Перейти к основному содержанию

Под северным сиянием. Какой Север считается Крайним

ПОД СЕВЕРНЫМ СИЯНИЕМ («Школьный Вестник» №12 за 2022 год)
Какой Север считается Крайним

Что мы знаем о Севере кроме того, что там холодно? Что это огромная территория за полярным кругом и что это очень далеко? Недаром его называют Крайним. Не существует единого научно обоснованного понятия «Север», а понятие «Крайний Север» появилось в Советском Союзе в 1930-х годах для обозначения отдалённых районов с тяжёлыми условиями жизни, Критериям отбора (суровый климат, вечная мерзлота и отсутствие круглогодичной связи с другими регионами страны) соответствовали территории расселения 26 малых народностей Севера.
В последующие годы границы районирования территорий неоднократно уточнялись в связи с введением так называемых «северных льгот», надбавок к заработной плате и других компенсаций для работающих на «северах». В начале 1990-х годов по заказу правительства учёными нескольких институтов Академии наук РФ было выполнено исследование по новому районированию территории России с учётом критерия дискомфорта условий проживания населения, влияния окружающей среды на жизнедеятельность человека и его здоровье.
В результате к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям отнесены отдельные города, городские округа, муниципальные округа и районы республик Алтай, Бурятия, Карелия, Коми, Тыва, Забайкальского, Красноярского, Хабаровского, Пермского, Приморского краёв, Амурской, Архангельской, Иркутской, Сахалинской, Томской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, а также вся территория Республики Саха (Якутия), Магаданской, Мурманской областей, Ненецкого, Чукотского, Ямало-Ненецкого автономных округов и весь Камчатский край. Их общая площадь — 11,9 млн. квадратных километров, что составляет 70% всей территории России. Несмотря на такую огромную территорию, на Крайнем Севере и приравненным к ним местностям по данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2020 года проживало 9,8 млн. человек, то есть всего 7% населения страны.

Жители Крайнего Севера

В Российской Федерации проживает 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: алеуты, долганы, коряки, манси, нанайцы, ненцы, саамы, селькупы, ханты, чукчи, эвенки, эскимосы и другие. Коренные народности, не относящиеся к малочисленным, — это коми и якуты. Будет большой ошибкой думать, что все коренные северяне одинаковые: кочуют с оленями, живут в чуме и выделывают шкуры. Объединяет их то, что все они научились жить в сложных климатических условиях, не нарушая при этом хрупкое равновесие природы. Дальше, от Хибин до Чукотки, начинаются различия — язык, культура, кухня, верования, традиции.
Самым многочисленным народом на Крайнем Севере являются якуты. Сами они называют себя Саха (сахалор). Главенствующая гипотеза их происхождения утверждает, что якуты — потомки кочевого племени курыканов. Примерно в XIV — XV веках они начали миграцию из Забайкалья в район рек Лена и Вилюй, где частично вытеснили, а частично ассимилировали местное население. Якутский язык относится к тюркской группе, однако имеет много заимствований из монгольского и русского языков.
В Якутии резко-континентальный климат, с очень длинной зимой и коротким летом. Именно здесь находится посёлок Оймякон — полюс холода. Минимальная температура, зафиксированная в этом месте, составляла –71,2°С.
Для местного населения традиционными занятиями были коневодство и разведение крупного рогатого скота. Разводили также и оленей. Хорошо было развито рыболовство.
На Таймыре люди живут ещё со времён неолита. В первую очередь это энцы, ненцы, нганасаны. Есть и сравнительно молодой этнос долганов — потомков якутов, эвенков, энцев и русских крестьян. Но самые древние и одновременно самые северные из коренных народов полуострова — это нганасаны, которые ведут своё происхождение от первобытных охотников. Нганасаны или, как они себя называют, «ня» («товарищ»), жили охотой и собирательством вплоть до XIX века, когда они освоили оленеводство. По сей день этот коренной народ сохраняет свой уникальный язык, обычаи, костюмы и жилища.
Чукотка — самая восточная и самая малонаселённая территория России, и к тому же — единственная часть Азии, которая относится к Западному полушарию Земли, а не к Восточному. Здесь живут чукчи, чуванцы, эскимосы, эвены, юкагиры и коряки.
Исконное самоназвание чукчей — «луораветлан», что в переводе означает «настоящие люди». Среди чукчей и коряков заметно выделяются приморские оседлые группы, которые занимаются рыболовством и охотой на морского зверя, и группы кочевых оленеводов. Быт и хозяйственная деятельность приморских чукчей и коряков в значительной степени напоминает быт эскимосов. В нём издревле присутствовали кожаная байдара, кожаный челнок, метательный гарпун, поплавок из надутой тюленьей шкуры.
Ямал — это сердце Арктики, где сконцентрировано огромное количество энергетических ресурсов: нефти и газа. Здесь в суровом климате с отрицательной среднегодовой температурой, полярным сиянием и вечной мерзлотой живут ненцы, ханты, селькупы и энцы.
Издавна и до наших дней коренные жители Ямала занимаются оленеводством. Олени для них это и транспорт, и еда, и одежда, и жильё. В одном стаде может быть от 500 до 3000 оленей. А дикие олени для жителей Севера — традиционный объект охоты. К 2015 году популяция диких оленей на Ямале сократилась настолько, что был введён запрет на их промысел. Благодаря этому их численность к 2021 году выросла на 16%, и мораторий продлили до 2024 года.
Основу коренного аборигенного населения Ямала составляют ненцы. Численно это наиболее крупный народ среди малочисленных народов Крайнего Севера. Большинство ненцев — оленеводы. Они ведут традиционный образ жизни: кочуют по тундре со стадом и живут в чуме.

Где жить, когда холодно

Для человека, впервые попавшего в тундру, это дикий, неприветливый край — тысячи километров бескрайних просторов, однообразных ландшафтов, холода и пронизывающего ветра. Но для кочевых оленеводов Севера — саамов, ненцев, энцев, нганасанов, долганов, северных хантов, селькупов, эвенов и эвенков, тундровых чукчей, коряков — это родной дом, в котором они ориентируются не хуже, чем горожанин в собственной квартире.
Кочуют оленеводы круглый год и переезжают на новые стоянки от 30 до 100 раз за год, преодолевая при этом расстояния от 200 до 1500 километров. Всё зависит от сезона и от того, насколько быстро у оленей закончится пища. Летом олени питаются травами, грибами, некоторыми видами кустарников, зимой — мхом ягелем. На это и ориентируется оленевод, выбирая место для стоянки: главное, чтобы было хорошо его стаду.
На новое стойбище оленеводы отправляются вместе со своим домом — чумом. В тундре очень холодные и долгие зимы, поэтому чум должен быть не только лёгким в сборке и разборке, но ещё и устойчивым к ветрам и очень тёплым. Конструкция чума довольно проста: в его основе деревянные шесты, установленные конусом, и сверху покрытие из оленьих шкур зимой и брезента летом. Вход также завешивают шкурой, никаких дверей не предусмотрено. Конусообразная форма чума выбрана не случайно — это для того, чтобы на нём не скапливался снег и чум под его тяжестью не проседал.
После установки чума женщины благоустраивают его внутри. Пол из досок застилается зимой оленьими шкурами, а летом циновками. В центре обязательна печь. Она даёт тепло, и на ней готовят еду. Зимой в чуме довольно тепло — не меньше 15 — 20 градусов. Возводится такой дом примерно за час. Кочевники тундры умеют снимать и ставить чум ночью, в снегопад и пургу, при сильном ветре и при тучах комаров.
На Чукотке кочевые коряки, чукчи и юкагиры возят с собой ярангу. По конструкции она похожа на чум, но с куполообразным верхом и более приземистая по сравнению с чумом. Возводится яранга также несколько иначе. Из шестов делается округлый каркас, который затем покрывается китовыми, тюленьими или оленьими шкурами. Внутри яранга также отличается от чума. Обычно она состоит из двух частей — более холодного переднего, где могут храниться выделанные шкуры, запасы еды, одежда, и жилого. Никакой мебели в традиционной яранге обычно не бывает. Во-первых, она занимает лишнее место. Во-вторых, в ней никогда не было необходимости. Спали всегда жильцы яранги на полу на шкурах, там же и ели.
Иглу — жилище куда более суровое, чем чумы и яранги. Это традиционное жильё эскимосов, у которых не было возможности построить чум или ярангу, потому что никакой другой строительный материал кроме льда и снега им просто неоткуда было взять. К тому же в иглу тепло даже в самые лютые морозы.
Иглу — это куполообразные сооружения высотой около 2 метров и диаметром около 4. Вход в иглу располагается ниже уровня пола: это позволяет кислороду поступать внутрь, а углекислому газу выходить наружу. Освещаются иглу сквозь ледяные стены. Внутри помещение застилается шкурами. Шкуры могут висеть и на стенах — для тепла. Обогревались иглу с помощью плошек с жиром, и такого скудного обогрева вполне хватало. Из-за тепла ледяные стены подтаивают, но полностью никогда не тают, так как снег удаляет избыток тепла наружу помещения. Кроме того, стены впитывают влагу, поэтому в иглу всегда сухо.
При кажущейся простоте возвести иглу довольно сложно. Это испытали на себе некоторые полярники, оставшиеся без крова. Как они ни старались, построить иглу у них не получалось. Дело в том, что иглу строят из ледяных блоков, имеющих особенную форму для каждой части сооружения, и укладывают их особым способом, чего полярники, конечно, не знали.
Иглу — жильё сезонное. Летом они обычно приходят в негодность, а с наступлением холодов их строят заново, причём очень быстро: сами эскимосы возводят их буквально за полтора часа. Это умение досталось им от предков, и они его свято хранят. В прошлом веке под влиянием чукчей их основным жилищем стала яранга.

Что есть, когда холодно

Как бы ни отличались народы Крайнего Севера друг от друга хозяйственным укладом, материальной и духовной культурой, есть у них и много общего: представители этих народов, ведущие традиционный образ жизни и освоившие арктические острова, тундру, и тайгу, жили, а в ряде случаев живут до сих пор за счёт ресурсов, которые даёт им среда их обитания. Эти ресурсы обеспечивают все потребности человека в одежде, жилище, транспорте, топливе и, конечно же, в еде.
Коренные малочисленные народы Севера издревле занимались оленеводством, охотой и рыболовством, поэтому в их традиционных кухнях преобладают блюда из продуктов этих промыслов. Кухни каждого народа имеют свои особенности, хотя и базируются на схожих принципах приготовления еды. Все здешние блюда очень сытные и калорийные, с огромным количеством жира, иначе не выжить в условиях крайне низких температур. Здесь не так много съедобных животных и растений, поэтому в ход идут обычно практически все их части, которые могут принести организму энергию и пользу. Ограниченность материалов для кухонной утвари (в основном это камень), дефицит топлива и постоянная доступность низких температур послужили причиной появления здесь нестандартных, а иногда и крайне экзотичных способов приготовления и хранения пищи.
Очень широко распространены сушка и вяление, которым может подвергаться практически всё: мясо и рыба, их внутренности, грибы, ягоды, травы. Сушат под солнцем, над костром, даже на морозе, получая в итоге компактную и калорийную пищу, которую и хранить можно сколь угодно долго, и в дальнюю дорогу удобно взять. А иногда такой высушенный продукт даже измельчают в труху, приправляя им затем любую горячую пищу.
Квашение также применяют чуть ли не ко всем продуктам — как с использованием каких-то дополнительных ингредиентов (соли, крови, кислого молока), так и просто в закрытой емкости без доступа воздуха долгое время. Очень популярно квашение мяса и рыбы в мешках из шкур или в обкладке из древесной коры в земляных ямах под снегом пару месяцев. Такая еда «с душком» не является испорченным продуктом в нашем понимании. Эту подкисшую пищу организму очень удобно и быстро переваривать и усваивать, не тратя время на предварительную ее обработку ферментами, что крайне важно в экстремальных условиях Севера.
Копчение в дыму очага и соление — ещё два излюбленных приёма местной кулинарии. Причём коптить могут как исходные продукты (рыбу, мясо), так и блюда из них, вроде кишок оленя, набитых смесью рубленого мяса, жира и квашеной зелени. Супов здесь не знают практически вообще, за редкими исключениями у некоторых народностей вроде супа из оленьей крови, щавелевого бульона или ухи из икры. Из термической обработки чаще всего используют отваривание, запекание в золе, обжаривание и заморозку.
Сегодня в тундре чай — главный символ гостеприимства. Любой человек, идущий или едущий по тундре, может зайти в любой чум выпить чаю — это своеобразная тундровая вежливость. Когда бы гость ни появился в чуме, хоть посреди ночи, его обязательно напоят чаем.
Употребление в пищу сырых оленьих мяса и крови, которое так шокирует современного городского жителя, не только давний обычай народов Крайнего Севера, но и профилактика цинги. Причина цинги — недостаток витамина С, а других его источников, доступных в тундре круглый год, кроме мяса и крови, немного. Поэтому, например, первые русские землепроходцы, продвигавшиеся к востоку от Урала, не только носили местную одежду, но и начинали питаться тем же, чем и местные жители.
Конечно, в ХХ и тем более в XXI веке большинство народов с охоты и собирательства перешло на употребление покупных продуктов, но при этом в большинстве случаев по сей день сохраняются особенности традиционной кухни, а привычная для предков еда переходит в разряд деликатесов.

Продолжение читайте в следующем номере журнала.

Дата публикации: 
понедельник, декабря 19, 2022
Автор публикации: 
Редакция
Категория публикации: 
география