Перейти к основному содержанию

Семейный разговор (Часть 5). Самостоятельность как ключ к большому миру

СЕМЕЙНЫЙ РАЗГОВОР («Школьный Вестник» №11 за 2023 год)

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КЛЮЧ К БОЛЬШОМУ МИРУ

Наталья Седельникова
педагог-психолог, равный консультант, автор проекта поддержки незрячих и слабовидящих «Мир иначе»

Дорогие друзья! В этом выпуске вас в очередной раз ждёт много полезной информации и, конечно, практики. Но прежде чем мы двинемся дальше, давайте вспомним про домашнее задание.
В прошлом выпуске мы говорили о пути ребенка к самостоятельности и о том, как к ней прийти. Как ваши успехи? Что успели сделать? Не останавливайтесь, продолжайте выполнять поставленные задачи. Этот процесс достаточно длительный и требует постоянных усилий, но поверьте — результат того стоит!
Сегодня мы поговорим сразу о нескольких проблемах. Начнём с понятия «принятие белой трости».
В прошлой статье речь шла о том, что самостоятельное передвижение — это самый важный шаг для незрячего, чтобы начать ощущать себя комфортно, наравне с остальными. Но мы не говорили о том, как преодолеть психологический барьер, причём не только и не столько ребёнку, но и вам.
Действительно, белая трость — это тот атрибут, который свидетельствует, открыто и громко, о том, что ваш ребёнок слепой. И если вы ещё не до конца сами это приняли, то вас это будет очень напрягать и вы всячески будете избегать этой ситуации, будете придумывать отговорки, что ваш ребёнок не хочет ею пользоваться, будете говорить, что вы торопитесь и трость мешает быстро идти. Отговорок может быть очень много, а на самом деле это всего лишь нежелание открыто заявить миру о слепоте.
Задайте себе вопрос: «Если я на что-то закрываю глаза, это перестаёт существовать?» Подумайте, сколько возможностей можно потерять, если скрывать правду.

Случай из практики
В этот раз я расскажу про свой опыт. Я училась в школе для слабовидящих только последние два класса, до этого была в массовой школе, где, разумеется, приходилось скрывать, что у меня плохое зрение.
Поступила в университет я благодаря тому, что, учась последние два года в школе для слабовидящих, узнала, что, оказывается, нарушение зрения не мешает не только учиться в вузе, но и потом работать, открывать свой бизнес и создавать семью. Для меня это было практически открытие, потому что до этого у меня не было никакой связи с людьми с серьёзными нарушениями зрения и мое будущее представлялось мне очень туманным.
Но, поступив в вуз, я по привычке скрывала свои особенности, и знали о них только несколько одногруппниц, которые мне помогали. Ни деканат, ни преподаватели о них не знали, и поступала я, соответственно, на общих основаниях. Переживательно и рискованно? Не то слово!
Вы спросите, как же я училась? Ну, на тот момент у меня было 0,08% зрения, что позволяло передвигаться и записывать лекции, которые чаще всего мне читали дома родители. В плане подготовки к докладам, выступлениям на защите курсовых и диплома выходила, как и все, с напечатанным текстом, а на самом деле не читала, а рассказывала по памяти. К счастью, в то время уже была программа-читалка, в окошко которой можно было вставить текст, настроить нужную скорость и даже создать mp3 файл, чтобы закинуть на плеер. Так я читала не только электронные учебники и статьи из интернета, но и художественные книги.
В целом всё закончилось хорошо, свой красный диплом я получила, и годы, проведённые в университете, до сих пор считаю одними из самых счастливых, но появилась другая проблема. Из-за того, что я продолжала скрывать свои проблемы со зрением, а к моменту окончания вуза оно стало ещё хуже, я так и не решилась поступать в аспирантуру.
А если бы кто-то ещё во время учёбы в вузе, а лучше при поступлении поддержал меня, сказал бы, что слабовидящей быть не стыдно, что мне будет лучше, если я открыто скажу о своей особенности, что меня примут, — всё бы сложилось иначе, и моя мечта о поступлении в аспирантуру не осталась бы только мечтой, но уже горькой.
Зато потеряв зрение до 0,03% и взяв в руки трость, я стала более мобильной, и теперь зрение не мешает моим желаниям и мечтам. Даже уже с остатком зрения в 1%.

Какой вывод можно сделать из этой ситуации? Тем, что мы прививаем ребёнку стыд за свои особенности здоровья, страх открыто заявить миру о своей слепоте, мы, возможно, сильно меняем его судьбу, и не в лучшую сторону. Поэтому открытое позиционирование себя как незрячего — это первый шаг к успеху и жизни без барьеров.
Второй шаг — быть открытым к коммуникации, позитивно настроенным на взаимодействие и понимание того, что нам никто ничего не должен. Мы такие же люди, как и остальные, и мы можем сотрудничать на взаимовыгодных условиях. То есть нужно развивать свои сильные стороны, чтобы быть полезным и предлагать помощь другим. Поэтому очень важно с детства обращать внимание на сильные стороны ребёнка и развивать их. Кроме того, необходимо создавать все условия для его интеллектуального и духовного развития, чтобы у него был широкий кругозор и максимально целостное восприятие окружающего мира. Тогда, придя в любой коллектив, незрячий найдёт себе компанию, к нему будут тянуться люди и сами предлагать свою помощь. А незрячий, в свою очередь, станет помощником для зрячих в каких-то других ситуациях.
Итак, еще раз подчеркнем шаги, которые приведут к полноценной активной жизни:
1.    Открыто заявлять миру, что ты незрячий.
2.    Правильно и чётко себя позиционировать (например, придя куда-то, говорить, что ты слепой посетитель и что тебе нужна помощь).
3.    Быть вежливым, доброжелательным и интересным для окружающих.
4.    Предлагать свою помощь.
5.    Проявлять инициативу, но отличать её от навязчивости.
6.    Ну и, конечно, уметь самостоятельно передвигаться по городу и осваивать новые бытовые навыки
Когда мы взаимодействуем с людьми, очень важно, как мы располагаемся в пространстве, как повернута наша голова и в целом поза тела. Для людей, рано потерявших зрение или рождённых слепыми, это целая проблема. Здесь важно с детства обращать на это внимание, пытаясь сформировать привычку к ровной спине, к ровному расположению головы и повороту лица к говорящему.
В помощь работе с телом — различные телесные практики, в том числе и танцы. Это вполне реально. Также верховая езда будет тоже способствовать выработке прямой осанки и правильному положению головы. Главное, чтобы тренер был требовательным и не делал поблажки.

Как быть интересным?

Каждый человек, если захочет, может быть интересным собеседником. Для этого нужно быть открытым, позитивно настроенным, активным, но не навязчивым и обладать определенным уровнем эрудиции.
Для расширения кругозора и более целостного восприятия мира необходимо с детства давать ребёнку много тактильных моделей, игрушек-копий предметов, изучать пространство, реальные предметы, как можно больше читать ему или давать слушать аудиокниги и детские передачи.
Зрячий ребёнок сам проявит интерес к цветочку или дереву, к земляному червяку или упавшему листу. Слепой ребенок даже не знает, чем ему интересоваться, потому что мир вокруг него — это загадка. Вокруг него есть только то, что вы озвучиваете. И чем больше вы будете проговаривать, давать прикоснуться и обследовать, тем более полным будет его мир. Подойдите к дереву, дайте потрогать гусеницу или улитку, изучите вместе листья деревьев, землю, песок, асфальт, бордюры. Не бойтесь трогать руками!
Если вы будете делать это с ребенком, пока он маленький, — это будет абсолютно гармонично и позволит ему развиваться в реальном мире, а не в иллюзорном.
Рассказывайте про те дела, которые нужно делать по дому. Когда ребёнок заинтересуется, дайте ему вымыть посуду. Начните с пластиковых салатниц, разделочной доски и ложек. Пусть он почувствует, какими скользкими они становятся от мыла, что держать их нужно крепко, чтобы не выскользнули. Учите его ощущать, стала ли посуда чистой или на ней все ещё есть что-то прилипшее.
С раннего детства давайте возможность изучать свою одежду. Пусть ребёнок сам выбирает из нескольких комплектов одежды, какую вещь надеть сегодня, с чем её можно скомпоновать. Для этого необходимо помочь ему изучить свой гардероб, описать вещи по цветам и фактуре.
Процесс знакомства с одеждой можно сделать очень интересным и превратить в игру. Варианты игр:
1.    Запомни вещи по цветам.
2.    Запомни, какая вещь к какой не подходит и почему.
3.    Научись подбирать пару носков на ощупь.
Это можно проводить и как задания, и как соревнование: у вас могут быть завязаны глаза, и вы также будете угадывать. В этом случае нужен третий, который будет вести игру. Конечно, задача не угадать, а выучить цвета своих вещей и дать уверенность в своих возможностях.
После освоения гардероба вы уже сможете просить ребёнка самого достать синие штаны и белую футболку и одеться.
Для того, чтобы ребёнок мог выучить, какая вещь какого цвета, они должны между собой отличаться. То есть если это штаны, то одни с карманами, другие без. Или это могут быть разные виды карманов или по-разному расположенные. Также обращайте внимание на текстуру: шершавые, гладкие, тонкие, толстые, легкие, тяжелые, плотные, с рельефными полосами или узорами. Дайте им названия, отражающие какую-то важную характеристику. Так вам будет легче друг друга понимать.
Если есть несколько одинаковых футболок, но разных цветов, их можно хранить в определенном порядке или решить, что все цвета подойдут под любую одежду.
Про шкаф — это отдельная тема. У незрячего должен быть свой шкаф, в котором свой определённый порядок, с которым он знаком. Тогда он сможет сам выбирать одежду и лишь изредка обращаться за помощью.
Понятно, что вам проще самим достать одежду, дать её в руки ребёнку, а может даже и надеть на него. Но это очень осложнит его жизнь в будущем! Чем проще вы делаете для себя и ребёнка сейчас, тем сложнее и вам, и ему будет потом.
Для расширения кругозора кроме выше перечисленного можно ходить на кружки и в секции. Причем не обязательно специализированные. Например, во всем мире есть соревнования для слепых скалолазов, а вот тренера в России еще поискать. Вполне можно прийти к обычному тренеру, выбирая по территориальному признаку, и поговорить с ним о таком интересном и необычном взаимодействии.
Есть более сложные и более простые виды спорта. Если брать что-то более простое, то вполне можно попробовать. Понятно, что не каждый тренер будет готов работать со слепым, но людей, которые готовы, заинтересованы и даже воодушевляются этим, не так мало, как вы думаете. Нужно только пробовать и не останавливаться после первого отказа.
Так вы на своем примере учите ребёнка не бояться пробовать что-то новое, обращаться к людям и нормально относиться к отказам. Это тоже тот опыт, который пригодится в жизни. И если не ставить крест на своем желании, а пробовать и пробовать снова, то впереди ждёт успех, что ещё больше подкрепит навык добиваться поставленных целей.
Пробуйте! Выполняйте предложенные рекомендации, задания и упражнения из всех наших публикаций, и вы будете двигаться к счастливой, свободной жизни всей вашей семьи.

Автор: 
Наталья Седельникова
Категория: 
Коррекционная педагогика