Перейти к основному содержанию

Собаки для жизни

Екатерина Шевичева («Школьный Вестник» №2 за 2023 год)

СОБАКИ ДЛЯ ЖИЗНИ

Собака была первым животным, которое приручил человек. Учёные до сих пор спорят, когда же это случилось. Большинство учёных склоняются к тому, что одомашнивание собаки произошло на границе верхнего неолита и мезолита — около 15 тысяч лет до н.э. Собака не только охраняет имущество и защищает от врагов. С течением веков она стала феноменом общечеловеческой культуры, взаимоотношения человека с собаками обогащает его духовный мир, делает его ярче и эмоциональнее.

У древних славян существовало божество — крылатый пёс Симаргл, который, по преданию, жил среди людей. Симаргл олицетворял стихию огня, обладал животворящей силой солнца, оберегал посевы, с огненным мечом защищал людей от происков злых сил.

Сегодня собака — не только друг человека, но и надёжный помощник в быту, умелый доктор-психотерапевт и поводырь. Может ли незрячий стать профессиональным кинологом? Как нужно готовить собак-проводников? Какие ещё существуют собаки-помощники? Какие препятствия ожидают отчаянных кинологов, борющихся за права собак и инвалидов? Об этом рассказывает Виктория Зырянова, генеральный директор Северо-Западного Центра по подготовке специальных собак «Симаргл» (https://vk.com/simargl_dogs).

 

— Виктория, как вы стали кинологом?

— К кинологии я пришла не сразу. До потери зрения я работала реставратором живописи. Затем получила профессию массажиста, много училась и довольно долго проработала остеопатом. Как известно, незрячему перемещаться гораздо удобнее и надёжнее со специально обученной собакой. Девять лет назад я получила такую собаку-проводника, которая мне была просто необходима. Так я окончательно связала свою жизнь с собаками. Естественно, я стала общаться с другими незрячими владельцами собак-проводников и обратила внимание, что многие незрячие жалуются на здоровье своих питомцев, в частности на их генетические заболевания.

— Это говорит о вырождении породы?

— Да. Идёт вырождение породы. Я и мои единомышленники поняли, что нужно организовывать собственную школу подготовки собак-проводников в Санкт-Петербурге. Собак катастрофически не хватает, нужны новые подходы и новые методики подготовки, новые специалисты.

— У вас есть кинологическое образование? Как и где вы его получали?

— Конечно! Если дело начинать, его нужно начинать правильно. Я опытный собачник. У меня всю жизнь были собаки разных пород, и я с ними активно занималась. У меня есть опыт работы с собственной собакой-проводником. Но без кинологического образования никак не обойтись. Мы начали подыскивать курсы по кинологии. Разумеется, сегодня таких курсов достаточно и в Москве, и в Питере, но они не были готовы принять незрячих. Последняя надежда была на Северо-Западный племенной кинологический центр «Друг» в Санкт-Петербурге. Это коммерческая организация, но они выдают дипломы государственного образца.

Нас было трое незрячих. Мы познакомились с директором центра, пришли к нему с нашими собаками и рассказали про «Симаргл», познакомили с нашими идеями, убедили его в том, что мы сможем учиться и со всем справимся. И нас приняли на обучение. Это был серьёзный двухгодичный курс. Мы проштудировали всю базовую часть: историю кинологии, генетику и нервную систему собак, изучили нюансы племенного разведения и коррекции нежелательного поведения собак, освоили основы ветеринарии собак и даже одолели все правовые нормы в области обращения с животными, то есть все предметы, включённые в курс обучения.

Лекции мы прослушивали дистанционно или приезжали в центр. Некоторые зачёты сдавали также онлайн. Но иногда к нам приезжали преподаватели. Когда нам нужно было сдать зачёт по экстерьеру собак, преподаватель, эксперт по международным выставкам, приехала к нам, и мы вместе с ней проговорили и прощупали всё, что нужно, — лапы, хвосты, спины и прочее. В общем, мы со всем справились, написали дипломные работы и успешно их защитили. Два диплома у нас были конкретно по собакам-проводникам, связанные с выбором щенка, соответствующего требованиям, предъявляемым к собакам-проводникам, и подбором собаки для незрячего. Третий диплом был посвящён геронтологическим проблемам собак и их возрастным заболеваниям. У моих коллег уже было педагогическое образование, а мне ещё пришлось получить диплом педагога дополнительного образования. Это тоже нужно для дела, которое мы хотели начать.

— В каком году открылся ваш Центр «Симаргл»?

— Центр начал работу в июне 2020 года. Основной целью деятельности нашего центра являются улучшение качества жизни, а также реабилитация и социальная адаптация людей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, в том числе детей с церебральным параличом, нарушением когнитивных функций, эндокринной системы, расстройствами аутистического спектра), в также социальная адаптация трудных подростков с использованием специально обученных собак различных пород.

Изначально мы понимали, что нужно изменить методику подготовки собак-проводников, и уделили этому немало времени. Мы нашли генетически здоровых щенков и в настоящее время начинаем подготовку трёх щенков. Один из них метис лабрадора и овчарки, которого нам отдали уже полуживым. Мы его выходили, и я хочу подготовить его для себя.

Другим щенкам от роду пять месяцев, и они самых благородных кровей. С большим трудом нам удалось найти питомник, где появились на свет эти собаки. Их родителей проверяли на всевозможные заболевания, делали генетические анализы. Теперь эта парочка тоже готовится стать проводниками.

— В вашем центре отдают предпочтение определённым породам собак?

— Главное, чтобы собака подходила на роль проводника. Какой она будет породы — дело десятое. Ошибочно предполагать, что в школах готовят только лабрадоров. Их просто готовить легче. Лабрадор — умная и быстро обучаемая собака. За ней легко ухаживать. Кроме того, она не зациклена на одном человеке, особенно в молодом возрасте. Поясню. Изначально щенят выращивают волонтёры. Когда подрастут, собак обучает инструктор-кинолог. И только после этого их передают владельцам. То есть собака проходит фактически трёх хозяев. Лабрадор за два-три дня способен переключиться и привыкнуть к своему незрячему хозяину.

Овчарок тоже готовят. Это тоже смышлёные и легко обучаемые собаки. Но тут есть один момент: собака-поводырь должна быть неагрессивной. А для овчарок агрессивность — это качество породы. Если овчарка спокойная, то она либо трусливая, либо флегматичная с немного замедленной реакцией. Поэтому среди овчарок очень сложно выбрать нужную собаку.

Хотя, если честно, я мечтаю подготовить овчарку-проводника. Мне удалось вычислить одну из экзотических пород овчарок, которая отвечает всем требованиям. Эта пастушья порода, умная и по природе спокойная собака. В России таких овчарок очень мало, но мы хотим найти несколько щенков и их подготовить. Думаю, это станет нашим ноу-хау.

— Ваша методика по подготовке собак-проводников чем-то отличается от уже существующих?

— Да. Есть несколько кардинальных отличий. Во-первых, при работе с собаками мы не используем физические наказания. Как правило, до сих пор в школах применяют довольно жёсткий метод дрессировки собак, то есть физическое воздействие на собаку никто ещё не отменял. Но сегодня существует так называемая новая кинология, когда с собакой работают без жёсткого воздействия. Разумеется, дрессировать собаку нельзя исключительно на позитивных подкреплениях. Нервная система собаки так устроена, что ей нужно понимать, где она выполняет команды правильно, а где нет. Но бить собаку нельзя, ведь с ней всегда можно договориться.

Во-вторых, при подготовке собаки-проводника в нашем центре зрячий кинолог работает в паре с незрячим специалистом. Это нужно для того, чтобы собака понимала, когда с ней идёт незрячий. Как бы зрячий ни изображал слепого, надевая тёмные очки, собака чувствует, что это не по-настоящему. Кроме того, зрячий человек не может вести себя абсолютно так же, как незрячий. В итоге упускаются важные мелочи: как собака должна обходить то или иное препятствие, как она должна подойти к незрячему, на чём она должна быть сконцентрирована. Когда зрячий кинолог готовит собаку, они работают глаза в глаза. А незрячий собаку в глаза не видит, поэтому собака должна быть сконцентрирована на его руках, улавливать интонацию его голоса.

В-третьих, основой подготовки собак-проводников должна быть дрессировка послушания, и мы к этому стремимся. У собаки должно быть идеальное послушание. Она должна с первого слова слушаться и выполнять команду. Только так собака будет чётко работать как проводник или ассистент. Раньше кинологов, специализирующихся на собаках-проводниках, не было. Были инструкторы, подготовленные в ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) и знакомые с дрессурой служебных собак. А такие собаки работают чётко. Именно такие инструкторы когда-то начинали готовить собак-проводников в Школе подготовки собак-проводников в подмосковной Купавне. Мы хотим эту идею развить. Поэтому наш центр обратился в кинологические подразделения различных ведомств города. В них есть замечательные инструкторы, вышедшие на пенсию. Они готовы поделиться своим опытом и включиться в работу. Так что мы надеемся качественно подготовить своих поводырей.

И конечно, особенностью Центра «Симаргл» является кураторство.

— Почему так необходимо курировать специальных собак?

— Кураторство — это для нас обязательная вещь. В российской школе подготовки собак-проводников оно не практикуется. То есть никто не проверяет, куда поедет собака, где и с кем она будет жить. Фактически собака-проводник принадлежит ФСС. Но это плохой хозяин. ФСС выдаёт собаку инвалиду и благополучно забывает про обоих. Правда, в течение шести месяцев незрячий может вернуть собаку в школу, но такое случается крайне редко.

Поэтому, создавая Центр «Симаргл», мы включили кураторство в основные направления нашей деятельности и прописали это в уставе. Сейчас мы реализуем идею кураторства на практике. У нас уже есть заявка на собаку-проводника. Мы познакомились с будущей владелицей, были у неё дома, посмотрели, где и с кем она живёт. Познакомили её с подрастающей собакой. В дальнейшем будем курировать их вместе, пока они не сработаются окончательно.

— А если владелец собаки живёт не в Санкт-Петербурге?

— Значит придётся ехать в другой город и работать.

— А возможно перепоручить кураторство собаки-проводника другому кинологу?

— Нет, конечно. Во-первых, кинологи, специализирующиеся на проводниках, есть только в РШПСП ВОС и в УКЦ. А во-вторых, никто не будет заниматься чужой собакой.

Кстати, мы уже объявили, что на нашу тренировочную площадку смогут приходить люди с собаками, подготовленными в других школах. Наши кинологи готовы помогать и корректировать поведение любой собаки.

— А какими профессиональными и личностными качествами, по вашему мнению, должен обладать кинолог, готовящий собак-проводников?

— Прежде всего кинологом может стать человек, искренне любящий и понимающий собаку. У него должен быть опыт общения с собаками. Причём не с декоративной собачкой, а именно опыт взаимодействия с крупными серьёзными собаками.

Естественно, нужно быть ответственным, любить своё дело, интересоваться им, изучать новые методики, хорошо знать и старые, в общем, развиваться в кинологии.

Конечно, ленивый человек не станет кинологом. С молодой собакой нужно работать несколько раз в течение дня. Эти качества должны быть у любого кинолога.

Что касается незрячих, то тут важны отвага и решимость, чтобы не бояться в принципе этим заниматься. Ещё важны быстрая реакция, мобильность, умение быстро передвигаться в пространстве. Зрячий человек собаку видит, поэтому он может быстро среагировать и откорректировать её поведение. Незрячему это сделать гораздо сложнее. Реагировать нужно быстро и на слух.

Также нужна хорошая чувствительность рук и пальцев. Собаку нужно регулярно ощупывать, чтобы понять, в каком состоянии её шерсть, есть ли травмы, ранки, вовремя предотвратить развитие заболевания и обратиться к ветеринару.

Наверное, мягкий характер здесь не подойдёт. Собака должна понимать, что с ней не играют, что перед ней учитель и друг. Голос должен быть чётким, командным. Кричать ни к чему, но когда собака чувствует в интонации внутреннюю силу человека, она слушается.

— Виктория, ваш центр готовит не только собак-проводников. Каких собак вы ещё тренируете?

— В своём уставе мы сразу прописали основные направления деятельности «Симаргл». Одно из них — это разработка и внедрение авторских методик по дрессировке и рекомендаций по содержанию и применению собак-помощников, собак-поводырей, собак-терапевтов, собак-ассистентов. На сегодняшний момент у нас запущена подготовка собак-проводников. Подготовку собак-терапевтов мы тоже готовимся начать в ближайшее время. Канистерапия — методика лечения — и реабилитации с помощью специально обученных собак — популярна за рубежом. У нас и специалистов практически нет. Поэтому мы начинаем именно с подготовки канистерапевтов. Это направление будет курировать Лариса Хозяинова, кинолог и психолог высшей категории со стажем. В самое ближайшее время в Санкт-Петербургском государственном институте психологии и социальной работы откроются курсы подготовки канистерапевтов. Новоиспечённые специалисты начнут работать в нашем центре.

Собаки-терапевты могут помочь человеку в адаптации к внешней среде. Они нужны детям с ДЦП, детям-аутистам. Ребёнку с ДЦП такая собака оказывает не только психологическую помощь. Она выполняет и функцию опоры. Известно, что, опираясь на собаку-терапевта, ребёнок с ДЦП учится ходить и совершенствует этот навык. Держась за собаку, такой ребёнок чувствует себя гораздо увереннее.

Для него собака надёжнее, чем человек. И этому есть объяснение. Дети всегда ожидают оценки со стороны: «А правильно ли я сделал?» Когда ребёнок занимается с собакой, эту оценку он не ждёт, а собаке она просто не нужна. Поэтому канистерапия здорово работает. Психологи используют собак-терапевтов при работе с трудными подростками. Живое, подвижное и непосредственное существо быстро становится товарищем, и подросток учится доверять миру, взаимодействовать с окружающими.

Очень хорошо собаки-терапевты помогают при посттравматических стрессовых расстройствах, депрессивных состояниях.

— А какие породы собак подходят для этой цели?

—Это могут быть лабрадоры, голден-ретриверы, обычные дворняжки, йорки, спаниели, практически любая порода подойдёт. Тут важно, чтобы собака была готова контактировать с любым человеком и терпеть от людей всё что угодно.

Собаки проходят специальную подготовку, затем их аттестуют. Отчасти это несчастные собаки. Им достаётся в первую очередь от детей. В них летят игрушки и разные предметы, их кусают, бьют, на них могут наступить. Поэтому в процессе обучения на них даже специально аккуратно наезжают колясками, чтобы собака научилась реагировать нужным образом. Поэтому мы начали с подготовки специалистов и поиска соответствующего помещения, чтобы наша работа была легализована.

— А для чего нужны собаки-ассистенты? Какую помощь они оказывают?

— Прежде всего, собак-ассистентов готовят для колясочников. У такой собаки много функций, и от неё много требуется. Я бы сказала, что в подготовке такие собаки сложнее собак-проводников. Для ассистирования колясочника требуется собака сильная, крупной породы. Насколько мне известно, в Германии для этих целей готовят даже русских чёрных терьеров. Так что мы будем рассматривать различные породы.

Как работают такие собаки? Они сопровождают человека на коляске. Слева от коляски устанавливают специальные крепления, которые фиксируют собаку. Кроме того, у собаки есть специальная шлейка. Рука человека лежит на собаке. Ассистент помогает вести коляску вперёд, поворачивает при необходимости, объезжает препятствия. В нашем центре уже закупили низкопольный троллейбус, так что скоро мы научим таких собак ещё и въезжать с хозяином в городской транспорт.

В квартире собаки-ассистенты открывают и закрывают двери (лапой или с помощью специального канатика), включают и выключают свет, подают по команде нужные предметы. Причём им разрешается вставать лапами на стол, чтобы дотянуться до далеко лежащего предмета. Поэтому эти собаки знают много слов команды — «пульт», «носки», «костыль» и так далее. За границей люди ездят с такими собаками даже в магазин. Они имеют право брать с полок нужный товар и класть его на колени хозяину или в корзину. У нас в стране вряд ли это будет возможно, конечно. Хорошо, если собаку с хозяином вообще в магазин пустят. Мы и к собакам-проводникам общество ещё не до конца приучили.

Есть разновидность собак-ассистентов — собака-балансир. Балансиров готовят для людей, которые плохо ходят. Человек держится за собаку, и ему легче передвигаться, он увереннее себя чувствует, контролирует равновесие и прочее. Но убедить государство в том, что такие собаки необходимы, очень сложно. Ведь человек может и на костылях передвигаться!

Это направление также пока находится на стадии подготовки. Недавно к нам обратился депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, который уже пытался три года назад уравнять в правах собак-ассистентов и собак-проводников, но безуспешно. Мы хотим попробовать сделать это ещё раз уже совместными усилиями. Дело в том, что спрос на собак-ассистентов довольно большой. Тем более, что есть специалисты, которые могут таких собак готовить. Например, в России есть опытный кинолог, который уже подготовил 18 собак-ассистентов. Проблема в том, что делал он это на волонтёрских началах. Поэтому нужно добиваться официального статуса собак-ассистентов и легализовывать деятельность специалистов.

В России официально этими собаками никто не занимался и не занимается. Вот мы и попробуем начать. Но это ещё не всё. Есть ещё одно направление, которым мы хотим заняться. Это подготовка собак-тестеров для диабетиков.

— Неужели и такие собаки есть?

— Конечно, есть. Правда не у нас, а за рубежом. Хотя в России есть специалисты по подготовке служебных собак, которые умеют работать с запахами. Но опять же, мы не можем такую собаку подготовить и просто передать человеку, мы можем её только продать. Собаки-тестеры у нас пока на нелегальном положении.

Для подготовки собак-тестеров подбирают щенков с хорошим обонянием. Чаще всего это охотничьи собаки, но могут работать и другие породы. Дрессируя собак, кинологи работают с запахом ацетона. Как известно, когда у диабетиков поднимается уровень сахара в крови, выделяется ацетон. Ни сам диабетик, ни окружающие люди этот запах не могут почувствовать. Собаки-тестеры чувствуют ацетон на молекулярном уровне. Обнаружив этот запах, собака начинает тянуть хозяина за руку, гавкает или по-другому подаёт сигнал об опасности. Действие собаки зависит от того, как её научили реагировать на ацетон. Далее диабетик берёт глюкометр, определяет уровень сахара и предпринимает всё, что нужно.

В России методик дрессировки собак-тестеров нет. Но в Европе и Америке таких собак готовят. Так что мы пока ищем методики, потом их нужно будет изучить, обсудить со специалистами, как по ним тренировать.

— Виктория, с какими сложностями сталкивается ваш центр?

— Проблем много. К примеру, нам с трудом удалось получить у города землю под тренировочную площадку. Сейчас она строится. Конечно, денег не хватает, хотя нам и помогают неравнодушные люди. Так или иначе,  площадка у нас скоро будет.

У нас ещё не решён вопрос строительства самого центра. Всё буксует и тормозит. Мы уже подобрали участок, как нам казалось, никому не нужный. Долго и упорно доказывали, что это так и есть на самом деле. Но чиновники теперь заявляют, что в аренду эту землю мы взять не можем, а можем только купить.

Из-за этой проблемы нам пока нужны волонтёры, чтобы мы могли выращивать щенков в семьях. По такому принципу работает Учебно-кинологический центр в Балашихе. Обычно до года щенок растёт у волонтёра. Дважды в неделю к нему приходит заниматься кинолог. Если необходимо, подключается ветеринар. Содержание щенка идёт за счёт центра. Быть таким волонтёром — это по сути миссия. Ведь волонтёр растит собаку не для себя, а для будущего незрячего владельца. Рано или поздно собаку придётся отдать. Но как мне кажется, в волонтёрстве есть и плюс — ведь волонтёр может получить ещё одного щенка на воспитание. А молодые собаки озорные, весёлые и игривые. С ними гораздо интереснее, чем со взрослой собакой. Когда собака взрослеет, она становится более спокойной и даже ленивой. Ей хочется полежать, и как-то уже не так резво она бежит на прогулки.

У меня у самой в квартире живут уже две собаки. Но мои апартаменты не способны вместить больше питомцев. Поэтому мы, думаю, будем размещать объявления и подбирать волонтёров среди собачников.

— А ВОС вам чем-то помогает?

— Нет, Всероссийское общество слепых от нас отмахнулось. Поэтому мы пошли своим путём. Но так как наш собственный путь оказался очень активным и многозадачным, мы всё время оказываемся на виду. В результате нас уже пригласили в Общественный совет проекта «Единая страна — доступная среда» партии «Единая Россия».

Кроме того, мы пытаемся общаться с нашими питерскими кинологами и уже смогли привлечь к своим проектам местные государственные структуры. 3 ноября 2022 года мы собрали потрясающий совет, на который были приглашены все кинологические службы Санкт-Петербурга и Ленинградской области: МВД, МВД на транспорте, МЧС, таможни, пограничной службы ФСБ, Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН).

Когда все собрались за одним круглым столом, мы обсудили многие общие проблемы, в том числе и племенное разведение служебных собак. Это оказалось актуально для всех. Также мы обсудили вопрос объединения всех кинологических служб для участия в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Это своего рода патриотический проект, в рамках которого мы вместе могли бы проводить уроки доброты и более масштабные мероприятия с показом того, как работают служебные собаки: это оборона, это внутренняя защита государства, это возможности собак при работе во время природных и прочих катастроф.

Уроки патриотизма в школах довольно скучные, и дети их посещают неохотно. И если подключить здесь наших собак, то сразу всё получается живее и интереснее. Проводя «Уроки доброты» с собаками-проводниками, я поняла, что у нас нет нужной информации, не хватает собак, с участием которых мы могли бы показывать такие серьёзные вещи, как разные виды защиты, нахождение взрывчатых веществ и так далее. Вот поэтому мы и инициировали этот круглый стол. В общем, идея всем понравилась. Теперь нужно воплотить её в жизнь.

Дата публикации: 
четверг, февраля 9, 2023
Автор публикации: 
Екатерина Шевичева
Категория публикации: 
Учимся самостоятельности