«ГДЕ ТОНКО, ТАМ И... ТАНГО...»
Евгения Зуева («Школьный Вестник» №9 за 2021 год)
«ГДЕ ТОНКО, ТАМ И… ТАНГО…»
Меньше всего я интересуюсь тем, как люди двигаются, меня интересует, что ими движет.
Пина Бауш, известная немецкая танцовщица и хореограф
«Странно-притягательная пара», — подумала я, глядя издали на своих собеседников. У столика в пустой кофейне они танцевали. Официантки улыбались, стоя в сторонке, запах свежесваренного кофе заполнял пустоту в отсутствии посетителей, а негромкая музыка была единственным союзником этой пары. Он — зрелый мужчина с ответственностью во взгляде, с уверенными танцевальными движениями и мягким голосом. Она — юное создание с рвущимся на волю темпераментом. Острые и ровные кончики её чёрных волос точно кинжалом пронизывали воздух в порыве стремительного танца. Она не видит этот мир, но ощущает его в движениях и звуках, органично вписываясь в пространство жизни. Они на время забыли свои социальные роли, проблемы и планы. Здесь и сейчас существовало лишь танго, а всё остальное осталось на втором плане жизненных декораций. Мне так не хотелось нарушать их танец, но мы встретились, чтобы поговорить, и я сразу поняла — интервью будет необычным, с танцами, смехом и грустью.
Знакомьтесь, Александр и Янина Андреевы — отец и дочь, лучшие друзья и танцевальная пара, существующая в ритме танго.
— Скажите, с чего началось ваше нескончаемое танго? Кто втянул вас в этот увлекательный мир танца?
Александр: — Я даже представить не мог, что когда-нибудь буду танцевать. Скажи мне кто-нибудь пять лет назад о том, что я преуспею в танго, — я бы расхохотался и покрутил пальцем у виска. А сейчас всё это уже не кажется мне чем-то необычным или из ряда вон выходящим. Танец просто необходим был моей дочке. Это было её спасением, а какой отец откажется помочь своему ребёнку?
Нина: — 5 лет назад я окончательно потеряла зрение из-за последствий аутоиммунного заболевания. Все попытки вернуть остатки зрения были неудачными. Врачи сказали прямо: «Смиритесь и начните жизнь заново». Это легко сказать, но как это сделать, когда тебе 18 и рушится всё то, о чём я мечтала. Помню, что я несколько недель ревела без остановки. Мой маленький брат даже подумал, что у нас кто-то умер.
Моя мама оставила работу и сосредоточилась на моём физическом и психологическом здоровье. Мы с ней всему учились заново, и этот процесс шёл быстро и успешно. Но, потеряв зрение, у меня возникли проблемы с координацией и ощущением себя в пространстве. Я боялась оставаться одна, не могла осознавать размеров помещения, вправо, влево, вперёд и назад — всё это было мне непонятно. Ощущение было, что я не владела своим телом. Мои подружки решили, что ситуацию спасёт танец, и подарили мне месячный абонемент на индивидуальные занятия с хореографом. Это мои подруги выбрали танго для меня, получается, это они виновники всего этого танцевального баловства. Сейчас мне 23, и кажется, что танго было со мной всегда.
— Сложно было начать танцевать? Нина, расскажи про нюансы обучения.
— В детстве, когда я ещё видела, мы все танцевали в детском саду и школе. Но это всё не то в сравнении с профессиональным обучением. На первом занятии складывалось впечатление, что я заново учусь ходить. Сложность в том, что, обучаясь танцу, ученики смотрят на хореографа и повторяют за ним, с минимальными словесными пояснениями. Понятно, что мне такой способ обучения не подходит. Мой хореограф Татьяна была предупреждена о том, что ученица слепая. И она полностью перестроила и адаптировала под меня весь процесс обучения. Теперь оно основывалось только на словесных пояснениях и тактильных взаимодействиях. Она просто брала мою ногу и ставила в нужную позицию. А я запоминала. Потом Татьяна призналась, что она никогда столько не говорила, никогда ей не приходилось придумывать столько сравнений, искать столько ассоциаций. «Ты учишься танцу, а я учусь говорить», — признавалась Татьяна.
— Когда вы решили стать танцевальной парой?
Нина: — Одной из проблем моего обучения танцу было непонимание масштабов, размеров площадки и всего того, что важно. Мы с преподавателем перед началом занятий обходили по периметру небольшой танцевальный зал, и я пыталась понять его размер. Как только я оставалась одна в танце — я всё делала не так: шаги были слишком широкие, повороты занимали много места, и полностью отсутствовала плавность. Мы с хореографом пришли к заключению, что мне срочно нужен партнёр, именно он сдерживал бы меня и помогал бы оставаться в рамках танца. Танго танец парный, но партнёра найти очень непросто. Так повелось, что мужчины не стремятся в танцы, с ними там всегда жуткий дефицит. Да и со слепой не всякий возьмётся танцевать… Что было делать? Вот тут папа и пришёл на помощь.
Александр: — Как только Нина начала поиски партнёра, моя жена категорично поставила меня перед фактом: «Будешь с ней танцевать». Как вы думаете, был ли у меня выбор? (Смеётся.) Я попытался отстраниться от этого, мол, мужики на работе засмеют… Но это всего лишь мужская вредность, в душе я уже был согласен танцевать, ибо это очень нужно моему ребёнку. Помню первое наше занятие и ироничный диалог хореографа и дочери:
— Нина, где ты отыскала такого красавца себе в партнёры?
— Прошерстила всю свою семью, нашёлся папа… (Улыбается.)
А дальше начались сложности. Я же до этого момента никогда не танцевал, исключая медленные танцы на дружеских вечеринках, где все просто переминаются с ноги на ногу. А тут — шаги, повороты, ровный корпус, руки, локти и ответственность за партнёршу, которая целиком и полностью полагается на тебя.
Сначала преподаватель занималась только со мной. На удивление азы я схватил достаточно шустро и один танцевал нормально. Когда мы стали в пару с дочерью, было всё: слёзы, истерики, оттоптанные друг другу ноги и желание всё это бросить. На помощь пришла мудрость хореографа. Она танцевала со мной, учила, как надо объяснять нюансы дочке. Она танцевала с Ниной вместо меня и объясняла ей её задачи. Мы даже танцевали танго втроём, как в известной песне. Это позволило Нине научиться чувствовать пространство и не убегать от партнёра, мы «обложили» её со всех сторон, и ей ничего не оставалось — только танго. (Хохочет.)
— К какому результату вы стремились и удалось ли его достичь?
Нина: — Изначально целей себе не ставили, хотели только танцевать. Потом хореограф настояла на том, что надо бы выходить в люди, а не танцевать один на один с собой. К этому моменту мы уже кое-что умели, и было не стыдно показаться людям. Изредка мы стали посещать милонги, это такие танцевальные вечера, где танцуют аргентинское танго. Там действует свой кодекс, требуется определённая манера поведения, но главное — там танцуют. Я чувствую себя уютно в этой обстановке. Я не вижу окружение, но мне приятна музыка, жужжащие разговоры, тёплая дружеская атмосфера. У папы с милонгами дело обстоит сложней.
Александр: — Я был готов учиться танцу индивидуально, а вот танцевать на людях первое время было тяжело. Мы тут в танго без году неделя, поэтому в первое посещение милонги наружу вылезли все мои комплексы: непонятно откуда взявшаяся неуверенность в себе, страх показаться неуклюжим, опять же страх сделать что-то неправильно и прочее. В первое посещение мы с дочкой весь вечер просидели за столиком, я так и не решился на танец. Потом потихоньку мы начали вытаскивать себя из кокона своих стеснений. Со стороны все видели достаточно скромно танцующую пару, как будто бы неумелые новички. А мы такими и были. Не все поняли, что Нина не видит. А когда об этом стало известно всем — стало легче. К нам подходили, знакомились, предлагали помощь. Доброжелательное общение нивелирует все неловкости.
Нина: — Если говорить о результатах и ожиданиях, то танго танцуем мы уже 2 года. За это время мы уже несколько раз танцевали на уличных городских мероприятиях, участвовали во флэш-мобах, но главное — мы день за днём шлифуем свои умения. Нам многое ещё надо познавать, надеюсь, папе это не надоест, а если это случится — я останусь без танго.
— Что для вас танго, что дал вам этот танец и как он изменил вашу жизнь?
Нина: — Лично мне очень долгое время не нравились стереотипы, связанные с танго. Его было настолько много там, где надо и не надо: двое танцуют танго под дождём в романтических фильмах; проводятся вечеринки в стиле танго; музыка в этом стиле звучит во всех ресторанах; если нужно показать страсть — это всегда танго и прочее, прочее, прочее. В какой-то момент у меня возникло ощущение, что танго — это синоним банальности, а иногда и пошлости. Всё меняется, когда начинаешь сама танцевать и погружаться в эту стилистику с головой. История танца глубже и серьёзней. Любопытно, что изначально танго танцевали мужчины. Это была своеобразная дуэль соперников, борющихся за благосклонность женщины. А музыка — это вообще отдельная планета. Я научилась её слушать, слышать и понимать. Карлос Гардель и Астор Пьяццолла сейчас мои кумиры, будоражащие эмоции.
Что я получаю от танца? Помимо эмоционального подъёма с помощью танца я работаю над своим телом, учусь понимать пространство и его масштабы. Если говорить честно, то два года танцев — это настолько мало, что мы скорее не танцуем, а пока что ходим в стиле танго. Даже как-то неловко, когда на милонгах нас называют тангера и тангеро — то есть те, кто танцует аргентинское танго. Но, думаю всё у нас ещё впереди.
Александр: — У меня с танго всё гораздо проще. Я всегда был равнодушен к этому танцу, как и к любому другому. А вот музыка в этом стиле очень цепкая, она, как крючок, — хватает твои эмоции и тянет наружу. Такая вот «эмоциональная рыбалка». Я как крокодил Гена из известного произведения в детстве играл на гармошке (у прохожих на виду), но давно уже забросил инструмент. А после наших с дочкой танцев решился подобрать пару танго-мелодий. Как меняет танец мою жизнь? Кардинально никак, но есть важные микроперемены. Танцуя, я прилично сбросил вес, тело стало подтянутым, и всё это без каких-либо особых усилий. Ещё танго предполагает определённого рода гардероб. Я научился носить брюки, рубашки, комфортно себя чувствовать в танцевальной обуви. Первое время ощущал себя как слон в посудной лавке. Говорят, это даже бросалось в глаза окружающим. А сейчас уже привык, для мужчины это тоже важно. Так что всё не зря.
— Будете ли вы продолжать танцевать? Расскажите о своих ближайших планах и мечтах.
Нина: — Пока я не намерена бросать аргентинское танго, надеюсь, моему отцу это не надоест. Хореограф Татьяна так активно включилась в этот новый опыт, когда танец объясняется людям словами, что мы подумываем собрать небольшую группу незрячих людей, желающих танцевать. Тем более в нашей стране уже имеется подобный опыт. Во Владивостоке хореограф Жанна Совенко организовала проект «Шаг из темноты». Суть в том, что в рамках этого проекта незрячих людей обучают танцу. Желающих много, я думаю, что и у нас такой опыт был бы не бесперспективным.
Сейчас пандемия, и гастрольная жизнь несколько замерла, а жаль. Хочется слушать больше танго, учиться понимать эту музыку, чтобы уметь импровизировать в танце. Мне удалось побывать на концерте Мартина Альварадо — современного исполнителя танго, который уже давно считается душой Буэнос-Айреса. С нетерпением жду новых встреч с этим исполнителем. Но жизнь — это не только танцы. Надо идти дальше и думать о приобретении профессии. Задумываюсь о филологии. Родители отговаривают, понимая, что нелегко будет обучаться слепой в институте, но я всё же попробую. Вместе с танго я сформировала уверенность в себе, кажется, как будто мне всё по плечу. Надо не упустить это ощущение, оно поможет мне идти дальше.
Александр: — Я буду танцевать, пока это нужно дочери. Есть подозрение, что я ещё долго не брошу танцы, потому как моя жена хочет влиться в нашу тангоманию, поэтому буду танцевать и с ней. Да и сам я уже привык к танцам три раза в неделю, тело само просит физической нагрузки. У танго есть очень ценное свойство — оно вытягивает человека из грусти, вытаскивает за руки и за ноги из хандры. Иногда на Янину наваливается необъяснимая тоска по прошлой жизни, по временам, когда она видела. Начинаются слёзы, она замыкается в себе. Как вы думаете, что приходит на помощь? Да, танго! Мы просто начинаем дома танцевать, между столом и стульями, между шкафом и диваном… И грусть постепенно улетучивается. Обычно где тонко, там и рвётся. А у нас, где тонко — там танго.
Считается, что танго танец социальный, то есть его может танцевать любой человек, не имея специальной физической подготовки. На деле ситуация обстоит немного иначе. Занятия танцами — удовольствие не дешёвое, да и некая кастовость присутствует. Случайным людям порой непросто попасть в это сферу. Считаю это неправильным. На мой взгляд, всё должно быть проще, быть может, для кого-то танец станет спасением, как для нашей пары. Руководителям танцевальных студий стоит задуматься о том, чтобы сделать танго доступным для большего числа людей.
— Друзья, мои собеседники всегда оставляют пожелания юным читателям нашего журнала. Что бы вы им сказали?
Александр: — Всегда непросто отыскать средство решения своих проблем. Иногда этот способ не нужно искать, он появляется почти случайно. Моё пожелание — обращайте внимание на случайности, пробуйте в этой жизни всё, и вы обязательно отыщите свою спасительную соломинку. Танцуйте, пойте, пеките пироги, лепите из глины, а если потребуется, месите бетон… Важно быть чем-то занятым в этой жизни, чтобы не оставаться один на один с грустью.
Нина: — Не могу сказать, что я сильный духом человек. А кардинальные перемены — повод проверить свой характер в стрессовых ситуациях. Мне принятие отсутствия зрения далось сложно. Если бы не моя семья, неизвестно, чем бы всё закончилось. Моё пожелание — цените своих близких, не стесняйтесь просить помощи, не обижайтесь на критику и не опускайте руки. Ищите себя в этой жизни, и вы обязательно найдёте, тем более сейчас куча разных возможностей: можно рисовать картины, сочинять стихи, заниматься всякого рода изобретательствами, вязать, заниматься спортом и многое другое. Жизненные удары переживаются легче, когда за спиной не только тыл твоей семьи, но и опыт, умения и образование. Всё это может помочь тогда, когда, казалось, вы этого не ждёте. Я всем желаю, чтобы жизнь не била вас больно, а поводов для радости было как можно больше.
Хохотушка Нина и её папа еще долго рассказывали мне свои семейные байки, казусные ситуации, делились планами, прерывая разговор танцевальными движениями. Казалось, они уже не могут жить без танго. На волне своих маленьких танцевальных успехов Нина захотела изучать испанский язык, чтобы понимать тексты, а Александр всё чаще терзает гармошку, подбирая «La Cumparsita» и танго «El Choclo». Что их ожидает — они и сами не знают. Вся их жизнь — сплошная танцевальная импровизация. В какую бы неизвестность ни упорхнули в ритме танго эти двое — их жизнь определённо не будет скучной. А их обоюдный девиз — «Да будет танго!»