Перейти к основному содержанию

Всесоюзный туристический маршрут №30

Андрей Гостев («Школьный Вестник» №2 за 2023 год)

ВСЕСОЮЗНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ №30

ПАРАЛИМПИЙСКИЙ ПЕРЕХОД «ЧЕРЕЗ ГОРЫ К МОРЮ»

Посвящается 100-летию образования Республики Адыгея

Однажды, ещё в допандемийное время, я услышал радиопередачу о легендарном всесоюзном туристском маршруте №30 по Северо-Западному Кавказу, который имеет лирическое название «Через горы к морю». В радиопрограмме рассказывали о том, что море является прекрасным завершением горного маршрута и что такое путешествие подходит по сложности даже детям. На территории Кавказского заповедника, по которому проложен маршрут, создана инфраструктура, которая, с одной стороны, позволяет сохранить экосистему, а с другой, туристы получают возможность комфортного пребывания в дикой природе.

История этого уникального маршрута началась ещё в 1930-е годы. Советские власти, озадаченные проблемой оздоровления народа, искали малозатратные, но действенные пути её решения. Рыбий жир и туристические маршруты стали своеобразными национальными проектами того времени, активно пропагандировались и, надо признать, дали вполне убедительный результат.

Вот и у нашего трио путешественников — Андрея Гостева, инвалида I группы по зрению, Сергея Шарапова, инвалида II группы по зрению, и волонтёра Паши — появилась мечта пройти по легендарной «Тридцатке», самим понять насколько она доступна для людей с ограниченными возможностями здоровья. В нашем спортивном календаре много ярких событий и мероприятий, поэтому нужно было согласовать даты проведения экспедиции. Пока мы принимали окончательное решение, удобные железнодорожные билеты до Краснодара стремительно заканчивались, шансы отправиться в путешествие мечты уменьшались с каждым днём. Возвращение в Санкт-Петербург вообще было неразрешимой головоломкой. В ход пошли все имеющиеся средства: и программа «РЖД бонус», и возможность приобретения билетов в спецкупе для маломобильных пассажиров (билеты приобретаются за десять дней до отправления). Южное направление в сезон летних отпусков пользуется повышенным спросом, поэтому билеты стоит приобретать заранее, иначе можно столкнуться с ситуацией, когда бюджетных билетов может и не быть.

Наша паралимпийская история началась на Московском вокзале Санкт-Петербурга. Нас провожал Алексей Зорин — мой друг и тренер по адаптивной гребле, он благословил нас на это исключительно важное физкультурно-туристическое дело. Ведь наш опыт позволит понять, как надо тренироваться и на что следует обращать внимание при подготовке и во время нахождения на маршруте.

На юг по железной дороге путь долгий, двое суток. Тут важно запастись терпением. Разговоры с попутчиками, аудиокниги и другие развлечения помогают скоротать время. Чтобы не растерять форму, во время долгих остановок гуляем и разминаемся. Чем ближе к югу, тем теплее, а потом становится совсем жарко. Температура за бортом поднималась аж до 35 градусов Цельсия, и это тоже испытание.

Конечной и одновременно промежуточной станцией нашего железнодорожного путешествия оказалась станция Белореченская. Глубокой ночью добрались до Майкопа на электричке, они здесь ходят редко, хотя расстояние всего 27 километров. По навигатору отыскали ближайший парк, где можно было переждать время до утреннего автобуса. Удивительно, что днём было жарко, а ночью так похолодало, что пришлось надевать тёплые вещи. Утром надо было снова ехать на вокзал, чтобы купить сверхжеланный билет до Нижнего Новгорода, где 21 августа должен был пройти марафон, и железный человек Сергей Шарапов сразу после завершения нашего маршрута планировал принять в нём участие.

Удаётся попасть на первый автобус Майкоп — Каменномостское — Гузерипль (стоимость проезда 150 руб.). Автобус ходит три раза в день. Тряслись в «пазике» почти два часа. Вышли в Каменномостском и встретились с чемпионкой России по велоспорту в дисциплине кросс-кантри Александрой Конториной. Получили от неё несколько полезных советов.

Там же обсудили стратегию выхода к старту маршрута. Первый вариант: добраться до посёлка Гузерипль, оттуда до первой стоянки около 20 км по дороге с достаточно большим набором высоты; этот вариант потребует много времени и отнимет много физических сил. Поэтому мы выбрали более адекватный с точки зрения акклиматизации второй вариант: добраться до кордона Лаго-Наки, оттуда 10 километров до стоянки «Инструкторская щель» с небольшим набором высоты. Как потом оказалось, мы сделали правильный выбор. Тем, кто захочет повторить наш поход, я рекомендовал бы сразу от Белорецкой ехать на такси до Лаго-Наки или до Гузерипля. Стоит это около 2 500 руб., зато экономит время и силы.

На кордоне Лаго-Наки находится пункт МЧС, но зарегистрировать для безопасности свой маршрут теперь можно только в электронном виде, и сделать это лучше до прибытия в Кавказский заповедник, потому что мобильная связь и Интернет в горах могут попросту отсутствовать. Затем надо сообщить о своём маршруте на КПП заповедника и оплатить посещение и проживание на оборудованных стоянках.

Плата за нахождение на территории заповедника взимается посуточно (расчётный час — 00:00): 300 руб. для взрослых. Для инвалидов есть льготы. Размещение на оборудованных стоянках эколого-туристических маршрутов стоит 300 руб. с человека в сутки. Итого заплатили за 4 ночи по 1 200 руб. на человека. Если происходит задержка на маршруте, то дополнительное пребывание можно оплатить на выходе из заповедника на КПП «Ручей Белый». После прохождения инструктажа о правилах нахождения на территории парка и проверки документов делаем фото на память и наконец стартуем!

Хорошая грунтовая дорога с небольшим подъёмом приводит к смотровой площадке. Сюда приезжают на автобусах туристы в однодневный тур, многие приезжают на личных автомобилях. Здесь можно ознакомиться с Западным Кавказом. Высоты здесь ещё пока на уровне 1 400 метров. Сбросили рюкзаки и отправились любоваться красотой.

Кавказский заповедник является самым крупным горно-лесным заповедником Европы и одним из старейших заповедников России. Только здесь можно пешком пройти сразу через несколько ландшафтных и климатических зон, начиная от кубанских чернозёмных степей, широколиственных и хвойных лесов, поднимаясь к субальпийским и альпийским лугам, вечным снегам и суровым ледникам и спускаясь на южную сторону Главного Кавказского хребта — к побережью, попасть в субтропики.

Постепенно дорога переходит в маркированную тропу. Через каждый километр стоят столбики, а на ключевых развилках указатели. Несмотря на то, что в ущельях появилась облачность, наводящая на мысль о вероятном дожде, на плато было солнечно и жарко. Хорошо, что в бескрайних альпийских лугах встречаются экологически чистые горные ручьи, в которых можно набрать питьевую воду. Тропа от жары покрылась твёрдой коркой. По такому покрытию, где нет сильной пересечённости, в принципе пройдёт каждый. На этом участке тропы мне было комфортно в трекинговых сандалиях. Но нужно помнить, что в горах для безопасности важна специальная горная обувь, от которой зависит качество вашего путешествия.

Через некоторое время мы почувствовали в воздухе какую-то напряжённость. Пастухи начали перегонять пасущихся на лугу лошадей в более удобное место. Мы же беспечно шли и наслаждались зелёными просторами. Постепенно ручьёв становилось всё больше, журчащая вода наполняла окружающее пространство звуками. И вот широкий ручей. Аккуратно переходим по камням, и тут указатель сигнализирует: «Стоп! Стоянка. Не проходите мимо».

Стоянка «Инструкторская щель» располагается на обоих берегах ручья. На большой поляне мы разбили лагерь прямо под снежником. Только сложили вещи в палатки, и тут всё началось! Засверкала молния, загремел гром, задул ветрище, полило как из ведра! Такого тропического ливня мы не ожидали. Хорошо, что наше снаряжение проверенное, надёжное. Лежишь в палатке на склоне, и тебе всё нипочём. А вот туристов, которые, вероятно, пошли по длинному пути, погода испытывала на прочность. Тут главное сохранять спокойствие. На стоянке надо работать слаженно, в команде, помогать друг другу в установке палаток. Затем переодеться в сухие вещи и согреться.

Через пять часов, ещё до темноты появилось погодное окно, и мы приготовили ужин. Только закончили пищеприём, дождь словно решил помочь нам помыть посуду. С новой силой засверкало и загрохотало. Тут стоит немного поворчать по поводу косяков стоянки. На склоне находится инструкторский домик, за которым несколько в стороне как бы притаился общественный туалет, но указателя к нему нет. Получается, что вроде бы он есть, а где — непонятно. В условиях ливневого дождя эта информация исключительно полезна.

Важным моментом, влияющим на стратегию ходового дня, особенно на юге в горах, является ранний подъём. Думали встать в 5 утра, в это время уже светает. Но после ночного дождя было сыро и холодно, поэтому поднялись в 6. Когда раньше встаёшь, успеваешь больше сделать, плюс имеешь запас времени до наступления темноты. На Кавказе осадки выпадают чаще во второй половине дня. Интересно, что название горы Оштен с адыгейского переводится как «собиратель туч и града», и это на самом деле так. В итоге к 8 утра были готовы к радиальному выходу.

Маршрут зачётный: гора Оштен — перевал Фишт-Оштеновский — озеро Псенодах. Протяжённость 20 километров. Часть его доступна для всех, обладающих удовлетворительным уровнем физической подготовки, и для незрячих в том числе. Чтобы её покорить, не нужны специальные навыки и оборудование. Из лагеря тропинка поднимается вверх на гору до смотровой площадки «Пупырь ежа» на вершине. После дождя достаточно скользко, и я по опыту путешествий по Памиру для повышения безопасности даже перестраховался и пошёл в пластиковых альпинистских ботинках. Они тяжёлые (полтора килограмма на каждую ногу), зато на камнях очень надёжные. Идёшь, как трактор, и всё тебе нипочём.

С площадки открываются впечатляющие панорамы. Тропа сначала поднимается вверх под небольшим уклоном, а затем финишный взлёт. По ходу нагоняем большую группу туристов. Идут они в рваном темпе. Из-за этого некоторые устают быстрее, и остальные вынуждены их ждать, из-за этого они мёрзнут и раздражаются. Вот когда группа схоженная, то и темп равномерный, и средняя скорость возрастает.

Чем выше поднимаемся, тем ветер сильнее. И отправившиеся в горы в шортах горячие парни из этой группы явно испытывают дискомфорт. Поэтому в рюкзаке должны быть тёплые вещи и дождевики. Поднялись уже выше облаков! Вокруг заснеженные склоны. На ветру камни подсохли, поэтому все сложные участки проходим без запинок. Сама вершина высотой 2 804 метра над уровнем моря считается простой, некатегорийной. В хорошую погоду становится доступной при соответствующей физической и специальной подготовке. Для незрячих путешественников строго обязательны волонтёры. Из расчёта два волонтёра на одного незрячего. На вершине делаем отчётное фото. Когда выглянуло солнце, отступили облака и небо заголубело, настроение поднялось, особенно после перекуса.

Подъём занял 3 часа. Для начинающих я рекомендую спуститься по маршруту подъёма. Мы же выбрали более сложный спуск по сыпухе к Фишт-Оштенскому перевалу. Явной тропы мы там не обнаружили, поэтому спускались по навигатору и всё равно немного отклонились от курса. После сыпухи начались камни в высокой траве, что усложнило спуск. Когда наконец-то дошли до утоптанной тропы, на сердце полегчало. Продвижение к озеру Псенодах проходило по всем горным законам. Где камней больше, скорость снижалась, где камней меньше, скорость увеличилась. Места красивые, душа парит и дышится легко.

У природы свои законы. На небе начали активно перемещаться чёрные тучи, потемнело. Дошли до озера, а над головой уже плотное тёмно-серое одеяло висит и как-то уже не до красот. Накрапывает дождик, надели дождевики. Только подкрепились на дорожку, а тут полило так, что я даже и не припомню, когда оказывался под таким мегаливнем. Дождь горохом бьёт по спине и по голове. Тропа превратилась в одну сплошную лужу. Тут главное двигаться, ведь кроме надёжного дождевика защиты нет. А до лагеря 7 километров. Скорость наша упала до 2 километров в час. Пройти мимо очередного километрового столбика на пути к стоянке — несказанное счастье.

Встречаем инструктора и девушку из Иркутска. Она рассказала, что у неё осталось от отпуска два свободных дня, и их она захотела провести в заповеднике. А тут вот такое испытание непогодой. В заповеднике можно заблудиться, особенно в таких экстремальных условиях. Ещё на входе нам передали распечатку с описанием двух девушек, которые потерялись и на телефонные звонки не отвечают. Поэтому важно контролировать навигацию.

По закону всемирного заговора за два километра до палаточного лагеря дождь стихает. И мы видим невероятное зрелище — табун лошадей. Издалека услышали множество разноголосых колокольчиков. Сначала подумали, что это стадо коров. Но это были лошади, не меньше ста голов. Они мирно паслись в низине. Некоторые лошадки вышли на тропу, а когда мы к ним приблизились, то стали отбегать. В конце концов умные животные поняли, что люди мы добрые, благожелательные, и продолжили щипать сочную травку.

Два дня природа радовала нас периодическими ливнями. Грязь и лужи приходилось обходить по мокрой траве. Каждый раз возвращаясь в базовый лагерь, сушили вещи. Но как известно, однажды насквозь промокшая обувь полностью не высыхает. Пришлось привыкать к чуть влажноватым ботам.

На следующий день предстояло пройти 10 километров через Оштен-Армянский перевал. Довольно короткое расстояние и небольшой набор высоты вселяли оптимизм и мнимую уверенность в своих силах. Но как всегда, в горах не стоит надеяться на иллюзорную лёгкость, жизнь может преподнести сюрпризы. Первый фактор, который вносит существенные коррективы, — это тяжёлые рюкзаки. Вес отнимает в горах много сил. Второй фактор — зрение. Когда его нет или оно слабое, снижается координация движения. То так нужно ногу поставить, то эдак, то вверх, то вниз, то споткнёшься, то запнёшься — очень трудно выработать темп. Удвоенное внимание требуется, когда тропа идёт рядом с обрывом. И вроде бы ничего сложного для тех, кто видит, а для тех, у кого есть ограничения по зрению, — это настоящее преодоление препятствия. Особое затруднение вносит высокая трава, выше пояса, вплотную подступающая к тропе. Иногда приходится протаскивать сквозь неё трекинговые палки, поэтому равновесие становится менее устойчивым. Плюс к этому чем выше солнце, тем всё жарче и жарче. Обливаешься потом, хоть отжимай. Хорошо, что попадаются ручьи, в которых можно восполнить запас воды. Красиво и тяжко одновременно.

Туристы, которые встретились на тропе, рассказали нам о том, что между нами бегала косуля. Но затем она сошла с тропы и затаилась в лесу. Значит, места здесь действительно заповедные, можно сказать, даже дикие. Переход сопровождается постоянным жужжанием. Это слепни, словно вертолёты, вьются по кругу и пытаются кусать. Доходим до Армянского перевала, и вот свидетельство трагедии — мемориальная табличка защитникам перевала. Здесь в 1942 году велись ожесточённые бои. Постояли. Минута молчания.

А дальше произошло непредвиденное. Резиновая подошва отвалилась от моего ботинка за два километра до финиша. Оказывается, внутри есть стальная вставка, за которую крепятся альпинистские кошки. Она и делает обувь тяжёлой. Делать нечего, не босиком же идти. Вот и получилось: один ботинок цел, но тяжёлый, другой превратился в пластиковую калошу, зато лёгкий.

В описаниях маршрута есть информация, что здесь водят конные экскурсии. И это в самом деле так. При встрече с ними лучше отойти в сторону, чтобы под копыта не попасть. Ко всем этим трудностям добавились непредвиденные помехи. Когда мы спустились ниже и оказались в лесу, появились преграды в виде корней деревьев. В условиях светотени — постоянно изменяющейся освещённости — стало очень трудно с помощью зрения воспринимать окружающую реальность. Если до этого было немного видно, то теперь местами вовсе ничего. В этот момент особенно важным оказался опыт нашего волонтёра, умеющего правильно информировать о предстоящих препятствиях и контролировать правильность их преодоления.

Переброшенное через бурную речку бревно сначала показалось нам непреодолимым препятствием. Потом внимательно осмотрелись и поняли, что надо делать. Трекинговые палки снова помогли. Раздвинув их на максимальную длину, опёршись в камни слева и справа от бревна, я сохранял равновесие. И словно тяжеловесная балерина, неуклюже, но со страховкой перемахнул через реку. Важно отметить, что в соревнованиях по спортивному туризму среди людей с ограниченными возможностями здоровья есть даже специальный этап — «бревно», который позволяет приобрести важный навык преодоления такого препятствия.

Этот участок маршрута очень сильно меня измотал. В моей богатой туристической жизни такого трудного маршрута, пожалуй, ещё не было. Осилить его помогли схоженность в команде и личный опыт. Поэтому этот маршрут я могу рекомендовать только опытным путешественникам. Особенно сложным он будет для незрячих.

Из последних сил перебрались через реку Белая по висячему мосту. На контрольном пункте лагеря «Фишт» у нас проверили пропуска, уточнили маршрут и даты нахождения в заповеднике. Поставив палатки и немного передохнув, высоко оценили инфраструктурные бонусы. Самый приятный из них — душ. В реке вода очень холодная, а в специальных ёмкостях она нагревается на солнце и попадает в душевую кабинку. Это настоящее блаженство — после тяжёлого дня постоять под струями тёплой воды, усталость как рукой снимает. Для желающих могут и баньку истопить.

До вечера у нас было много свободного времени, и Сергей отправился исследовать маршрут к малому леднику Фишт, от него открывается очень живописный вид на окружающие горы. Волонтёр Паша отправился играть в волейбол. Я же познакомился с руководителем волонтёрской команды Юрием Ситниченко. Мы обсудили возможности взаимодействия заповедника с незрячими туристами. Я выяснил, какие доступные предложения есть на данный момент и можно ли организовать более адаптированные варианты маршрутов. Надеюсь, что эта ценная информация позволит создать специальные туры для незрячих и слабовидящих.

Незрячий ростовчанин Вадим Черноногов уже поднимался на гору Фишт — наивысшую точку плато Лаго-Наки высотой 2868 м. Его группа провела в пути пять суток. Инициативу взяли в свои руки друзья Вадима. Зная о его мечте, они устроили ему сюрприз, договорившись с инструкторами ростовского туристического клуба «Планета» об организации восхождения. Ответственность за сенсационный поход взял на себя опытный инструктор клуба Роман Бугара, давно работающий на этом маршруте. http://www.climbing.ru/forum/all/topic_4013/

Думаю, что в следующий раз у нас получится подняться на эту вершину, а пока из-за загубленных альпинистских ботинок мы вынужденно отправились дальше по 30 маршруту. За день прошли 25 километров до следующей стоянки. Юрий даже рекомендовал нам разбить этот маршрут на два дня. Через 7 километров у небольшого поселения можно поставить палатку, а на другой день преодолеть оставшуюся часть, так называемый «Весёлый спуск». Мы же решили, что делить этот участок нет никакой необходимости, хотя для начинающих или в дождливую погоду я бы рекомендовал так и сделать, и вот почему.

В первой части маршрута необходимо преодолеть Белореченский и Черкесский перевалы. Всё вверх и вверх. Кажется, что конца и края нет череде подъёмов. На Белореченском перевале после дождя под ногами грязь и жижа, травянистые грунтовые ступени исхожены коровами. Мы тащимся со скоростью 2 километра в час. А коровам здесь хорошо! Спешить никуда не надо, травы много. Вкусно и сытно. Поэтому в так называемых «армянских домиках» можно приобрести адыгейский сыр, молоко, творог. Даже рекламный щит установлен на тропе, чтобы не проходили мимо. Вот и мы попробовали неповторимый адыгейский сыр и отправились дальше.

Начали спуск. Склон становился всё более и более пологим, и тропа пошла по красивейшему высокогорному лесу. Идти стало полегче, но бдительность терять нельзя — обрыв совсем рядом. В лесу приятно, не жарко. Лес широколиственный, старый. Встречаются даже деревья, ствол которых и вдвоём не обхватить. Кажется, что мы идём по какому-то сказочному лесу. Но — внимание! Не расслабляться — начинаются весёлые спуски. Как предупреждал Юрий, особенно опасным это место становится после дождя. Грунт на склоне превращается в сплошную скользкую поверхность. Сейчас всё вроде бы подсохло.

В начале спуска заполированный грунт дополнился скользкими камнями, плюс к этому скользкие корни деревьев. Местами вдоль склона появляются канавы глубиной по пояс, а то и выше. Если идёшь внутри такой канавы, вероятность падения снижается. Однако можно представить, что во время ливня такая канава превращается в стремительное русло небольшой горной реки.

Навстречу поднимается группа конных туристов. Какие же лошади сильные, мускулистые, как легко преодолевают горные кручи, даже позавидовать можно. Пока мы еле-еле сползаем по бесконечному склону, нас стремительно обгоняют скайранниры. Существует такая отдельная спортивная дисциплина — скайраннинг, забег на вершину горы и спуск с неё тоже бегом. Соревнования по этому виду спорта проводятся на горах высотой не ниже 2 000 метров с минимальным средним уклоном 6 % и обязательно включающие участки с уклоном 30 %. Спортсмены нашего клуба имеют опыт участия в таких стартах. Всегда вызывают восхищение суперлюди, которые так умеют. Нам же для безопасности лучше обходиться без таких экстремальных скоростей. Как говорится, тише едешь — дальше будешь.

И вот спустя несколько часов этого затяжного спуска мы подходим к обычной дороге. С радостью я избавляюсь от развалившихся ботинок. Как хорошо идти в сандалиях по ровной дороге. Счастье! Через три километра оказываемся на самой уютной стоянке. Там и душ, и поддоны для палаток, и электричество от солнечных батарей, и беседка удобная, и людей немного. Итог этого трудного ходового дня: маршрут в двадцать три километра пройден за десять часов.

Финал маршрута — день самый волнующий, так как мы должны завершить пешеходный этап и оказаться на Черноморском побережье. От приюта Бабук-Аул до села Солохаул 15 километров. Дорога идёт по ущелью с высоченными вертикальными склонами, её пересекают горные реки, речушки и многочисленные ручейки. То по мосту идём, а то и прямо по перекату ручья. От звука наших шагов ящерицы разбегаются в разные стороны по склону, а под одним из мостов обнаружили целое царство летучих мышей. Вот такой удивительный южный мир. Прошли кордон, где отметились и распрощались с заповедником.

От последней стоянки можно заказать трансфер до Солохаула. Мы же пошли пешком для полноты ощущений. В селе нашли автобусную остановку. Автобусы до Дагомыса ходят с перерывом в три часа. Воспользовавшись этой передышкой, исследуем источник Святого Пантелеймона и мужской монастырь. Солохаул притягателен для туристов, которым надоедает лежать на пляже и хочется смены впечатлений. Место многим понравится. Тут катаются велосипедисты-горняки, мы встретили их по пути, сплавляются по горным рекам. Открыт парк развлечений, есть водопад с интересным названием «Слоник». В общем, цивилизация.

На рейсовом автобусе едем по живописному горному серпантину. В Дагомысе оказались, когда уже стемнело. И как-то непривычно: жарко и людно, улочки узкие, с нашими баулами трудно маневрировать среди отдыхающих. Здесь главное — море, и мы стремимся к нему. В кромешной темноте пришли на пляж. Где набережная, там и праздник, огни, музыка, веселье, у нас же основная цель найти удобное место для палатки и искупаться. Идём по пляжу, находим знакомую группу и встаём лагерем рядом.

На следующей день отправились в Олимпийскую деревню на «Ласточке», чтобы поставить жирную точку в нашем путешествии. В дороге по радио услышали, что в горах Краснодарского края потерялась Ольга Бузова. Вышли в Олимпийской деревне, хотя лучше выходить в Имеретинской долине. На экскурсии познакомились с историей международного и российского спорта. Поднялись на курорт «Роза Хутор». Сейчас в этом спортивном кластере множество интересных предложений для досуга, в том числе и адаптированного для людей с ограниченными возможностями здоровья, например, катание на родельбане («летних санках», сочетание санного бобслея и рельсовых «американских горок»), скайпарк с высотными аттракционами, канатная дорога.

Удивительно, но наша знакомая спортсменка Александра Конторина, с которой мы познакомились перед выходом на 30-й маршрут, совершила невероятное. От Лаго-Наки до Дагомыса она проехала на горном велосипеде за один день. Вот что пишет в своём блоге Александра: «Да, я правда проехала в свой ДР 90 км на велике по горам КПП Лаго-Наки — Дагомыс. 5 перевалов, 11 часов». Экстремально, но возможно. В любом случае для таких путешествий важны сильная мотивация, высокий профессионализм и опыт. Можно сделать очень много и быть невероятно результативным, главное — не останавливаться в своём стремлении преодолеть барьеры и расширить границы своих возможностей.

Дата публикации: 
четверг, февраля 9, 2023
Автор публикации: 
Андрей Гостев
Категория публикации: 
Учимся самостоятельности