Перейти к основному содержанию

Семейный разговор (Часть 6). Первые шаги к самостоятельности. Копилка навыков. Часть 1

СЕМЕЙНЫЙ РАЗГОВОР («Школьный Вестник» №1 за 2024 год)

ПЕРВЫЕ ШАГИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Наталья Седельникова
педагог-психолог, равный консультант, автор проекта поддержки незрячих и слабовидящих «Мир иначе»

КОПИЛКА НАВЫКОВ

Часть 1

В прошлой статье мы говорили про шаги к полноценной активной жизни и про самостоятельность в целом. Она включает в себя очень много аспектов, и сегодня мы с ними разберёмся подробнее.
Для начала вспомним шаги, которые ведут к полноценной активной жизни:
1. Открыто заявлять миру, что ты незрячий.
2. Правильно и чётко себя позиционировать (например, придя куда-то, говорить, что ты слепой посетитель и что тебе нужна помощь).
3. Быть вежливым, доброжелательным и интересным для окружающих.
4. Предлагать свою помощь.
5. Проявлять инициативу, но отличать её от навязчивости.
6. Ну и, конечно, уметь самостоятельно передвигаться по городу и осваивать новые бытовые навыки.


Когда вы думаете о будущем вашего ребёнка, старайтесь мыслить конкретно, а не обобщать все сложности в одно большое негативное ощущение, в один страх. Ведь страх сковывает наши мысли, и мы уже не в состоянии оценивать реальное положение дел.
Давайте разберём по пунктам, как ваш ребёнок будет жить, когда повзрослеет.
1. Для начала нужно увидеть в нём личность, отдельного человека и понять, что рано или поздно он захочет жить отдельно от вас, общаться больше со сверстниками, завести семью. В психологии этот процесс называется «сепарация». Вспомните себя, наверняка, когда вы были ребёнком, у вас было желание иметь свою комнату или свой уголок, в юности вы думали о самостоятельной жизни, хотели построить свою семью.
Если ваш ребёнок уже старшего подросткового возраста и говорит, что хочет всю жизнь жить с вами, значит, у него пока превалируют страхи и он не верит в свои силы. В этом направлении нужно планомерно работать. Процесс сепарации занимает не один год. Рассказывайте ребёнку свою историю отсоединения от родителей и вселяйте в него веру в свои возможности. 
2. Следующий пункт плана начала самостоятельной жизни — уверенность в себе и обладание основными бытовыми навыками.
Чтобы снизить тревожность и повысить уверенность ребёнка в себе, необходимо помогать ему осваивать бытовые навыки. Мы уже говорили про мытьё посуды, самостоятельный подбор одежды и самостоятельное передвижение по городу с тростью.
К этому нужно добавить умение убираться, уметь пользоваться всей бытовой техникой дома, ходить в магазин и готовить еду.
Очень важно, чтобы ребёнок освоил использование телефона и компьютера на очень хорошем уровне. Это нужно не только для общения, но и в первую очередь для учёбы и будущей работы.
Давайте обо всем по порядку. Для начала мы оценим степень освоения навыками, а затем будем их развивать при необходимости.
Возьмем навыки из нескольких сфер жизни.

Упражнение
Запишите, что умеет, а что не умеет ваш ребёнок. Можно использовать шкалу от 0 до 2 баллов, где 0 — не умеет, 1 — немного может, 2 — навык освоен и применяется в жизни. И давайте сделаем ещё одну оценку в этой шкале: ставьте «?» около тех пунктов, где вы знаете, что ребёнок умеет, но не делает.

Оцените по этой шкале следующие навыки.

Внешний вид:
1. Самостоятельно одеваться.
2. Искать в шкафу одежду.
3. Складывать одежду и убирать на место.
4. Подбирать одежду, подходящую по погоде и по ситуации. 
5. Подбирать по цвету и текстуре разные элементы одежды.
6. Определять, когда одежда становится грязной, и самостоятельно относить её в стирку.
7. Причёсываться.
8. Следить за обувью.

Гигиена:
1. Самостоятельно чистить зубы.
2. Умываться, мыться и мыть голову.
3. Отличать зубную пасту и шампунь от остальных тюбиков и пузырьков.
4. Пользоваться туалетом и туалетной бумагой.
5. На ощупь определять свое полотенце и пользоваться им.
6. Подстригать ногти.
7. Бриться.

Порядок в комнате:
1. Убирать вещи на свои места.
2. Легко ориентироваться в своей комнате и вещах.
3. Застилать кровать.
4. Протирать пыль.
5. Пылесосить.
6. Мыть пол.

Чем большему количеству навыков вы поставили оценку 2 балла, тем более подготовлен ребёнок к будущей самостоятельной жизни.
Посмотрим на пункты, где вы поставили «?». Проанализируйте, почему ребёнок не использует свой навык в реальной жизни. Может быть, вы слишком его опекаете и делаете это за него? Может быть, он умеет, но у него есть страх сделать плохо, поэтому он избегает этой ситуации?
Вам необходимо тщательно проанализировать все возможные причины и подумать над тем, как дать возможность ребёнку оттачивать этот навык и приучаться делать это самому.
Если возникают сложности с пониманием причин — пишите нам на почту, будем думать вместе.
Теперь о тех пунктах, которые вы оценили в 1 балл.
Здесь нужно разработать план по отработке этих навыков, найти мотивацию для ребёнка и проанализировать, что именно мешает освоить этот навык более полно.
Возможно, это умение связано с ещё каким-то навыком, который пока вашим ребёнком не освоен. 
Ваша совместная с ребёнком задача — развить в ближайший месяц эти навыки так, чтобы им смело можно было поставить высокий балл.
Что же делать с теми пунктами, которым была присвоена оценка «0 баллов»?
Для начала вам нужно оценить, должен ли ребенок уметь это делать в своём возрасте. Почитайте в интернете статьи по возрастной психологии, чтобы понимать сенситивные периоды для того или иного навыка.
Если по возрасту он уже должен это уметь, то начинайте работу в этом направлении. 
1. Найдите для него мотивацию. «Для чего мне нужно это уметь?» 
2. Начните осваивать этот навык вместе с ребёнком. Возможно, сначала через игру. Можно через похвалу, через просьбу о помощи.
3. Внедрите это в жизнь семьи, например, как обязанность.
Начинать освоение нужно с простых задач, не требующих очень больших усилий. Далее усложняйте.
Не забывайте хвалить ребёнка. Актуально сравнение его с самим собой: «Вот ещё пару недель назад ты это не делал и даже не умел, а теперь смотри, как у тебя здорово получается!»
Закрепите этот навык в качестве обязанности по дому или как совершенно естественную вещь, которую должен уметь каждый человек вне зависимости от особенностей своего здоровья.

Дадим несколько рекомендаций и пояснений к освоению навыков из каждой сферы жизни.

Внешний вид
В ноябрьском номере мы поднимали тему ориентировки в своей одежде и шкафу. 
Что касается оценки насколько грязная одежда — здесь можно либо предложить определять по запаху, либо уже в зависимости от потливости и аккуратности ребёнка просто определить, сколько раз можно надеть одну и ту же вещь прежде, чем отнести её в стирку.
Познакомьте ребенка с тем, где и как у вас дома хранится одежда, ожидающая стирки. 
В плане обуви — помогите ему выработать привычку протирать кожаную обувь каждый день, а на тканевую обращать внимание, если на улице было грязно.

Гигиена
Отсутствие зрения абсолютно не мешает быть чистым и опрятным.
Существует много способов выдавливать нужное количество зубной пасты, и каждый выбирает удобный для себя. Можно выдавливать пасту на щетину щетки, как и все, просто фиксируя пальцами второй руки её края, чтобы отслеживать количество. Можно выдавливать не на щетину, а на палец.
Зрячему может показаться, что незрячий никогда не сможет самостоятельно подстричь ногти, особенно на ногах, но на самом деле все достаточно просто.
Поделюсь своим личным опытом. Так как я росла в среде, где не было слабовидящих или незрячих и любое действие, в котором нужен визуальный контроль, считалось невозможным для выполнения, самостоятельное подстригание ногтей было освоено гораздо позже возрастной нормы. И случилось это в тот момент, когда я осознала, что для того, чтобы что-то делать, не обязательно видеть.
Тогда я закрыла глаза и подстригла себе ногти.
Объясню, почему закрыла глаза. На самом деле, даже когда у человека совсем маленький подгляд, он всё равно на него ориентируется, всё равно он является непроизвольно ведущим органом. А так как по сути маленький процент зрения всё равно не позволяет именно видеть в классическом понимании этого слова, то он зачастую мешает. То есть ты видишь образ, пятно и пытаешься к нему присматриваться, что очень сбивает твои ощущения и действие рук во время подстригания ногтей. Безусловно, после данного действия необходимо пользоваться пилочкой для выравнивания краев ногтя.
Если речь идет о девушке, то с определённого возраста вполне допустимо делать классический маникюр в салоне. Он значительно дешевле шелаков и прочего, при этом включает в себя как подстригание ногтей, так и работу с кутикулой. Получается очень опрятный вид, и не дорого.
В плане бритья тоже нет ничего сложного, все делается на ощупь. Главное объяснить принцип использования безопасной бритвы. Мальчикам для бритья удобно использовать электрическую бритву, которой вообще невозможно пораниться. Но и обычным станком тоже нужно научиться пользоваться. 

Порядок в комнате
Для незрячего очень важно приучиться хранить вещи на определённых местах. Так будет удобно и быстро ориентироваться в квартире и делать домашние дела. Этому правилу необходимо следовать и остальным членам семьи.
Протирать пыль, пылесосить и мыть пол, застилать постель — всё это самые простейшие навыки, которые не вызывают у незрячих трудностей.
При обучении важно показать, как именно складывать одеяло, как расправлять постель, чтобы она выглядела опрятно. В плане уборки важно помнить, что незрячий не может убираться хаотично, как зрячий. Уборка должна идти в строгом порядке и геометрически выверенно. То есть если пылесосим и моем пол, то, например, от окна сначала по левой стене берём полосу, затем смещаемся правее и так полосами убираемся до правой стены. Это необходимо для того, чтобы не пропустить ни один участок. В идеале проделать такую уборку дважды, это снизит вероятность того, что незрячий всё-таки что-то пропустил.

 

В следующем номере мы будем оценивать навыки ещё в нескольких сферах жизни и поговорим о том, как их освоить.
А пока у вас есть целый месяц, за который вы вместе с ребёнком пройдёте ещё несколько шагов к его самостоятельной, полноценной и активной жизни!
Оценивайте навыки, работайте над их освоением и присылайте свои вопросы нам на почту.
До новой встречи!

Автор: 
Наталья Седельникова
Категория: 
Коррекционная педагогика