тебя под суд отдам». Мать съездила, но ещё на год задержала своего сына дома, не стала отвозить в подготовительный класс. Сейчас родители могут воспротивиться и добиваться обучения слепого или слабовидящего ребёнка в школе по месту жительства. Потребовать инклюзивного обучения. А тогда всё было просто — смотри, не возникай!..
Полностью историю читайте в этом выпуске.
----------------------------------------------------------------
«ПОЭТИЧЕСКАЯ ВОЛНА» порадует вас произведениями Елены Наливаевой и Овсея Дриза.
Очень многие знают и любят прекрасную бардовскую песню «Зелёная карета». И считают, что её автор — Александр Суханов, но он только автор музыки. Слова к этой песне написал совсем другой человек — поэт-фронтовик Овсей Дриз.
Писал он по-еврейски на идиш, овладев языком в доме деда. Музыкальность и мудрость этого языка стали главным отличительным признаком его поэзии. С конца 1920-х годов он публикует стихи в литературных журналах на идише, в 1930-е выпускает два поэтических сборника.
В 1934 году 26-летний поэт пошёл добровольцем в Красную Армию, в пограничные войска Украинского округа. Там, на границе, он встретил начало войны, а дальше, как во фронтовой песне: «с “лейкой” и блокнотом, а то и с пулемётом». Редактировал «дивизионку», сотрудничал во фронтовых газетах. Были на дорогах войны и мучительные отступления, и попытки узнать, где находятся родные и что с ними. Именно во время войны и вскоре после неё были написаны самые сильные, самые трагические стихи Дриза — о войне.
Стихи Дриза для детей переводили на языки народов СССР, а также на иностранные. Некоторые его стихи были положены на музыку, их распевали в детсадах и школах, не подозревая о том, что тексты являются переводом с еврейского. По стихам-сказкам выпускали мультфильмы, в театрах ставили спектакли, например, по пьесе «Серебряная кузница».
Побег в детскую поэзию сохранили Дризу жизнь почти до 63-х лет. Как рассказывала вдова поэта, он умер от третьего инфаркта 14 февраля 1971 года.
Овсей Дриз
***
Учёнейший доктор, великий учёный
Прослушивал грудь мою трубочкой чёрной.
Он долго по рёбрам стучал своим пальцем,
Как будто бы в дом одинокий стучался,
И удивлённо сказал мне потом он:
— Но где ж твоё сердце? Его нету дома!
— Ах, добрый мой доктор,
откуда ж мне знать?
Я сердце не смог под замком удержать —
Всё нужно ему, до всего ему дело:
О чём там вороны галдят очумело,
Зачем из-под снега цветок тянет стебель,
И что себе думают звёзды на небе…
Ну разве тюремщик я, доктор мой добрый,
Чтоб сердце держать своё в клетке из рёбер?
В рубрику для наших юных читателей «АЗ, БУКИ, ВЕДИ» вошли стихи Овсея Дриза и рассказы Кристины Стрельниковой.
Овсей Дриз
ЧТО ГДЕ СПРЯТАНО
Дерево прячет
Корни в земле.
Искры таятся
В тёплой золе.
В жёлуде зрелом
Спрятан дубок.
В хрупкой скорлупке
Спрятан желток.
Жемчуг — в ракушке,
Рыба — в пруду.
Только лишь глупость
Одна на виду!
Все постоянные рубрики «ПРОБА ПЕРА» и «БИБЛИОТЕЧКА МУЗЫКАНТА» также на своих местах.
Брайлевский номер содержит рельефно-графическую иллюстрацию — военный костюм к Бородинской битве.
Тифлокомментарий 1 страницы обложки плоскопечатного варианта журнала № 5 за 2021 год. Цветная фотография. В немецкой школе для слепых в Хайлигенброне проходит занятие по развитию мелкой моторики. На переднем плане в аудитории за столом сидят темноволосая (стрижка каре) молодая женщина в очках и девочка. Перед ними на столе лежит деревянная рамка, внутри которой пластиковая вставка, разбитая на множество ячеек с углублениями. Под рамкой синяя салфетка, чуть больше по размеру. Некоторые ячейки заполнены стеклянными камушками разных цветов. Руки и ладошки девочки лежат сверху пластикой вставки. Пальчиками рук она трогает один из цветных камушков, туда же направлен и взгляд девочки. Женщина, сидящая рядом, улыбается и указательным пальцем правой руки дотрагивается до того места, где воспитанница ощупывает стеклянный камушек. Справа от деревянной рамки стоит красная пластовая ёмкость, наполненная разноцветными стеклянными шариками. Девочка одета в белую футболку с бежевыми полосками вдоль, волосы собраны и зачесаны назад. На педагоге — голубая лёгкая футболка, длинная тонкая цепочка с круглым кулоном; на левой руке часы, на правой браслет.
Интересного досуга в компании Школьника!