Потехе — время!
Екатерина Шевичева («Школьный Вестник» №12 за 2022 год)
ПОТЕХЕ — ВРЕМЯ!
Настольные игры для незрячих
Настольные игры с каждым годом становятся всё популярнее и поражают своим разнообразием. В отличие от спортивных, они не требуют от игроков активной физической нагрузки, для них не нужны специальные игровые площадки, дорогой и технически сложный инвентарь. По мнению историков, первые настольные игры появились более пяти тысяч лет назад в Египте, Месопотамии и Китае. В древние времена игроки бросали на стол кости со специальными пометками или разрисованные камешки, а побеждал тот, кто набирал наибольшее количество очков. Сегодня игры гораздо сложнее и замысловатее, но по-прежнему люди просиживают за ними часами. Как говорит писатель Сергей Федин: «Настольная игра — миг рая». Ведь это не только увлекательное занятие, но и общение, яркие эмоции, возможность предстать в новом образе или погрузиться в мир фантастики.
Среди людей с нарушением зрения тоже много любителей скоротать часок-другой за игрой в хорошей компании. Вот только настолок, разработанных специально для незрячих и слабовидящих, крайне мало. А ведь настольные игры для инвалидов по зрению — это не только увлекательный досуг, но и своего рода средство реабилитации.
Во что играют современные незрячие и как развивается индустрия специализированных настольных игр, подходят ли обычные настолки для незрячих и можно ли их адаптировать, рассказывает Игорь Левченко, разработчик современных настольных игр для незрячих.
https://vk.com/club212701982
— Игорь, ваше увлечение настольными играми постепенно перешло в серьёзное занятие. А с чего всё началось?
— Началось ещё со школьных лет. Я тогда учился в специальной школе-интернате № 3 города Армавира. До 18 лет у меня было неплохое зрение, и с одноклассниками мы играли в обычные настолки. После окончания школы мы с другом случайно открыли для себя настольную игру «Подземелье и драконы». На самом деле это обычная ролевая игра в приключенческом стиле, но её легко было адаптировать для людей с нарушением зрения. А зрение как раз к этому моменту у меня ухудшилось. Я всерьёз заинтересовался этой игрой и подробно её изучил.
Игра здорово тренирует логическое мышление, воображение, расширяет кругозор. По сути, это театр в миниатюре, в котором участники являются и зрителями, и актерами, и режиссёрами. Чем глубже удастся погрузиться в игру, тем веселее и увлекательнее она будет. Приключения начинаются в вымышленном средневековом мире. Здесь свои правила, но сюжет игры всё равно непредсказуем. Мастер игры знакомит с правилами и вводит участников в игру. Каждый игрок получает лист персонажа с необходимой информацией и по 7 костей с разным количеством граней. В общем, игра эта здорово затягивает.
Когда я учился в Курском музыкальном колледже на дирижёрско-хоровом отделении, увлёк этой игрой друзей студентов. Успех был невероятный. У нас образовался своего рода клуб любителей ролевых настольных игр, и мы с удовольствием встречались практически каждые выходные.
Получив диплом, я вернулся в Краснодарский край. Сейчас я работаю в культурно-досуговом центре станицы Константиновская. Но и здесь я продолжаю продвигать настольные игры для незрячих. Если честно, я удивлён, почему такие игры мало распространены, ведь это так интересно!
— Разнообразие настольных игр впечатляет. Какие виды настольных игр популярны сегодня?
— В мире настольных игр существует несколько основных школ. Основные — американская и европейская.
Американская школа настольных игр — америтреш. Игры этой школы отличаются прямым противостоянием между игроками, зачастую даже жёстким соперничеством. К америтреш относится немало игр военной тематики.
Европейская школа — еврогейм. Здесь нет острого противостояния между игроками. Тематика обычно не военная, скорее, это торговля или строительство. Зачастую еврогейм — это семейные игры, в них можно играть даже с детьми.
Разумеется, для разных компаний и ситуаций подходят разные игры, да и чётких канонов в каждой школе нет, поэтому иногда можно встретить смешение элементов игры еврогейм и америтреш.
Кроме того, существуют абстрактные настольные игры. Их классический представитель — это шашки и шахматы. В таких играх исключено сотрудничество, напротив, идёт явное противостояние соперников. Игры основана на просчёте ходов и логическом мышлении.
Что касается типологии настольных игр, то это классические, интеллектуальные, логические (головоломки), игры-бродилки, азартные игры, карточные, психологические, экономические, обучающие, развивающие, приключенческие, спортивные, подвижные, стратегические, дорожные и, конечно, ролевые игры.
По типу взаимодействия выделяют игры кооперативные, полукооперативные, а также игры, где каждый сам за себя.
В полукооперативных играх обычно один игрок противостоит компании, действующей заодно. В них сочетается особенности кооперативной и дуэльной игры.
В кооперативных играх обычно игроки объединяются в команду и идут к цели вместе, а не сражаются друг против друга. Например, игра «Это моя война». Она основана на событиях в Югославии. Участники вместе выживают в полуразрушенном доме, ищут еду, воду, различные инструменты и прочее. Довольно интересная игра.
Настольные игры, где участники играют сами за себя, это знакомые всем шашки, шахматы, «Уно» и прочее.
— Игорь, а в какие настольные игры сегодня играют люди с нарушением зрения?
— Из традиционных — домино, нарды, шахматы и шашки. Современных игр не так уж и много. Например, «Уно». Это, пожалуй, самая популярная карточная игра среди незрячих и наиболее для них адаптированная. Родина игры — США. Всего в игре 108 карт, разделённых на группы по цветам — синий, красный, зелёный, жёлтый, а также по функциям — «Смени направление», «Вытяни две карты», «Пропусти ход», «Дикая карта». Все карты маркированы по Брайлю. Игрок должен избавиться от всех своих карт, набрав очки за те карты, которые остались на руках у других участников. Первый игрок, набравший 500 очков, выигрывает. Если честно, мне эта игра показалась немного однообразной, но незрячие в неё довольно увлечённо играют.
Ещё есть французская игра «Квиксо». Это логическая игра, требующая концентрации внимания. В комплект игры входит игровое поле и 25 деревянных кубиков. На двух сторонах кубика изображены символы — крестик и нолик. Две другие — пустые. Цель игры — составить ряд из пяти кубиков со своим символом по диагонали, горизонтали или вертикали. Побеждает игрок, первый составивший ряд.
«Кварто» — тоже довольно распространённая игра. Она рассчитана на двух игроков и включает игровое поле с 16 кружками и 16 разными фигурами с четырьмя признаками (круглая или квадратная, с выемкой или без, светлая или тёмная, высокая или низкая). Цель игры: составить ряд по диагонали, вертикали или горизонтали из четырёх фигур с одним общим признаком. Выигрывает тот, кто первым составит ряд и произнесёт слово «Кварто».
Играют также в «Патагон». Это настольная игра для двух игроков. Родина игры — Республика Гондурас. Игра включает игровое поле из 49 клеток, по 14 тёмных и светлых фишек. Выигрывает партию тот, кто завершает победную линию, состоящую из фишек одного цвета, соединяющую противоположные линии игрового поля такого же цвета как сами фишки.
«Тайю» — китайская игра-стратегия для 2 — 4 человек. Игра включает игровое поле и 84 фишки (28 разных фишек по три экземпляра). На каждой фишке изображены белые линии, указывающие длину и направление водных каналов. Используя фишки нужно построить водный канал, следуя от одной стороны доски к противоположной. В течение игры участники пытаются перекрыть водный канал друг друга. Побеждает игрок, набравший большее количество очков.
Еще одна французская настольная игра — «Коридор». Это игра-стратегия, направленная на развитие пространственного мышления. Игра рассчитана на 2 — 4 игроков. Игровой комплект включает игровое поле с 81 клеткой и 20 деревянными перегородками, а также четыре фишки. Цель игры — первому дойти до одной из финишных линий противоположной стороны игрового поля.
Все эти игры рассчитаны в основном на слабовидящих. Для того, чтобы незрячие смогли в них играть, их надо адаптировать: углубить линии для большей тактильности, пометить фишки и кубики маркерами и прочее.
— В чём заключается специфика настольных игр для незрячих и слабовидящих?
— Если это карточные игры, то обязательно нужно дублировать шрифтом Брайля плоскопечатный текст. Для слабовидящих предпочтительнее крупный контрастный шрифт. Я также стараюсь придерживаться этого правила при разработке собственных настольных игр. Тем более что я сам через всё это прошёл и знаю, что, например, читать белые буквы на тёмном фоне гораздо легче.
Важны также компоненты игры. Они должны хорошо прощупываться и быть достаточно больших размеров. Например, в некоторых настолках для зрячих есть компоненты размером около 1см. Недавно я приобрел игру Lords of Waterdeep. Так в ней игровые кубики настолько мелкие, что незрячему ими очень неудобно пользоваться.
Материал, из которого изготовлены компоненты игры, должен быть прочным, чтобы рельефно-графические изображения на них не стирались. Важна также разная текстура материалов. У меня есть идея создать детскую игру для развития памяти, в которой я попробую использовать различную текстуру материалов для разных компонентов, чтобы с ними было удобнее играть.
При разработке настольных игр для незрячих нужно также учитывать устойчивость фигур на игровом поле. У меня есть идея создания игрового поля, на котором фигуры можно было бы прочно зафиксировать, чтобы они не переворачивались при его ощупывании.
— А какие настольные игры для незрячих разработали лично вы?
— Мною разработано около десятка таких игр. Но, к сожалению, выпущена в продажу пока только одна — «Кожура». Остальные дожидаются своей очереди в черновом варианте. Идея «Кожуры» появилась у меня случайно ещё во время учёбы в музыкальном колледже. Как-то в разговоре с другом мы коснулись темы черт характера человека. Меня осенило, а почему бы на этой основе не придумать игру?
На самом деле путь создания настольной игры очень довольно длинный и непростой. Сначала была продумана идея игры. Потом мы долго думали, какие материалы для неё использовать — бумагу, пластик или дерево. В результате остановились на плотной бумаге. Затем мы создали макеты. Среди наших однокурсников нашлась талантливая художница, которая обеспечила визуальную часть. Потом мы долго искали, где нам всё это распечатать. В итоге мы нашли типографию, которая напечатала нам 230 экземпляров «Кожуры». Всё делалось на собственные средства. Мне удалось показать свою «Кожуру» на краевом молодёжном форуме, проведя игру с группой желающих.
— В чем суть игры «Кожура»?
— Эта настольная игра предназначена для людей с ограниченными возможностями по зрению. Она развивает социальные навыки, креативное мышление, память, а ещё это хороший способ расслабиться и весело провести время в кругу семьи или с друзьями. Игра рассчитана на группу от 2 до 5 человек. В комплекте игры три колоды карточек с описанием места, события и черт характера человека. Один игрок выбирает карточку с обозначением места или события и называет его сопернику. Другой игрок из закрытой колоды вытаскивает карту с названием черты характера и старается описать её самым живописным образом, ориентируясь на предложенное соперником место или событие. Черту характера нужно угадать.
Например, игрок выбирает место — «самолёт». У другого игрока карточка «аккуратный» и он должен описать ситуацию, замаскировав эту черту. Допустим: «После меня уборщику не приходится сметать крошки с кресла».
Соперник предполагает, какая черта скрыта от него. Если он называет неправильную черту — владелец карточки с чертой характера получает один жетон. Если же черта называется правильно, угадавший получает два жетона. Все карточки обозначены по Брайлю.
В принципе, после первого круга, игроки легко осваивают все правила. Сложность в том, что нужно обладать хорошим словарным запасом. Не каждый может интересно и красочно описать какую-то ситуацию, замаскировав слово. Вот как раз игра и позволяет как минимум развить свой словарный запас, образное мышление, память в конце концов. Когда ты играешь с более начитанными и эрудированными людьми, ты вместе с ними обучаешься, познаёшь и открываешь для себя что-то новое. В эту игру могут играть и подростки, и взрослые. Кстати, когда я представлял «Кожуру» на форуме, с нами в группе играла девочка лет 16. Так она обыграла своих взрослых соперников!
— А Всероссийское общество слепых заинтересовано в развитии настольных игр для незрячих?
— Недавно я отправил один экземпляр «Кожуры» председателю Краснодарской региональной организации ВОС Юрию Серафимовичу Третьяку для ознакомления и возможной закупки.
— Игорь, расскажите ещё о какой-нибудь из ваших невыпущенных игр?
— Есть у меня такая дуэльная игра, так называемый воргейм (wargame — военная игра, разновидность стратегической игры, реалистично имитирующей войну). Там у каждого из игроков есть по три фигуры, которые выполняют различные функции. Кроме того, в игре присутствуют карточки с изображением направления движения. То есть в игре присутствует смесь двух механик — фигуры (юниты) и карточки. Я вообще планирую эти карточки сделать пластиковыми, чтобы стрелки, указывающие направление движения тактильно прощупывались, и в эту игру могли играть даже те незрячие, которые не владеют Брайлем.
Есть ещё одна игра, рабочее название «Копатели». Она довольно простая, чисто на удачу, всего лишь закрытое игровое поле и карточки. Игроки берут карточки наугад и создают комбинации. Чем лучше комбинация, тем больше победных жетонов получает игрок. Но в игре есть карточка, с помощью которой можно выбрать то, что нужно игроку для успешной комбинации, снизив тем самым эффект случайности.
А вообще я свои игры очень люблю и не отказываю себе в удовольствие в них поиграть.
— Вы публикуете информацию о своих невыпущенных играх? Ну хотя бы в вашем сообществе в ВК?
— Нет. Все черновые материалы недоступны широкой аудитории. А в сообществе «Настольные игры для незрячих» можно найти информацию о выпущенной игре, приобрести её, обменяться мнением как о «Кожуре», так и о других настольных играх. У меня вообще есть идея сделать мою страничку более информативной. Я планирую в ближайшее время начать размещать в сообществе информацию по всем известным настольным играм для людей с нарушением зрения, о настолках, которые реально адаптировать для незрячих, о ролевых играх и прочее. Начну с традиционных шахмат, а там посмотрим. Я хочу, чтобы о настолках знали как можно больше людей.
Что касается ролевых настольных игр, то это очень многогранный и интересный жанр. Когда я изучал ролевые настолки, я был поражён, насколько их много и насколько они разнообразны. Хочешь попасть в космическое будущее, вот тебе «Кориолис», «Ворхаймер», или «Киберпанк». Если интересует постапокалипсис, вот тебе на выбор «Мутанты» или «Фолаут». Для ценителей фэнтези и любителей побегать длинноухим эльфом подойдут «Подземелье и драконы» или «Клинки во тьме».
— Все эти игры могут быть доступны для незрячих?
— Да почти все ролевые настольные игры доступны для незрячих. Просто в каждой из них своя механика, завязанная на кубиках, на игральных костях. В некоторых играх есть такие кубики, которые просто невозможно найти в рандомайзере или генераторе кубиков в телефоне. Например, я говорю Алисе: «Кинь двадцатигранный кубик», она кидает этот кубик и говорит выпавшее значение. Ну так вот, в некоторых современных настолках бывают такие кубики, о которых Алиса просто не знает, пятидесятигранные, например.
Я обратил внимание вот на какую вещь. Как-то друг посмотрел на фото настолок для людей с нарушением зрения и воскликнул: «Почему они так похожи!». А ведь действительно, наши настольные игры делаются обычно из дерева и выглядят практически одинаково. Я ни в коем случае не упрекаю производителей настольных игр для незрячих, но из-за их внешней похожести зрячие думают, что мы играем в одну и ту же игру. То есть в большинстве случаев наши настолки представляют собой деревянное поле с шашечками.
Но я рад, что всё-таки есть люди, которые заинтересованы в популяризации настолок для инвалидов по зрению. Юрий Серафимович Третьяк уже закупил для наших местных организаций по шесть настольных игр. Некоторые из них, например, «Калах», меня очень заинтересовали, и я собираюсь её более детально изучить. Это настольная логическая игра уникальная в своем роде. Кроме того, несколько региональных отделений ВОС смогли выиграть президентский грант на приобретение настольных игр для незрячих.
И в конце я скажу, что как бы не буксовало развитие настольных игр для незрячих в нашей стране, тем не менее это направление развивается. Яркое подтверждение тому — проведение фестивали настольных игр для людей с нарушением зрения на всероссийском уровне.