Перейти к основному содержанию

Анонс 2 номера журнала «Школьный Вестник» за 2022 год

Подготовила Наталья Кочеткова

Открывает февральский номер продолжение цикла статей Нины Володиной «Ребёнок не видит, как ему помочь». Начало читайте в 1 номере за 2022 год.

Нина работает социальным педагогом в детском отделе библиотеки для слепых уже больше 20 лет: проводит массовые мероприятия и встречи с интересными людьми, обслуживает читателей, индивидуальные и групповые занятия с детьми, консультирует незрячих детей и членов их семей.

В библиотеку часто приходят родители, дети которых не видят или видят очень плохо. У всех бывает много вопросов, подчас они довольно странные. В этом цикле статей она решила обобщить свой опыт: поместить различные вопросы родителей и свои ответы на них. «…Мои ответы будут не особенно «заумными». Сейчас книги по обучению и воспитанию незрячих доступны для каждого, так что желающие могут найти любую научную информацию по тифлологии (науке о слепых).

Если у кого-то возникнут другие вопросы, буду рада  на них ответить на страницах нашего журнала. Ваша Нина Володина...»

______________________________

Перед каждым человеком с ограниченными возможностями здоровья рано или поздно встаёт вопрос выбора профессии и интеграции в общество. Самым полезным примером, на наш взгляд, являются истории таких же людей, которые, не смотря ни на что, осилили все трудности и нашли себя в этой жизни.

О своём профессиональном становлении, о преодолении общественных стереотипов и о желании идти только вперёд нашему корреспонденту Екатерине Шевичевой рассказала Юлия Владимировна Шумова, незрячий юрист, доцент кафедры современных образовательных технологий Южно-Уральского государственного университета, резидент АНО «Центр внедрения и развития инклюзивных технологий».

Читайте её материал «Цель жизни — в стремлении к цели».

______________________________

Сегодняшняя собеседница Евгении Зуевой — любительница японской культуры с таинственной поволокой во взгляде. У неё плавные движения и тихий голос. Она может научить любого человека делать то, что умеет сама. И не важно, какой остаток зрения у её ученика. Она проводит мастер-классы с незрячими ребятишками, уверяя, что их руки и внутреннее чутьё творят чудеса. Знакомьтесь, Марина Зубкова — таинственная, но простая в общении девушка, способная упаковать в ткань всё что угодно. Марина согласилась поболтать о подарках, их упаковке, о Японии и планах на нескучную жизнь. Всё это в материале «Заверните эмоции в ткань!»

— Марина, расскажите немного о себе. Когда у вас появилось желание освоить искусство фуросики?

— Я обычный человек. Мне 38 лет. У меня 2 образования — по первому я ветеринар, а второе образование — педагогическое. Я всегда о себе говорю так: «Я живу легко, паря в воздухе как цветная упаковочная бумага. Если что-то в жизни теряю, стараюсь долго не переживать, а компенсировать потери новизной». Люблю японскую культуру, французский крекер, итальянскую оперу, пушистых кошек, хоккей и мультик про пластилиновую ворону. Ещё одно моё хобби — приготовление кулинарных блюд, описанных в литературных произведениях. Из последнего опыта — это приготовление бататовой каши из новеллы японского писателя Акутагавы. Честно скажу, получилась странная субстанция, которая оказалось ещё и невкусной. Так что на деле не всё так хорошо, как на бумаге.

Я всегда хорошо упаковывала всё что угодно, с самого детства. В студенчестве я подрабатывала в магазине в отделе упаковки подарков. Там я только отшлифовала свои умения. Завернуть могла что угодно, даже самый бесформенный предмет. А фантазия помогала выдумывать, как интересно и оригинально преподнести подарок.

Что касается фуросики, то рано или поздно я бы к этой технике пришла, у меня просто не было другой дороги. (…)

— Поведайте нашим читателям вкратце, что такое фуросики? И почему это интересно?

— Фуросики — это японское искусство упаковывания подарков в ткань. Японцы — те ещё любители ритуалов и традиций. Традиция упаковки подарков зародилась где-то в глубине веков. Слово «фуросики» переводится как «банный коврик». С таким ковриком японцы ходили в баню и заворачивали в него коврик тапочки и мокрое банное кимоно, чтобы принести всё это домой. Изначально ткань, из которой изготавливали коврик, была грубой. Затем ей на смену пришли более лёгкие и тонкие материалы. Постепенно из лёгкого платка стали сворачиваться и связываться сумки для переноски личных вещей. Со временем лоскут ткани трансформировался в красивую и полезную упаковку подарков. (…)

— Как вы стали учить незрячих детей и пожилых людей упаковывать подарки?

— Всё произошло по воле случая. Года три назад мне предложили временно поработать няней, пока семья не найдёт постоянного человека. Девочка Аня была незрячей. Она видела лишь очертания предметов, и у неё сохранилось светоощущение. Признаюсь, я немного испугалась, поскольку раньше никогда не контактировала с незрячими детьми. Ане было 7 лет. Ребёнок она активный и любознательный, поэтому познавать мир Аня пыталась всеми доступными ей способами. Я должна была забирать её из школы и находиться с ней до вечера, пока родители не вернутся домой с работы. Я ей читала, мы гуляли, много разговаривали, и я вдруг подумала – почему бы не заинтересовать ребёнка упаковкой предметов? Если правильно объяснить, то завернуть предмет в ткань не составит труда. Главное повторить несколько раз, чтобы руки запомнили.

У Ани всё получилось очень быстро, она воодушевилась и отнеслась серьёзно к процессу обучения, который начинался как забава. А дальше Аня рассказала Тане, Таня – Маше, Маша – Наташе и так далее. Дома у Ани мы устраивали посиделки с незрячими девочками, учились придумывать подарки и заворачивать их. Я объясняла им геометрические премудрости предметов, мы пробовали упаковывать предметы нестандартной формы, делать миниатюрные сумочки и прочее. К Новому году девочки сделали друг другу подарки, завернув их в красивые ткани. Я тоже получила от подопечных свой подарок.

Бабушка одной из моих учениц пригласила меня провести мастер-класс для пожилых людей. Группа была небольшая и смешанная. Были и незрячие, и слабовидящие и зрячие женщины. (…)

После детских и взрослых мастер-классов меня стали приглашать в районные первичные организации, возник интерес к этой технике. А я не отказываюсь, мне приятно, что я могу поделиться своими знаниями и умениями и сделать для людей что-то хорошее и полезное. (…)

______________________________

«ПОЭТИЧЕСКАЯ ВОЛНА» познакомит вас со стихами незрячего автора Александра Гахова и произведениями Якова Полонского.

Имя русского поэта Якова Полонского чаще всего вспоминают, когда речь заходит об авторах так называемого «второго ряда». Действительно, Полонский не из тех поэтов, которые «глаголом жгли сердца людей», становились кумирами поколений или выразителями идей общественных движений, но без его негромкой лиры русская поэзия не была бы столь многогранной и многоцветной. Он стал одним из главных поэтов непоэтического времени, которое последовало после гибели Лермонтова. Властителями дум считались тогда прозаики, принадлежащие к сложившейся к 1840-м годам натуральной школе, при том что в это время в литературных журналах отнюдь не было недостатка в лирике: уже выступили в печати поэты совсем ещё молодого поколения — Некрасов, Фет, Полонский, Ап. Григорьев, Майков, А. Толстой, Мей и другие. И всё же почти до середины 1850-х годов лирика для читателя как бы перестала существовать.

Творчество Якова Полонского охватывает во времени целую эпоху российской словесности. Первые стихотворные опыты начинающего поэта заслужили похвалу В.А. Жуковского, а последние произведения были созданы на заре русского символизма. Поэтическое имя Полонского было ещё живым, когда в литературу начал входить Блок, который назвал Полонского одним из своих великих учителей.

 

Яков Полонский

ПЕСНЯ ЦЫГАНКИ

Мой костёр в тумане светит;

Искры гаснут на лету…

Ночью нас никто не встретит;

Мы простимся на мосту.

Ночь пройдёт — и спозаранок

В степь, далёко, милый мой,

Я уйду с толпой цыганок

За кибиткой кочевой.

На прощанье шаль с каймою

Ты на мне узлом стяни:

Как концы её, с тобою

Мы сходились в эти дни.

Кто-то мне судьбу предскажет?

Кто-то завтра, сокол мой,

На груди моей развяжет

Узел, стянутый тобой?

Вспоминай, коли другая,

Друга милого любя,

Будет песни петь, играя

На коленях у тебя!

Мой костёр в тумане светит;

Искры гаснут на лету…

Ночью нас никто не встретит;

Мы простимся на мосту.

______________________________

В рубрику «АЗ, БУКИ, ВЕДИ» вошли стихи Елены Ярышевской и рассказ Ольги Насоновой «Как котёнок Мурчик дедушку приручил».

 

Елена Ярышевская

ГДЕ НАЙТИ ПОКОЙ?

Пират остепенился,

Устал творить разбой,

И вскоре удалился

В деревню, на покой.

 

Хотел копать картошку

И курам сыпать корм.

Побрился, снял серёжку,

Подальше спрятал ром.

 

Купил быка с коровой,

Цыплят и поросят.

Покой и сон здоровый

Мечтал найти Пират.

 

Но только у Пирата

Не ладились дела:

Худели поросята,

Редиска не взошла,

 

Разрыли куры грядки,

Жуки сгубили сад.

И гусь щипал за пятки,

Когда гулял Пират.

 

Лягается корова,

Боднул Пирата бык…

Не ждал Пират такого,

К такому не привык!

 

Не выдержал и вскоре

Опять пустился в путь:

Решил вернуться в море,

Немного отдохнуть!

______________________________

«Горошины», так называется рассказ Евгении Зуевой о девушке Маше — патологической любительнице считать всё вокруг. Его мы и публикуем в этом номере.

______________________________

Далее идёт продолжение фантастической повести Екатерины Рогачёвой для школьников старшего возраста «Здесь всё по-другому». Начало читайте в 1 номере за 2022 год.

______________________________

Очередной урок бисероплетения от Ларисы Шевцовой поможет вам сплести красивейшее комнатное растение с большим количеством крупных цветков — азалию.

Азалия — это ещё и садовый кустарник, относящийся к семейству рододендровых. В работе используется техника французского дугового плетения.

Изучайте, дерзайте и у вас получится яркий красочный цветок, а может и подарок для кого-то.)

______________________________

Постоянные рубрики «ПРОБА ПЕРА» и «БИБЛИОТЕЧКА МУЗЫКАНТА» также на своих местах.

______________________________

Брайлевский номер содержит рельефно-графическую иллюстрацию — символы Олимпиады и Паралимпиады. Пекин — 2022.

______________________________

Тифлокомментарий 1 страницы обложки плоскопечатного варианта журнала № 2 за 2022 год. Цветная фотография. На переднем плане в аудитории на банкетке, обитой сверху красным материалом, за чёрным фортепьяно сидит ученик Московской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №2.

Русоволосый коротко стриженый мальчик в очках одет в голубой свитшот с надписью латинскими буквами и аппликацией на левом плече. Он внимательно смотрит в ноты, расположенные на пюпитре. Правая рука опущена на правое бедро, растопыренные пальцы левой руки лежат на клавишах фортепиано.

 

Нескучного времяпрепровождения в компании Школьника!

Анонсы нашего журнала, а также избранные статьи из каждого номера можно прослушать в приложении к журналу «ДИАЛОГ».

Дата: 
среда, марта 23, 2022