Перейти к основному содержанию

Бегло по Брайлю читать, чтобы успешным стать

Нина Володина («Школьный Вестник» №9 за 2022 год)

БЕГЛО ПО БРАЙЛЮ ЧИТАТЬ, ЧТОБЫ УСПЕШНЫМ СТАТЬ

Дорогой школьник-брайлист! Эту статью я пишу специально для тебя. Начался новый учебный год, и, возможно, тебе будет немного трудно на уроках литературы и истории, ведь приходится читать большие произведения и километровые параграфы в учебниках.
Ты наверняка обращал  внимание на то, как скучно бывает слушать, когда вслух читают брайлисты. Скорость чтения медленная, голос монотонный, много ошибок. Уверена, тебе не очень приятно слушать такого чтеца, а ведь их среди нас, брайлистов, — большинство. Давай попробуем исправить эту позорную ситуацию. Ну что же мы — хуже зрячих?
Безусловно, читать плоский шрифт легче, чем рельефно-точечный. Зрячим всё делать легче — и картошку чистить, и окно мыть, и в футбол играть, и носок вязать. Это — реальность, и ничего тут не поделаешь. Нам, незрячим, всего приходится добиваться путём большего количества повторений одного и того же действия, но, научившись чему-то, мы можем быть в этом практически равными зрячим.
Зрячие способны охватить глазами страницу книги «по диагонали», однако и нам, брайлистам, научиться быстро читать и писать по Брайлю всё-таки можно. Ты спросишь: а зачем мне это? Школьные годы закончатся, отпадёт необходимость читать учебники. К тому же у незрячих появилось много электронных помощников с речевым выводом. Так зачем же «париться» и заставлять себя бегло читать по Брайлю?
Думаю, ты ещё помнишь, как здорово было, когда тебе, дошкольнику, читали вслух родители или бабушка. Сердце замирало от страха или радости, хотелось слушать интересную книгу дальше и дальше, и так было приятно, что рядом тёплое мамино плечо… Согласись, это было гораздо круче, чем слушать книгу на диске или даже смотреть мультфильм. Для каждого из нас такие воспоминания — это источник счастья на долгие-долгие годы.
Так вот, и у тебя когда-нибудь появятся дети или любимые племянники, и тебе тоже захочется их порадовать чтением вслух перед сном. Представь теперь, как ты откроешь книгу и будешь нудно читать сказку, бубнить в час по чайной ложке… Удручает? То-то! Я всегда читала бегло, но когда у меня появилась дочка, моё качество чтения вслух стало ещё лучше. Ведь ребёнку надо читать так, как будто ты немного артист. Значит, нужно прочесть текст заранее, ещё до того, как ты начнёшь читать его вслух, чтобы успеть обратить внимание на знаки препинания и правильную интонацию. Моя дочка Лиза до окончания школы с удовольствием слушала книги, если у меня находилось время почитать ей вслух.
Наверное, ты не раз слышал, что если незрячий человек работает среди зрячих, то ему как специалисту приходится быть на голову выше своих коллег, обладать какими-либо дополнительными умениями и навыками. Так вот, если незрячий работник интеллектуального труда не умеет бегло читать по Брайлю, он всегда будет считаться на работе «отстающим». Поверь, я знаю, о чём пишу.
Больше двадцати лет я работаю социальным педагогом в детском отделе библиотеки для слепых. Мне регулярно приходится делать доклады на различных семинарах и конференциях. Сначала я обдумываю то, о чём хочу рассказать, затем пишу доклад на компьютере. При работе на компьютере мне помогает умение печатать десятью пальцами. После того, как доклад написан, я перечитываю его трижды — сегодня, завтра и послезавтра — и что-то исправляю. Затем показываю директору или заведующей отделом. Когда получаю одобрение, переписываю готовый текст в тетрадку. Можно, конечно, воспользоваться брайлевским принтером, но я пишу от руки, чтобы сделать удобные сокращения. Я их выработала во время учёбы в университете. Удобная система сокращений помогает потом читать доклад быстро, как читают зрячие, соблюдать правильную интонацию. Иногда я делаю остановки в чтении, чтобы проиллюстрировать что-то примером, который я не читаю по заранее подготовленному тексту, а просто рассказываю. Так выходит живее и интереснее для слушателей.
Если бы у меня плохо получалось выступать на конференциях, директор библиотеки не поручала бы мне это дело. Ничего сложного тут нет. Со мной работает незрячая сотрудница, более молодая и продвинутая в пользовании гаджетами. Работает 5 лет, а ни на одной конференции пока не выступала. Почему? Медленно читает по Брайлю, настолько медленно, что не может читать перед публикой или сделать аудиозапись даже простенького детского рассказика.
Обрати внимание, как хорошо и гладко всегда говорит Олег Николаевич Смолин. Его выступления не хуже, а даже лучше выступлений многих зрячих коллег: речь хорошо структурированная, чёткая, интонации выверенные, нет слов-паразитов. И в этом ему помогает умение бегло читать по Брайлю. Невозможно всегда надеяться только на хорошую память, нужно уметь пользоваться заранее написанным текстом.
Во время межрегиональных конференций я безошибочно определяю своих коллег — инвалидов по зрению. Выступая перед аудиторией, они стараются свой доклад рассказывать, от волнения теряют ход мысли, речь сбивчивая, нет уверенности в себе. На фоне зрячих коллег они выглядят не очень хорошо, а на самом деле они прекрасные специалисты. В чём же дело? Виной всему опять же неумение бегло читать по Брайлю и пользоваться конспектом.
После окончания школы я один год обучалась в США по международной программе при школе для слепых. В конце учебного года мы сдавали TOEFL (Test of English as a Foreign Language) — стандартизованный тест на знание английского языка. Училась я в группе для «непродвинутых», а результат моего пробного теста оказался третьим из школы. Учителя подумали, что это ошибка. На настоящем тесте результат был ещё выше. В чём было дело? Не столько в знании английского, сколько в навыке чтения по Брайлю. Чаще всего от нас требовалось выбрать один из четырёх вариантов ответа и нажать на компьютере нужную клавишу. Я начинала читать вариант ответа и, если понимала, что он не подходит, не дочитывала его до конца. Это помогло сэкономить время и дало хороший результат.
Ну как, удалось мне убедить тебя, что работник интеллектуального труда должен уметь бегло читать?
Теперь поделюсь своим секретом, как этому научиться.
На самом деле хитрости никакой нет. Чтобы научиться хорошо вязать, нужно много вязать. Чтобы научиться хорошо работать отвёрткой, нужно работать отвёрткой. Ну, ты понял. Чтобы научиться хорошо читать, нужно — читать!
Главное, правильно поставить руки, это — без вариантов. Обе руки поставь на строку, все пальцы рядышком. В таком положении руки долго не устанут. Начинает читать строку левая рука, середину строки обе руки читают вместе, заканчивает строку правая рука, а левая уже в это время передвигается на следующую строку. Я знаю учеников старших классов, которые во время чтения теряют строку. Значит, в младших классах они не научились двухручному чтению.
Даже читая на брайлевском дисплее, я пользуюсь таким способом чтения. Когда нужно перейти на следующую строку, нажимаю мизинцем или большим пальцем (в зависимости от модели дисплея) кнопку для перемещения строки, а левая рука уже начинает читать нижнюю строку.
Единственный способ научиться бегло читать — это чтение вслух. Читая кому-то, ты поневоле заставляешь себя «не тормозить». Когда я пошла в первый класс, мама успела научить меня Брайлю. Умная учительница Лидия Георгиевна поняла, что мне будет скучно снова читать букварь, поэтому разрешила взять в библиотеке сказки. Потом я взяла «Золотой ключик» А. Толстого. Мне очень хотелось прочитать эту интересную сказку подружкам, и я принесла книгу в спальню. Ведь можно же читать с выключенным светом, и никто из взрослых не будет ругаться. Мне было неловко читать вслух еле-еле, и я всё время себя поторапливала, чтобы слушательницы не заскучали. Таким образом к концу первого класса скорость чтения у меня была около 70 слов в минуту, что даже для зрячего первоклассника неплохо. Поверь, зрячие дети учатся бегло читать точно так же — читают вслух.
Советую: выберите с другом или подругой очень интересную книгу, например, какой-нибудь детектив или роман Александра Дюма и каждый вечер читайте друг другу по очереди. Во время чтения внутренне поторапливай свои руки. Результат не заставит себя долго ждать.
Гениальный Луи Брайль изобрёл шрифт, чтобы мы, люди, лишённые зрения, стали равными зрячим. Давай не будем его разочаровывать!

Дата публикации: 
среда, августа 31, 2022
Автор публикации: 
Нина Володина
Категория публикации: 
Учимся самостоятельности