Какая ж песня без баяна?
Илья Бруштейн («Школьный Вестник» №1 за 2023 год)
КАКАЯ Ж ПЕСНЯ БЕЗ БАЯНА?
Немало незрячих людей достигли успехов одновременно в самых разных областях деятельности. Один из таких «мастеров на все руки» — Алексей Степанов: музыкант, баянист, преподаватель баяна детской музыкальной школы, медбрат по массажу, преподаватель тифлоинформатики Регионального ресурсного учебно-методического центра по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ Владимирского государственного университета. Для многих незрячих владимирцев — и детей, и взрослых — он является примером человека, нашедшего своё место в жизни.
— Алексей, ваше отчество совпадает с названием города, где вы родились и живёте.
— Владимир — распространённое русское имя. И одновременно Владимир — название древнего города, ставшего символом целой эпохи в нашей истории. Для меня отчество «Владимирович» — это напоминание о том, что надо быть достойным своего отца. Он играл и продолжает играть важную роль в моей жизни. По возможности стараюсь быть на него похожим.
Владимир Сергеевич, мой отец, — человек трудолюбивый и очень разносторонний. Он владеет и столярным ремеслом, и сваркой, и в электрике в совершенстве разбирается. Долгое время был главным электриком местного хлебозавода. Любую поломку в автомобиле может устранить. Дачу построил своими руками. В нашей семье так повелось: папа всё может и всё умеет!
— И вы хотели с детства быть похожим на отца?
— Я об этом в детстве не задумывался, но и папа, и мама всегда стремились дать мне как можно больше жизненных навыков. Отец знакомил с различными инструментами, мужской работой по дому. Мама научила готовить, пуговицы пришивать. Родители всегда хотели, чтобы я вырос приспособленным к жизни. Я — единственный ребёнок в семье. Родительской любви всегда хватало, но избалованным, «залюбленным» никогда не был. С детства знал, что у каждого человека есть свои обязанности, своя зона ответственности.
Я родился незрячим. С детства понимал, что есть ограничения по здоровью, но в семье на этом никогда не акцентировали внимание, за что я благодарен родителям!
— Какие воспоминания детства у вас сохранились?
— Я родился на окраине Владимира, на улице Чайковского. В нескольких сотнях метров от родительского дома есть сквер, где установлен памятник Петру Ильичу Чайковскому. Мне всегда это обстоятельство, ещё в детстве, казалось символичным. С рождения жил на улице Чайковского — и сам решил стать музыкантом!
— Когда у вас проснулся интерес к музыке?
— Как и у многих детей, у меня в раннем детстве были детские музыкальные инструменты. Всякие дудочки, ксилофоны. И родители, которые внимательно наблюдали за моими самостоятельными играми, заметили, что именно к этим игрушкам меня особенно тянет. Я мог часами с ними играть, подбирать мелодию. У меня обнаружился музыкальный слух.
В семь лет на день рождения мне подарили баян. И я начал учиться на нём играть. В дальнейшем на среднем уровне освоил фортепьяно.
— Вы учились во Владимирской школе-интернате для незрячих и слабовидящих детей?
— В то время, к сожалению, наша школа-интернат была ориентирована исключительно на обучение и воспитание слабовидящих детей. За редким исключением незрячих туда не принимали. Считалось, что для них в школе не созданы соответствующие условия.
— А где же учились незрячие дети из Владимира?
— Их направляли в школу-интернат в городе Горький, теперь Нижний Новгород. В этом, прямо скажем, была существенная проблема, ведь Владимир и Нижний Новгород разделяют почти триста километров. Далеко не все родители были на это готовы, многие не хотели, чтобы их дети с инвалидностью учились и жили в интернате. Так было и во времена моего детства, и сейчас. Мои родители решили, что для ребёнка важна социализация, общение в детском коллективе. Если бы я остался во Владимире, то в лучшем случае мог бы попасть на домашнее обучение.
— Вам было трудно в семилетнем возрасте уехать из дома?
— Родители сделали всё возможное, чтобы сгладить эту непростую ситуацию. В первый год они каждую неделю приезжали ко мне, снимали комнату, чтобы мы могли вместе провести два выходных дня. Потом навещали не так часто, каждые две-три недели, а все каникулы я проводил дома.
— Как вам жилось в интернате?
— Самым трудным был первый год. И дело не только в том, что я скучал по дому. Интернатская жизнь потребовала колоссальной психологической перестройки. В детский сад я не ходил и, откровенно говоря, до школы мало общался с ровесниками. По характеру я старательный, ответственный, но задумчивый и медлительный. Помню, в первом классе бывали ситуации, когда учителя или одноклассники начинали мне что-то говорить, а я просто садился на стул, замирал и «выпадал из процесса». Окружающим, да и мне самому было трудно понять, что со мной происходит.
Но такое случалось только в первом классе. Потом я успешно втянулся в интернатскую жизнь. Она мне стала нравиться. У нас был дружный класс, дружная школа. Очень важно, что слабовидящие дети почти всегда помогали незрячим. И это происходило как бы само собой. Так было на всех экскурсиях, внеклассных мероприятиях, на переменах. В школе-интернате были классы для незрячих детей и классы для слабовидящих, и учились мы раздельно. Но во второй половине дня и когда проходили внеклассные мероприятия, все дети были вместе. Не было никакого разделения.
По моему мнению, это оптимальная система, которая и сейчас существует в Нижнем Новгороде. На самом деле незрячим детям лучше учиться вместе с такими же детьми, используя систему Брайля. А уже после окончания занятий должно происходить общение с широким кругом сверстников.
— Вы упомянули о том, что в семь лет начали учиться играть на баяне. Музыкальные занятия у вас шли параллельно с общеобразовательными?
— В школе был кружок игры на баяне, я стал там заниматься уже в первом классе. Но как я теперь понимаю, и занятия были организованы не очень хорошо, и сам я ленился. В 1993 году, когда мне было девять лет, в нашей школе открылся филиал детской музыкальной школы, баян там преподавали на очень высоком уровне. Мне стало заниматься гораздо интереснее.
Важное для меня событие произошло в 1994 году, когда моим учителем стал Михаил Егорович Мартынов, замечательный незрячий баянист-виртуоз, выпускник Нижегородской консерватории. Именно он в полной мере раскрыл для меня возможности этого инструмента и укрепил в желании стать профессиональным музыкантом. К сожалению, сейчас его уже нет в живых.
— Чем вас привлёк баян?
— Отвечу на ваш вопрос, наверное, неожиданно. Всё-таки, на мой взгляд, первое место в неформальном рейтинге музыкальных инструментов занимает фортепьяно, именно оно обладает наибольшей универсальностью. Иначе говоря, любую музыку любого жанра на фортепьяно удаётся воспроизвести на максимально высоком уровне. Кроме того, фортепьяно даёт возможность исполнителю наиболее ярко и выразительно проявить своё мастерство, свою виртуозность, выделиться среди других музыкантов.
— А как же баян?
— В моём личном неформальном рейтинге он занимает почётное второе место. Баян также, как и фортепьяно, — лишь немного ему уступая! — представляет исполнителю широчайшую, почти бесконечную палитру творческих возможностей. Если же говорить о русской народной музыке, об эстрадном репертуаре, развлекательном жанре, то баян можно назвать главным, основным инструментом.
— С этим утверждением нельзя не согласиться. Баянисты на самых разных торжествах — всегда желанные гости.
— Мелодии баяна в наибольшей мере отражают широту и размах русской души. При исполнении русских народных песен особенно ценятся проникновенные, чистые, звонкие женские голоса. А баян способен создать такую же хрустальную, звонкую мелодию.
С другой стороны, было бы совершенно неправильно и несправедливо ограничивать сферу распространения музыки для баяна исключительно фольклорным и развлекательным жанрами. На баяне можно сыграть абсолютно всё: от рока до православной, церковной, литургической музыки. Нет ни одного музыкального жанра и стиля, который был бы неподвластен баяну.
Учась в школе, я часто посещал концерты солистов-баянистов и в Нижегородской консерватории, и в филармонии, и в музыкальном колледже имени М.А. Балакирева. И всегда поражался разнообразием программ и мастерством исполнителей!
Отличительная черта баяна — характерный тянущийся, незатухающий звук. Он образуется благодаря меху, через который гонят воздух. Возникают звонкий тембр и особая открытость звука, как говорят баянисты.
— Что значит «открытость звука»?
— Это значит, что баян может затронуть особые струны человеческой души. Даже знакомые классические мелодии становятся как-то роднее и понятнее, если их исполнить на баяне. Этот инструмент может заинтересовать, зажечь самых разных слушателей вне зависимости от их возраста, жизненного опыта, музыкальной подготовки и музыкальных вкусов.
Для незрячего человека баян имеет особое значение. Не секрет, что многие молодые инвалиды по зрению страдают от одиночества. А баян даёт возможность почувствовать себя востребованным.
В 2000 году я закончил музыкальную школу по классу баяна. А в 2001 году поступил сразу на второй курс Нижегородского музыкального колледжа по тому же классу. В 2004 году окончил среднюю школу и одновременно музыкальный колледж. Таким образом три года учился сразу в двух местах: в школе и в колледже.
— После окончания колледжа вы хотели получить высшее музыкальное образование?
— Сразу после окончания колледжа я пытался продолжить обучение в Нижегородской консерватории, но меня не приняли. Не берусь судить, было ли это решение справедливым. В любом случае, творческий человек должен уметь не только «купаться в успехе», но и смиряться с неудачами.
— Но высшее музыкальное образование вы всё-таки получили?
— Это произошло через несколько лет, уже в родном Владимире. Я окончил музыкально-педагогический факультет Владимирского государственного педагогического университета.
В 2004 году в Нижнем Новгороде, не поступив в консерваторию, я в тот же год стал студентом медицинского колледжа по специальности «медбрат по массажу».
— Неожиданное решение! Вы так разочаровались в музыкальной карьере, что решили резко сменить сферу деятельности?
— Нет. Дело совсем не в этом. И в музыке я не разочаровался, и от идеи стать профессиональным музыкантом не отказался. Просто мне всегда было интересно заниматься разными вещами, не зацикливаться на чём-то одном, расширять свой кругозор.
Кроме того, сказалось и влияние мамы. Она по профессии медицинская сестра. С одной стороны, мама всегда гордилась моими музыкальными успехами, поддерживала занятия музыкой. С другой стороны, она опасалась, что я не смогу музыкой зарабатывать на жизнь. И эти опасения были небезосновательными. Далеко не все музыканты могут найти работу по специальности. Поэтому мама настоятельно рекомендовала мне приобрести специальность медбрата по массажу. В этой сфере у незрячих людей, как правило, хорошие перспективы трудоустройства.
— Вы охотно последовали материнскому совету?
— Я исходил из того, что вполне возможно совмещать оба занятия. Кстати, в течение трёх лет во Владимире так и было. На полставки я трудился в детской музыкальной школе и одновременно как массажист работал в районной поликлинике. Самым главным для меня было не сидеть дома! Кстати, в Нижегородской школе-интернате массаж интенсивно преподавался в десятом и одиннадцатом классах. Поэтому выпускников этой школы принимали сразу на третий курс медицинского колледжа. Диплом массажиста можно было получить за два года, а не за четыре.
— Во Владимир вы вернулись в 2006 году с дипломом музыкального и медицинского колледжей. Как сложилась ваша жизнь в родном городе?
— Преподаю баян в детской музыкальной школе. Отделение школы находится в здании Владимирской школы-интерната для слепых и слабовидящих детей. То есть система такая же, как и в Нижнем Новгороде. Также являюсь концертмейстером детского духового ансамбля. Выступаю как солист и в дуэте баянов. Ещё аккомпанирую детскому хору на баяне, руковожу вокально-инструментальным ансамблем «Взлёт» в нашей музыкальной школе. Работы много!
— На что вы обращаете внимание своих учеников во время занятий?
— Стремлюсь показать им красоту и величие баяна. Например, разучивая «Русский танец» композитора Георгия Шендерёва, можно оценить все возможности инструмента. Сначала мелодия медленная, меланхоличная. Баян звучит грустно, задушевно, буквально слёзы готовы из глаз политься. Но потом совершенно неожиданно, непредсказуемо настроение в этой музыкальной пьесе меняется. Музыка становится быстрой, задорной, залихватской. Во второй части пьесы пальцы должны буквально летать по клавишам. Здесь много сложных динамических оттенков.
— Наверное, не каждый ученик может справиться с таким сложным произведением.
— Конечно, кто-то из детей играет лучше, кто-то хуже. Но каждому нравится, если педагог в него верит, ставит перед ним сложные, но интересные, вдохновляющие задачи. У незрячих детей часто бывают проблемы с координацией движений. Занятия музыкой, в том числе игра на баяне, помогают с этими проблемами справиться.
И, конечно, детям очень приятно, что они дарят радость слушателям всех возрастов. Я уж не говорю о гордости родителей, которые, сидя в зрительном зале, ловят каждый звук, когда сын или дочь выступают на сцене. А я как учитель чувствую свою причастность к этим детским успехам.
Чтобы понять особенности игры на баяне, читатели могут познакомиться, например, с «Чардашом» в обработке Николая Ризоля. В Интернете много записей этого произведения в исполнении самых разных баянистов. Музыка огненная, завораживающая, кажется, она способна зажечь, воспламенить любое сердце. Энергия, которая исходит от баяна, буквально бьёт через край. Это чувствуется в любой качественной записи. Я уже не говорю о живом концерте!
Баянист должен продемонстрировать лёгкость, размах пальцев, чёткость, стремительность исполнения. Если всё это присутствует, то у слушателей дух захватывает, а ноги сами идут в пляс.
— Дети и подростки способны на такое исполнение?
— «Чардаш» в обработке Н. Ризоля я и сам с удовольствием играю, и с детьми разучиваю. Надо стараться — и всё получится! Секрет успеха в сочетании филигранной техники, светлой души и любви к инструменту. Во время исполнения надо слиться с баяном, стать с ним одним целым!
— А какие концертные выступления вам особенно запомнились?
— Мы выступаем на самых разных площадках в рамках областных и городских мероприятий. Но почему-то мне больше всего запоминаются командировки, гастроли. Наверное, это связано с тем, что во время выездов и дети, и взрослые больше общаются между собой. Мы узнаём друг друга.
Например, в 2011 году у нас была экскурсионная поездка в Санкт-Петербург. Её решили совместить с посещением дружественного учебного заведения — Санкт-Петербургской школы-интерната для незрячих и слабовидящих детей им. К.К. Грота. У нас был концерт, выступали ансамбль «Взлёт» и часть хора. Петербуржцы нас очень хорошо принимали, и дети, и взрослые. Поездка прошла в тёплой, душевной атмосфере. Такие события запоминаются на долгие годы.
Ещё один пример. В 2016 году юные музыканты из Владимира принимали участие в фестивале «Пасхальная радость» в Калуге. Съехались дети с инвалидностью всех нозологий со всей России. Заключительный гала-концерт проходил на сцене Калужской филармонии. Всё было очень празднично и торжественно!
— Отделение музыкальной школы, где вы работаете, расположено непосредственно в здании школы-интерната. Фактически речь идёт о едином коллективе. Как вы оцениваете образовательный и воспитательный уровень Владимирской школы-интерната? Какие успехи достигнуты? Какие проблемы ещё предстоит решить?
— Во-первых, мне очень приятно отметить, что во Владимирскую школу-интернат теперь принимают и незрячих детей, а не только слабовидящих, как это было во времена моего детства. Правда, специальных классов для незрячих детей нет, они интегрированы в смешанных классах. Это тоже хорошее решение.
Владимирская школа-интернат успешно развивается. Это касается и общеобразовательных предметов, и музыкальных занятий, и физической культуры. У нас много любознательных, способных, творческих, трудолюбивых учащихся и преданных своему делу, высококвалифицированных педагогов. Но есть и проблемы, которые тоже нельзя не отметить. В школе учится целый ряд незрячих подростков, которые не только не обладают элементарными навыками самостоятельной пространственной ориентировки, но даже не понимают, зачем эти навыки вообще нужны!
— Это проявление инфантильности?
— На мой взгляд, да. Инфантильность вполне может сочетаться и с высоким уровнем интеллекта, и с доброжелательным характером. Но некоторые подростки живут в своём мире, будучи уверенными в том, что детство продолжится вечно, что родители всегда будут в буквальном смысле водить их за ручку и решать все их проблемы.
Но дело не только в навыках пространственной ориентировки, хотя я считаю, что они имеют первостепенное значение для незрячих детей и подростков. С большой тревогой и недоумением я регулярно обнаруживаю в беседах с детьми колоссальные пробелы в элементарных житейских знаниях и навыках. Многие дети не имеют представления о том, как работает общественный транспорт и как им пользоваться.
— Наверное, это связано с тем, что родители постоянно их возят на личных автомобилях.
— Конечно. И вроде бы в этом нет ничего плохого, но даже если взрослый человек, ребёнок или подросток постоянно пользуются личным автотранспортом, они должны знать, как проходят поездки в трамваях, троллейбусах, автобусах и маршрутках. Нельзя быть полностью оторванными от жизни, при любом уровне благосостояния и любых других жизненных обстоятельствах.
Многие незрячие подростки не знают и не способны идентифицировать даже самые распространённые звуки большого города. У них нет представления о голосах птиц, нет элементарных знаний о явлениях природы. Доходит до абсурда! Многие дети почти не гуляют, в школу до подъезда их довозят на автомобиле. В этой ситуации кто-то из родителей даже не удосуживается одеть ребёнка по погоде. Даже зимой детей порой привозят в школу в лёгкой одежде. Всё равно никуда идти не нужно: вышел из машины — и сразу в школу!
— Можно и простудиться, выходя из автомобиля!
— Это тоже важный аспект, но я имел в виду в первую очередь существенное сужение кругозора незрячих детей и подростков из-за гиперопеки. Мы часто обсуждаем эти вопросы в учительском коллективе, но главную роль в освоении житейских навыков играет семья. В каждой семье свои традиции и представления о воспитании. Учителя могут высказать своё мнение, но что-то навязывать в этой сфере мы не вправе.
— Школьная учебная программа может повлиять на то, чтобы дети и подростки имели более адекватные представления об окружающей действительности?
— Учебная программа сейчас вполне сбалансирована. Но я бы уделил немного больше внимания трудовому воспитанию, в частности, уходу за пришкольным участком. Вполне можно привлечь учащихся и к поддержанию чистоты в классе, к дежурствам. Такая практика была в 1990-е годы и раньше, но в последнее время от неё отказались, поэтому многие дети ощущают себя в школе гостями, а не хозяевами. Ведь хозяева должны сами следить за порядком в своём доме.
И второй важный момент: воспитание командного духа, коллективизма. Это включает в себя и взаимопомощь в детском коллективе, поддержку «тотальников», которым, объективно говоря, приходится сложнее всех. Здесь тоже не всё благополучно. Незрячих детей никто не обижает, не задирает, но и готовность помочь, поддержать я не всегда наблюдаю. У меня создаётся впечатление, что её было больше во времена моего детства. Тогда было меньше мелочной опеки со стороны взрослых, зато больше помощи друг другу, в детском коллективе.
— Не могу не спросить вас ещё об одной сфере вашей деятельности. Вы преподаватель тифлоинформатики Регионального ресурсного учебно-методического центра по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ Владимирского государственного университета. Как вы стали работать со студентами?
— На общественных началах я в течение нескольких лет сотрудничал с Владимирской общественной организацией «Акме», объединяющей людей с инвалидностью разных категорий, в том числе студентов. В свою очередь «Акме» тесно взаимодействует с Региональным ресурсным учебно-методическим центром по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ Владимирского государственного университета. Несколько лет я как волонтёр помогал незрячим студентам осваивать компьютер, а потом мне предложили делать это на штатной основе.
Я уверенный пользователь компьютера, хорошо владею GPS-навигацией. Курс тифлоинформатики должен помочь незрячим студентам получать ту информацию, обладать теми навыками, которые необходимы им в учёбе и жизни. Это касается написания и оформления различных письменных работ, курсовых и дипломных, презентаций, использования электронной почты, поисковых систем Интернета, социальных сетей и т.д.
Я провожу занятия, учитывая индивидуальный уровень подготовки, а также индивидуальные пожелания. Уверенному незрячему пользователю Интернета будет легче получить любую информацию, организовать свой досуг, взаимодействовать с органами власти, пользоваться банковскими услугами и т.д. У нас очень многообразные и практически ориентированные занятия.
— Спасибо вам за то, что поделились с читателями своим жизненным и реабилитационным опытом. Он у вас удивительно многообразен!