Рекрутер — кто это такой и как им стать
Екатерина Шевичева («Школьный Вестник» №10 за 2023 год)
РЕКРУТЕР — КТО ЭТО ТАКОЙ И КАК ИМ СТАТЬ
Персонал — основа любого предприятия, без слаженно действующей команды работников невозможно достичь хороших результатов ни в одной сфере бизнеса. А вот подбор для такой команды квалифицированных сотрудников и есть главная миссия рекрутера. От его профессионализма зависит успех предприятия или компании, для которых он ищет кадры. Чем больше опыта, знаний, рабочих связей у рекрутера, тем вероятнее, что он сможет отобрать самых лучших.
Профессия рекрутер (от фран. recruter — вербовать, пополнять, нанимать) первоначально была связана с подбором новобранцев для воюющих армий. Например, в 55 году до н.э. Юлий Цезарь подписал указ, в котором обещал приличное вознаграждение каждому солдату, если он приведёт ещё одного в ряды римских легионов. Первое тестирование на профессиональную пригодность придумал тоже Юлий Цезарь. Император сначала пугал потенциального воина до полусмерти, а потом смотрел на его лицо: если он бледнел, то считал, что человек потерял волю к сопротивлению; если краснел, значит, готов оказать сопротивление врагу.
Древние китайцы ещё в VII веке до н.э. использовали единые системы тестов при отборе кандидатов на должности высших чиновников в правительство Поднебесной. Тесты, основанные на учении философа Конфуция, были настолько сложными, что чиновниками становились самые умные и надёжные люди.
С развитием капиталистического общества, ростом городов, появлением новых отраслей промышленности стал расти спрос на высококлассных специалистов. Постепенно появились службы, занимающиеся поиском специалистов за вознаграждение.
Первым российским рекрутером по праву считается Пётр I. Для строительства Российского флота он привлёк к работе сотни специалистов высшего класса из Европы.
В Советском Союзе 1970 — 1980-х годов кадровая индустрия представляла собой разветвлённую систему заводских служб подбора персонала. Но отбор кадров осуществлялся не только по деловым, но и политическим качествам. Для сбора персональной информации кадровики использовали автобиографии, рекомендации и анкеты соискателей.
С западными технологиями подбора кадров россияне познакомились в 1990-е годы, когда в стране стали массово открываться иностранные компании, которые в поиске нужных специалистов по привычке стали обращаться в рекрутинговые агентства. Вслед за иностранными коллегами и наши бизнесмены стали пользоваться услугами профессиональных рекрутеров.
Рекрутеры могут работать в рекрутинговом агентстве и подбирать кадры компаниям-заказчикам. Также внутри каждой компании есть свой отдел кадров, где рекрутеры отбирают специалистов из сотрудников компании, отправляют их на повышение квалификации, перемещают на новые должности. Есть рекрутеры, специализирующиеся на подборе массовых профессий, редких специалистов или топ-менеджеров. Более опытный рекрутер может вести и частную практику, работая фриланс.
Успешный рекрутер — это профессиональный нетворкер, который получает от общения с людьми не только удовольствие, но и с лёгкостью извлекает пользу из любой коммуникации. Как правило, у таких специалистов есть собственная сеть деловых контактов и они не ищут соискателей на сложные должности в бесконечных базах резюме.
Рекрутмент — профессия для образованных, разносторонних, трудолюбивых, гибких к сложившейся ситуации людей. Рабочий день рекрутера ненормирован. Нужно быть готовым работать в выходные и праздники, во время отпуска, встречаться с клиентом или соискателем за завтраком или поздним ужином, постоянно быть на связи.
Хороший рекрутер может дорасти до HR-менеджера или занять какую-нибудь руководящую должность, открыть свой бизнес. А вот преуспевающий рекрутер работает с узким кругом компаний-клиентов и до конца жизни подбирает им суперспециалистов.
В настоящее время в российских вузах нет профильных факультетов, готовящих рекрутеров. Но получить образование в сфере рекрутмента можно на экономических факультетах со специализацией: «Менеджмент», «Управление человеческими ресурсами», «Маркетинг». Охотно берут на должность рекрутера специалистов с психологическим и филологическим образованием.
Что такое рекрутмент, кому подходит эта профессия и чем она привлекла уже состоявшегося психолога, рассказала Мария Бояркина, педагог-психолог, специалист в области профессионального ориентирования, член Международной профессиональной ассоциации психологов, финалист проекта «Шаг в профессию» 2023 года, начинающий рекрутер.
Мария окончила Курский государственный и Московский психолого-педагогический университеты. В настоящее время работает педагогом-психологом в Курском областном центре психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения. Является основателем студии «Психологическая лаборатория» https://vk.com/psy_laboratory_mpap
— Мария, расскажите о центре, в котором вы работаете. Какие услуги он оказывает?
— Центр относится к системе образования, поэтому мы активно сотрудничаем с учителями, социальными педагогами, школьными психологами, консультируем самих школьников и их родителей. Обычно детей к нам направляют именно школьные психологи, особенно если у ребёнка возникают проблемы вне их компетенции. Мы работаем с подростковыми кризисами, межличностными проблемами, конфликтными ситуациями, ведём работу в области профессионального ориентирования старшеклассников.
Лично я люблю работать с молодёжью и подростками, а профессиональное ориентирование считаю одним из основных направлений моей деятельности.
— Почему же вопросами профориентирования занимается ваш центр, а не школьные психологи?
— Профориентация школьников входит в обязанности школьных психологов. Но они настолько загружены, что им приходится решать наиболее острые проблемы — конфликтные ситуации, драки, успеваемость, семейные проблемы. Очень много сейчас детей с поведенческими нарушениями, суицидальными наклонностями, а там ещё зависимости и прочее. Кроме того, психологам нужно вести соответствующую документацию, писать отчёты. В общем, на профориентацию просто времени и сил не хватает. Родители тоже должны активно включаться в жизнь своего ребёнка и вовремя найти ему нужного специалиста. Для этого и существуют такие центры психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения, как наш, в которых обычный ребёнок или с особенностями здоровья может получить 10 бесплатных консультаций в год.
— Насколько сегодня профориентирование актуально для современных старшеклассников?
— К сожалению, большинство детей совершенно не ориентируются в существующих профессиях. Я беру классификатор профессий, спрашиваю, какие профессии есть, например, в области строительства. А дети кроме каменщика ни о чём не знают. И вот мы планомерно начинаем разбирать профессии по отраслям. Иногда по 5 — 6 консультаций уходит только на профпросвещение. В большинстве случаев на этом всё и заканчивается. Некоторым старшеклассникам достаточно того, что они наконец-то понимают, чем бы они хотели заниматься в жизни.
Как таковой профдиагностики я с ними не провожу. Поскольку я использую в работе разговорные методы, я выясняю предпочтения, возможности, знания, способности, сферу интересов ребят в рамках интервью.
— Мария, три года назад вы создали собственную студию «Психологическая лаборатория», направленную на профориентирование школьников. Расскажите об этом поподробнее.
— Изначально это был чисто волонтёрский проект, но сегодня мы заключили договор с Курским государственным университетом, и я занимаюсь с ребятами на его базе. Эта студия предназначена для тех, кто мечтает стать психологом, но совершенно не имеет представления об этой профессии и возможностях её применения. К сожалению, большинство ребят идут в психологию, чтобы решить свои личные проблемы. А ведь работа психолога — это сложная и даже специфическая работа, требующая не только желания и образования.
Вот я и решила заняться профпросвещением, чтобы старшеклассники понимали, нужна ли им психология вообще, и были немного подготовлены к университету. Программа рассчитана на 4 месяца и включает три этапа.
На первом этапе ребята знакомятся с существующими отраслями психологии и путём голосования выбирают интересующее их направление.
Далее идёт индивидуальная работа с каждым ребёнком по выбранной им теме. В рамках программы мы изучаем вопрос более глубоко. Организуем встречи с психологами из различных областей, на которых ребята могут задать специалистам любые вопросы. Также к нам приходят студенты психологических факультетов и рассказывают о сложностях студенческой жизни, подсказывают, на что стоит обращать внимание во время учёбы.
На заключительном этапе ребята защищают свой проект. В прошлом году на основе таких проектов мы сделали цикл передач на местном радио «Диалог», где ребята попробовали себя в роли экспертов-психологов. Кроме того, используя свой практический опыт и знания в области рекрутмента, я рассказываю ребятам о том, как нужно выстраивать свою профессиональную карьеру, как составлять резюме и так далее.
Ко мне приходят ребята 14 — 18 лет, даже студенты колледжей, и знаете, я могу с гордостью сказать, что проект работает. Результаты, конечно, разные. Кто-то убеждается, что он правильно выбрал профессию. А однажды одна из моих выпускниц подошла и сказала: «Спасибо вам. Я поняла, что психология — это круто, но я пойду на юриста». И это классный результат.
— Мария, вы уже состоялись как специалист в психологии и профориентологии. Чем же вас привлекла профессия рекрутера?
— Я сторонник деятельностного подхода в психологии и вообще склонна рассматривать профессиональную деятельность как неотъемлемую часть личности человека. Я очень люблю свою работу, но мне хотелось бы участвовать в более глобальных проектах в нашей жизни, в нашей стране. Психология — профессия специфическая, к тому же деятельность психолога имеет очень отсроченный результат.
Рекрутмент и HR-менеджмент всегда находились в сфере моих интересов. Это направление предполагает не только глубокие знания в области психологии, но и в области управления человеческими ресурсами, понимание нюансов выбора профессии, подбора специалистов на открытые вакансии. Поэтому я приняла участие в проекте «Шаг в профессию», и мне удалось попасть в финал. Я стажировалась в компании «СберАаналитике» с опытным наставником. За время стажировки две вакансии, с которыми я работала лично, мне удалось успешно закрыть. Я действительно хочу связать свою профессиональную жизнь с рекрутментом. Базовое образование и опыт в профориентировании мне очень помогли быстро освоить новую специальность. Кроме того, дополнительно я прошла курс по управлению человеческими ресурсами. Пока я в поиске официального трудоустройства, но свои знания и практический опыт я успешно применяю на основной работе.
— Кто такой рекрутер и чем он занимается?
— Рекрутер — специалист, который ищет и подбирает сотрудника на конкретную должность или команду для решения определённых задач бизнеса. Рекрутеру нужно не только найти подходящего кандидата, но и «продать» ему компанию. То есть сделать открытую вакансию максимально привлекательной для потенциального сотрудника. Работает рекрутер по заданию нанимающего менеджера. Раньше таких специалистов называли администратором по кадрам или кадровиками. Кроме того, есть ещё HR-менеджеры (human resources — англ. человеческие ресурсы), которые также работают в этом направлении.
— Чем рекрутер отличается от HR-менеджера?
— Рекрутер занимается поиском и подбором новых сотрудников, работает с соискателями. HR-менеджер проводит собеседования, нанимает на работу и отвечает за уже нанятых сотрудников (помогает адаптироваться новичкам, следит за развитием работников и сплочённостью коллектива), ведёт кадровую документацию.
— Как происходит подбор кандидатов? Опишите работу рекрутера.
— Работу рекрутера условно можно разделить на несколько этапов. Рекрутер получает от нанимающего менеджера список утверждённых вакансий. Затем они вместе обсуждают необходимые требования к соискателям должности. Составляется так называемый портрет кандидата, который включает профессиональные компетенции, личностные качества, роль будущего сотрудника в команде, мотивацию и т.д. Эту информацию потом рекрутер использует для составления профиля должности, её описания. После этого рекрутер составляет текст описания вакансии. Именно это описание увидят соискатели.
Затем начинается поиск кандидатов. Специалист просматривает различные сайты по трудоустройству, базы данных, резюме, пулы талантов, использует Telegram, WhatsApp и другие источники.
Затем рекрутер просматривает резюме, оценивает соответствие кандидата предлагаемой вакансии. Резюме можно просматривать вручную или с использованием специальных инструментов, ботов.
Когда подходящие резюме отобраны и согласованы с нанимающим менеджером, рекрутер начинает общаться по телефону с кандидатами на вакансию. Это помогает согласовать ожидания работодателя и самого соискателя. Во время разговора могут выясниться некоторые факты, которые могут исключить человека из списка рассматриваемых кандидатов. В конечном итоге рекрутер назначает собеседование, по результатам которого отбирается один кандидат.
В рекрутинге обычно используются два метода поиска сотрудников — пассивный и активный. При пассивном рекрутинге специалист публикует вакансию в различных СМИ, на специализированных сайтах, например, HH.ru, SuperJob.ru, Rabota.ru, на досках объявлений, на форумах и в соцсетях, посещает ярмарки вакансий, сотрудничает с центрами занятости. Затем происходит отбор нужных специалистов. Пассивный метод позволяет охватить больше потенциальных кандидатов на вакансию и используется, чтобы закрыть рядовую должность. Зачастую от подобранных кандидатов не требуется особых навыков, поэтому если не подходит один, его можно тут же заменить другим соискателем.
А вот активный рекрутинг применяется для закрытия сложной должности, когда нужно найти редкого специалиста, руководителя определённого отдела или подразделения. К активным методам относится так называемый прелиминаринг — привлечение молодых и перспективных специалистов, в том числе студентов соответствующих факультетов, хедхантинг — «охота» за ключевыми специалистами, составляющими кадровое ядро компании, а также переманивание сотрудников из других организаций.
С помощью активных методов можно сформировать прочный и высокопрофессиональный коллектив компании, но они более трудоёмки и затратны. Активный рекрутинг предполагает, что рекрутер не ждёт отклика на размещённую вакансию, а сам ищет нужных соискателей и предлагает им сотрудничество.
— Какими профессиональными компетенциями должен обладать рекрутер?
— Для успешной работы рекрутеру нужны знания в области психологии, социологии, трудового законодательства, менеджмента и прочее, и прочее. Эта профессия требует постоянного развития, прохождения сертифицированных курсов.
Вообще здесь играют роль не столько профессиональные компетенции, их ведь всегда можно приобрести, а личностные качества специалиста: стрессоустойчивость, клиентоориентированность, ответственность, самоорганизация, быстрая обучаемость, коммуникабельность, ориентированность на результат, умение убеждать, способность быстро переключаться с одной задачи на другую, креативность, умение принимать нестандартные решения и адаптироваться к любой ситуации, а ещё усидчивость. Без этих качеств рекрутер просто не сможет подбирать компетентных и квалифицированных сотрудников.
— Такая профессия доступна для незрячих?
— Если незрячий свободно владеет техническими средствами, то эта профессия вполне подходит. Сложность рекрутмента в том, что сначала вы монотонно отбираете и просматриваете резюме, а потом ведёте переговоры со всеми участниками процесса. Если ваша психика способна выдержать такие профессиональные качели, то это ваша профессия.
— Мария, не могу удержаться и не спросить, как нужно составлять резюме, чтобы заинтересовать рекрутера?
— Надо писать честно. Рекрутер в первую очередь рассматривает профессиональные компетенции, поэтому не нужно стесняться указывать все свои ключевые профессиональные навыки. Именно эти компетенции будут сопоставлять с требованиями к вакансии.
Рекрутер всегда обращает внимание на то, как долго вы проработали на предыдущем месте. Если вы поработали в одной организации три года, перешли в другую и уволились через пару лет, то это может быть связано с условиями труда, низкой зарплатой и ещё со многими причинами. Но когда рекрутер видит, что кандидат сменил несколько компаний и в каждой из них работал по 2 — 4 месяца, это говорит о ненадёжности самого кандидата. Как только в резюме это обнаружится — всё. До свидания! Поэтому не стремитесь сразу же покидать только что обретённое место работы. Вхождение в профессию, адаптация на новом рабочем месте — это всегда длительный процесс. Выстраивайте свою профессиональную карьеру аккуратно.
Обязательно пишите дополнительную информацию о себе и не ограничивайтесь банальными фразами «трудолюбивый», «готов работать в авральном режиме». Как сказал известный французский писатель Пьер Данинос: «Старательный — характеристика работника, о котором больше сказать нечего».
Из двух равноценных резюме специалистов рекрутер отберёт того, кто имеет разносторонние интересы, занимается творчеством, музыкой и так далее. Ему ведь нужно внедрять вас в коллектив, а разносторонние люди, с чувством юмора, креативные и жизнелюбивые гораздо быстрее адаптируются. За текстом резюме всегда должна просматриваться ваша неповторимая личность.
— Многие незрячие сомневаются, нужно ли указывать в резюме инвалидность?
— На этот счёт существуют разные мнения. Я считаю, что инвалидность указывать нужно, но где-нибудь в конце резюме, после того, как вы рассказали о своих профессионально важных и личностных качествах, дополнили информацией о себе как личности. Рекрутер, а затем и работодатель должны увидеть сначала суперработника, специалиста, которого они просто мечтают заполучить, а уже потом выяснить остальные нюансы. Это важно, ведь работодатель должен морально подготовиться к собеседованию с таким необычным соискателем. На примере личного опыта скажу, что я при трудоустройстве в центр ППМС как раз сообщила об инвалидности в конце резюме. И, поверьте, работодателю уже было не важно, что у меня есть собака-проводник, что у меня проблемы со зрением.
— Мария, посоветуйте нашим читателям, которые решили избрать профессию рекрутера, как проверить себя, как понять, что это правильный выбор?
— Нужно внимательно прочитать о выбранной профессии в справочнике или в интернете. То есть самостоятельно заняться профпросвещением. А потом задать себе вопрос: «А ты готов заниматься этой деятельностью бесплатно?» Это очень хороший способ проверки мотивации к труду. Я такой вопрос периодически задаю, когда занимаюсь профориентированием с ребятами в центре или в рамках студии «Психологическая лаборатория».
Если человек категорически не хочет работать бесплатно, это не его профессия. Если же человек готов быть некоторое время волонтёром, пусть во время обучения в вузе, только потому, что ему это интересно, есть шанс, что он правильно выбрал свой профессиональный путь. Ведь сразу хорошим и высокооплачиваемым специалистом не становятся. Этот трудный путь ещё надо пройти!