Перейти к основному содержанию

Семейный разговор (Часть 7). Первые шаги к самостоятельности. Копилка навыков. Часть 2

СЕМЕЙНЫЙ РАЗГОВОР («Школьный Вестник» №2 за 2024 год)

ПЕРВЫЕ ШАГИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Наталья Седельникова
педагог-психолог, равный консультант, автор проекта поддержки незрячих и слабовидящих «Мир иначе»

КОПИЛКА НАВЫКОВ

Часть 2

В предыдущей статье мы говорили о том, что необходимо как можно раньше задуматься о будущем вашего ребёнка, ведь наступит момент, когда он будет жить отдельно от вас. Он должен быть полностью самостоятельным для того, чтобы не только жить самому, но и, вероятно, ещё заботиться о своей семье.
Мы говорили про навыки в сфере гигиены, внешнего вида и порядка в собственной комнате. Проанализировав уровень их освоения вашим ребёнком на настоящий момент, вы можете использовать конкретные рекомендации, данные нами в статье в прошлом номере журнала. Сегодня мы поговорим о навыках, необходимых ещё в нескольких важных для самостоятельной жизни сферах.
Один из главнейших навыков, которые мы сегодня рассмотрим, — это навык коммуникации. Казалось бы, что здесь сложного и чему надо учить? Ведь все мы люди, и все мы как-то общаемся. Проблема и заключается в этом «как-то». Мы сейчас даже не будем касаться конфликтов в общении (хотя это тоже очень важный момент — умение взаимодействовать так, чтобы избежать негативных реакций), мы будем говорить о других аспектах коммуникации. 
Коммуникация для незрячего — это один из основных способов получения информации и взаимодействия с окружающим миром. Но окружающий мир не всегда может понять, что мы живем и действуем по-другому, и наша задача донести это до людей.

Пример из практики
Женщина, которая недавно потеряла зрение и уже прошла первый этап адаптации, пришла в магазин. Она решила, что должна самостоятельно начать покупать продукты. Обратившись к продавцам, она не получила от них никакой помощи и пришла домой в слезах. 
В разговоре с равным консультантом проекта поддержки слабовидящих и незрячих «Мир иначе» она посетовала, что слепые не могут ходить в магазины, что это не реально, что так и придётся всю жизнь просить соседей или платить помощнику.
При подробном разборе ситуации оказалось, что, обращаясь за помощью, женщина сказала продавцу: «Помогите мне, пожалуйста, я плохо вижу, мне нужны молочные продукты и хлеб». На что сотрудник зала просто махнула рукой и сказала, что молочные продукты «там, а хлеб напротив ряда со сладким». Как вы понимаете, этот ответ ничем не поможет незрячему, и конечно, у нашей героини сложилось впечатление, что ей никто и никогда не поможет.

Разберём эту ситуацию. Почему сотрудник магазина так себя повёл? На самом деле всё очень просто. Продавец просто не понял, что перед ним незрячий человек. Вы скажете: как можно не понять, если человек с тростью? Наверное, для нас, для незрячих, это навсегда останется загадкой номер один! Но знаю из личного опыта: как минимум половина зрячих, которых мы встречаем, не видят связи между тростью и нашим зрением. Кому-то кажется, что это скандинавская палка, кому-то — внимание! — удочка! Удивительно? Нам тоже.
Поэтому очень важно чётко себя позиционировать и свою речь строить следующим образом: «Здравствуйте! Я незрячий, помогите мне, пожалуйста, сделать покупки». Если это один или два продукта, то можно так и сказать, что нужны хлеб и молоко. И пояснить ещё раз, что вы не видите и вам нужно дать их в руки.
То есть если мы говорим, что мы плохо видим, для зрячего человека это означает, что у вас дальнозоркость или близорукость и вам достаточно показать направление, в котором надо двигаться, а дальше вы сами справитесь. Незрячему важно принять для себя, что даже если у него есть крошечный остаток зрения — это уже означает, что он не видит, и так и нужно говорить.
Правильно себя позиционировать нужно не только в магазине, но и в любом учреждении, на остановке общественного транспорта и т.д. На самом деле окружающие люди не хотят отказывать нам в помощи, они просто не всегда понимают, что она нам нужна и какая именно. И это именно наша задача и ответственность правильно донести информацию и чутко сформулировать, что именно и как нам нужно.
Давайте оценим уровень развития этого навыка у вашего ребёнка. Конечно, здесь нужно делать поправку на возраст.

Упражнение
Запишите, что умеет, а что не умеет ваш ребёнок. Можно использовать шкалу от 0 до 2 баллов, где 0 — не умеет, 1 — немного может, 2 — навык освоен и применяется в жизни. И давайте введём ещё одну оценку в этой шкале: ставьте «?» около тех пунктов, где вы знаете, что ребёнок умеет, но не делает.
Оцените по этой шкале следующие навыки.

Коммуникация:
1. Поздороваться с незнакомым человеком и спросить его имя при необходимости.
2. Правильно себя позиционировать: кратко и доходчиво сказать, что «я незрячий».
3. Корректно и доброжелательно попросить помощь.
4. Чётко и кратко описать свою проблему.
5. Поддерживать коммуникацию.
6. Задавать вопросы.
7. Отвечать на вопросы.
8. Предлагать свою помощь.
Вопрос самостоятельного передвижения мы уже не раз поднимали и говорили о главенствующем умении ходить с тростью. Давайте теперь оценим этот навык по нашей шкале.

Передвижение:
1. Открыть дверь в квартире и закрыть её на ключ.
2. Выйти самостоятельно из дома и дойти до мусорного бака.
3. Дойти самостоятельно до остановки общественного транспорта.
4. Дойти до продуктового магазина.
Навык ориентировки в магазине можно тренировать уже в младшем школьном возрасте. Когда вы вместе ходите в магазин, старайтесь обращать внимание ребёнка на звуки, издаваемые кассовым аппаратом и холодильниками, на запахи вокруг. Навыки самостоятельного посещения кафе актуальны примерно с 14 лет. Но и в более младшем возрасте при совместном посещении мест общественного питания не забывайте комментировать происходящее, чтобы ребёнку было понятно, как заказывают еду в кафе быстрого питания, как в ресторане, как осуществляется выбор столика и оплата.

Магазины и кафе:
1. Определение на слух места расположения кассы.
2. Ориентация в пространстве магазина.
3. В супермаркете умение попросить кассира позвать сотрудника зала или администратора, которые окажут помощь в покупке. 
4. Умение расплатиться.
5. Сделать заказ в кафе.
6. Найти свободный столик или попросить помощь.
Эти важные навыки очень связаны между собой, ведь без умения самостоятельно передвигаться незрячий не попадёт в магазин или кафе, а без навыков общения с посторонними людьми не сможет попросить помощь. Конечно, никто не отменял покупки онлайн, и многим это действительно очень подходит, но есть ситуации, когда это неудобно или невозможно, и необходимо уметь совершать покупки непосредственно в самом магазине. Это даст возможность действительно независимо и самостоятельно вести своё хозяйство, а каждое новое умение ещё больше расширяет возможности незрячего и даёт ему уверенность в себе.
Обратимся к вашим оценкам выше приведённых навыков.
Чем большему количеству навыков вы поставили оценку 2 балла, тем более подготовлен ребёнок к будущей самостоятельной жизни.
Посмотрим на пункты, где вы поставили «?». Проанализируйте, почему ребёнок не использует свой навык в реальной жизни. Может быть, вы слишком его опекаете и не даёте ему проявить себя? Может быть, он умеет, но у него есть страх сделать плохо, поэтому он избегает этой ситуации?
Вам необходимо тщательно проанализировать все вероятные причины и подумать над тем, как дать возможность ребёнку оттачивать этот навык и приучаться делать это самому.
Если возникают сложности с пониманием причин — пишите нам на почту, будем думать вместе.
Теперь о тех пунктах, которые вы оценили в 1 балл.
Здесь нужно разработать план по отработке этих навыков, найти мотивацию для ребёнка и проанализировать, что именно мешает ему освоить этот навык более полно. Возможно, это умение связано с ещё каким-то навыком, который пока вашим ребёнком не освоен. 
Ваша совместная с ребёнком задача — развить в ближайший месяц эти навыки так, чтобы им смело можно было поставить высокий балл.
Что же делать с теми пунктами, которым была присвоена оценка «0 баллов»? Для начала вам нужно оценить, должен ли ребенок уметь это делать в своём возрасте. Почитайте в интернете статьи по возрастной психологии, чтобы понимать сенситивные периоды для того или иного навыка.
Если по возрасту он уже должен это уметь, то начинайте работу в этом направлении. 
1. Найдите для него мотивацию. «Для чего мне нужно это уметь?» 
2. Начните осваивать этот навык вместе с ребёнком. Возможно, сначала через игру. Можно через похвалу, через просьбу о помощи.
3. Внедрите это в жизнь семьи, например, как обязанность.
Начинать освоение нужно с простых задач, не требующих очень больших усилий. Далее усложняйте.
Не забывайте хвалить ребёнка. Актуально сравнение его с самим собой: «Вот ещё пару недель назад ты это не делал и даже не умел, а теперь смотри, как у тебя здорово получается!»
Закрепите этот навык в качестве обязанности или как совершенно естественную вещь, которую должен уметь каждый человек вне зависимости от особенностей своего здоровья.

А теперь несколько рекомендаций и пояснений к освоению навыков из каждой сферы жизни.

Коммуникация 
Как правило, с тем, чтобы поздороваться, проблем не бывает, но если ребёнок ещё пока очень закрытый, то нужно провести определённую работу в этом направлении. Сначала дома в комфортной обстановке объяснить, что такое нормы приличия, зачем люди здороваются, и разучить несколько вариантов приветствий.
Поговорить о тех ситуациях, в которых может понадобиться донести до собеседника то, что ты незрячий. Отработать эти фразы. Поговорить о том, что для зрячего человека далеко не всегда очевидно, что перед ним слепой, поэтому необходимо спокойно и приветливо сказать об этом.
Разыграть несколько ситуаций, в которых может понадобится попросить помощь. Намеренно оказывать эту помощь неверно, если просьба не была сформулирована чётко.
Поменяться ролями и нарочито долго объяснять, в чём заключается проблема и что вы хотели бы попросить помощь. «Сегодня у меня закончился хлеб, а скоро ко мне придут гости, как же мы без хлеба. Помочь сегодня некому, поэтому вот я один пришёл за хлебом, но я незрячий и не могу найти его, а мне нужен очень определённый хлеб, определённой фирмы. Если вы сейчас не заняты, может, вы бы мне помогли или ещё кого-то можно позвать?»
На этом примере мы показываем ребёнку, что никто не будет выслушивать такие долгие монологи и что такая нечёткая речь очень утомляет и может раздражать. Если разыграть такую ситуацию на автобусной остановке, то автобус уедет на середине такой речи. Поэтому обозначение проблемы и просьба о помощи должны быть максимально краткими и понятными. Можно потренировать этот навык, придумывая совершенно разные ситуации.
Важно, чтобы ребёнок понял, что ему не обязаны помогать. Это добрая воля человека, которого он об этом попросил, и более того, невозможно всегда только получать помощь, надо уметь её оказывать. То есть должны быть сферы, в которых незрячий может помочь своему знакомому или родственнику. Подумать, какую помощь уже сейчас ваш ребёнок мог бы оказать вам, своим друзьям, прохожим на улице или в магазине, пассажирам в транспорте.

Передвижение
Кроме навыков ориентировки с тростью необходимо уметь открыть и закрыть дверь, а также знать основные маршруты от своего дома до важных объектов. Эти маршруты вы можете изучить с ребёнком самостоятельно, понимая, какие основные ориентиры необходимы для незрячего. Если путь до ближайшего магазина или остановки сложный, то его можно разобрать и изучить, обратившись к инструктору по ориентировке, например, подав заявку на портале «Особый взгляд». Можно даже достаточно оперативно получить рекомендации, показав дорогу до объекта через камеру в онлайн-режиме при разговоре со специалистом по мобильности.

Магазины
Как уже говорилось выше, посещая магазин с ребёнком, с самого детства не забывайте комментировать, что где находится и как выглядят прилавки. Если ребёнок идет вдоль напольного холодильника, обязательно обратите его внимание на его температуру, шумит он или нет, как он открывается и что в таких холодильниках обычно хранятся замороженные продукты, охлажденное мясо или мороженое.
Обращайте его внимание на полки и ящики с овощами и фруктами, изучайте их. Используйте ситуацию, когда вокруг есть много разных фруктов и овощей, которые можно сравнить между собой и дать ребёнку о них представление!
Идя с тростью по магазину, мы ориентируемся с помощью препятствий. То есть это стоящие в пространстве зала холодильники, полки и стенды. Также хорошими ориентирами являются звуки — звук кассы, аппарата, озвучивающего цены на товары, и шум холодильных установок. Также немаловажную роль играют запахи, которые всегда ярко выражены в отделе с хлебом и выпечкой, в отделе сладостей и различной химии (порошки, мыло и т.п).
Важно всегда держать в голове, откуда ты пришёл, где кассы и какие отделы ты уже прошёл. Выстраивание некой карты маршрута поможет не заблудиться в магазине и быстро найти дорогу к кассе.
Конечно, всегда есть возможность при входе в магазин подойти к кассам и попросить помощь, но есть вариант и самостоятельных покупок, и этот навык тоже полезно освоить.
В 12 лет ребёнок уже вполне способен сделать элементарные покупки самостоятельно, и можно начинать тренироваться дома, как именно он обратится за помощью.
Обязательно нужно отработать навык оплаты покупок. Удобнее всего это делать банковской картой, чтобы не пришлось брать сдачу. Для освоения этого навыка вам нужно вместе с ребенком осмотреть терминал оплаты, который стоит на кассе. Вы можете попросить разрешение у сотрудников, осмотреть такой аппарат, например, на закрытой, не работающей на данный момент кассе.
Обратите внимание, что на всех подобных устройствах, так же, как и на кнопочных телефонах и клавиатурах, на цифре «5» стоит тактильная метка. По ней мы и ориентируемся, набирая ПИН-код. К сожалению, сейчас меняют аппараты с физической клавиатурой на полностью сенсорные устройства, что неудобно для слепых людей. В таком случае можно либо разделить свою покупку на несколько, чтобы стоимость каждой укладывалась в лимит оплаты без подтверждения ПИН-кодом, либо оплачивать через приложение на телефоне, то есть прикладывать не карту, а телефон. Тогда не нужно будет вводить ПИН-код. 

Кафе и рестораны
Чтобы научиться самостоятельно посещать кафе и рестораны, нужно понимать разницу между обслуживанием в этих заведениях. Если это «Теремок» или «Вкусно и Точка», мы знаем, что нужно идти на кассу, а потом после оплаты ждать свой заказ неподалёку. При этом необходимо спросить, какой номер заказа. Как правило, несмотря на то, что все заказы высвечиваются на экране, при выдаче их всё равно дублируют голосом. Если нужна будет помощь в поиске столика, можно сразу на кассе попросить сотрудника, который помог бы получить и донести заказ до столика.
В ресторане же всё проще. Здесь достаточно просто найти свободный столик, что обычно помогают делать сотрудники зала, а дальше только сделать заказ. С меню лучше заранее ознакомиться в интернете, чтобы понимать, что ты хочешь заказать. Но бывает, что меню на сайте ресторана опубликовано в виде картинок и тогда нет возможности прочесть его с помощью программ экранного доступа. В этом случае можно попросить о помощи официанта. Оплата здесь не отличается от того, что мы обсудили выше. Но в случае именно ресторана достаточно несложно расплачиваться и наличными.
Как видите, в любой ситуации, в любой сфере жизни уже есть готовые решения, позволяющие незрячим вести полноценную самостоятельную жизнь. И сегодня мы стали ближе к ней ещё на несколько шагов! Не относитесь к нашей статье как просто к тексту с полезными инструкциями, реализуйте их, научите своего ребёнка жизненно необходимым вещам и дайте ему возможность стать более уверенным в себе.

Автор: 
Наталья Седельникова
Категория: 
Коррекционная педагогика