Перейти к основному содержанию

О чём молчат куклы

Евгения Зуева («Школьный Вестник» №1 за 2024 год)

О ЧЁМ МОЛЧАТ КУКЛЫ

Её уютный домик находится на окраине небольшой деревни. Он выделяется резными ставнями, причудливой крышей, как у сказочного терема, и буйно цветущей летом петуньей. Высокое крыльцо и старинная беседка виднеются издалека и знакомы каждому жителю деревни. Охраняет эту красоту пушистый пёс. И конечно, у такого почти сказочного дома должна быть необыкновенная хозяйка — мастерица, которая делает тряпичные куклы. Но сама она считает себя обычной женщиной, пытающейся сохранить традицию создания народной тряпичной куклы, и даже стремительно ухудшающееся зрение ей в этом не помеха. Знакомьтесь — Василиса Хрулёва.
— Василиса, расскажи нашим читателям о себе.
— Мне 34 года, и я — самый обычный человек. Когда меня просят рассказать о себе, я невольно начинаю рассказывать о своих родителях и предках. Я самый старший ребёнок в многодетной семье. Нас у мамочки пятеро. У меня есть 3 брата и сестрица. Все они разъехались жить в разные города, и лишь я осталась жить в деревенском родительском доме. Раньше в этом доме мы жили большой семьёй, с нами жили бабушка с дедушкой. Что сказать — было весело. 
Наш сказочный домик и весь деревянный декор во дворе — это работа моего отца, он у меня был художником и мастером резьбы по дереву. Так что с самого детства папа формировал для нас эту сказочную атмосферу. Он мог притащить из леса неуклюжую корягу, а через две недели она превращалась в элемент декора и произведение искусства. Мама была домохозяйкой, она неплохо шила, вязала, отлично готовила — бесценные умения для деревенской жизни. Мама очень любила сказки, причём как рассказывать, так и сочинять. Именно она вдохновила отца построить такой сказочный домик. Вот от родителей-то мне и достались мои умения, желания и мечты. 
После школы я окончила училище ремёсел, вышла замуж, родила двух дочерей, и мы всей нашей дружной семьёй остались жить в родительском доме. Пока позволяло зрение, я работала почтальоном, муж в шутку и сейчас зовёт меня «наш Печкин», недолго трудилась в пекарне, а когда со зрением стало хуже, мы решили, что я буду сидеть дома, вести хозяйство и воспитывать дочек. В этом даже есть свой плюс — появилось свободное время, которое можно потратить на создание кукол. Вот и вся моя нехитрая биография. Таких как я в деревнях сотни, и каждый по-своему талантлив.
— Увлечение тряпичными куклами тоже досталось тебе по наследству? И мешает ли слабое зрение создавать кукольных красавиц?
— Мне скорее плохое зрение досталось по наследству, нежели тяга к народной кукле. Слабое зрение мне досталось от бабушки по отцовской линии. К концу жизни она была почти слепой. Отцу этот недуг не передался, а вот у меня и у одного из моих братьев он проявился. Зрение портится не сразу, а постепенно. Началось это в 12 лет, а после 30-ти процесс ухудшения стремительно ускоряется. Врачи бессильны, хотя они всё же пытаются остановить потерю зрения. Бабушку никто и никогда не лечил, поэтому она и ослепла. Надеюсь, с нами такого не случится. 
Увлечение созданием тряпичных кукол появилось не сразу. В детстве мне дарили много разных кукол. Они у нас располагались по всему дому. Куклы были из разных материалов, с разными лицами, в шикарных платьях и унылых комбинезонах. Однажды у нас гостил папин друг — художник из Италии. Ему так понравились наши края, что он неделю жил у нас. Так вот он мне подарил куклу — итальянскую принцессу, она была настолько хрупкая и красивая, что я боялась на неё дышать. А первую тряпичную куколку мы сделали вместе с мамой, когда мне было 16 лет. Она с самого детства умела их мастерить, но никогда этим серьёзно не занималась. Тогда меня заворожил не полученный результат, а сам процесс создания. Вот с тех пор я и мастерю тряпичных красавиц.
— Василиса, ты уже 18 лет мастеришь кукол, а это серьёзный опыт. Ты уже всё-всё знаешь об истории, назначении и разнообразии тряпичных кукол. Расскажи, почему народные куклы носят такие диковинные названия?
— После того, как я освоила процесс создания, меня непреодолимо тянуло к сути, и я стала в неё вникать. И оказалось всё очень просто. Тряпичная кукла издревле отражала суть жизни человека, причём во всех сферах жизни. Кукла — это символ продолжения рода, богатства и благополучия, счастья и здоровья, а порой и оберег от неудач, горестей и смерти. Наши предки уважали куклу, находящуюся в их доме. Они верили, что она может защитить человека от болезни и отвести беду. Сначала кукол мастерили из золы. Смешивали её с водой и скатывали из полученной массы шарики. Затем оборачивали шарики тканью, и получалась зольная кукла. Традиционных тряпичных кукол объединяют общие черты — они воплощают женский образ, им не рисовали лицо, делали его из белой льняной ткани. 
А названия кукол, которые сейчас нам кажутся причудливыми, по сути, говорящие и отражают назначение куклы. Вот, к примеру, кукла Столбушка — это самая главная кукла-оберег в народной традиции. Такое название она получила потому, что её основой является деревянный столбик, как правило, берёзовый или осиновый. Столбик одевали в ткани, украшали нитями, превращая полешко в куклу. Часто кукла Столбушка была собеседницей своей хозяйки, ей доверяли тайны, жаловались на судьбу и просили у неё защиты. 
Вот ещё одно из говорящих названий — Кубышка-Травница. Это кукла, которую можно сделать в виде мешочка, набитого приятно пахнущими травами. Её тоже можно обрядить в сарафан, поставить у кровати, и хороший сон вам обеспечен. Я такие делаю постоянно, моим дочкам они очень нравятся. 
У куколки Зерновушки, которую иногда ещё именуют Крупеничка, в народной традиции также имелось своё назначение. Это мешочек, набитый крупой, как правило, это гречка, наряженный в платье, передник и косынку. Сегодня Зерновушек мастерят просто так, для удовольствия. А раньше у куклы был смысл. Её мастерили в период сбора урожая гречихи, и она символизировала достаток и плодородие. В ту пору достаток напрямую был связан с зерном и наличием хлеба в доме. Бывало так, что Крупеничка спасала семьи от голода тогда, когда заканчивался урожай.
Куколка Подорожница тоже известна с древних времён. Это кукла-спутник, которая отправляется с человеком в дальнюю дорогу. Раньше люди путешествовали подолгу, и, как правило, в дальнюю дорогу отправлялись мужчины. А Подорожницу крохотных размеров им мастерили жёны, матери или дочери. Особенность этой куколки в том, что её делали очень маленькой, и у неё обязательно должна быть в руках котомка, в которую чаще всего помещали щепотку земли или золу, чтобы путник обязательно вернулся в родной дом. А иногда в котомку помещали зёрнышко, в знак того, чтобы путешественник не голодал в дороге. 
Названий у кукол много, обо всех не расскажешь. Наверное, самой популярной является кукла Пеленашка. Это такой скрученный столбик, как запелёнутый ребёнок. Очень многофункциональная куколка. Её дарили невестам на свадьбу, чтобы в доме были дети, её делали маленькие девочки из остатков ткани от маминого сарафана. Девочки играли с куклой, приобретая навыки обращения с маленькими детьми. Её давали новорождённым детям, они хватали эту скрутку ручками, развивая тем самым мелкую моторику. Вот такая забавная куколка. 
— Василиса, расскажи, сложно ли мастерить кукол и из чего ты их обычно делаешь?
— Нет, кукол мастерить несложно. Тут даже моё слабое зрение не мешает. Хотя нитку в иглу я уже не могу вдеть, тут в помощь мне нитковдеватель. Особенность тряпичных кукол в том, что на их изготовление не должно уходить много времени. Раньше женщины мастерили их на коленях из подручных средств. Под песни или молитвы они скручивали столбик из ткани, обозначали лицо куклы, оборачивали лицо белым льном, завязывали косынку из маленького лоскутка ткани, наряжали столбик в платье и украшали атрибутикой разного толка. Им даже не нужны были иголка с ниткой и ножницы, достаточно обычных узелков. 
Вот по такому принципу я и работаю с куклами. Правда, у меня всё же этот процесс не столь примитивен. Я пользуюсь иголкой, нитками, использую ножницы и швейную машинку. Скручивая столбики из ткани, я не примитивно оборачиваю их тканями, имитируя платья, а шью полноценный наряд. А делаю я своих кукол также из подручных материалов. У меня дома много тканей, которые мне несут жители нашего посёлка. Вот остались обрезки от пошива юбки, или платье пришло в негодность — всё несут мне, а уж я найду куда пристроить. Зато мои красавицы щеголяют в модных тканях всевозможных расцветок. Обычно я использую лён, рогожку, ситец, мешковину, шёлк и прочее. Для украшений беру всё, что попадётся: бусины, бисер, кружево, тесьму и даже бельевую верёвку. В работе главное не переборщить и не перегрузить куклу. Моё убеждение таково — кукла должна оставаться простой, аккуратной, чтобы с ней без сожаления можно было расстаться. Сжигали же раньше тряпичную куклу на Масленицу, и никого совесть не мучила. 
— Кому, кроме тебя, интересны твои куклы? Что с ними происходит? Ты их даришь, продаёшь, делаешь на заказ?
— Скажу так, мои дочери с уважением относятся к моему увлечению и даже иногда помогают мне в работе. Однако они не заразились изготовлением кукол и не стремятся к этому. У них свои интересы, причём современного характера — велосипед, музыка, танцы, интернет. Меня это не расстраивает, я своё увлечение никому не навязываю, каждый отыщет в жизни свой собственный интерес. 
А вот дарю своих кукол я с удовольствием, причём в нашем посёлке они пользуются спросом. Объясню, почему так происходит. Жители деревни отличаются от горожан. Конечно, и в наши края заглянул прогресс — интернет, цифровизация, наличие бытовой техники в домах, но наряду с этим ещё крепки черты традиционного народного уклада. Жители деревни чуть более суеверны, верят приметам, древним поверьям, берегут традиции и обычаи предков, слушают природу, а иногда разговаривают с домовым. И если мужчины более рациональны, то женщины суеверны. 
Вот так и получилось, что многие хозяйки домов просят сделать им куклу-оберег или душистую травницу. Много места в избе она не займёт, но авось убережёт от бед. И я с удовольствием делаю или дарю тех, что когда-то смастерила. Трепетные мамочки, отправляя своих детей учиться в город, просят сделать для них Подорожницу, и я делаю. Вряд ли она нужна детям, но мамам так спокойней. Девушки-невесты заказывают для себя куколок, чтобы их семейная жизнь была счастливой и полной достатка. Лет 10 назад краевое телевидение даже снимало сюжет про моё увлечение, так что мои красавицы засветились на телеэкране. 
— Василиса, даёшь ли ты своим куклам имена? И почему у тряпичной куклы нет лица?
— Намеренно я имён своим куколкам не даю. Бывает, какое-нибудь имя прицепится, но это случается редко. Только 3 куклы носят имена — кухонная Дарья, которая обитает на кухне, Марфа — та обычно сидит в сенях и Лала — её так назвала моя младшая дочь, когда ей было 2 года. Лала у нас обычно перемещается с места на место. Она уже довольно потрёпана, и её очень любит наша кошка. 
Почему куклы без лица? Тут всё очень просто. Так повелось испокон веков. Тряпичная кукла делалась безликой. Лицо оборачивалось белым льном, и всё. Считалось, что так она недоступна для злых духов и тёмных сил, а следовательно, не опасна как для игры ребёнка, так и для оберега всей семьи. У куклы нет лица, а все её смыслы внутри.
Моя мама рассказывала, что за месяц до моего рождения она смастерила куколку и положила её в мою кроватку. Мама была уверена, что она обогреет мою колыбель, и когда я появлюсь на свет, мне будет комфортно. Ещё долго потом я играла с этой куклой, мяла её в руках, грызла зубами — не повезло бедняжке. (Улыбается.). Сегодня люди не столь суеверны, да и куклы уже не отягощены столькими смыслами, порой это просто декор, поэтому теперь их можно делать с лицами. Если я мастерю куколку на заказ, всегда уточняю, каким хочет видеть лицо заказчик. 
— Красавица Барби является конкуренткой для твоих кукол?
— Думаю, что нет. Они просто очень разные, из разных миров. Да и задачи у них тоже разные. Мои куклы не все предназначены для игры. У них нет лоска признанной американки, они не столь ярки и заметны, зато наполнены смыслом. Я не буду ругать Барби, она давно стала символом поколения, её образ и внешний вид берут на вооружение модницы всего мира. Наверное, такая кукла тоже нужна, на ней очень удобно практиковаться в пошиве одежды. Я сама с Барби не играла. Дочери мои тоже не открыли для себя мир Барби, они вообще очень рано перестали играть в куклы. Им больше по душе рисовать, искать сокровища в лесу и придумывать небылицы. Однажды они зарыли клад и пока рисовали карту для своих подруг, забыли, где всё это закопано. Вот смеху-то было!
— А теперь открой нам секрет, зачем тебе столько теннисных мячей?
— Да тут всё просто. Когда-то давно я делала из теннисных мячей игрушки — что-то среднее между колобком и смешариками. Я использовала яркие ткани, нитки, верёвки и всё прочее. А у нас в деревне теннисные мячики не купишь, за ними надо ехать в город. Вот я и стала просить всех, кто ездил в город, привозить мне эти мячи. В итоги мне их везли, и везли все кому не лень. Вот теперь они и лежат в плетёной корзине, напоминая зелёные яблоки. Ума теперь не приложу, что с ними делать. 
— Про твой дом как из сказки восторженно отзываются все, кто его видел. Расскажи, как в нём сочетаются современность и старина?
— Мой дом достался мне от родителей. В нём всё сделано руками моего отца и деда. Мы сегодня стараемся всё это сохранить, реставрировать, если потребуется. Время неумолимо разрушает даже самые крепкие основы. Во дворе у нас старинная беседка и деревянные качели в виде лошадок. Изба у нас добротная, крепкая, в неё мы с большим удовольствием впустили лазутчиков современности — компьютер дочерей, различную бытовую технику и прочие блага цивилизации. Хочу донести до читателей одну простую мысль — я не против современности, тем более прогресс прилично облегчает жизнь человеку. А учитывая, что деревенский быт сложен и занимает уйму времени, современная бытовая техника для нас просто подарок. Но наряду с компьютером и бытовыми приборами в нашем доме прекрасно соседствуют прялка моей бабушки, старинные гусли отца, деревянный гребень моей мамы, много книг и мои тряпичные куклы. Все чувствуют себя уютно, и никто не в обиде. Недавно к нам приезжал музыкант, просил продать гусли. Наверное, соглашусь. Всё же инструмент должен жить, а не «антикварно» от важности надувать щёки. 
— Василиса, нравится ли тебе идея создания досугового кружка, например, в школе, по изготовлению тряпичных кукол?
— С этим сложно. Нужно понимать, для чего такой кружок, какова его основная цель и кому он будет необходим. В деревенской школе такие занятия могли бы появиться. А вот городские школы такой вид работы не заинтересует, я думаю. В городе есть в школах кружки робототехники, хореографии, языковые занятия, спортивные секции и прочее. У тряпичных кукол мало шансов заинтересовать ребятишек. К тому же меня бы беспокоило два момента. Первый заключается в том, что народная кукла прочно связана с суеверием. Надо ли всё это объяснять детям, погружая их в мир примет и страхов. А второй момент — захотят ли родители, чтобы такие смыслы объяснялись бы их детям. Думаю, если взяться за организацию таких занятий, то без всяких глубинных смыслов. Их нужно рассматривать как возможность сделать что-то своими руками. 
— Были ли забавные случаи, связанные с куклами? Поделись такими историями с читателями.
— Был один такой случай. Я отправляла своих кукол на выставку, и их там всех раскупили. А через какое-то время репортёры приехали снимать сюжет про моих красавиц, и девушка-корреспондент подарила мне тряпичную куклу, купленную на выставке. Эта кукла оказалась сделанной мной. Свою работу я всегда узнаю. Вот такой круговорот кукол в природе. А ещё наш местный школьный кукольный театр иногда привлекает меня к созданию кукол. По мере сил и возможностей я участвую, хотя создание кукол для театра — это совсем другая техника.
— Василиса, поделись мыслью, о чём может рассказать кукла?
— Сама кукла вам ничего не расскажет. Она всегда молчит, но делает это настолько осмысленно, что владелец куклы на каком-то тонком уровне понимает, о чём она молчит. Кукла — это ваш молчаливый собеседник. Она выслушает вас, не осудит, она, конечно, не даст вам совет, но впитает в себя ваше плохое настроение. Внешний вид куколки может рассказать о том, к какому региону или к какому этносу она принадлежит, а элементы, которые она иногда держит в руках (младенец, горшочек с кашей, котомка), говорят о её основном предназначении. Я могу рекомендовать вашим читателям попробовать сделать свою куклу, нарядить её по своему вкусу. Быть может, вам настолько понравится сам процесс создания, что вы погрузитесь в причудливый мир кукол. А уж они своим молчанием расскажут вам всё самое таинственное…

Василису во время нашей беседы внимательно слушали её любимые куклы в пышных сарафанах и цветастых передниках. Они молча сидели, но привлекли к себе внимание посетителей кафе, в котором мы встречались для интервью. Не все красотки вернутся с Василисой в сказочный дом, двух кукол девушка с удовольствием подарила посетителям кафе, которым они понравились. Наше интервью можно закончить всем известной фразой: «Вот и сказочке конец, а кто слушал — молодец!» Разница лишь в том, что для Василисы её жизнь — не сказка, а вполне правдоподобная реальность. И она в ней органична и привлекательна. Её основная черта — это доброта, которую она излучает словом, делом и взглядом. Да будет всегда и везде доброта!

Дата публикации: 
понедельник, февраля 5, 2024
Автор публикации: 
Евгения Зуева
Категория публикации: 
Учимся самостоятельности