Перейти к основному содержанию

IT-сфера — работа будущего для незрячих

Екатерина Шевичева («Школьный Вестник» №9 за 2022 год)

IT-СФЕРА — РАБОТА БУДУЩЕГО ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ

Компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь, сделав её разнообразнее, проще и комфортнее. На программистов смотрят с восхищением, как на магов или волшебников. Эта профессия востребована и в России, и за рубежом, поэтому многие выпускники школ мечтают приобщиться к IT-сфере. Но даже великие программисты — Билл Гейтс, Стив Джобс, Павел Дуров, Крис Касперски не сразу добились высоких результатов, основали корпорации и создали настоящие компьютерные империи. За их плечами огромный опыт, тонны изученной специальной литературы и упорное продвижение к поставленной цели.
Кто такой программист и чем он занимается? Где учатся будущие программисты и может ли незрячий человек реализовать себя в сфере информационных технологий, рассказал Владимир Вячеславович Соколов, доцент кафедры прикладной математики, заведующий учебно-производственной лабораторией технических и программных средств обучения студентов с нарушением зрения Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ).

— Владимир Вячеславович, в какой школе вы учились, где получили высшее образование и где довелось поработать?
— Учился я в московской школе-интернате № 1 для слепых и слабовидящих детей. Затем окончил механико-математический факультет МГУ. Так получилось, что, когда я закончил университет, распался Советский Союз. В услугах математиков перестали нуждаться, и я начал активно заниматься различными вопросами в сфере образования. Сейчас в основном я больше занят в МГППУ, но также преподаю в школе-интернате № 1.
— «Хочу быть программистом!» — часто заявляют ученики выпускных классов. А кто такой программист, чем он по сути занимается?
— Обычно на эту тему я подолгу разговариваю с учениками. Очевидно, что человек, далекий от сферы IT, не всегда правильно представляет, что это за профессия. Программист — это не просто человек, умеющий что-то делать за компьютером. Чтобы стать настоящим программистом, нужно иметь довольно широкое образование. Программист — это довольно многогранное и неоднозначное определение. Что делает программист? Пишет программы. (Смеётся.) Причём это могут быть программы не только для компьютера. Программист может писать программы для телефонов, различных современных гаджетов или микросхем, используемых в автомобилях. Любая бытовая техника сегодня имеет собственное программное обеспечение. Но ведь кто-то же его пишет! И делают это программисты.

Примечание редакции
По определению Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» (proforientator.ru), программист — это специалист, создающий исходный код для программы. Такой программой могут быть мобильное или веб-приложение, программное обеспечение компьютера, алгоритм работы микроволновой печи и другой бытовой техники, видеоигра и прочее. Программный код пишется на специальном языке программирования, состоящем из специфических символов и слов. Высококвалифицированный программист легко владеет несколькими языками программирования. Какой из них выбрать, он решает в зависимости от поставленной перед ним задачи, собственного опыта и знаний.

— Многие незрячие ребята спрашивают, как же они будут работать программистами, если они не смогут написать визуально красивый интерфейс? — продолжает Владимир Вячеславович. — И это действительно так. Некоторые вещи сделать без зрения невозможно. Но ведь визуализация — это лишь маленькая толика того, что делают сейчас программисты. Программы спрятаны внутри техники, пользователи их даже и не видят. Ну не сможет незрячий программист написать красиво какой-нибудь визуальный элемент, но это не значит, что он вообще не сможет работать программистом.
Подчеркну, что большинство программистов вообще не работают с визуальным контентом. Приведу пример. На факультете информационных технологий МГППУ сотрудники, студенты, аспиранты и магистранты, в том числе и незрячие, активно участвуют в усовершенствовании уже существующих методов диагностики и оценки деятельности пилотов самолетов. Наши программисты занимались разработкой программной начинки для тренажёров гражданской и военной авиации. Эти умные тренажёры способны собирать объективные данные о воздействии на органы человека в момент управления воздушным судном, отслеживая даже мельчайшие глазодвигательные реакции. Таким образом оценивают степень сформированности навыков пилотирования. Когда курсант лётного училища сидит за таким тренажёром, система следит за его реакциями, даёт ему определённые задачи, оценивает их решение, анализирует результат и делает выводы. По сути, это мощнейший искусственный интеллект.
Вот такого рода программы пишут незрячие выпускники МГППУ. Естественно, всё это делается исключительно командой программистов. У каждого из специалистов своя задача. Одни пишут программы, другие занимаются графическим интерфейсом.
— Владимир Вячеславович, поясните, кто такой «айтишник», что такое IT-сфера и можно ли назвать программиста IT-специалистом?
— IT-сфера — это сфера обслуживания различных цифровых устройств, всего, что связано с компьютеризированными цифровыми системами. Причём это не обязательно может быть только компьютер. Это могут быть всевозможные устройства, связанные с информационными технологиями. Даже двигатель внутреннего сгорания содержит некоторые элементы информационных технологий — система зажигания современных автомобилей, например, практически полностью компьютеризирована. Всё автоматизированное, электронное и цифровое смело можно отнести к сфере информационных технологий. Поэтому программист относится к IT-специалистам. Просто у каждого IT-специалиста своё направление работы и свои задачи.
— Какими базовыми знаниями должен обладать школьник, собирающийся стать программистом?
— Чтобы стать квалифицированным специалистом в любой области, нужны разносторонние знания. Что касается программиста, то он должен обладать хорошими знаниями в области математики, информатики, знать английский язык. Иностранный язык крайне необходим. Современная научная и специальная литература по программированию на русский язык либо не переводится, либо переводится с опозданием. Поэтому, если вы хотите быть на острие научной мысли и расти в профессии, нужно читать литературу на языке оригинала. Как показывает практика, выпускники школы-интерната, достигшие в программировании солидных успехов, как правило, учились хорошо по всем предметам и много чем интересовались помимо школьных дисциплин.
К примеру, один из выпускников МГППУ, брайлист, на общих основаниях прошёл через очень серьёзный отбор специалистов и был принят на работу программистом в компанию «Яндекс». Сегодня он — высококвалифицированный специалист, вносит свой вклад в развитие компании и числится на хорошем счету. Это очень большая победа, особенно для человека, закончившего школу для слепых. При этом парень глубоко изучает философию, участвует в дискуссиях на философские темы.
Образование программиста не должно быть узконаправленным. Когда человек просто изучал информатику в школе и умеет что-то набрать на клавиатуре — это просто уверенный пользователь ПК. Чтобы стать квалифицированным программистом, нужно приложить немалые усилия, и только школьных предметов для этого недостаточно. И ещё один важный момент — нужна определённая социализация. Программисту придётся взаимодействовать с коллективом, решать какие-то совместные задачи, общаться с руководством. Хороший программист должен быть эрудированным и везде успевать!
В жизни бывает всякое. Допустим, может случиться так, что программист будет работать в химической отрасли. Конечно, химией он заниматься не будет, но ведь он будет писать для организации программы. Поэтому хотя бы элементарные вещи в области химии он знать должен.
Или знания истории могут сыграть свою роль совершенно неожиданно. Например, натолкнуть на стоящую мысль при создании какого-нибудь программного фрагмента. Поэтому лишних знаний не бывает. Чем больше человек будет знать, тем больше у него шансов стать специалистом и найти хорошую работу.
— Чего не хватает школьникам на уроках информатики и как они могут самостоятельно получить необходимые знания? Какие учебные пособия вы можете посоветовать, возможно, существуют онлайн-курсы?
— В настоящее время нет официальных учебников или онлайн-курсов по информатике, ориентированных на незрячих школьников. Конечно, существуют пособия, написанные в рамках каких-нибудь грантов или благодаря какому-нибудь энтузиасту. Но всё это разрозненные вещи. Такие пособия можно использовать лишь как вспомогательный материал.
С 2017 года мною лично было написано несколько пособий по информатике, каждое из которых дополняет и существенно расширяет всё то, что было написано ранее. В 2019 году появилось пособие, ориентированное именно на обучение программированию слепых школьников. Но опять же — это не учебник!

Примечание редакции
«Учебно-методическое пособие для школьников с нарушением зрения», а также другие учебные материалы по работе с современными программными продуктами для лиц с нарушением зрения вы можете найти на сайте ОООИ-РСИ по адресу:
http://oooi-rsi.ru

Учебники информатики для незрячих школьников по-настоящему только начинают разрабатываться. С такими учебниками вообще сейчас проблема. Что касается курсов… Я сам около девяти лет назад проводил онлайн-курсы по информатике. Сейчас, по-моему, курсов, ориентированных на обучение слепых детей, нет.
Кроме того, пока ещё существует проблема нехватки учителей информатики, способных работать со слепыми детьми. Информатика в школе для слепых детей — это совершенно другой принцип использования компьютера. Слепого ученика ведь ещё надо научить пользоваться компьютером, который в принципе ориентирован на визуальное восприятие. Важно показать ему, как пользоваться брайлевским дисплеем, добиваться нужного эффекта с помощью программ NVDA и Jaws. Нужно еще рассеять миф о том, что школьнику достаточно просто слышать, что озвучивает компьютер. Это глубокое заблуждение.
С брайлевским дисплеем школьник может добиться гораздо большего и научиться пользоваться компьютером практически как зрячий человек, при этом читая по Брайлю. Там ведь очень много нюансов, а брайлевский дисплей способен открыть массу возможностей, о которых ученик даже и не догадывается. Но ведь и учителя информатики в школах могут этого всего не знать, подготовки-то соответствующей нет. Если, конечно, учитель по собственной инициативе не найдёт ответы на интересующие его вопросы, прочитав специализированную литературу. Пользоваться брайлевским дисплеем и работать с программами для слепых — это не просто. Этому надо учиться и не один год.
В этом году на базе московской школы-интерната № 1 для обучения и реабилитации слепых детей открылся Всероссийский центр для слепых обучающихся, проявивших выдающиеся академические способности (ГБОУ ШОР № 1, Москва (mskobr.ru). Обучаться в этом центре смогут одарённые дети со всей России. Им создали реально идеальные условия — лучшие учителя, свой компьютерный класс со всем брайлевским оборудованием, организовано проживание и прочее, только учитесь! Кстати, информатика будет одним из приоритетных направлений обучения. Подчеркну: этот центр создан именно для слепых. Обучение будет проводиться по брайлю.
— А по каким учебникам преподают информатику и чему вообще обучают незрячих ребят на уроках информатике сегодня?
— Конечно же, их обучают всем тем теоретическим вещам, которым обучают зрячих ребят, чтобы они сдали единый государственный экзамен по информатике. Например, выпускники школы должны владеть двоичной системой исчисления, уметь решать логические задачи, пользоваться стандартным прикладным программным обеспечением, работать с таблицами, владеть азами программирования. Сейчас такие задачи входят в ЕГЭ. На мой взгляд, в последние годы в ЕГЭ встречаются задачи, решить которые возможно лишь владея довольно глубокими знаниями программирования. Для школьника — это очень хороший уровень. Раньше выпускники школ таких сложных программ не писали. Ещё несколько лет назад даже представить себе такое вообще было трудно.
— Какими способностями, склонностями, личными качествами должен обладать будущий программист?
— Даже и не знаю, что сказать. Конечно же, существует какая-то предрасположенность к занятию программированием, наверное. Но я бы не стал отдельно выделять определённые задатки и качества программиста. Они присущи любому специалисту.
На мой взгляд, основной предрасположенностью к программированию является большое желание им заниматься и развиваться в профессии. Сегодня ребята, которые хотят учиться, в компьютерах отлично разбираются, даже если они в будущем хотят выбрать совершенно другую профессию. Это просто их выбор. Тут скорее от обратного — если у человека нет ни желания, ни соответствующих знаний, ни способностей к программированию, он не станет программистом.
Даже если взять логическое мышление и способность к математике. Но ведь это не типичные задатки программиста. И в физике, и в той же математике эти задатки проявляются. Да, конечно, нужно иметь некую алгоритмичность мышления, уметь логически мыслить, давать чёткие команды компьютеру. Естественно, все эти склонности и способности для программирования очень полезны, даже необходимы. Например, если вы сделаете ошибку в экзаменационном сочинении, вам снизят балл, но сочинение примут. В программировании это не проходит. Допустил программист ошибку — программа просто не заработает. Нужно быть предельно внимательным, чтобы не допускать ошибок при написании кодов. Компьютер — не учитель, он не может просто выделить ошибку, чтобы её исправили. А найти даже собственную ошибку в коде, нужно ещё постараться.
Как и во всех других профессиях, программисту необходимы такие личностные качества, как коммуникабельность и стрессоустойчивость. На больших проектах программисты в одиночку не работают, а взаимодействовать с коллегами нужно уметь. Программисту приходится одно и то же действие делать по нескольку раз. Поэтому важно ещё быть терпеливым и главное — не раздражаться, если что-то не получается. Кстати, у современных детей терпения довольно много. Они готовы сидеть и выполнять какие-то повторяющиеся действия, чтобы добиться результата.
— Наверное, благодаря регулярному общению со смартфонами и прочими гаджетами они себя к этому приучили?
— Вполне может быть и так. По сути, современные телефоны — это те же компьютеры. Отличия незначительные. Кроме того, старшеклассники свободно соединяют телефоны с компьютерами на уроках информатики для выполнения определённых заданий. Компьютер для них перестал быть целью обучения, он стал средством обучения. Они учатся работать на компьютере, чтобы использовать его для решения других задач по другим предметам. Они ищут нужную информацию в интернете, чтобы подготовиться к докладу, редактируют, форматируют, распечатывают тот же доклад на брайлевском принтере и прочее.
— Где незрячий может выучиться на программиста?
— Факультеты информационных технологий на самом деле есть практически в каждом крупном вузе нашей страны. Вопрос лишь в удобстве обучения незрячих программистов в таких университетах и качестве такой подготовки.
Например, факультет вычислительной математики и кибернетики или тот же мехмат в МГУ, которые окончили многие программисты, предоставляют необходимые знания, но там невероятно сложно учиться слепому. И, кроме того, условий для незрячих там никто не создаёт.
В МГППУ условия для обучения незрячих созданы, и неплохие. Хотя, конечно, и здесь проблем хватает. Но в МГППУ для незрячих есть брайлевские учебники практически по всем математическим дисциплинам, а это уже кое-что! К сожалению, мы не можем обеспечить такими учебниками все вузы из-за их огромного разнообразия. Это в СССР были очень схожие программы обучения зрячих и незрячих и на 75% учебники были одни и те же. А сейчас на 90% учебники разные. Мы готовы печатать по Брайлю такие учебники, но ведь не каждому университету они подойдут. А нужно, чтобы зрячие и слепые студенты учились по одним и тем же материалам.
Кроме этого, в МГППУ в учебных лабораториях стоят компьютеры с Джозом и брайлевским дисплеем. Незрячий студент всегда может прийти и позаниматься. Преподаватели наши в курсе. Они, может быть, и не покажут, как пользоваться брайлевским дисплеем, но умеют работать с незрячими студентами. Также в университете вполне доступная архитектурная среда. Везде есть брайлевские таблички, надписи на которых соответствуют надписям плоскопечатным шрифтом. Мы всем этим очень гордимся.
Зрячие и незрячие студенты в нашем вузе учатся по одним и тем же программам и предметам. Единственным исключением можно назвать дополнительные занятия для незрячих. Например, на лекции по математике лектор что-нибудь пишет или рисует графики и схемы на доске. Так вот у незрячих студентов есть возможность позаниматься с преподавателем дополнительно, чтобы освоить материал, который легко осваивают студенты на обычных лекциях.
— Сколько сегодня незрячих студентов учится в МГППУ на факультете информационных технологий?
— Десять человек. Вместе со слабовидящими раза в два больше.
— Что такое информатика? Какие направления информатики наиболее доступны для незрячих и перспективны для их последующего трудоустройства?
— Сразу хочу оговориться, информатика как школьный предмет — это одно понимание. А информатика как наука, которую можно изучать и в теоретическом, и в прикладном плане, это гораздо более широкая область. Иногда это совсем не похоже на школьную информатику. В школе ребят знакомят с предметом, дают базовое понимание каких-то вещей. Если потом изучать информатику более основательно, то оказывается, что это гораздо шире, глубже и сложнее.
Информатику как науку многие считают отраслью математики, изучающую информацию, информационные процессы. В каком-то смысле в школе тоже это изучают. Например, двоичная система исчислений — это тоже элемент информационного процесса. Чтобы организовать любой цифровой процесс на каком-нибудь электронном устройстве, мы должны преобразовать его в двоичную систему.
Что касается теоретической информатики, приведу простой пример. Большинство из нас слушают МП3-музыку. Многие знают, что такое частота дискретизации (когда звуковая волна отцифровывается — представляется в цифрах). Наушники воспроизводят музыку с частотой 20 тысяч герц. Так вот, в информатике есть теорема Котельникова, которая утверждает, что для того, чтобы звук воспроизводился с частотой 20 тысяч герц, отцифровывать его нужно с частотой в 40 тысяч герц, то есть вдвое больше. В общем, формально компьютер тут совершенно ни при чём. Учёные, занимающиеся теоретической информатикой, сидят в кабинете с ручкой и бумагой. В нашем случае — с прибором и грифелем.
Прикладная информатика учит выполнять различные действия на компьютере. Форматирование текстов, копирование и редактирование, печать и прочее — всё это элементы информатики. Человек сейчас с этим сталкивается постоянно. Поэтому так или иначе этими знаниями нужно владеть. Безусловно, всё взаимосвязано. Каждый теоретик должен обладать практическими навыками, а каждый практик владеть теоретическими знаниями.
— Какие направления информатики студенты изучают в вашем университете?
— Нельзя сказать, что у нас в университете делается уклон в сторону теоретических или практических знаний. Наши выпускники получают достаточно глубокие теоретические знания, которые могут в дальнейшем применить в практической работе. Есть ребята, которые идут учиться дальше и становятся учёными в области информационных технологий. Что касается практических умений, то наши студенты изучают не только операционную систему Windows, но и знакомятся с альтернативными ОС — Linux, FreeBSD и другими. При этом они владеют математикой на очень хорошем уровне. Знают, что такое комплексные переменные, числовые ряды, знакомы с теорией функций комплексных переменных, хотя непосредственно для практической работы за компьютером им этого не надо. Но, например, для того, чтобы понять, как компьютер вычисляет значение синуса, эти знания нужны.
— По каким направлениям готовят незрячих на факультете информационных технологий МГППУ? И насколько успешно они могут быть освоены незрячими студентами?
— В нашем университете на факультете есть две кафедры, на которые могут поступать незрячие.
Кафедра математического обеспечения и администрирования информационных систем готовит системных администраторов и программистов широкого профиля. Специализируются выпускники уже непосредственно в той организации, в которой работают. Выпускники этой кафедры могут справиться практически с любой задачей в области информационных технологий.
Вторая кафедра — прикладная информатика в психологии. Эта кафедра готовит специалистов узкого профиля. Незрячие туда идут менее активно, чем на матобеспечение, но эта специализация, по моему мнению, интересна и перспективна. Так как университет всё-таки психолого-педагогический, студенты кафедры обладают необходимыми психологическими знаниями. При этом они пишут статистические программы для психологов, программируют известные психологические методики, дорабатывают уже существующие программы, а также разрабатывают программы для оценки поведения и психологического состояния человека. Причём испытуемый в момент оценки его состояния может заниматься обыденными вещами — читать, шить, готовить. Компьютер собирает данные с различных датчиков и измерительных приборов, считывает реакции тела, обрабатывает их, оценивает, анализирует. Я упоминал об авиационном тренажёре для пилотов. Так вот эту программу разрабатывали именно на этой кафедре.
Так что оба направления доступны для незрячих, и они вполне могут себя реализовать, получив выбранную специальность. Не скажу, что все незрячие выпускники работают по специальности. Но те, кто хотел учиться и работать, устраиваются, получают достойную зарплату и довольны своей судьбой.
— Есть ли специфические области программирования, где наблюдается нехватка специалистов? В какой из них незрячий специалист может проявить себя в полной мере?
— На самом деле сейчас везде наблюдается нехватка программистов. Я подчеркиваю, речь идёт о высококвалифицированных специалистах в сфере программирования и информационных технологий в целом. На них всегда есть спрос.
Наиболее востребованы сегодня специалисты для таких IT-областей, как различные дистанционные платформы (образовательные, для проведения конференций и прочее). Требуются программисты для создания программного обеспечения автоматизированных библиотечных систем, администрирования сайтов и прочее. Программист — профессия, наиболее востребованная среди незрячих. Она интересна, доступна для обучения, и такие специалисты вполне могут себя реализовать на современном рынке труда.
Конечно, без зрения со всем этим работать труднее, но ведь возможно! Для незрячих IT-сфера — это работа будущего.

Дата публикации: 
среда, августа 31, 2022
Автор публикации: 
Екатерина Шевичева
Категория публикации: 
Выбираем профессию