Перейти к основному содержанию

Без Брайля никак нельзя!

Нина Володина («Школьный Вестник» №9 за 2023 год)

БЕЗ БРАЙЛЯ НИКАК НЕЛЬЗЯ!

Вот уже двадцать третий год я работаю социальным педагогом в библиотеке для слепых. Самое любимое моё время — конец учебного года. Радуют не только хорошая погода и перспектива скорого отпуска. Приятно, что в это время к нам приходят ребята-брайлисты со своими родителями и приносят списки книг для внеклассного чтения. У нас в детском отделе очень хороший, постоянно обновляющийся фонд детских книг и книг по школьной программе, изданных на различных носителях.
Не радует другое. Чаще всего дети (причём не малыши, а учащиеся средних классов) начинают канючить:
— Дайте мне книгу са-а-амую тоненькую, са-а-амую маленькую…
Я начала учиться читать по брайлю в пять лет. Мама рассказывает, что поначалу я читала только от картинки до картинки. Рельефные рисунки были гораздо интереснее, чем непонятные буквы. В младших классах я читала бегло, но больше других книг любила так называемые книжки-малышки в мягких обложках. Возьмёшь такую тонкую книжку в руки, сядешь и сразу прочтёшь от корки до корки. Красота!
Но какую книжку-малышку я могу предложить шестикласснику? «Курочку-Рябу»? А когда этот горе-брайлист через несколько лет поступит в университет или колледж, он тоже будет книжки-малышки читать, как говорится, в час по чайной ложке?
Лет 30 — 40 назад такая ситуация казалась просто невозможной. У нас в Болшевской школе-интернате имелся только один магнитофон для прослушивания «говорящих» книг на катушках. Он стоял в библиотеке и был не очень доступен, поэтому все мои одноклассники — и отличники, и троечники — читали художественные книги по брайлю, кто-то — больше, кто-то — меньше.
К сожалению, «золотой век» ВОС (60-е — 80-е годы XX века) давно ушёл в прошлое. В те годы практически каждый незрячий знал, что его трудоустроят на ближайшем УПП. В школе можно было и не стараться. Не все нынешние дети знают, что в те годы в каждой школе для слепых и слабовидящих детей был специальный предмет «производительный труд». У нас он шёл с третьего класса. К концу школы мы умели делать вкладыши и проводники для лампочек, английские булавки, мебельные гвозди, шнурки для обуви. Перед окончанием 9 и 11 классов школьники проходили небольшую практику на ближайшем УПП.
Сегодня ситуация совсем иная. Будущим выпускникам школ приходится заранее задумываться о том, что без дальнейшего образования трудно (практически невозможно!) будет реализовать себя во взрослой жизни. Бесспорно, нашими добрыми помощниками стали различные гаджеты. С их помощью мы общаемся друг с другом, быстро и эффективно находим нужную информацию, ориентируемся в пространстве. Но можно ли выйти из дома, умея пользоваться GPS-навигатором и не владея техникой обращения с тростью? Никак нельзя! Вот точно так же нельзя стать хорошим специалистом интеллектуального труда, с трудом читая по брайлю.
Студенту во время учёбы, а особенно перед экзаменами, приходится читать множество книг, первоисточников, быстро штудировать собственные конспекты. Конечно, студенты используют диктофон, компьютер или телефон для прослушивания аудиозаписей лекций и чтения книг. В определённых случаях это удобно. Мы получаем доступ к безграничному объёму информации. Однако не секрет, что человек получает примерно 82% информации с помощью зрения, второе место по эффективности восприятия занимает осязание, и лишь третье — слух.
Читая текст по брайлю, мы именно читаем — вдумчиво и осмысленно, обращая внимание на орфографию, знаки препинания и многое другое. Читая руками конспект лекции, мы можем быстро перемещаться по абзацам, несколько раз прочитывать что-то ключевое, важное (например, определение), нам легче запомнить любую классификацию. Да и написать хороший конспект, не будучи умелым брайлистом, невозможно.
Когда я училась в университете, каждый день носила на лекции диктофон в надежде, что потом, в общежитии, спокойно всё перепишу в тетрадку. Не тут-то было! Во-первых, преподаватель не стоит на месте, перемещается по аудитории, и порой из-за этого трудно расшифровывать запись. Во-вторых, трудно было научиться конспектировать. Я писала всё, что слышала, не умела вычленять главное, поэтому лекции получались раздутыми. Удобную и легко понятную систему сокращений я выработала далеко не сразу. А самое главное — переписывание лекций занимало уйму времени. К концу каждого семестра скапливалось множество кассет с необработанным материалом, а учёба шла вперёд, всё дальше и дальше…
На третьем курсе я поняла, что нужно изменить положение вещей, и стала брать письменные принадлежности на все лекции, параллельно включая магнитофон. И — о чудо! — я успевала писать конспект наравне со зрячими однокурсниками. Находился только один предмет в семестре, когда лектор читал быстро, а информация казалась важной и интересной. Такие лекции я переписывала дома, без спешки. Моя студенческая жизнь заиграла новыми красками. Освободилась уйма времени для дополнительного чтения, общения с друзьями, походов в театр. Был и ещё один плюс. Чтобы лучше слышать, я всегда сидела за первой партой. Думаю, любому преподавателю было гораздо приятнее видеть не бесцельно сидящую, а яростно строчащую студентку, которая работает вместе со всеми.
Однако вернёмся к школьным будням.
Я понимаю, что слушать легче, чем читать, поэтому посоветовала бы родителям по возможности ограничивать детей в прослушивании книг. Пусть слушают только те произведения, которых нет в брайлевском фонде библиотеки (их немало!).
Почаще читайте своим маленьким детям, а когда они освоят шрифт Брайля, каждый день просите их почитать вам вслух. Безусловно, на это требуется терпение, но игра стоит свеч. Обращайте внимание ребёнка на каждое непонятное или неверно прочитанное слово, следите за интонацией, всегда хвалите. Ведь читать интересную книгу вместе так чудесно! Если ребёнок совсем плохо читает, мотивируйте его чем-нибудь приятным. Прочитал две странички — съешь маленькую карамельку. Можно взять в библиотеке такую же плоскопечатную книгу и читать по очереди. Ребёнок будет быстрее следить за текстом, подражать вашим интонациям, стремиться читать так же хорошо и осмысленно, как вы.
После совместного чтения не пожалейте нескольких минут — обсудите прочитанное, выскажите ваше мнение, поинтересуйтесь мыслями сына или дочки. Семейное чтение — отличный способ общения любящих людей.
Во время каникул предложите ребёнку написать письмо другу, подруге или бабушке. Письмо, написанное по брайлю и адресованное зрячему человеку, вы можете подписать между строк ручкой. Объясните, как начать и как закончить письмо. Сначала письма будут коротенькими и странными, но со временем вырастут вместе с ребёнком. Общаться по телефону или в социальной сети легко и приятно, поэтому эпистолярный жанр постепенно уходит в прошлое. Но письма хороши тем, что они долговечны, их можно подержать в руках, перечитать снова и снова. Составляя письмо, ребёнок постепенно научится грамотно выражать свои мысли, отделять главное от второстепенного. Если письма кажутся вам чем-то устаревшим, научите ребёнка вести дневник, тоже будет полезно.
Каждому ребёнку да и родителям кажется, что время учёбы в школе тянется бесконечно, всё ещё можно успеть и научиться быстрее читать по брайлю — тоже. Но жизнь не стоит на месте. Не успеешь оглянуться — вот и последний звонок. Чем большему научится школьник, тем легче ему будет во взрослой, очень непростой жизни.

Дата публикации: 
понедельник, сентября 18, 2023
Автор публикации: 
Нина Володина
Категория публикации: 
Учимся самостоятельности