Перейти к основному содержанию

Анонс 9 номера журнала "Школьный Вестник" за 2023 год

Подготовила Наталья Кочеткова

 

С июля 2023 года в рубрике «ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ И УЧИТЕЛЯ» мы начали публиковать цикл статей «Семейный разговор», в которых содержится не только теоретическое освещение наиболее важных проблем и вопросов, связанных с воспитанием незрячих детей. В первую очередь это материалы, ориентированные на практику и состоящие из комплекса последовательных рекомендаций и упражнений.

В этом выпуске Наталья Седельникова, педагог-психолог, равный консультант, автор проекта поддержки незрячих и слабовидящих «Мир иначе», «Тренинг “Путь родителя”», поговорит с вами о восприятии себя и своего ребёнка, а также о восприятии ребёнком самого себя. А для начала, предлагает немного разобраться в терминологии.

______________________________

Вниманию любителей компьютеров!

Дорогие старшеклассники, студенты и пользователи, самостоятельно осваивающие приёмы работы на персональном компьютере без визуального контроля! Как было проанонсировано ранее, Общероссийская Общественная Организация Инвалидов (ОООИ) — Российский Союз Инвалидов (РСИ) представляет подготовленное в этом году очередное учебно-методическое пособие по информатике для пользователей с нарушением зрения «Информатика для незрячих обучающихся 10 класса (9 класса инклюзивных школ)».

Новая книга авторского коллектива ОООИ-РСИ охватывает темы, соответствующие программе 10 класса (9 класса инклюзивных школ) и полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) основного общего образования.

Основой пособия послужил опыт преподавания информатики, накопленный в ГБОУ города Москвы «Школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых детей», где материал книги прошёл апробацию и продемонстрировал свою эффективность в практической работе. В наступающем учебном году в этой школе книга станет основным учебным пособием по информатике для десятиклассников.

______________________________

«Любите ли вы информатику в школе? Лично мне она не очень нравилась. Этот предмет казался мне сложным и непонятным. Я всегда думала, что это для мальчиков, которые хотят научиться программировать. Да и начинали мы её осваивать уже в подростковом возрасте.

Но это было раньше. А сейчас компьютеры, телефоны и другие современные гаджеты появляются в жизни ребёнка очень рано. Интересно, что большинство родителей зрячих детей сейчас пытаются найти способ сократить время, проводимое их ребёнком за компьютером или с телефоном. У родителей незрячих детей возникает другая проблема — как научить ребёнка пользоваться смартфоном или компьютером. Зрячие дети видят, как технику используют родители, и просто копируют их поведение.

Незрячий ребёнок может работать на смартфоне или компьютере с помощью программ экранного доступа (ещё они называются скринридерами) или тактильного дисплея Брайля.

Зрячие родители никогда сами не пользовались этими программами. Как же им научить ребёнка ими пользоваться?»

Ответ на этот вопрос и грамотные советы вы найдёте в статье Юлии Васильевой, PR-менеджера базового курса по цифровой грамотности для незрячих людей — «Азбука цифровой грамотности».

______________________________

Постоянный корреспондент журнала «Школьный Вестник» Екатерина Шевичева поможет нашим читателям разобраться в тонкостях профессии — переводчик, и расскажет о возможностях, которые она предоставляет незрячим. Для этого Катя встретилась и побеседовала с Анной Фоминой, преподавателем, переводчиком, генеральным директором бюро переводов «Словарный запас». Читайте её статью «Переводчик — ремесло или искусство?».

______________________________

В сентябрьском выпуске мы публикуем вторую часть интервью Ильи Бруштейна с Владимиром Васкевичем, незрячим путешественником, блогером, организатором инклюзивных мероприятий, автором книги «Путешествия без границ», ведущим тревел-шоу «Куда глаза не глядят». А ещё в течение нескольких лет Владимир является координатором инклюзивных программ Всероссийского форума «Педагоги России» и вице-президентом петербургской автономной некоммерческой организации «Инклюзивные решения». Владимир также является активным пользователем социальных сетей, в том числе и Вконтакте, где он выкладывает фотографии, видео и интересные факты своих путешествий и проектов. Обо всём подробнее в материале «Путешествия — это шанс «перезагрузить» дальнейшую жизнь!»

______________________________

Наш постоянный автор Нина Володина, социальный педагог в детском отделе библиотеки для слепых, продолжает радовать своими своевременными и прикладными советами. На этот раз она, опираясь на собственный опыт, поясняет и аргументирует свою позицию: почему же без Брайля никак нельзя.

«…Когда я училась в университете, каждый день носила на лекции диктофон в надежде, что потом, в общежитии, спокойно всё перепишу в тетрадку. Не тут-то было! Во-первых, преподаватель не стоит на месте, перемещается по аудитории, и порой из-за этого трудно расшифровывать запись. Во-вторых, трудно было научиться конспектировать. Я писала всё, что слышала, не умела вычленять главное, поэтому лекции получались раздутыми. Удобную и легко понятную систему сокращений я выработала далеко не сразу. А самое главное — переписывание лекций занимало уйму времени. К концу каждого семестра скапливалось множество кассет с необработанным материалом, а учёба шла вперёд, всё дальше и дальше…

На третьем курсе я поняла, что нужно изменить положение вещей, и стала брать письменные принадлежности на все лекции, параллельно включая магнитофон. И — о чудо! — я успевала писать конспект наравне со зрячими однокурсниками. Находился только один предмет в семестре, когда лектор читал быстро, а информация казалась важной и интересной. Такие лекции я переписывала дома, без спешки. Моя студенческая жизнь заиграла новыми красками. Освободилась уйма времени для дополнительного чтения, общения с друзьями, походов в театр. Был и ещё один плюс. Чтобы лучше слышать, я всегда сидела за первой партой. Думаю, любому преподавателю было гораздо приятнее видеть не бесцельно сидящую, а яростно строчащую студентку, которая работает вместе со всеми…

…Я понимаю, что слушать легче, чем читать, поэтому посоветовала бы родителям по возможности ограничивать детей в прослушивании книг. Пусть слушают только те произведения, которых нет в брайлевском фонде библиотеки (их немало!).

Почаще читайте своим маленьким детям, а когда они освоят шрифт Брайля, каждый день просите их почитать вам вслух. Безусловно, на это требуется терпение, но игра стоит свеч. Обращайте внимание ребёнка на каждое непонятное или неверно прочитанное слово, следите за интонацией, всегда хвалите. Ведь читать интересную книгу вместе так чудесно! Если ребёнок совсем плохо читает, мотивируйте его чем-нибудь приятным. Прочитал две странички — съешь маленькую карамельку. Можно взять в библиотеке такую же плоскопечатную книгу и читать по очереди. Ребёнок будет быстрее следить за текстом, подражать вашим интонациям, стремиться читать так же хорошо и осмысленно, как вы.

После совместного чтения не пожалейте нескольких минут — обсудите прочитанное, выскажите ваше мнение, поинтересуйтесь мыслями сына или дочки. Семейное чтение — отличный способ общения любящих людей…». Полностью статью читайте в этом номере.

______________________________

«ПОЭТИЧЕСКАЯ ВОЛНА» познакомит вас со стихами Ольги Шавровой и Дениса Давыдова.

______________________________

В рубрику для самых маленьких наших читателей «АЗ, БУКИ, ВЕДИ» вошли стихи Андрея Сунгурова и рассказ Ольги Насоновой «Шекспир был не прав».

 

Андрей Сунгуров

РИСУНОК

Из кирпича построим дом,

Вот крыша, вот дверной проём,

Вот это окна, здесь крыльцо,

Забора белое кольцо.

 

Цветы, фонтаны у ворот,

Скамейка, где нас мама ждёт.

Вдали виднеется река,

А сверху солнце, облака

 

И подпись в уголке листа —

Наш мир — такая красота!

______________________________

Далее идут «Сказы о животных» Тамары Лобовой (из книги для семейного чтения «Забавные истории») и продолжение цикла статей Елены Денисенко «История освоения Северного морского пути. Точка отсчёта».

______________________________

Постоянные рубрики «ПРОБА ПЕРА» и «БИБЛИОТЕЧКА МУЗЫКАНТА» также на своих местах.

______________________________

Брайлевский номер содержит рельефно-графическую иллюстрацию — Устав. Шрифт (дореволюционный славянский).

 

Тифлокомментарий 1 страницы обложки плоскопечатного варианта журнала № 9 за 2023 год. Цветная фотография. В школьной аудитории за партами сидят ученики Московской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №67. На переднем плане коротко стриженный улыбчивый мальчик в очках. Одет в серую рубашку и такого же цвета джемпер. Руки сложены на парте, на которой лежат учебник и «Чудо-пропись». В правой руке ученик держит шариковую ручку. За ним сидят в разных рядах ещё четверо воспитанников — девочки и мальчики. Перед ними на партах стоят подставки с раскрытыми учебниками «Русская азбука».

На заднем плане у стены расположен светло-коричневый офисный шкаф и стенд с аппликациями снеговиков.

 

Познавательного досуга в компании Школьного Вестника!

 

Анонсы нашего журнала, избранные статьи из каждого номера можно прослушать в приложении к журналу «ДИАЛОГ» и на Радио ВОС.

Дата: 
четверг, октября 19, 2023