Анонс 9 номера журнала "Школьный Вестник" за 2022 год
Подготовила Наталья Кочеткова
Открывает сентябрьский номер традиционная рубрика «ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ И УЧИТЕЛЯ». Учителя начальных классов МБОУ «С(К)ОШ № 127 г. Челябинска» Михайлина Мария и Степанова Анна дают «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С НАГЛЯДНЫМИ ПОСОБИЯМИ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ СЛЕПЫХ ШКОЛЬНИКОВ ПО СИСТЕМЕ РЕЛЬЕФНО-ТОЧЕЧНОГО ШРИФТА».
______________________________
Наш постоянный автор Нина Володина, социальный педагог в детском отделе библиотеки для слепых, продолжает радовать нас своими своевременными и прикладными советами. На этот раз она раскроет секрет — как научиться бегло читать по Брайлю.
«Дорогой школьник-брайлист! Эту статью я пишу специально для тебя. Начался новый учебный год, и, возможно, тебе будет немного трудно на уроках литературы и истории, ведь приходётся читать большие произведения и километровые параграфы в учебниках.
Ты наверняка обращал внимание на то, как скучно бывает слушать, когда вслух читают брайлисты. Скорость чтения медленная, голос монотонный, много ошибок. Уверена, тебе не очень приятно слушать такого чтеца, а ведь их среди нас, брайлистов, — большинство. Давай попробуем исправить эту позорную ситуацию. Ну что же мы, хуже зрячих?»
Конечно же, нет! Черпаем её советы из статьи — «Бегло по Брайлю читать, чтобы успешным стать».
______________________________
В апреле 2022 года Якшур-Бодьинская школа-интернат отметила 90-летний юбилей. 90 лет — много это или мало? Для человека — это солидный, почтенный возраст, а для учебного заведения — всё только начинается!
Мы от всей души поздравляем юбиляра и к этому событию размещаем материал — «Девяносто славных лет».
______________________________
«IT-сфера — работа будущего для незрячих» — так называется статья Екатерины Шевичевой. Это интервью с большим другом нашего журнала, неоднократно публиковавшемся на страницах Школьного Вестника, доцентом кафедры прикладной математики, заведующим учебно-производственной лабораторией технических и программных средств обучения студентов с нарушением зрения Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) — Владимиром Вячеславовичем Соколовым.
Отрывок из него публикуем в анонсе.
— «Хочу быть программистом!» — часто заявляют ученики выпускных классов. Владимир Вячеславович, а кто такой программист, чем он по сути занимается?
— Обычно на эту тему я подолгу разговариваю с учениками. Очевидно, что человек, далекий от сферы IT, не всегда правильно представляет, что это за профессия. Программист — это не просто человек, умеющий что-то делать за компьютером. Чтобы стать настоящим программистом, нужно иметь довольно широкое образование. Программист — это довольно многогранное и неоднозначное определение. Что делает программист? Пишет программы. (Смеётся.) Причем, это могут быть программы только для компьютера. Программист может писать программы для телефонов, различных современных гаджетов или микросхем, используемых в автомобилях. Любая бытовая техника сегодня имеет собственное программное обеспечение. Но ведь кто-то же его пишет! И делают это программисты.
Многие незрячие ребята спрашивают, как же они будут работать программистами, если они не смогут написать визуально красивый интерфейс? — продолжает Владимир Вячеславович. — И это действительно так. Некоторые вещи сделать без зрения невозможно. Но ведь визуализация — это лишь маленькая толика того, что делают сейчас программисты. Программы спрятаны внутри техники, пользователи их даже и не видят. Ну не сможет незрячий программист написать красиво какой-нибудь визуальный элемент, но это не значит, что он вообще не сможет работать программистом.
Подчеркну, что большинство программистов вообще не работают с визуальным контентом. Приведу пример. На факультете информационных технологий МГППУ сотрудники, студенты, аспиранты и магистранты, в том числе и незрячие, активно участвуют в усовершенствовании уже существующих методов диагностики и оценки деятельности пилотов самолетов. Наши программисты занимались разработкой программной начинки для тренажёров гражданской и военной авиации. Эти умные тренажёры способны собирать объективные данные о воздействии на органы человека в момент управления воздушным судном, отслеживая даже мельчайшие глазодвигательные реакции. Таким образом оценивают степень сформированности навыков пилотирования. Когда курсант лётного училища сидит за таким тренажёром, система следит за его реакциями, даёт ему определённые задачи, оценивает их решение, анализирует результат и делает выводы. По сути, это мощнейший искусственный интеллект.
Вот такого рода программы пишут незрячие выпускники МГППУ. Естественно, все это делается исключительно командой программистов. У каждого из специалистов своя задача. Одни пишут программы, другие занимаются графическим интерфейсом…
______________________________
«ПОЭТИЧЕСКАЯ ВОЛНА» познакомит вас со стихами Михаила Кирсанова и Алексея Плещеева.
Алексей Плещеев
***
Ночь пролетала над миром,
Сны на людей навевая;
С тёмно-лазоревой ризы
Сыпались звёзды, сверкая.
Старые мощные дубы,
Вечнозелёные ели,
Грустные ивы листвою
Ночи навстречу шумели.
Радостно волны журчали,
Образ её отражая;
Рожь наклонялась, сильнее
Пахла трава луговая.
Крики кузнечиков резвых
И соловьиные трели,
В хоре хвалебном сливаясь,
В воздухе тихом звенели,
И улыбалася кротко
Ночь, над землёй пролетая...
С тёмно-лазоревой ризы
Сыпались звёзды, сверкая...
______________________________
В рубрику для наших маленьких читателей «АЗ, БУКИ, ВЕДИ» вошли стихи Елены Ярышевской и сказка Сергея Георгиева «Бурундук Парамошка».
Елена Ярышевская
СВИДАНИЕ
Галстук, новая рубашка…
Нарядился ЧереПашка,
Положил платок в кармашек
И нарвал букет ромашек.
Всю неделю у овражка
Ждал влюблённый ЧереПашка.
И вздыхал бедняга тяжко:
— Где же эта ЧереМашка?
Выбирает, видно, платье.
Значит, долго буду ждать я!
Если очень повезёт,
Через месяц приползёт!
______________________________
Далее идут школьные рассказы Дмитрия Емеца: «Дуэлянты», «Водолаз» и «Колдун».
______________________________
Очередной урок бисероплетения от Ларисы Шевцовой научит вас плести чашелистики, зелёные листочки и стебель для необычайно красивых цветов — маргариток. Плетению самого цветка был посвящён предыдущий 8 номер нашего журнала.
______________________________
Постоянные рубрики «ПРОБА ПЕРА» и «БИБЛИОТЕЧКА МУЗЫКАНТА» также на своих местах.
______________________________
Брайлевский номер содержит рельефно-графическую иллюстрацию — овощи.
Тифлокомментарий 1 страницы обложки плоскопечатного варианта журнала № 9 за 2022 год. Цветная фотография. В школьной аудитории за партами сидят ученики Московской ГКОУ СКОШИ №2. На переднем плане девочка с тёмно русыми волосами, заплетёнными в две высокие косички, одета в белую блузку с длинными рукавами и чёрный джемпер. Руки воспитанницы сложены друг на друга перед собой на столе. На парте стоят подставки с карандашами, фломастерами и учебником. На заднем плане по диагонали от девочки сидит воспитанник в очках, одетый в тёмный костюм. Руки у него также сложены друг на друга на парте, он внимательно читает раскрытую перед ним книгу. Слева от мальчика большое окно, уставленное цветами. За ним офисные шкафы с книгами и папками.
Познавательного времяпрепровождения вам!
Анонсы нашего журнала, а также избранные статьи из каждого номера можно прослушать в приложении к журналу «ДИАЛОГ».