НЕ УМЕЕШЬ РИСОВАТЬ — ВЫПУСТИ ДЖИННОВ!
Евгения Зуева («Школьный Вестник №10 за 2021 год)
«НЕ УМЕЕШЬ РИСОВАТЬ — ВЫПУСТИ ДЖИННОВ!»
Её волосы всегда взъерошены, как у домовёнка Кузи из известного мультфильма; её одежда часто бывает испачкана краской, как у маляра, и ещё она считает, что внутри каждого человека живут джинны. Непонятно, зачем эта девушка хранит в своих карманах фантики от конфет, любит уличных облезлых котов и рисовать многоэтажки, неплохо владеет английским языком, но не умеет варить манную кашу… Её зовут Алла Мартынюк, она организатор мастер-классов интуитивной живописи для детей и взрослых. Для неё эти занятия – метод познания себя и внутренних лабиринтов других людей, канал передачи хорошего настроения детям и взрослым и способ осознания человеческой уникальности. С недавних пор Алла занимается интуитивным рисованием со слабовидящими подростками, открывая для детей и для себя новые горизонты. Алласогласилась пообщаться на тему безумных художеств. Куда приведёт эта тропинка – узнаем в конце разговора.
— Алла, прежде чем говорить о вашей интересной и необычной работе, расскажите, какие они — художники?
— Если честно, я впервые даю интервью, поэтому несколько волнуюсь. Мы — художники, не все, я говорю о себе, очень часто бываем погружены в свой мир и окружающим людям кажемся угрюмыми. С некоторыми из нашей братии совершенно невозможно общаться. Живём в своих пятнах и цветовых разводах и остальных не замечаем. Я часто косноязычна и немногословна, а бурю своих эмоций выпускаю на холст.
В детстве я была слишком активным сорванцом. Это беспокоило мою маму. Я просила стричь мне коротко волосы, любила фильмы про ковбоев и дралась с мальчишками. Надо было что-то делать… Мой отец очень недурно рисовал. Это именно он разглядел во мне способности к живописи, правда, всё осложнялось моей ленью. Рисовать я любила, но не хотела. Куда приятней бегать по улицам, проживая мгновения детства в стиле вестерна. Родители приняли решение живописью упорядочить хаос моих детских эмоций и отдали меня в изостудию.
Рисование и вправду сделало меня спокойней, но только внешне, а внутри бушевало цунами. Как я потом узнала, мой педагог понимал эти мои вихри и старался их беречь. На моих рисунках апельсинчик всегда был красный и почти ничем не отличался от помидора. Но я знала, что это апельсин. И педагог знал и не мешал проявлению моих причуд. Позже были художественное училище и процесс рисования – любовь всей моей жизни. Вот такие они — художники.
— Как простыми словами объяснить, что такое интуитивное рисование?
— Рассказывать про эту технику словами не так просто, как кажется. На этот процесс лучше смотреть на практике. Когда я пытаюсь объяснить суть этой работы, люди думают, что я сумасшедшая и занимаюсь модной ерундой.
Интуитивное рисование, которое ещё называют правополушарным, — это достаточно простой метод арт-терапии, но с глубоким терапевтическим, я бы даже сказала, психотерапевтическим значением. Такая манера в корне отличается от привычного обучения живописи. Рисующий не следует техникам живописи, логике, а идёт на поводу у своих эмоций, интуиции, а со временем и собственной фантазии. Для такого способа рисования от человека не требуется умений в области живописи. Зачастую люди, решившие заняться интуитивной живописью, не могут даже схематично изобразить домик.
Принципиальное отличие этой манеры в том, что рисующий не ставит перед собой цель. Он не знает, что будет изображено на его картине. Он отдаётся своему наитию и подсознанию. Всё начинается с пятен краски, разводов, мазков, причудливых геометрических линий. Нанося всё это на бумагу, человек уже самовыражается, а дальше его живописными действиями управляют эмоции и фантазия. Сначала люди создают первичный цветовой хаос, вселенский бардак на бумаге, а уж после на этот хаос накладываются желания и эмоции. Со стороны это смотрится очень увлекательно. А психологи по таким рисункам могут определить зажимы человека, его стрессы, негативные эмоции, а также всё то, что его радует и беспокоит.
Самым важным в такой манере живописи является то, что вам не нужно быть художником, и этот способ арт-терапии не предполагает оценивания, сравнений и критики.
— Алла, много людей посещает ваши занятия? И как возникла идея мастер-класса для слабовидящих детей?
— Я скажу так: желающих много, но беру я не всех, кто попросит, чтобы избежать конвейерности процесса. В неделю у меня обычно работает две группы — детская и взрослая. Группы я набираю небольшие, не больше 7 человек, чтобы обеспечить индивидуальный подход каждому пришедшему. В группе взрослых больше девушек и женщин, а в детской мальчишек и девчонок примерно поровну.
Как я стала работать со слабовидящими детьми? Этот вопрос надо задать Вселенной. Как-то я ехала домой в рейсовом автобусе и малевала цветными мелками у себя в блокноте. На меня заворожённо смотрела девочка. Я предложила ей попробовать, видя, что она очень хочет покалякать мелками. Ребёнок мне спокойно сообщил: «Я не умею и плохо вижу». У меня была секундная неловкость — ребёнка же не будешь грузить теоретическими основами интуитивного рисования. В итоге я пригласила её на свои занятия, сказав одну единственную-фразу: «Ты всё умеешь, и я тебе это докажу». Я предложила девочке взять с собой друзей и подруг. Вот так у меня появилась группа слабовидящих детей. Но, поверьте, зрение на наших занятиях — не самый важный элемент. Поэтому никто не комплексует в связи с его недостатком. Опять же, фраза «я не умею рисовать» звучит для меня бессмысленно. Да, ты не умеешь рисовать, например, как Малевич или Ван Гог, но ты умеешь рисовать как ты сама, а это дорогого стоит.
— Алла, есть ли отличия в работе со зрячими и слабовидящими детьми? И при чём тут джинны?
— Дети — всегда и везде дети. А всё остальное не важно. Тотально слепых деток в нашей группе нет. У всех разная степень потери зрения, и у всех имеется остаток. Этого достаточно для интуитивного рисования. Так что работа ведётся со всеми одинаково. Как только я собрала такую группу, мы сразу дали ей название — «Привидение». Дети сами предложили такое название, потому как привидение — это что-то бесплотное, бесформенное. Наивно, подумаете вы? Так и интуитивная живопись наивная, идущая изнутри, не имеющая строгих форм и чётких линий, однако на результат такого рисования можно смотреть часами.
На первом занятии мы все осторожничали, присматривались друг к другу. Мы почти не рисовали, а учились смешивать причудливые цвета, малевали пятна и мазки на бумаге, разбавляли всё это водой, смотрели, как причудливо по бумаге стекают струи красок. В общем, знакомились друг с другом и с процессом. Именно на стадии знакомства я предложила детям отпустить своих джиннов погулять. Эту метафору я объяснила им очень просто — выпустите на свободу своё буйство, и оно выразится волшебством красок на бумаге. Вот такие они — эти джинны.
А потом всё пошло как по маслу, а в нашем случае как по гуаши (смеётся). Дети более раскованы, чем взрослые, и их уже было не удержать в этом рисовальном процессе. Самым ошарашивающим для них был результат. Когда они увидели свои картины — не могли поверить, что они так могут. Столько абстракции, экспрессии при полном отсутствии банальности.
— Были ли в вашей практике непростые ситуации с вашими подопечными?
— Разумеется. Но все ситуации разрешаются тут же, не откладываясь в долгий ящик. В группе слабовидящих детей у меня случилось два противоположных казуса. В одном случае мальчик нарисовал картину и на выходе ничего не увидел на горизонтально лежащем перед ним листе бумаги. Расстроился жутко, почти до слёз. Я подошла и положила перед ним его же рисунок, но вертикально. Какую красоту мы все увидели, вы себе не представляете… Дети радовались, я тем более. Вот вам пример того, как на всё можно смотреть под разными углами. Второй случай оказался сложнее. У нас была девочка, которая умела прилично рисовать. И она с первого занятия решила показать, как и что она умеет. Ребенок рисовал придуманный в голове этюд: домик, ёлка, речка, птичка… Рисунок получился хороший, так, как и было ею задумано. Он был технически верным, но… Когда она увидела, что получилось у других детей — эти вихри эмоций, фантазийные пятна, причудливые образы — девочка расплакалась, сказала, что хотела похвастаться, показать, как она умеет, а в итоге… Мы с ней долго работали, и она всё же поняла, что здесь мы никого не оцениваем и не критикуем. Тут нет хороших и плохих, тут каждый уникален. Потом она писала такие картины — аж дух захватывало.
— Что получает ребёнок от процесса интуитивного рисования помимо картин?
— Не только ребёнок, но и взрослые люди ощущают на себе мощь этого метода арт-терапии. Первое и самое важное — это хорошее настроение, ощущение радости и удовольствия от творческого процесса живописания. Вы не представляете, сколько мы смеёмся на наших занятиях! Ещё процесс рисования освобождает нас от накопленных негативных эмоций и стресса, устраняет зажимы и энергетические блоки. Детям сложно выразить ощущения, когда требуется обратная связь. А вот взрослые люди часто в качестве важного момента отмечают факт поиска у себя новых творческих возможностей, умений и ресурсов. Мы учимся доверять своей интуиции, ощущаем свою уникальность и уже не произносим фразу «я не умею рисовать». Кстати, дети куда быстрей избавляются от внутренних ограничений, мешающих раскрытию потенциала. Видимо, у них мало негативного опыта в силу маленького возраста. У взрослых с этим сложней.
— В любой работе есть забавные случаи. У вас такие бывали?
— Естественно. Ко мне ходил мальчик Паша одиннадцати лет. Он так увлёкся процессом рисования, что рисовал не только у меня на занятиях, но и дома. Однажды к нам заявился его папа со словами:«Почему мой сын приходит с ваших занятий всегда испачканный краской? Я маляр, но с работы всегда прихожу чистым». Аааа, так вы маляр, ну тогда пожалуйте к нам…Мы с детьми затащили этого строгого папашу к себе на занятия. Он настолько проникся процессом живописи, что теперь они ходят ко мне вдвоём и оба испачканы пятнами краски. Я уже жду их маму с претензиями (смеётся).
— Интуитивная живопись сегодня является очень популярнымзанятием. Насколько серьёзно к ней следует относиться? Как она вписывается в рамки искусства?
— Вопрос сложный. И отношение к этой технике разное. В такой манере сейчас работает половина художников на Западе. Более того, рисуют те, кто художником себя никогда не мыслил. Вот, например, экономист рисует раз в неделю картины в такой манере, а некоторые умудряются их продавать. Всё потому, что у общества есть потребность в такой живописи. Она наивная, интуитивная, без форм и геометрии. Людям нужны эмоции, созвучия с собой, образы из снов и фантазий. Порой такие образы очень убедительны, их интересно рассматривать, они поэтичны и неповторимы.
Вы не поверите, но и в такой манере живописи существует графоманство. Как его распознать? Это нужно чувствовать и иметь некоторый опыт рисования в этой технике. Очень много наглых абстрактных шлепков краской, мол, нарочито брызнул на лист капельки краски — потребитель это примет, куда он денется… В мировом искусстве мы знаем массу живописных работ, где абстрактность, расплывчивость и отсутствие чёткости являются проявлениями таланта. Марк Шагал, например, или АмедеоМодильяни. У Модильяни формы относительны, фигуры людей он часто рисовал поломанными, растянутыми, глаза вообще не рисовал, но насколько талантлива его живопись.
Я считаю, что эта техника просто необходима как элемент арт-терапии, потому как она простым способом решает серьёзные психологические проблемы. Как продукт или элемент искусства она тоже может быть талантливой, при условии, что художник не уйдёт в живописное графоманство, а будет относиться серьёзно к этой внутренней исповеди под названием «интуитивная живопись». Сейчас всё искусство смотрит в сторону упрощения. Люди быстро хотят славы и денег, поэтому книги пишут за пару месяцев, картины рисуют так же — поставили пару пустых баночек на куб, вот тебе и композиция или инсталляция. Наверное, нет в этом ничего плохого – время такое стремительное, живём быстро. Иногда я задумываюсь о том, что лучший объект искусства — это наша природа: застывшие сталактиты, которым миллионы лет, капелька смолы, наскальная живопись и многое другое… Я однажды на море нашла причудливый камень. Два дня жила в восхищении, как же его таким природа создала. С восприятием современного искусства у меня всё неоднозначно. Буду в этом разбираться.
— Алла, сколько картин в вашей личной коллекции и какие планы у вашей неуёмной натуры?
— Я планирую продолжать заниматься со слабовидящими детьми. Мы учимся друг у друга. У них такое неповторимое восприятие цвета, образов и мысли, что в их живописных решениях можно сделать много открытий. Мы даже задумали с детьми сделать выставку наших художеств. Пандемия внесла коррективы в мои творческие планы. Я планировала отправиться на полгода во Францию на стажировку, но теперь этот вояж откладывается на неопределённый срок. Сколько у меня картин? Да штук 12 имеется. Пару моих работ когда-то даже удалось продать. А вот эти охраняет моя мама и никому их не отдаст, и уж тем более не продаст. Развесила по стенам и любуется. Приятно, когда близким не всё равно, чем ты занят.
— Какие слова вы хотели бы сказать тем из нас, кто считает, что он не умеет рисовать?
— Забудьте само слово «не умею». От него как цепная реакция тянутся все эти наши «не могу», «не хочу», «не справлюсь»…Попробуйте довериться своей интуиции и внутренним вихрям, выпустите джиннов погулять. Для этого не обязательно бежать на занятия и мастер-классы. Возьмите лист бумаги, кисти, краски, воду — и малюйте в свое удовольствие. Ваше внутреннее «Я» уж точно вас не осудит. Лелейте в себе способность удивляться. Без удивлений, спонтанности и странностей жизнь будет казаться скучной. А этого нам всем не нужно.
Алла упорхнула на очередную встречу с детской группой. А я представила, как они там выпускают джиннов, смешивают краски, лёгким движением кисти рождают удивительные пятна на белой, как снег бумаге… А в душе зашумело море, зазвенел колокольчик, упала дождинка, и интуиция вторит этим звукам: «Прислушайся — мир ярче и интересней, чем кажется на первый взгляд…»
Дорогие читатели, прислушайтесь к своему внутреннему голосу. Быть может, и вы захотите перенести свои фантазии на бумагу или холст. «Ничего никогда не поздно» — девиз моей мудрой собеседницы.