Перейти к основному содержанию

Кенозёрский лыжный маршрут

Андрей Гостев («Школьный Вестник» №6 за 2022 год)

КЕНОЗЁРСКИЙ ЛЫЖНЫЙ МАРШРУТ

Я с детства люблю лыжи. На каникулах я жил за городом у бабушки. Тогда я видел лучше. Зимой брал широкие пластиковые лыжи и изучал ближайшие окрестности. Это было интересно! Зимний мир отличается от летнего. Есть свои особенности. Вроде бы и холодно, но сколько приятного и радостного можно обнаружить! Так я и полюбил зиму. Именно это чувство побудило меня отправиться в лыжные путешествия по Карельскому перешейку, а потом и в более сложные по Кольскому полуострову. Со временем зрение ухудшалось, быстро кататься на лыжах стало как-то боязно. Но каждую зиму я стараюсь находить возможность, чтобы с лидером-волонтёром катнуть на лыжах и получить удовольствие.
Вот и в этом году время шло, а всё как-то не получалось придумать что-нибудь интересное, чтобы на лыжах пойти, но не тащить тяжеленный рюкзак с печкой и снаряжением. Однажды после тренировки в секции скалолазания у нас с коллегами зашёл разговор о том, куда бы махнуть в лыжный поход. И вот Марина, авторитетная спортсменка с большим опытом путешествий, поведала нам о лыжном маршруте в Кенозёрском национальном парке в Архангельской области. Места там очень красивые. Между деревнями существуют хорошо накатанные снегоходами трассы. Можно предварительно забронировать на маршруте дом, где специально затопят печь и всё подготовлено для полноценного отдыха.
Главным достоинством этого лыжного маршрута является то, что на нём нет так называемой тропёжки, то есть уже проложенной кем-то лыжни. Туристы должны самостоятельно её прокладывать, чаще всего по глубокому снегу. Обычно в группе это делается так: все участники идут на лыжах по снежной целине друг за другом, след в след, первый прокладывает лыжню и задаёт направление движения группы. Тяжелее всего тому, кто идёт первым, особенно когда снежный покров по пояс и выше. Остальные берегут силы — стараются ступать по следам первого. Минут через 10 шедший первым передаёт смену тому, кто шёл вторым, а сам становится в конец группы, на заслуженный отдых. Так все по очереди меняются, и это позволяет экономить силы.
По мнению большинства туристов, наиболее благоприятным временем для зимних путешествий является март: уже нет сильных морозов, легче дышать во время движения, и длина светового дня увеличивается, поэтому за день можно преодолевать большее расстояние.
Мы изучаем полученную информацию и убеждаемся, что всё так и есть, и начинаем стремительно готовиться к экспедиции. Согласовываем маршрут и проживание с администрацией Кенозёрского национального парка. Разрабатываем план доброски до места начала экспедиции, готовим пищевую раскладку, аптечку, ремнабор и снаряжение.
И вот Ладожский вокзал, поезд Санкт-Петербург — Архангельск. Через восемнадцать часов рано утром нас встречает белоснежный Плесецк. После чёрного питерского снега эта чистота так поражает, что тут же понимаешь, как далеко от городской цивилизации мы забрались. Сразу с поезда отправляемся на автовокзал и берём билеты до деревни Вершинино за 600 рублей на каждого с багажом. Ехать до неё около 170 километров. О трансфере лучше позаботиться заранее, так как выяснилось, что пригородный автобус — это жёлтая «буханка», рассчитанная на 12 пассажиров, а тут ещё мы с рюкзаками и лыжами. Можно и пролететь. Тогда придётся брать такси, это обойдётся в 4 тысячи рублей.
Автобус отправлялся только в 15 часов. Было время ознакомиться с Плесецком. Он запомнился мне деревянным храмом и ледовым полем для русского хоккея с мячом, которое поразило нас исключительной гладкостью. После «обзорной экскурсии» мы снова на автовокзале. После посадки пассажиров и загрузки багажа в салоне стало тесновато, но приняли нас доброжелательно. Была, правда, попытка поставить на наши лыжи тяжёлый баул, но одна женщина тут же её пресекла: «Не сломайте лыжи! Иначе парни в наших местах будут как без ног!»
За четыре часа дороги мы подружились с жителями деревни Вершинино. Узнали об их заботах и радостях, о разных забавных случаях. Мы тоже рассказали о наших приключениях. Так за разговором время быстро пробежало. И вот мы на месте. Нас ждут! Встречают!
На закате отправляемся на прогулку по деревне. И тут начинают являться невероятные чудесные картины. Вдалеке на холме стоит храм. Он хорошо освещён заходящим солнцем, и кажется, что он как будто улетает в небо, парит, возносится над землёй. Вокруг белоснежные просторы, воля! А жизнь — она тут, рядом. Наступают вечерние сумерки, в домах зажигается свет и льётся на дорогу, ведущую к храму.
Местные сторожа с лаем бегут к нам узнать, кто это вечером ходит по деревне. Обнюхивают нас. В этот момент главное помнить, что не стоит махать руками, кричать, убегать и самое главное — не бояться. Лучше остановиться и спокойно с псом поговорить, и тогда он либо отстанет, либо за тобой побежит, может, получит что-нибудь вкусное.
Деревня Вершинино находится на полуострове, который примерно на полкилометра выдаётся в Кенозеро и очертаниями напоминает итальянский сапог. Дойдя до оконечности полуострова, обернувшись назад, видим на горе храм Николая Чудотворца с электрической подсветкой. Вот это да! Поднимая взгляд вверх, ты словно улетаешь в звёздное небо! А вокруг тишина, только ветер морозный играет...
Возвращаемся в уютный деревянный гостевой дом со всеми удобствами. Душ, туалет и даже Wi-Fi. (Для справки: ловит только Мегафон.) Поужинали, разомлели и отправились на боковую. Сны здесь снятся сказочные — прямо киноистории.
Утром в визит-центре оформляем разрешение на посещение Национального парка. При наличии справки МСЭК посещение парка бесплатное. Отметим также, что здесь разработаны туристические продукты, доступные для любого возраста и на любой вкус. Есть много пеших маршрутов, этнографические программы, музеи и экспозиции, мастер-классы. Подробнее с ними можно ознакомиться на сайте http://www.kenozero.ru/.
Само солнце как бы поддержало нас и вышло в момент старта из-за туч. Фото на память, надели лыжи — и в путь. Наша зимняя экспедиция, посвящённая паралимпийцам, отправилась по деревням, находящимся рядом с Вершинино. Набрели на снегоходку (дорогу, накатанную снегоходами), идущую в необходимом направлении, но потом она просто свернула в лес, и мы засомневались, что она приведёт нас к цели. Решили отправиться по целине напрямик к озеру. Тут же почувствовали, что это гораздо тяжелее.
От Вершинино с нами отправилась чёрная собака, похожая на лайку. Поэтому и кличка сразу появилась — Черныш. Видимо и погулять ей захотелось, и выпросить что-нибудь вкусное тоже. Как только мы сошли со снегоходки, стали вязнуть в снегу по колено. А собака вместе с нами идёт, увязает. До этого она бежала впереди, радостно лаяла, подгоняла нас. А теперь идёт по проторённому, проваливается по грудь. Тяжело! Если так дальше пойдёт, силы уйдут, а у нас ещё запланирован основной марш-бросок с рюкзаками!
Наконец траверсом взбираемся на высокий берег. Это даётся тоже не просто. То назад лыжи едут, то в снег по пояс проваливаешься. Вот где пригодилось правильная лыжная техника передвижения. Тут и «ёлочкой» вверх, а местами и «лесенкой» приходится идти, а в глубоком снегу на беговых нешироких лыжах это трудно. И сразу встаёт вопрос: правильно ли лыжи подобрали? Хорошо, что предусмотрительно надели гамаши из специальной ткани, защищающие от попадания снега внутрь ботинка. В результате штанина под ними остаётся сухой и тепло сохраняется.
Вот и вершина, и первый контрольный пункт — часовня Святого Пахомия Кенского. Поражает, как раньше зодчие умели вписывать церкви в природный ландшафт. Снова вдали белые просторы и голубые небеса. Все храмы в Кенозёрье находятся под охраной государства, некоторые из них действующие. Спуск с горы даётся проще, и даже захватывает дух от нарастающей скорости. Приятно, когда лыжи хорошо скользят.
Проезжаем мимо жилого дома в деревне Карпово — это понятно по запаху дыма из трубы, по расчищенным тропинкам и по снегоходке, которая идёт в лес. А нам-то в другую сторону, на озеро и в деревню Немята, где находится часовня во имя Трёх Святителей Вселенских. Протропили несколько километров, и мы на месте. Обошли на лыжах часовню вокруг, чтобы лучше её осмотреть, разобраться в особенностях деревянного зодчества. Выясняется, что часовня на реставрации.
Вдалеке услышали шум мотора, скатившись с горки, удачно выехали прямо на снегоходку. И сразу другое дело! Черныш обрадовался, и мы воодушевились и помчали обратно к Вершинино. Тут обнаружилось, что дорога специально для снегохода обозначена вешками с двух сторон — для безопасности. Заехали в деревню с другой стороны, аккуратные домики за низкими деревянными заборчиками. Всё под глубоким слоем снега. Просто зимняя сказка! А вот у сельпо нас ждали друзья Черныша. Обрадовались — сейчас будут угощать. А у нас только орехи и сухофрукты. Купили печенье и отблагодарили Черныша за его старания и его компанию заодно.
А вот следующий этап оказался гораздо тяжелее. Предстояло пройти по льду в полном туристическом облачении. Взвалив на спину рюкзаки, курсируем по центру деревни. Появились новые ощущения, маневрируя на лыжах, приходится учитывать вес груза. Пока привыкали, к нам примкнули новые друзья. Теперь уже три собаки весело сопровождают нас, то обгоняют и несутся перед нами, то отстают, исследуют и обнюхивают ведомые только им ориентиры и снова догоняют, то играют в какие-то свои игры.
А нам, поверьте, нелегко. На озёрной глади скрыться некуда, и встречный ветер усиленно дует в лицо. Хорошо, что вешки помогают контролировать направление, а то на белом фоне всё сливается в единое безрельефное пространство. Зато под собой чувствуешь твёрдую накатанную дорогу. И это удобно! Сходишь со снегоходки и понимаешь, что-то не так. Через несколько километров привыкли, стало полегче, а когда тропа пошла вправо, ветер стал уже боковой. Потом выяснили по карте, что на озере есть разные по величине острова. Прошли и даже не заметили.
А вот навстречу снегоход, то ли рыбак местный, то ли сотрудник парка. За ним убегают две наши собаки. Чем дальше отходим, тем больше усиливается ощущение уединённости, такого приятного отрыва от городской суеты. Телефоны тут не ловят. Полное чувство свободы и автономности. И людей вокруг на многие километры не встретишь. С нами остаётся самый матёрый и надёжный пёс, я его назвал Крепыш. С ним и в дремучем лесу не страшно. По окрасу он похож на хаски, а по размеру он ещё больше, шерсть у него густая-густая, так что, наверное, и на снегу ему лежать не холодно. Потом выяснилось, что эта порода называется аляскинский маламут. А повадки у него дружелюбные. Он вроде бы руку твою прикусывает, угощай, мол. А ты ему: «Но! Но! Но!» Он стесняется сразу. А то на задние лапы встаёт, а передние на тебя пристраивает: «Еды-то дайте!» А я ему: «Ээээ!» Тут он тушуется и отходит.
Через два часа дошли до деревни Горбачиха. И Крепыш с нами, отбежит в сторонку метров на пятьдесят, а затем снова в нашу колонну встраивается. Подошли к высокому берегу, и тут, представьте, редкостное везение — при подъёме в гору появился подлип, это когда снег к лыжам прилипает. Это позволило нам на параллельных лыжах без особых усилий подняться вверх.
А вот и наш гостеприимный домик встречает нас натопленной печкой. Осмотрели хозяйство. Воды нанесено вдоволь, и дров много. Перекусили, а светового времени ещё четыре часа. Решили исследовать знаменитую деревню Зехнова, до неё восемь километров. Определили стратегию манёвра и в путь. Неутомимый Крепыш пристроился за нами. Ориентироваться традиционно помогает мобильное приложение МАПС МИ. С обычной картой и компасом при нашем зрении ориентироваться на местности, особенно зимой, было бы тяжелее.
Вот и деревня Зехнова. Здесь время как бы остановилось в XVIII веке. Вот так и рисуют художники русские пейзажи: сугробы до окон изб, сугробы на крышах, ни протоптанной тропинки, ни одного человеческого следа. Вокруг всё словно замерло и остановилось. Только снегоходка помогает догадаться, куда идти, да надёжный навигатор ориентиры подсказывает. А вот и собака залаяла. На дворе появилось какое-то движение. Значит живая деревня-то! Поднимаемся на холм, и перед нами часовня Апостола Иоанна Богослова. Осматриваем округу. Вот это да! Трудно передать словами красоту. Отсюда видно всю деревню. Она как бы волнами стремится к берегу озера. Рядом с часовней священная роща, напоминает о былом, ещё более глубинном, архаичном. Часовня действующая, колокол на звоннице есть. Послушали его, звучит. Спустились и отправились на водяную мельницу. Заодно нашли древнюю сосну, которую и вдвоём не обхватить, а рядом поклонный крест, традиционный для поморских поселений.
Смеркалось, надо поторопиться. Подкормили Крепыша и обратно. Над озером небо серое, низкое, тревожное. Тютелька в тютельку рассчитали время и до темноты вернулись в наш приют, в котором даже есть электричество. Однако что делать с Крепышом? В дом тут собак пускать не принято. Ладно, сейчас ему сварим кашу и разместим на веранде. Пока затопили печь, слышим, снегоход прямо к крыльцу подкатывает. Выходим. «Вы, — говорят, — зачем нашу собаку увели?» «Так Крепыш сам за нами пошёл». «Надо было предупредить!» А кого предупреждать? «Все мою собаку знают», — говорит хозяйка. Если он не на цепи, а погулять хочется, его ничем не остановишь. Так что если за вами побегут собаки, обязательно предупреждайте местных жителей.
На следующий день встали пораньше и отправились в радиалку по близлежащим деревням. Снова день пасмурный, и это вносит в пейзаж некую таинственность. Сначала тропим по заливу, через километр находим место, свободное от прибрежных кустов. Траверснули на лыжах на берег и, как по заказу, наткнулись на указатель. Как будто те, кто устанавливал знаки, точно знал, что все туристы, будут проходить именно здесь. Вышли на снегоходку, и она нас привела к удивительной часовенке в лесу. Представьте, что она построена для молитвы всего лишь для одного человека. Дверь закрыта для честных людей на вертушку. Внутри маленький иконостас, подсвечник и крепление для лампадки. По преданию здесь можно оставить вышитое полотенце для укрепления молитвенного слова. Неподалёку на холме в еловом лесу ещё одна уединённая часовня Параскевы Пятницы. Очень сильные впечатления оставляет посещение таких удивительных мест.
Далее отправились по снегоходке, думая, что она нас приведёт в соседнюю деревню, а попали на место заготовки дров. Значит, деревня живёт! Прикинули по времени и решили переправиться на другой берег в деревню Ряпусовский погост. Как хорошо налегке изучать окрестности! Скорость перемещения высокая, местами и потропить можно, особенно по насту. Снег скрипит под лыжами, а там, где между настом и льдом есть полое пространство, возникает такой звук, как будто под лыжами оседают огромные снежные плиты. И вообще во время движения снег ведёт себя по-разному: местами его ветром сдувает, и чувствуешь лёд, или надуло так много, что вязнешь в сугробе по колено; где-то наст держит, и вообще не проваливаешься, а где-то под снегом вода.
В Ряпусовском погосте кроме живописного вида на берег озера других достопримечательностей не оказалось. Дальше по пути деревня Ведягина. Через неё проходит транскенозёрская тропа протяжённостью 36 км. На ней есть несколько специально оборудованных стоянок, где разрешено ставить палатку и разводить костёр. По ходу тропы находятся много памятников гражданской и культовой архитектуры. В Ведягина есть большая деревянная церковь Ильи Пророка и часовня Андрея Первозванного. За красоту и живописность туристы величают это место Северной Швейцарией.
Мы не были уверены, что из Ведягина проторена дорожка по Транскенозёрской тропе. Поэтому решили не рисковать, а выходить на тропу из Горбачихи, где накатана снегоходка. Так оно и было! Заодно осматриваем храм Иоанна Предтечи, который оказался прямо напротив домика в Святой роще, в котором мы немного передохнули. Деревня нас провожает стогами в заснеженной поле, а мы входим в лес. А в лесу так спокойно и умиротворяюще. Появляются горочки и спуски. Недалеко от тропы спряталась часовенка Николая Чудотворца. Если бы не было указателя, то незнающий человек просто прошёл бы мимо.
На такой красивой и лёгкой дороге сразу расслабляешься, а зевать-то не стоит. Захочешь побыстрее скатиться с горки, а на какой-нибудь кочке тебя подбрасывает, рюкзак подпрыгивает, и ты падаешь. Хорошо, что снега много. Поэтому важно уметь ехать плугом: чем шире разведены пятки, тем больший угол образуется между лыжами и тем меньше скорость. На спуске палки имеют большое значение: две палки, соединённые вместе, держат одной рукой снизу за рукоятки, другой придавливают по середине палок, наконечниками ведут по снегу сбоку. Если надо экстренно затормозить, посильнее давят на середину. За 2 часа преодолели дистанцию в 12 километров.
Успеваем осмотреть каньон реки Порженки, водяную мельницу и другие интересные места вдоль Транскенозёрской тропы. Надо отметить, что буквы на указателях и на информационных стендах рельефные. Нам везёт, потому что зимник идёт не по берегу, а прямо по озеру Большее. Замёрзшие разводы желтоватого цвета (вода здесь с повышенным содержанием железа) свидетельствуют, что недавно была оттепель.
Под вечер, как и планировали, оказываемся в шикарном доме в деревне Михайловское. Здесь всё по последнему слову энергосбережения, внутри очень тепло и комфортно. Хотя электричество подаётся от дизель-генератора или от солнечной батареи, его хватает на всё необходимое. А для любителей русской бани созданы идеальные условия прямо на берегу Порженского озера. За два дня мы прошли около 50 километров, но после благодатного отдыха в уютном доме утром мы были готовы к новым свершениям.
В этом уникальном месте, где находится Порженский погост, погода словно специально для нас включила солнце. Кажется, что церковь Святого Георгия, которая находится на холме, словно корабль, соединяющий землю и небо, а деревянная ограда — будто борта судна. Рядом как матросы-великаны, замерли вековые ели. А купола словно мачты, паруса которых наполнил ветер.
Нам повезло, у сторожа есть ключи, и он открыл нам храм, провёл небольшую экскурсию и позволил подняться на звонницу. Просто радость и восторг! 4 марта в день открытия Паралимпийских игр в Пекине мы символично стартовали от ворот Порженского погоста в знак моральной поддержки российских атлетов. С помощью мобильного приложения Strava зафиксировали расстояние длинной 2022 метра. Позднее узнали печальные новости о том, что политика, к сожалению, важнее спорта.
Свежий воздух, белый снег, зелёные ели, голубое небо — и слов нет от восхищения! Идёшь на лыжах по зимнему лесу и смотришь по сторонам: тут словно порезвился волшебник, создав над тропой затейливые снежные арки, там между деревьями мелькают причудливые фигуры и сказочные домики. Добрались до деревни Дунино, сейчас в ней только один жилой дом.
Не доходя до деревни Масельга, где расположен детский экологический лагерь, начинается водораздел между Балтийским и Белым морем. Он проходит по высокой лесистой гряде, разделяющей два озера, по её гребню проходит дорога. Здесь расположился Архитектурный парк «Кенозёрские бирюльки» — музей деревянного зодчества под открытым небом, правда, экспонаты в нём не подлинные, это уменьшенные копии историко-архитектурных памятников Кенозёрья, ныне утраченных или находящихся в аварийном состоянии. Макеты выполнены в масштабе 1:2 по всем канонам плотницкого мастерства. Постройки находятся на горочках, тропинки между ними извилистые, а местами даже и крутые. Поэтому с плохим зрением лучше ходить не спеша, а для особой ориентировки можно и лыжные палки использовать.
Вода здесь очень вкусная. Как рассказал нам комендант, она набирается из трёх ключей. Здесь же мы узнали, как осуществляются экскурсии в зимнее время. К снегоходу, как к паровозу, прикрепляются несколько саней — машинист за рулём, а пассажир в персональном вагончике. Скорость у такого состава приличная, за день можно много достопримечательностей объехать. Есть лыжные групповые туры по разным маршрутам с сопровождением инструктора.
Утром отправились в радиальное путешествие по Вендозеру, у него сильно изрезанные берега. Сначала поднялись на Хижгору, где расположена церковь Преподобного Александра Свирского и начинается экологическая тропа. Старая лыжня иногда теряется, поэтому приходится полагаться на топографическую интуицию и помощь навигатора. Прошли около десяти километров. В домике, который уже нас ждал, согрелись, отъелись и отправились дальше. Тем более что мы подошли к ключевому моменту нашей экспедиции. Уже много лет наш туристический клуб организует восхождения на высшие точки Северо-Западного региона. В Кенозёрском национальном парке находится «Северный экватор» — естественный водораздел между Северным Ледовитым и Атлантическим океанами. И нам фактически удалось постоять одной ногой на Севере, а другой на Западе.
Дальше двигаемся к деревне Морщихинская. На пути к ней на протяжении семи километров, две трети пути, — спуск с горы. Это скольжение — просто наслаждение! При въезде в деревню находится экоферма, которую я рекомендую обязательно посетить. Во-первых, там можно приобрести натуральные молочные продукты, а во-вторых, гостеприимные хозяева проведут по ферме экскурсию, и можно будет тактильно познакомиться с холмогорской породой коров, с козами, кроликами, лошадьми. Можно попробовать свои силы в верховой езде.
Отметившись в визит-центре, мы разместились в комфортабельном гостевом доме на берегу Лекшмозера. На следующий день отправились на экотропу «Тропа предков», это историческая тропа рыбаков и охотников, монахов-отшельников и паломников. На ней много интересных артефактов, однако некоторые из них оказались под глубоким слоем снега, поэтому пришлось провести своеобразные раскопки. Я откапывал огромный Николин камень.
Тропа привела нас к берегу Наглимозера, где на снегу мы нарисовали олимпийские кольца в знак поддержки российских паралимпийцев. Шуршал падающий снег, природа как бы притихла. Мы прошли вокруг большого острова, обнаружили стоянку любителей рыбного лова, удобный вигвам, сложенный из нетолстых брёвнышек. Возвратившись в деревню, погуляли на Масленице и отведали блинов. В завершение программы, так как оставалось время до автобуса, успели пройти по экотропе «Муравейников». Отрадно было обнаружить информацию, выполненную шрифтом Брайля. В финале из наших лыжных палок создали инсталляцию со словом Пекин.
Вечером на рейсовом автобусе отправились в Каргополь, где заранее забронировали гостиницу. Ночью, проходя по центру города, сразу отметили монументальные каменные храмы. По размеру и по стилю отнесли их к новгородским и московским традициям. Утром, изучая историю города в краеведческом музее, обнаружили подтверждение наших догадок. Вечером автобус до Няндомы. Ещё четыре часа ожидания на вокзале — и с огромным грузом незабываемых впечатлений, которыми мне захотелось поделиться с читателями, мы сели в поезд до Северной столицы.