ОБ АССОЦИАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Иван Вишнивецкий, Павел Суворов («Школьный Вестник» №9 за 2021 год)
ОБ АССОЦИАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
История образования детей с нарушением зрения в России насчитывает немного менее 200 лет. В 1807 году в Петербурге Валентином Гаюи была открыта первая школа для слепых. Со временем практика обучения слепых и слабовидящих детей развивалась и крепла. В течение XX века развитие сети специальных (коррекционных) школ для детей с нарушением зрения получило широкое развитие на территории Советского Союза. Во времена СССР новые методы и приемы работы, разрабатываемые в рамках научно-практической деятельности непосредственно в таких школах, обобщались в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН РСФСР.
После образования Российской Федерации сеть специальных (коррекционных) школ оказалась разрознена по разным субъектам Федерации и муниципальным образованиям, а централизованное звено коммуникации между школами фактически исчезло. В то же время, несмотря на очевидные потери контактов, между школами для детей с нарушением зрения оставались дружеские связи. Важным звеном в коммуникации школ являлись общие мероприятия, такие как спартакиады и спортивные соревнования для обучающихся с нарушением зрения, эпизодические межрегиональные олимпиады.
Чуть меньшее, но очень важное влияние на общение между школами оказывали общение педагогов-практиков через круглые столы, семинары и встречи. Но поскольку сеть специальных (коррекционных) школ для детей с нарушением зрения очень разбросана географически, то встречи носили не систематичный характер и, как следствие, передача опыта работы осуществлялась от случая к случаю.
Примерно такие мысли объединили группу руководителей образовательных организаций для детей с нарушением зрения в Москве в марте 2019 года на круглом столе в рамках Фестиваля «На крыльях творчества», организованным директором Московской школы-интерната для слепых детей № 1 Иваном Владимировичем Вишнивецким при поддержке первого заместителя Комитета образования Государственной думы РФ Олега Николаевича Смолина. Представители школ, преимущественно из регионов Центральной России, единодушно пришли к выводу, что практическая тифлопедагогика под влиянием современных технологий, методов и приёмов работы сильно шагнула вперед. И для дальнейшего развития школ для детей с нарушением зрения жизненно необходимо обмениваться практическими наработками на систематичной основе.
Ряд руководителей школ для слепых и слабовидящих детей входят в различные рабочие группы и могут представлять интересы не только своих образовательных организаций, но и общие интересы. С целью консолидации методических, педагогических и практических ресурсов было принято решение образовать Ассоциацию образовательных организаций для обучающихся с нарушениями зрения (АРООДНЗ). Основными задачами Ассоциации в настоящее время являются обобщение и трансляция эффективных практик работы с детьми с нарушением зрения: реализация адаптированных программ, использование новейших тифлотехнических средств, тифлопедагогических приёмов и методов работы.
Создание Ассоциации поддержало Министерство просвещения РФ и оказало поддержку в информировании школ из различных субъектов России. В настоящее время членами Ассоциации является более 70 руководителей из разных регионов России от Калиниграда до Хабаровска. Ставшие традиционными селекторные совещания с членами Ассоциации проводятся один раз в месяц и позволяют обсуждать самые разнообразные проблемы, в том числе с представителями исполнительной власти, социальными партнёрами. В непростой период пандемии в рамках работы Ассоциации обсуждался вопрос организации государственной итоговой аттестации выпускников с нарушением зрения.
При поддержке членов Ассоциации были разработаны новые программные оболочки для проведения экзамена по информатике, учитывающие особенности восприятия информации школьниками с нарушением зрения. Совместно с Агентством стратегических инициатив школы-члены Ассоциации участвовали в апробации программного решения Angelina braille reader, разработанной Ильей Оводовым в рамках международного конкурса АСИ World AI & Data Challenge, которое позволяет перевести рельефно-точечный шрифт Брайля в обычный текст. Были заключены стратегические соглашения о сотрудничестве с РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург), РГСУ. Информационную поддержку и освещение деятельности Ассоциации осуществляют наши партнеры и друзья из журнала «Школьный вестник». Список социальных партнеров Ассоциации постоянно пополняется и даёт возможность расширить взаимодействие всех её участников.
Расширение количества участников Ассоциации дает возможность постоянного взаимообогащения реальной практикой. По правилам работы Ассоциации каждая образовательная организация знакомит других членов Ассоциации со своими практическими наработками, демонстрирует реальные достижения коллективов своей школы. Многие школы для детей с нарушением зрения играют роль региональных ресурсных центров и транслируют не только практику работы с детьми с нарушением зрения, но и организацию взаимодействия с другими, в том числе и массовыми школами, на уровне региональной системы образования.
К сожалению, пандемия нарушила все планы, в том числе ряд выездных мероприятий для наших школ. Однако в марте 2021 года удалось провести межрегиональный чемпионат по мини-футболу, в котором приняли участие школы-интернаты Московской области, Москвы и Якутии (ГБОУ ШОР № 1, МБОУ городского округа Королёв Московской области «Школа-интернат для слепых и слабовидящих детей» и ГКОУ Республики Саха (Якутия) «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат»).
Как форма самоорганизации Ассоциация даёт возможность решать общие проблемы всех школ для детей с нарушением зрения и вести диалог с самыми разными организациями как научного направления, так и с организациями-партнёрами. Для многих школ участие в Ассоциации — это возможность не только узнать перспективные направления, но и быть услышанными, раскрыть свой практико-педагогический потенциал, а значит увидеть перспективу развития и точки роста наших школ.
Директор Государственного казённого общеобразовательного учреждения «Нижегородская областная специальная (коррекционная) школа-интернат для слепых и слабовидящих детей» И.И. Бударина:
«Для нашей школы сотрудничество с Ассоциацией руководителей образовательных организаций для обучающихся с нарушением зрения — это уникальная площадка по обмену опытом между педагогами школ России, обучающих слепых и слабовидящих детей, которая способствует содействию и координации усилий её членов в поиске современных форм реализации образовательных программ для обучающихся с нарушением зрения.
Работа в Ассоциации помогает распространению прогрессивного опыта в области методологии и содержания образования, организации взаимодействия государственных и негосударственных образовательных организаций на территории РФ. За время сотрудничества с Ассоциацией созданы благоприятные условия для творческой и научной работы педагогического коллектива школы-интерната. А именно обучение педагогов школы на курсах повышения квалификации, проводимых по линии ФРЦ, привлечение к обучающим вебинарам, методическим семинарам и мастер-классам по проблемам комплексного сопровождения детей с нарушением зрения, а также к другим научным, просветительским мероприятиям, организуемым по вопросам развития специального образования слепых и слабовидящих детей. Кроме того, через взаимодействие с Ассоциацией происходит информирование общественности, педагогов, работающих с детьми с нарушениями зрения, родителей (законных представителей) о деятельности ФРЦ. Таким образом, Ассоциация руководителей образовательных организаций для обучающихся с нарушением зрения оказывает активную помощь учителям и специалистам, работающим со слепыми и слабовидящих детьми».
Директор КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа-интернат № 3» М.А. Попова:
«Я вижу значимость деятельности Ассоциации в содействии профессиональному общению педагогов из разных регионов, в возможности получить компетентные ответы на многие вопросы. Деятельность ассоциации является инструментом продуктивного взаимодействия с государственными органами управления в области образования.
Очень благодарна Вишнивецкому Ивану Владимировичу, председателю АРООДНЗ, за инициативность, профессионализм, выдержку и альтруизм».