Анонс 9 номера журнала «Школьный Вестник» за 2021 год
Подготовила Наталья Кочеткова
В рубрику «ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ И УЧИТЕЛЯ» вошли сразу два образовательных материала.
Первый — окончание цикла статей Нины Володиной, социального педагога в библиотеке для слепых города Рязани, «Я — незрячая мама».
Второй — статья учителя технологии и социально-бытовой ориентировки ГКОУ УР «Якшур-Бодьинской школы-интерната» Ларисы Шипиловой «Развитие осязания и мелкой моторики по средством тактильных дидактических пособий».
Предлагаем вашему вниманию фрагменты из наработок Ларисы Анатольевны:
«Для стимуляции тактильных ощущений необходимо как можно чаще давать ребёнку трогать поверхности с различной текстурой. Навыки осязания, которые незрячим детям необходимы для успешной познавательной и учебной деятельности, не развиваются спонтанно, а формируются в процессе постоянных тренировок и накопления осязательного опыта. Все это натолкнуло меня на создание специальных тактильных пособий, которые я использую на уроках технологии, социально-бытовой ориентировке, во внеурочной деятельности.
При изготовлении пособий необходимо учитывать следующие принципы:
1. контрастный подбор цвета и материалов;
2. безопасность;
3. информативность;
4. доступность изготовления;
5. привлекательный внешний вид.
Самые доступные и узнаваемые материалы для незрячих это картон и фетр, а также их сочетание. Пособия следует изготовлять таким образом, чтобы расположенные рядом друг с другом детали имели не только тактильный контраст (резко отличались по текстуре), но и зрительный, то есть резко контрастировали по цвету, что важно для детей с остаточным зрением.
Используемый мною на занятиях комплект пособий выполнен из всевозможных материалов и включает в себя несколько игр, тренажёров и тактильных книг разной степени сложности, чтобы его можно было использовать для детей любого возраста. Комплект ориентирован на незрячих, но можно применять и на занятиях со слабовидящими учениками.
Полностью статью читайте в 9-м номере.
______________________________________________
В марте 2019 года в Москве на Круглом столе группы руководителей образовательных организаций для детей с нарушениями зрения в рамках Фестиваля «На крыльях творчества», организованном директором Московской школы-интерната для слепых детей № 1 Иваном Владимировичем Вишнивецким при поддержке первого заместителя Комитета образования Государственной Думы РФ Олега Николаевича Смолина с целью консолидации методических, педагогических и практических ресурсов было принято решение создать Ассоциацию руководителей образовательных организаций для обучающихся с нарушениями зрения (АРООДНЗ). Основными задачами которой, в настоящее время, является обобщение и трансляция эффективных практик работы с детьми с нарушениями зрения: реализация адаптированных программ, использование новейших тифлотехнических средств, тифлопедагогических приёмов и методов работы.
О том, какие предпосылки способствовали созданию Ассоциации, какие цели и планы у данного объединения руководителей образовательных организаций и что уже сделано на сегодняшний день, нашим читателям расскажут директор ГБОУ школы-интерната №1 Иван Владимирович Вишнивеций и директор ГКОУ специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната №2 Павел Андреевич Суворов.
Журнал «Школьный Вестник» является информационным партнёром организации и освещает деятельность Ассоциации на сайте: s-vestnik.ru в разделе АРООДНЗ, а также в соцсетях.
______________________________________________
«Странно-притягательная пара», — подумала я, глядя издали на своих собеседников. У столика в пустой кофейне они танцевали. Официантки улыбались, стоя в сторонке, запах свежесваренного кофе заполнял пустоту в отсутствии посетителей, а негромкая музыка была единственным союзником этой пары. Он — зрелый мужчина с ответственностью во взгляде, с уверенными танцевальными движениями и мягким голосом. Она — юное создание, с рвущимся на волю темпераментом. Острые и ровные кончики стрижки её чёрных волос точно кинжалом пронизывали воздух в порыве стремительного танца. Она не видит этот мир, но ощущает его в движениях и звуках, органично вписываясь в пространство жизни. Они на время забыли свои социальные роли, проблемы и планы. Здесь и сейчас существовало лишь танго, а всё остальное ютилось на втором плане жизненных декораций. Мне так не хотелось нарушать их танец, но мы встретились, чтобы поговорить, и я сразу поняла — интервью будет необычным, с танцами, смехом и грустью.
Знакомьтесь, Александр и Янина Андреевы — отец и дочь, лучшие друзья и танцевальная пара, существующая в ритме танго...»
Интервью с участниками этого творческого тандема читайте в материале Евгении Зуевой — «Где тонко, там и… танго…».
______________________________________________
«ПОЭТИЧЕСКАЯ ВОЛНА» порадует вас стихами Леонида Смелкова и Владимира Шилейко.
«Поэзия Владимира Казимировича Шилейко — русского востоковеда, поэта и переводчика почти неизвестна современному читателю. Сам он никогда не стремился к известности, и главным в своей жизни считал не литературное творчество, а науку. Он посвятил себя ассириологии — науке, которая, собственно, и родилась недавно, хотя занимается изучением древнейших цивилизаций на Земле: Шумера, Вавилонии, Ассирии.
Владимир Шилейко
ЭТОЙ ОСЕНЬЮ
Каким ещё заговорю с тобою
Особенным, нездешним языком,
Каких миров какую весть открою,
Другой судьбы пленительный закон?
...А посмотри: в осенней светлой луже
Как бы движенье, трепет и круги;
Как ты рассудишь: это ветер тужит —
Или душа позвала: «помоги»?
______________________________________________
В Школьном Вестнике с этого номера открывается новый раздел специально для детских садов и первых классов начальной школы — «ДЛЯ ТЕХ, КТО УЧИТСЯ ЧИТАТЬ». Первые шаги в освоении навыков чтения. Стартует он произведениями детской поэтессы Наталии Волковой.
______________________________________________
В рубрику для наших юных читателей «АЗ, БУКИ, ВЕДИ» вошли стихи Анны Игнатовой, сказка Павла Козельского «Вредные точки» и рассказы Кристины Стрельниковой.
Анна Игнатова
ОБЪЯВЛЕНИЕ
Принцесса снимет замок,
Желательно с драконом,
И лес вокруг дремучий,
Желательно сырой.
Окно на южной башне,
Желательно с балконом,
Чтоб можно было видеть,
Не скачет ли герой…
Принцессу раздражают
Бессовестные принцы.
Они так упрощают
Предсвадебный процесс!
Спасать никто не хочет,
Но все хотят жениться!
А это, между прочим,
Обидно для принцесс!
Принцесса очень хочет
Скорее выйти замуж,
Но своего героя
Не может вечно ждать!
Поэтому ей нужен
Дракон, балкон и замок,
Чтоб начали скорее
Её освобождать!
______________________________________________
Далее идут рассказы детско-подросткового писателя фантаста Дмитрия Емеца для среднего школьного возраста — «Король хитрости».
______________________________________________
Очередной урок бисероплетения от Ларисы Шевцовой посвящён плетению лечебного растения — каланхое.
«У каланхоэ много видов, есть и те, которые не цветут и те, которые очень красиво цветут.
Соцветие Каланхое похоже на зонтик, состоящий из множества мелких цветков. Каждый состоит из четырёх маленьких лепестков и множества очень мелких тычинок. Под каждым соцветием располагаются попарно зелёные листья. Каждый следующий ярус листьев располагается по отношению к предыдущему под углом 90 градусов. И каждый следующий ярус листьев крупнее предыдущего.
Каланхоэ может цвести белыми, розовыми, красными, жёлтыми и оранжевыми цветами различных оттенков. На одном растении может быть 10 — 15 соцветий и много зелёных листьев.
Конечно, из бисера мы не будем плести такое количество соцветий, но штук 5 — 7 всё же можно сделать!»
______________________________________________
Постоянные рубрики «ПРОБА ПЕРА» и «БИБЛИОТЕЧКА МУЗЫКАНТА» также на своих местах.
Брайлевский номер содержит рельефно-графическую иллюстрацию — инструменты для построения и измерения (транспортир, линейка, треугольник).
Тифлокомментарий 1 страницы обложки плоскопечатного варианта журнала № 9 за 2021 год. Цветная фотография. В школьной аудитории сидят за партами три ученика Московской ГКОУ СКОШИ №2. На переднем плане улыбающаяся русоволосая девочка (волосы собраны в две высокие косички). Руки сложены друг на друга на парте. На ученице белая блузка и чёрная кофта. За ней сидят два мальчика. Оба смотрят в объектив камеры. Перед одним воспитанником на парте лежит открытая книга, стоит подставка с тетрадью и подставка, заполненная цветными ручками и карандашами. Он в очках, одет в тёмный костюм и светло-фиолетовую рубашку. Волосы кудрявые немного всклокочены. Другой воспитанник сидит с выпрямленной спиной, руки сложены друг на друга на парте. На нём тёмная жилетка, розоватая рубашка с длинными рукавами и светлый галстук. У стены на заднем плане стоит салатовый диван, шкаф. На стене висит стенд с надписью «Классный уголок».
Интересного досуга компании Школьного Вестника!
Анонсы нашего журнала, а также избранные статьи из каждого номера можно прослушать в приложении к журналу «ДИАЛОГ».