Перейти к основному содержанию

Семейный разговор (Часть 4). Первые шаги к самостоятельности

СЕМЕЙНЫЙ РАЗГОВОР («Школьный вестник» №10 за 2023 год)

ПЕРВЫЕ ШАГИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Наталья Седельникова
педагог-психолог, равный консультант, автор проекта поддержки незрячих и слабовидящих «Мир иначе»

Дорогие читатели, мы снова с вами. Как ваши успехи в выполнении упражнений? Напомним, что просто чтение наших статей, получение информации и её усвоение только на уровне понимания — это лишь начальный этап решения проблемы. Без применения полученных знаний в жизни достичь желаемых результатов невозможно. Поэтому мы неустанно призываем вас к выполнению упражнений. Практика и ещё раз практика!
В этой статье наш разговор пойдёт о важности самостоятельности для незрячих и о том, как к этому прийти и ребёнку, и вам. Безусловно, каждый из вас понимает, насколько важно это качество для дальнейшей жизни ребёнка. Но вопреки всему это не мешает вам постоянно его опекать и ограничивать в выполнении многих действий. Конечно, вы руководствуетесь любовью и желанием обезопасить ребёнка, но тем самым получается, что вы останавливаете его в развитии.
Давайте сначала разберемся с вашим состоянием и отношением к этому вопросу.
Зачастую родители не могут справиться с внутренним противоречием: мой ребёнок должен быть самостоятельным чтобы жить дальше, но он же не умеет делать многих вещей. Как его научить, а реально ли это делать вслепую? Я должна ему помочь и сделать за него, ведь он может обжечься или упасть.
Но этим вы ему не помогаете, а мешаете. Ведь незрячий очень быстро привыкает к тому, что всё делают за него. Вы себе не представляете, как это удобно и как сложно потом выходить из своей зоны комфорта и делать всё самому.
Если по темпераменту и характеру ребёнок сильный, то когда он достигнет возраста 18 лет, он может просто уехать из дома, видя в этом единственный способ вытащить себя из этого комфорта. На самом деле это лишь бытовой комфорт, а психологически это переживается как очень серьёзная травма — чувство полной беспомощности и постоянный страх потерять родителей, а с ними и возможность жить.
Несознаваемый страх потери заботы родителей, обеспечение ими всего бытового обихода ещё больше привязывают ребёнка к родителю, приводя к обоюдному слиянию.

Пример из практики
Девушка, устав от гиперопеки и желая вырваться из-под неё, несколько раз устраивала бойкоты. В конечном итоге родители отвезли её в Курское музыкальное училище, где она смогла наконец научиться бытовым навыкам и ориентировке с тростью. Она прекрасно адаптировалась, вышла замуж, закончила училище, родила ребёнка, поступила в университет, устроилась на работу и взяла ипотеку. Не каждому зрячему всё это удается, не так ли?
Молодой человек после окончания школы уехал учиться в другой город за тысячи километров от дома, чтобы мама не пыталась сопровождать его до дверей института и приносить ему туда пирожки.
Но на такие, можно сказать, экстремальные шаги способны далеко не все. Многие просто смиряются с обстоятельствами и живут в тепличных условиях, как правило, ограниченные в своих интересах и событиях в жизни, потому что всё время ходят за ручку. И так, пока не наступают очень трагичные события в семье, когда незрячий лишается не только родителей, но и самой возможности жить. Ведь не обладая навыком самостоятельного передвижения, навыками бытового самообслуживания, покупок в магазине, оплаты ЖКХ и т.д., невозможно существовать.
Когда же начинать стимулировать самостоятельность и переставать делать всё за ребенка? Тогда, когда наступит сензитивный период для освоения того или иного навыка. Сензитивными называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным видам деятельности и к способам эмоционального реагирования, поведения и т. д. Поэтому открываем любой учебник по возрастной психологии или приличную статью в интернете и смотрим, в каком возрасте ребёнок должен сам кушать, сам складывать одежду и застилать постель, сам мыться и так далее.
Ваши дети абсолютно такие же, как и остальные! И сензитивные периоды у них одни и те же, у незрячих детей могут запаздывать на полгода или максимум год, но не на 10 лет.

Случай из практики
В проект «Мир иначе» обратилась семья с ребёнком 12 лет. Мальчик незрячий с рождения. Из-за некоторых сопутствующих нарушений и отсутствия квалифицированной психологической поддержке на ранних этапах в семье развилась тотальная гиперопека. Она проявлялась в том, что по мнению родителей ребёнок был не способен к самостоятельным действиям, вплоть до похода в туалет и принятия душа. Вследствие чего возникли сильнейший инфантелизм и отставание по всем бытовым навыкам. А главное — страх и неуверенность в себе при попытке их освоить.
Теперь, даже если родители пытаются перевести сына на самостоятельное выполнение действий бытового характера, всё идёт с большим трудом, скандалами и даже уже физиологической трудностью выполнения этих действий. Ребёнок не привык напрягаться и делать что-либо своими руками, родители не имеют силы выдерживать долго конструктивную позицию и часто в минуты слабости возвращаются к предыдущей модели взаимодействия, так как за столько лет она очень укоренилась. Возникает вопрос — что будет дальше?
В семьях с условно здоровыми детьми тоже нередка гиперопека, от которой страдают как родители, так и дети. Когда ребенок вырастет, хоть и велик шанс, что он будет сильно избалованный, но если жизнь поставит его в сложную ситуацию, он научится быть самостоятельным. Хотя в этот момент очень сильно будут страдать самооценка и уверенность в себе.
А как же быть незрячему? Оставшись без родителей, он не сможет с такой же относительной легкостью научиться всему. Причём всему в прямом смысле слова. Даже если зрячий ребенок при гиперопеке ничего не делает, он видит, как делаются те или иные вещи, как они выглядят и в какой последовательности надо совершать действия, то незрячий ребенок может и не знать, как открыть чайный пакетик.
Это, конечно, крайний вариант, когда незрячий воспитывается в тотальной гиперопеке. Обычно забота родителей всё-таки имеет какие-то границы и ребёнок имеет представления об основных вещах, но не имеет опыта выполнения действий.
Как же изменить эту ситуацию?

Упражнение № 1
1. Прочтите, что к своему возрасту должен уметь ваш ребёнок.
2. Составьте список того, что он умеет делать хорошо.. Напишите, что он умеет делать, но плохо. Это будет ваш основной список задач на ближайшие 2 недели.
4. Запишите те действия, которые по возрасту он должен делать и, на ваш взгляд, мог бы, но не умеет.
5. Запишите те действия, которые ему сейчас точно не под силу.

Поработаем с основным списком и списком «должен, но не умеет».
Это простые вещи, которые ему вполне под силу, но почему-то он их делает плохо (не умеет делать). Давайте разберёмся.
Выпишите эти действия на отдельный лист в первый столбик. Во втором столбике напишите, почему он плохо их делает/не умеет их делать. В третьем напишите, что нужно, чтобы он научился это делать.
Например, первый столбик. Мой ребёнок, часто неуспешно наливает себе воду.
Второй столбик. Плохо умеет, потому что не чувствует, когда вовремя нужно остановиться, мало опыта.
Третий столбик. Мне нужно давать ребенку больше возможностей наливать себе воду, создавать такие ситуации, поддерживать и хвалить за успехи. Во время тренировки вместе подумать над способами контроля уровня воды в кружке. Почитать, какие есть приёмы.
Первый столбик. Мой ребёнок не перемещается сам.
Второй столбик. Не перемещается, потому что я не пускаю, мой ребёнок не владеет навыками самостоятельного перемещения с тростью.
Третий столбик. Мне нужно побороть свой страх и начать стимулировать ребёнка к самостоятельному передвижению. Найти инструктора по ориентировке и тренироваться.
Итак, после того, как вы поработали со своим внутренним состоянием и посмотрели на причины, начинаем реализовывать то, что написано в третьем столбике.
Сначала работаем с теми пунктами, которые относятся к пункту «умеет делать, но плохо».
В течение двух недель вы максимально часто создаёте ситуации, когда ребёнку нужно совершить это действие. Если он маленький, то можно в игровой форме: «Давай устроим твоим игрушкам чаепитие. Налей всем водички, это будет как будто чай».
Если ребёнок постарше, то просто привлекайте его к помощи вам: «Что-то я так устала, тяжело вставать, налей, пожалуйста, воды», или «Мне будет намного легче, если ты будешь всем нам наливать воды, ты мне очень облегчишь мою домашнюю нагрузку», или «Мне будет приятно, если ты научишься наливать воду себе и потом и нам будешь помогать».

Рекомендации по обучению
Сначала эту процедуру стоит делать над раковиной или тазиком, потому что есть риск пролить воду и надо, чтобы ребёнок не расстроился, что всё потекло на пол. Также можно класть толстое полотенце на стол, сверху ставить кружку и наливать.
В первом случае ребёнок будет учиться на вес и по звуку понимать близость края, во втором, когда кружка стоит, можно учить фиксировать край пальцем или научиться определять по времени, в зависимости от наклона чайника, когда нужно остановиться.
Почему 2 недели?
Это тот срок, за который формируется привычка. Но большинство незрячих детей остаются ночевать в интернате и дома бывают только по выходным. Соответственно срок обучения и приучения будет больше. Также важно учитывать индивидуальные особенности, кому-то нужно больше времени, кому-то меньше. Такое обучение хорошо проводить на каникулах или незадолго до них.
После освоения всех навыков из этого списка мы какое-то время продолжаем тренировать их, позитивно подкрепляя полученные навыки. Нужно создать ситуацию успешности, чтобы ребенку было легче начать осваивать необходимые действия на следующем этапе.
Теперь переходим к тому списку, где вы прописали те действия, которые по возрасту нужно уметь, но ваш ребёнок их не умеет. При этом у вас есть понимание, что ему это под силу.
Точно так же ведём мотивационную работу, напоминая о предыдущем успешном опыте освоения самостоятельных действий.
Вместе подумайте, каким именно образом будет удобно выполнять это действие, почитайте в интернете о различных вариантах и попробуйте их. Выбрав для себя какой-то алгоритм, отрабатывайте его так же, как и в первом случае.
Остался наиболее сложный список — те навыки, которые ребёнок должен освоить к своему возрасту, но вы почти уверены в том, что он не справится. Здесь уже нужно искать тифлопедагога, который поможет в их освоении и найдёт причину возникших трудностей.
Отдельно стоит поговорить об ориентировке в пространстве.
Это самый волнующий момент для всех родителей, ведь так страшно даже просто представить, что ваш незрячий ребёнок пойдёт куда-то один.
Давайте начнем с вопроса: знаете ли вы незрячих людей, которые передвигаются самостоятельно? Если нет, то вам обязательно нужно найти такого человека. Придите в свою местную организацию Всероссийского общества слепых и спросите у председателя, знает ли он активного самостоятельно передвигающегося слепого. Не расстраивайтесь, если он ответит, что нет и что это вообще невозможно. Это лишь означает, что в вашем городе нет счастливых незрячих. Не останавливайтесь в поиске, ведь вы хотите, чтобы ваш ребёнок был счастливым, активным и самостоятельным. В случае если вам кого-то порекомендуют, пообщайтесь с этим человеком, пройдитесь с ним, убедитесь воочию, что  ходить вслепую возможно.
Если есть возможность съездить в другой город и пообщаться с активными незрячими там, то лучше сделайте это. Вы спросите — как найти активного незрячего? На самом деле мир слепых не такой большой, потому что, к сожалению, тех, кто живет самостоятельно, не так много, поэтому мы практически все друг друга знаем. Вам достаточно зайти на сайт какого-то тематического сообщества и почитать стену. Можно спросить, кто мог бы пообщаться с вами.
Примеры сообществ: «Мир иначе», «Типичный незрячий», «Мудрый пес». Есть даже сообщества знакомств, там тоже можно попробовать поискать человека, который живёт относительно недалеко от вас.
Также вы можете посмотреть личные страницы. Например, Владимир Худяков, Карина Ульяновская, Максим Спиридонов и др.
После того, как вы лично, в крайнем случае онлайн, пообщались с незрячим свободно передвигающимся по городу, вы можете переходить к следующему шагу.
Теперь вы знаете, что передвижение вслепую — это реальный факт, а значит, и ваш ребёнок это сможет. Можно начать разговор с ним, взять трость бесплатно в центре ТСР или купить в одном из специальных магазинов, таких как «Тифломир», «Элита Групп» и «Семицветик».
После того, как вы смотивировали ребёнка и у вас есть белая трость, можно, ознакомившись с уроками по ориентировке в интернете, например, уроками Марты Любимовой на портале «Особый взгляд», начинать осваивать техники передвижения с тростью.
Конечно, в идеале найти инструктора по ориентировке сложно, и мы очень рекомендуем потратить силы и время на его поиск, в том числе подать такую заявку на портале «Особый взгляд». Но если вы понимаете, что ребёнку уже сейчас надо учиться, у него есть желание, а в ближайшие полгода начать заниматься с инструктором нет возможности, то беритесь за дело сами.
Кроме внимательного изучения видеоматериалов в интернете, получения ответов на возникшие вопросы в сообществах, будет здорово если вам удастся договориться о нескольких консультациях от незрячего, живущего в вашем городе.

Рекомендации по освоению белой трости
1. Обратите внимание, как именно её надо держать. Указательный палец должен быть выпрямлен и лежать на соответствующем продольном углублении в ручке.
2. Двигаться должна только кисть, рука неподвижна.
3. Обратите внимание на то, в каком положении находится рука. Самый распространенный вариант — рука согнута в локте, локоть касается бедра. Кисть прямо по центу туловища, ниже пупка примерно на ладонь.
4. Посвятите несколько занятий отработке ширины маха — маятника тростью. Движение трости должно закрывать ваш корпус. То есть когда трость своим концом идёт налево, она должна останавливаться в той точке, от которой можно прочертить линию под прямым углом к левому плечу. Соответственно справа конец трости останавливается так, чтобы защитить от препятствий правое плечо. Если мах будет слишком большой, то трость будет постоянно попадать под ноги мимо идущих людей и не успевать анализировать дорогу. Ведь  один мах вы должны успеть сделать за один шаг. Если движение трости будет меньше чем от плеча до плеча, то незрячий может таким образом пропустить столб и задеть его плечом.

Отработка маха
Встаньте напротив ребёнка на расстоянии вытянутой трости и поставьте ноги на ширину его плеч. Проследите, чтобы ребёнок правильно держал трость. Теперь пусть делает мах, касаясь то левого, то правого вашего ботинка. Отрабатывайте этот момент, пока движения не станут плавными и рука не привыкнет к этой амплитуде.
Теперь идите вместе по дороге и следите за шириной маха. Когда рука привыкнет, можно уже начинать ходить вдоль направляющей, это когда мы идем вдоль бордюра и одной точкой является прикосновение к нему, а другой — точка защиты плеча. Здесь снова следите за амплитудой движения конца трости и за силой удара по бордюру. Он не должен быть очень сильным, иначе трость не будет успевать совершать мах за один шаг и наконечник быстро выйдет из строя.
Важно! Ходить нужно медленно и обращать внимание на звуки вокруг.

Некоторые рекомендации по выбору трости
Трость подбирается индивидуально. Рекомендуется выбирать длину трости так, чтобы она сильно упиралась в подмышечную впадину при вертикальном положении или даже была чуть выше. Но здесь важно ощущение самого незрячего, чтобы руке было удобно. Но в любом случае не короче, чем до подмышки.
Наконечник лучше всего использовать вращающийся, это поможет уменьшить количество застреваний трости в неровностях асфальта.

Когда ваш ребёнок сделает первые самостоятельные шаги, его уверенность в себе возрастет в разы!
Мы желаем вам веры в себя и своего ребёнка на пути к самостоятельности! До следующего выпуска целый месяц, мы надеемся, что к нашей следующей встрече у вас уже будет чем поделиться и мы пойдём с вами дальше по пути к счастью вашей семьи.

Автор: 
Наталья Седельникова
Категория: 
Коррекционная педагогика