Девушка с бубном
Евгения Зуева («Школьный Вестник» №6 за 2022 год)
ДЕВУШКА С БУБНОМ
Моя собеседница говорит о себе, что она Просто Инга. С именем Инга всё понятно, но что скрывается за этим таинственным «просто»? Может, она хочет затеряться в толпе, чтобы остаться незамеченной? Или она знает какой-то секрет и не хочет им делиться? Есть ещё одно предположение: Инга стесняется своей человеческой обычности. Помните, в середине 1990-х годов наши бабушки и мамы не могли оторваться от мексиканской мелодрамы длиной почти в 200 серий с названием «Просто Мария»? Какой непростой и витиеватой оказалась судьба главной героини, и это «просто» в названии фильма звучит очень даже вызывающе. И теперь, когда я слышу от людей: «Я обычная», «Я такой же, как все», «Я простая девушка» — я понимаю, что у таких личностей явно за душой есть то, что будет интересно нам всем.
Инга Кротова искренне не понимала, почему у неё нужно брать интервью. «Меня никем не назначили, я не пою, не танцую, быстро не бегаю, высоко не прыгаю, не пишу стихов и не рисую картин», — такими словами эта молодая девушка пыталась отделаться от меня по телефону. Но я журналист бывалый, и такие крепкие орешки мне уже попадались. «Чего-то она мне не договаривает», — насторожилась я. Инга сдалась и согласилась на беседу, предупредив, что придёт… с бубном. С бубном так с бубном. Надеюсь, сотрудники и посетители кафе, где мы встретились с Ингой, простят нам это маленькое и звонкое обстоятельство.
— Инга, не будем спорить с утверждением, что каждый человек уникален. И ты не исключение, хотя и пытаешься меня уверить, что это не так. Расскажи нашим читателям о себе. Дай нам всем возможность узнать тебя получше.
— Меня зовут Инга Кротова, мне 23 года, я живу… везде. Из-за лёгкого веса родители называют меня бабочкой. При себе у меня всегда моток пряжи, крючок для вязания и бубен. Вот и вся биография.
— Ёмко. Лаконично. А подробней можно?
— Конечно можно. Из-за профессиональной деятельности моего папы наша семья очень часто переезжала. Мне удалось пожить в Ярославле, Астрахани, Москве, Волгограде и Новосибирске. Я меняла не только города, но и школы, в каждой я училась не более двух лет. Всё это научило меня легко сходиться с людьми, хотя характер у меня далеко не сахарный, не привязываться к вещам и быстро собирать дорожную сумку. В начале 11 класса из-за осложнений после перенесённого инфекционного заболевания я начала стремительно терять зрение. Так это всё быстро случилось, что некогда было переживать. Надо было что-то делать. Я целый год лечилась. Доктора не дали мне ослепнуть окончательно, остановив потерю зрения. Весь 11 класс я провалялась в больнице. А когда адаптировалась, мне пришлось заново идти в 11 класс.
Оканчивать школу было непросто, поскольку делала я это в новых для себя обстоятельствах. Помогали родители, учителя и одноклассники. С потерей части зрения моя жизнь изменилась. Многие вещи стали для меня недоступны. Например, теперь на футбольные матчи мой папа ходит один. А раньше мы всегда ходили вместе. Теперь я почти ничего не вижу с высоты трибун и могу только довольствоваться гулом стадиона. Вождение автомобиля тоже осталось в прошлом, а ещё там же осталось желание быть ювелиром и возможность серьёзно заниматься капоэйрой.
— Как ты решила выстраивать своё будущее после окончания школы?
— Если честно, я просто не знала, что мне делать. Старые планы растворились в прошлом, а новые ещё не успели обозначиться. Вопрос моей дальнейшей судьбы мы решали совместно с родителями. И тут у мамы с папой произошло столкновение мнений о том, что мне надо делать. Папа говорил: «До 25 лет пусть балуется, успеет ещё и себя найти, и окунуться во взрослую жизнь». Мама же, напротив, считала, что если я буду жалеть себя и порхать, как бабочка, болтаясь без дела, то кроме инфантильной бездельницы из меня ничего путного не выйдет.
Я всё это слушала и то ли от отчаяния, то ли, чтобы не болтаться без дела, пошла и закончила училище ремёсел по специальности «вязание». Вязала я всегда хорошо — спасибо моей бабушке. С помощью вязания она боролась с моей гиперактивностью. Теперь я на профессиональной основе обвязываю всю свою семью, а иногда вяжу на заказ. Спицы не люблю, а вот вязание крючком — это моё. До потери зрения я готовила себя к профессии ювелира. Для этого я окончила художественную школу, но теперь — не судьба. Сейчас я пока нигде не учусь — не хочу торопиться, а хочу, как предлагает папа, осознать свои теперешние желания. Благо время ещё есть. Осваиваю компьютер, вяжу на заказ и играю для капоэйристов на бразильском бубне.
— С крючками и нитками в твоём рюкзаке всё понятно. Поведай — нам всем интересно, зачем тебе бубен и почему он всегда с тобой?
— Прежде чем рассказывать о бубне, нужно рассказать про капоэйру. Именно оттуда возникло моё желание играть на бубне.
— Расскажи нашим читателям про капоэйру.
— Наши знания о культуре Бразилии очень стереотипны: обилие страстных сериалов, не менее страстный футбол самого высокого уровня и качества, ежегодный бразильский карнавал и крепкий кофе. А в последнее время к этому набору добавилось новое слово — капоэйра. Капоэйра — это смесь боевого искусства, танца, акробатики, приправленная собственной философией, национальной музыкой и пением. Истоки этой причудливой формы физического и культурного явления лежат в традициях и обычаях чернокожих рабов, привезённых в Южную Америку из Анголы и других африканских стран. Многие капоэйристы рассказывают о том, что это боевое искусство было популярно среди рабов. Им была запрещена какая-либо боевая активность, поэтому они маскировали свои тренировки под национальный танец, оттачивая в нём своё мастерство.
После отмены рабства в Бразилии капоэйра долгое время была под запретом и практиковалась подпольно, поскольку, возродившись из танца, она стала слишком опасным боевым искусством, по мнению тогдашних властей. В 1930 году в Бразилии произошёл военный переворот. В этот период капоэйра вышла из подполья и стала очень популярной среди молодёжи. Сегодня капоэйра стала национальным видом спорта в Бразилии и стремительно становится популярной во всём мире.
Если, к примеру, капоэйристы будут тренироваться на улице, вы всегда сможете понять, что это именно они. Основные атрибуты этого боевого танца — белая одежда, майка и штаны, и пояса разных цветов в зависимости от уровня мастерства, национальная музыка и напевы и акробатические трюки. Уже во многих странах и городах открыты школы капоэйры, где люди тренируются, обмениваются опытом, проводят соревнования и познают эту своеобразную культуру. Я знаю, что такие школы есть в Москве, Ярославле, Челябинске, Новосибирске и Красноярске. Так что вы можете отыскать подобную школу в своём городе и посмотреть, что это такое.
Считается, что этим боевым танцем может заниматься любой человек любого возраста. Наличие хорошей физической подготовки приветствуется, но если её нет — не страшно, её можно развить в процессе тренировок. В капоэйре принято уважать себя и своих коллег — это боевое искусство не агрессивно, это тактика добра и сопереживания. И самое главное — это музыка. Капоэйра немыслима без музыки. Тренировки никогда не проходят в тишине, не говоря уж о выступлениях. Музыка — это полноправный участник игры, так сами капоэйристы называют своё действо. Музыка задаёт нужный темп и ритм боевого танца. Это если кратко о капоэйре.
— А ты сама занимаешься капоэйрой?
— К сожалению, нет. Этим видом спорта занимался мой старший брат. И я, глядя на него, бредила с детства этими занятиями. Не знаю, что привлекало меня больше — зрелищные трюки или возможность носить белые брюки и рубашку. (Улыбается.) Брат часто брал меня с собой, и я часами наблюдала их тренировки. Когда ты с детства варишься во всём этом, то для тебя вроде как это уже вопрос решённый — буду заниматься, и всё! В двенадцать лет родители меня не пустили на эти занятия. Им казалось, что я для таких тренировок слишком худенькая, слишком слабенькая, а мама была уверена, что всё это мне быстро надоест. «Подрасти, а там поглядим…» — говорили родители.
Вот я и ждала… и дождалась... Докторам с трудом удалось остановить потерю зрения. Они категорически запретили мне любые физические нагрузки. Любой резкий наклон или кувырок может отрицательно сказаться на моих глазах. К тому же в капоэйре зрение имеет огромное значение. Ты должен уметь видеть, что задумал твой партнёр. Когда мне сказали, что мне всё это нельзя, я плакала. Было так обидно, ведь я всегда хотела этим заниматься — купила себе белый костюм и… Брат меня утешал: «Будешь ходить со мной, как и раньше…» Но я не хотела быть зрителем, я хотела быть участником этого завораживающего действа. Тогда мой брат нашёл для меня выход, то есть вход в капоэйру, но с другого конца: «Будешь играть на бубне. Не умеешь? Научишься!»
Я согласилась учиться, и тут началось…
— Расскажи нам про твой тернистый путь обучения игре на бубне.
— Считается, что играть музыку для капоэйры должен уметь каждый, кто ею занимается. На деле в наших школах это не так. Как бы просто это ни выглядело, на практике это сложно. Нужно уметь правильно извлекать звук из инструментов, которые русскому человеку непривычны. Плюс необходимо уметь держать ритм и темп, а также участвовать в запевах.
Я видела, как слаженно ребята играют, и мне хотелось уметь так же. Учиться мне предстояло у парня из Португалии. Он сразу предупредил о том, что будет сложно и не всё сразу получится. Я ждала, что мне дадут инструмент, но этого не случилось. Сначала мне предстояло запомнить технику игры на бубне. Для этого можно было использовать любую поверхность — книгу, разделочную доску и всё то, что отыщется дома.
Я сообщила родителям, что начинаю обучение игре на музыкальном инструменте, объяснила суть занятий и… Мама мысленно начала искать место, куда бы ей спрятаться в часы, когда я буду стучать по книгам и доскам. Папе повезло больше, он весь день на работе и не услышит этой музыкальной тирании. В памяти моих родителей ещё живы воспоминания о том времени, когда мой брат осваивал технику художественного свиста.
Постоянный стук и мои нервные срывы от того, что у меня ничего не получается, моя семья перенесла стоически. У меня болели пальцы, ладони и запястья. А нужный ритм никак не запоминался. Я стучала, стучала, стучала… Мама пила валерьяну, а папа слушал в наушниках тяжёлый рок.
Научиться всё это делать руками — это лишь половина работы. Нужно уметь играть в унисон с другими музыкантами, не выбиваться из общего ритма, не убегать вперёд. Я хорошо помню, когда мне вручили бубен. Казалось, я забыла всё то, чему училась дома на книгах и дощечках. В жизни я обычно без комплексов: говорю, что думаю, порой излишне прямолинейна, не сглаживаю углы… А когда взяла в руки бубен, дико застеснялась. Я просто не могла пошевелиться. Мне чудилось, что все смеются и тычут в меня пальцем.
Извлекать первые звуки и ритмы стоило мне огромных усилий. Учивший меня португалец объяснил, что моё стеснение — это нормально, это у всех случается. «Тебе нужно подружиться с бубном, и всё будет хорошо», — говорил мой учитель. Так оно и случилось. Постепенно я осмелела, а когда стало получаться, смелости стало ещё больше. А вот участвовать в африкано-бразильских запевах я по-прежнему стесняюсь — пока молчу, уже пять лет молчу. Ребята говорят, что это долго, и надо бы уже с этим что-то делать.
— Инга, расскажи про свой красавец бубен, который ты принесла с собой.
— Да, теперь это мой друг, я практически всегда и везде беру его с собой. Не сочтите меня сумасшедшей, но у моего бубна даже имя есть, правда я вам его не скажу… Мой инструмент называется пандейру. Это ударный музыкальный инструмент, разновидность бубна. В Бразилии неофициально и негласно он считается национальным музыкальным инструментом. Пандейру является душой самбы, душой и пульсом капоэйры, а также используется в босанове.
Внешне пандейру похож на бубен. На деревянную основу натянута кожа, натяжение которой можно регулировать. В корпус инструмента встроены большие металлические кольца, дающие глухой звук, или маленькие металлические тарелочки, звучащие более звонко. Звонкие пандейру характерны для самбы, а в капоэйре бубны более приглушённые. Как играть на пандейру? Одной рукой держим инструмент, а другой совершаем ритмические удары. Удары совершаются большим пальцем руки, плоской ладонью или сложенной в форме лодочки и боковой поверхностью руки. Ещё бубен можно трясти, тогда инструмент издаёт лёгкое дребезжание.
У меня не сразу появился свой инструмент. Сначала я играла на том, который был у ребят. Но потом решила приобрести собственный. И теперь он всегда со мной. Правда, моя мама несколько устала от его звучания, а папа философски заметил: «Скажи спасибо, что она не притащила домой огромный барабан». Кстати, высокий барабан в школах капоэйры тоже имеется. Помимо бубнов капоэйристы играют на атабаке — это как раз и есть тот самый высокий барабан, и беримбау — однострунный ударный бразильский инструмент. Я умею играть только на бубне, но хотела бы попробовать постучать на атабаке. Мой брат смеётся: «Ты такая худенькая и маленькая, что этот высокий барабан будет смотреться мощней тебя».
— Инга, а чем ты ещё занимаешься помимо вязания и игры на бубне?
— Испорченное зрение несколько ограничило мои планы и хотелки. На футбол мы с папой теперь не ходим, но смотрим матчи по телевизору. Вместе болеем за московское Динамо и французский ПСЖ (Пари Сен-Жермен), перед матчем обсуждаем составы и прогнозируем результат. Ещё мы всей семьёй подсели на настольные игры. Это позволяет нам весело проводить время вместе. Игры тренируют усидчивость, сдерживают мой личный темперамент и развивают тактическое мышление. Наши любимые игры — это «Квиксо» (крестики-нолики, как в детстве), «Гигс», «Уно» и любимые мной нарды.
Ещё в нашей семье принято регулярно сдавать донорскую кровь. Папа, брат и я считаем, что этим мы приносим свою пользу людям. Мама не сдаёт кровь по состоянию здоровья. Мой отец является почётным донором, старший брат уже сдал почти 5 литров крови, ну и я немножко. Это не повод для гордости или хвастовства, это желание помогать тем, кому это требуется. Сдавая кровь, я узнала много интересного про этот процесс: про то, что кровь хранится в замороженном виде, что могут переливать отдельные компоненты крови, например, плазму, и ещё много всего. Вот такие дела на сегодняшний день.
— Инга, каковы твои ближайшие планы, цели и мечты?
— С планами и целями я пока ещё не сориентировалась. А мечты у человека есть всегда. О своих умолчу, а то вдруг не сбудутся… Что касается планов, я устала переезжать. Хотелось бы уже осесть и выстраивать свою оседлую жизнь. Но пока у меня нет своей семьи, мы с родителями кочуем вместе. Ещё хочу пойти учиться, пока не знаю куда, не определилась с этим, но понимаю, что без образования я так и буду порхать, как бабочка, со своим весёлым бубном. А ещё хочу научиться танцевать самбу и побывать в Бразилии, чтобы окунуться в эту неповторимую атмосферу. Скажете, наивно? Ну а чего ещё хотеть в 23 года?!
Инга Кротова пришла на нашу встречу с бубном. Возможно, за этим причудливым предметом она пыталась скрыть свою индивидуальность. Ей кажется, что она — такая, как все, но её бубен с ней не согласен. Музыкальный инструмент сдал свою хозяйку с потрохами, рассказав о ней всё то, что она считала неважным. В итоге все остались довольны — и Инга, и её бубен, и, надеюсь, читатели нашего журнала.