Перейти к основному содержанию

Семейный разговор (Часть 3). Пойми и прими

СЕМЕЙНЫЙ РАЗГОВОР («Школьный Вестник» №9 за 2023 год)

ПОЙМИ и ПРИМИ

Наталья Седельникова
педагог-психолог, равный консультант, автор проекта поддержки незрячих и слабовидящих   «Мир иначе»

В прошлый раз мы говорили о важности собственных желаний, о необходимости сохранения ресурсного состояния и для своего счастья, и для счастья всех членов семьи. Мы выполняли упражнение по поиску таких желаний, учились их реализовывать.
Домашним заданием было определить одно такое желание, на которое хватит сил сейчас. За прошедший месяц вы попробовали исполнять его систематично, ежедневно. Как ваши успехи? Что получилось, что не очень? Как ваш ресурс? Стало больше энергии?
Вы можете написать нам на почту журнала или оставить своё сообщение на странице проекта «Мир иначе» ВКонтакте, и мы сможем поработать с этим индивидуально.
Сегодня мы будем говорить о восприятии себя и своего ребёнка, а также о восприятии ребёнком самого себя. Сначала немного разберёмся в терминологии, а затем перейдём к нашей узконаправленной теме.
Восприятие — один из ведущих психических процессов, который оказывает огромное влияние на самоощущение, образ мысли и жизнь в целом. При этом и образ мысли, и наш чувственный опыт и складывают это восприятие. Поэтому получается очень интересный круговорот.
Итак, дадим определение этому процессу.
Восприятие — это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.
В формировании восприятия принимают участие ощущения, двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, мышление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека.
Восприятие построено по принципу упрощения мира. Мир, который человек воспринимает, является абсолютной объективной реальностью. Каждый предмет имеет определённую форму, размеры, свойства, и все люди, видящие этот предмет, будут описывать его примерно одинаково. Напрашивается вывод, что люди живут в чётком, однозначном, одинаково воспринимаемом мире.
Но на самом деле органы чувств людей имеют ограниченные возможности восприятия реального физического мира. К примеру, человеческое ухо не способно воспринимать ультразвук, глаз не способен воспринимать рентгеновские лучи, гамма-лучи, не способен улавливать определенные границы спектра. Если сравнить, как воспринимает мир человек и как воспринимает мир кошка, то окажется, что человек и его любимая кошка живут в разных мирах, поскольку видят, слышат и чувствуют по-разному.
Человеческий организм наполнен датчиками, собирающими информацию об окружающем мире. Эти датчики — рецепторы — можно разделить на несколько групп:  
1 группа рецепторов получает информацию о внешнем мире;
2 группа информирует о положении тела человека в пространстве;
3 группа собирает информацию о потребностях человеческого тела (чувство вкуса, голода, жажды).
Одна и та же вещь может вызвать у разных людей совершенно различные эмоции, ассоциации и образы. Изучение феномена восприятия человеком внешнего мира приводит исследователей (физиков, физиологов, нейрофизиологов, психологов) к мысли, что люди усваивают ограниченную, субъективную, упрощенную картину какого-то мира.
Поэтому не стоит концентрироваться на том, что незрячий ребёнок воспринимает мир не в полной мере, «неправильно», не так, как мы.
На самом деле нет этого «мы», потому что все люди воспринимают мир по-разному. И зрячие, и незрячие воспринимают мир отлично друг от друга. Но здесь нет речи лучше или хуже, здесь есть только — по другому.
Эти моменты надо понимать и учитывать при взаимодействии с ребёнком, чтобы не транслировать ему его «инаковость» или тем более ощущение «ты не такой». Ведь ваше восприятие ребёнка, всей ситуации, незрячего человека как такового — всё это ощущается окружающими через ваши интонации, фразы и поведение.
И когда ребёнок считывает вашу неуверенность в нём, ваше беспокойство по поводу того, насколько незрячие могут самостоятельно и полноценно жить, — это зарождает в нём комплексы.
Вы же не чувствуете себя неполноценным из-за того, что не видите инфракрасного излучения или что не умеете ориентироваться в полной темноте, как летучая мышь, используя эхо-локацию?
Вот и у ребенка нет повода чувствовать себя «не таким».
Так мы плавно перешли к восприятию ребёнка родителем. Тесно с этим связано и восприятие родителем самого себя. Из этих двух моментов формируется восприятие ребёнком самого себя.
Все эти линии переплетены между собой и влияют друг на друга. Ведь когда мы живем в одной системе, а семья — это система, мы всегда взаимовлияем друг на друга.

Моё восприятие ребёнка

Важно не забывать, что ваш слабовидящий или незрячий ребенок прежде всего ребенок, а значит, он имеет право изучать этот мир, получать свой бесценный опыт.
В связи с отсутствием зрительного восприятия, когда за одну минуту можно охватить сразу множество объектов и их свойств, у незрячего ребенка основным источником информации являются тактильный и слуховой анализаторы. Вследствие этого изучение окружающего мира идёт гораздо медленнее, потому что руками познавать одномоментно можно одну вещь, в дальнейшем две, но не столько, сколько можно объять глазами.
Но это не значит, что мир не будет познан, что он будет настолько ограниченным, что, повзрослев, ребёнок не сможет выбрать профессию, овладеть ею, интересно проводить время, путешествовать, знакомиться, общаться и создать семью. Все это возможно и многими реализуется. Здесь необходимо только одно условие — стать самостоятельным, то есть освоить бытовое самообслуживание, передвижение с тростью и иметь сформированную мотивацию на активную жизнь.

Упражнение № 1
Разделите лист на три столбика.

1.    Мысли
2.    Ситуации
3.    Последствия
Запишите 5 мыслей о ребёнке, которые вас беспокоят.
Проанализируйте, в каких ситуациях в вашей речи или в поведении можно увидеть отражение этих мыслей?
Запишите эти ситуации напротив этих мыслей. Ситуаций может быть несколько.
Подумайте, как ребёнком может восприниматься такой посыл? Запишите в третий столбик, что формируется в восприятии ребёнка вследствие этих мыслей и ситуаций?
Посмотрите, что получилось в третьем столбце. Сопоставьте то, что отразилось в восприятии ребенка, с вашими мыслями.
Теперь давайте менять ваше мышление!
Возьмите другой лист и разделите его на четыре столбца.
В первый поместите свои мысли из предыдущего задания, во второй — причины, почему вы так считаете. В третьем столбце напишите мысль с другой модальностью, положительно заряженную, а в четвертый что нужно сделать, чтобы положительная мысль, опровергающая отрицательную, реализовалась. Каковы пути достижения?
Например, мысль — «Мой ребёнок никогда не будет работать». Ниже мы разберём, как могла бы выглядеть такая таблица.
Причины:
1.    Он не может сам передвигаться по городу.
2.    Он не знает, как взаимодействовать со зрячими, стесняется.
3.    Он не сможет даже пообедать на работе, как он справится?
4.    Да и вообще, что он может предложить работодателю того, что не предложит зрячий?
Опровержение:
Мой ребёнок найдёт интересную работу.
Способы достижения:
1. Он научится передвигаться по городу, как и остальные незрячие, потому что его обучит инструктор по ориентировке и я тоже буду отрабатывать с ним маршруты.
2. Мы будем больше взаимодействовать со зрячими, найдём проекты, в которых проводят тренинги на развитие коммуникабельности и умение себя позиционировать.
3. С завтрашнего дня я даю ему возможность самому заваривать чай, делать бутерброды. После мы будем учиться готовить основные блюда, а также попрактикуемся в посещении кафе вслепую. (Постепенное введение новых операций и мотиваций к обучению, это не должно быть насильно.)
4. Я буду формировать и стимулировать его и интерес к различным видам деятельности. Мы с помощью профориентолога определим ту профессию, которая ему будет действительно нравиться и в которой он будет успешен. Мы найдём дополнительные курсы и занятия для развития знаний и навыков в этой сфере. Он не будет избегать волонтёрской работы, и его заметят как интересного и активного молодого специалиста!

Своё восприятие изменить не так просто, это требует большой и серьёзной работы, но вы можете через нежелание навредить своему ребёнку, через опасение навязать ему свои страхи, комплексы, негативную окраску его образа, перестать транслировать это, заменить противоположным посылом, и постепенно у вас тоже произойдут изменения.
Таким образом мы изменим негативное влияние на восприятие ребенком самого себя извне. А также это упражнение поможет наметить пути развития и конкретные действия, которые нужно совершить для этого.
Ведь если эти отрицательные мысли давно жили в вашей голове, значит, так или иначе вы уже зародили страхи в ребёнке, и он сам начал сомневаться в каких-то своих возможностях и не знает, как с этим быть. Возможно, у него даже будет протест против каких-то активных действий из-за неуверенности в себе и уже сформированного на подсознании мнения, что «мне это и не нужно!»
Здесь нужно плавно, не торопясь, через изменение своего взгляда менять сначала внутреннее состояние ребёнка, потом его отношение к вопросу, потом формировать интерес и мотивацию к действию, а затем уже совместно обсуждать пути решения задачи.
Восприятие ребёнком самого себя
Пока ребенок маленький, на его восприятие самого себя в первую очередь влияет восприятие родителей, во вторую — других значимых взрослых. С взрослением прибавится значение мнения сверстников, а также анализ своего собственного опыта и опыта, почерпнутого как из окружающей социальной среды, так и из художественной литературы, фильмов, театральных постановок.
Важно на каждом возрастном этапе отслеживать, какое влияние оказывают разные источники, и стараться гармонизировать через позитивные родительские посылы, через любовь и поддержку.
Почему очень важно понять именно особенность нашего восприятия и как оно влияет на другого? Можно миллион раз говорить ребёнку: «ты хороший, ты лучший, ты у меня молодец, ты со всем справишься», но если ты воспринимаешь незрячего как ограниченного в возможностях человека, как заведомого неудачника и неумеху, то все подбадривающие слова будут звучать фальшиво, опровергаясь интонациями, вздохами и формулировками.

Случай из практики
Когда ребенку исполнилось 6 лет, родителям сказали, что в ходе исследований выявилась дистрофия сетчатки и что по прогнозу слепота наступит в 16 лет.
В то время не было никаких групп поддержки, не было интернета, в котором можно было бы ознакомиться с опытом жизни вслепую, не было и знакомых с незрячими детьми, поэтому у родителей сформировалось чёткое представление, что это приговор. Слепой — значит беспомощный, значит всю жизнь нужно о нём заботиться, водить за ручку, кормить, одевать и так далее. Родители даже в мыслях не допускали, что с таким диагнозом можно идти учиться в университет, работать и тем более создавать семью.
И несмотря на то, что родители ни словом не обмолвились о своих мыслях напрямую, ребёнок всё это считал через слёзы, вздохи, интонации, проскакивающие между делом фразы.
И дальше в такой ситуации всё зависит от характера ребёнка, от его темперамента, от врождённых или уже приобретённых качеств.
Вариант 1. Ребенок примет мнение родителей, потому что это значимые взрослые, которые не могут ошибаться, которые всё понимают и предвидят. В таком случае ребёнок позволит себя опекать, станет чувствовать себя беспомощным, начнёт всего бояться и не будет ни к чему стремиться.
Вариант 2. Более благоприятный, который и реализовался в данном случае. Холерический темперамент, свойство характера противиться всему, особенно тому, что не нравится, упрямство, желание доказать обратное, позволило ребёнку не только не попасть под гиперопеку, но и сформировать такую силу воли, которая позволила реализовать всё то, что родители считали нереальным, и даже больше.
Но это не означает, что было легко. В подростковом и старшем школьном возрасте сформированная под влиянием родителей неуверенность в себе расцвела буйным цветом, и ушло много внутренних сил на борьбу с ней.
На этом примере вы можете оценить риски того, как может повлиять ваше негативное мышление на восприятие ребёнком самого себя и своего жизненного пути.
Как родитель воспринимает самого себя?
Почему важно разобрать и своё собственное восприятие себя.
Если я воспринимаю себя как родителя, который виноват в недуге своего ребёнка, который чувствует неполноценность своей семьи — это уже то восприятие, которое будет вредить всем участникам ситуации.

Упражнение № 2
Возьмите лист и разделите его на 4 столбца.
1.    Какой я. Здесь нужно написать эпитеты, которые вас описывают.
2.    Какой я, когда я со своим ребенком. Как я себя ощущаю, каким я становлюсь.
3.    Каких мыслей, качеств мне не хватает, чтобы чувствовать себя комфортно?
4.    Какие мои мысли, качества, действия могли бы принести реальную помощь мне и моему ребёнку?
Продумайте, как привнести это новое, полезное в свою жизнь. Напишите конкретные действия, которые в этом помогут, под таблицей, начиная с фразы: «Теперь я…», или «Отныне я…», или «Мне нужно изменить (сделать)…».
После того как ваше восприятие себя станет более положительно заряженным, восприятие ребёнка станет более оптимистичным, начнёт меняться и его внутреннее состояние. А это прямой путь к развитию уверенности в себе, мотивации к самостоятельности.
Когда человек воспринимает себя как личность, личность самодостаточную, полноценную, имеющую такие же права, как и все остальные, он уже освобождается от тех барьеров и комплексов, которые мешали ему быть активным, общительным, открытым, инициативным и самостоятельным. А эти качества просто жизненно необходимы для незрячего!

В следующей статье мы поговорим про самостоятельность, про тот интересный, но не простой путь, который необходимо пройти для её достижения.
Успехов в выполнении упражнений и до новой встречи!

Автор: 
Наталья Седельникова
Категория: 
Коррекционная педагогика