Перейти к основному содержанию

«Масштаб плюс» покоряет высшие точки Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Андрей Гостев («Школьный Вестник» №2 за 2024 год)

«МАСШТАБ ПЛЮС» ПОКОРЯЕТ ВЫСШИЕ ТОЧКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

В 2016 году в Санкт-Петербурге с восхождения на смотровую площадку Исаакиевского собора символично стартовал проект, впоследствии получивший название «Северо-Западный венец России». После восхождения нашей команды на Эльбрус в 2010 году про нас стали говорить и писать. Можно сказать, наше достижение всколыхнуло альпинистское сообщество. И на этой волне ко мне обратился руководитель английской альпинистской экспедиции с предложением о сотрудничестве. Он занимался в Непале организацией для слепых и слабовидящих путешествий с восхождением на Айленд-пик. В ходе переписки выяснилось, что в Шотландии очень широко распространён горный туризм. Горы в Шотландии невысокие, скорее это холмы, высота самой высокой вершины 1345 м над уровнем моря, но их много — около 300. Они включены в особую программу восхождений, в которой ведётся подсчёт подъёмов каждого её участника и формируется его рейтинг. Конечно, времени на выполнение такой программы понадобится много, но есть такие, кто её выполнил, и их немало. 
Нам идея понравилась, и, взяв её за основу, команда «Масштаб плюс» стала изучать рельеф Петербурга и Ленинградской области, а он, как известно, исключительно равнинный. Поэтому решили начать с подъёмов на архитектурные доминанты, чтобы почувствовать город в необычном вертикальном измерении. Для ощущения подъёма подходят и ступени, которые ведут к смотровым площадкам, например, на Смольном и Владимирском соборах, Думской башне и др. 
Далее наша команда поднялась по экологической тропе на Дудергофские высоты (Ореховая гора — 176 м). В следующий раз отправились на экскурсию по территории Пулковской обсерватории. Поднялась не только на Пулковскую гору (самая высокая точка — 75 м), но и совершила подъём на смотровой балкон обсерватории, ещё на 21 метр выше. 
Теперь наш интерес лежал уже в области практической географии. И зимой мы отправились к высшей точке Карельского перешейка — горе Кивисюрья (204 м), а затем к мистической горе Воттоваара в Карелии (высота 417 м).
В 2020 году мы собирались на Фудзияму в Японии, но пандемия внесла свои коррективы. И в итоге наша команда отправилась на Кольский полуостров в Хибины. Идея этой «Паралимпийский экспедиции» заключалась в том, чтобы подняться на высшую точку европейского Заполярья, которая также является высшей точкой Мурманской области, — гору Юдычвумчорр (высота 1201 м). В результате наш маршрут вышел в финал Национальной премии «Маршрут года». 
Самой высокой вершиной в Северо-Западном регионе является гора Народная (высота 1895 м над уровнем моря), это и самая высокая точка на Урале. Она находится в труднодоступном районе, там, где граничат Республика Коми и Ханты-Мансийский автономный округ. Нашей команде удалось подняться на неё в 2021 году.
В этом же году мы выполнили ещё несколько пунктов нашего плана. Сначала совершили кросс-поход по Большой Валдайской тропе, где находится высшая точка Новгородской области — гора Рыжоха (296 м). Затем решили не ограничиваться только пешими походами и к высшей точке Калининградской области, находящейся на Виштынецкой возвышенности (гора Дозор — 230 м), мы поехали на тандемах. И наконец представители клуба «Масштаб плюс» Сергей Шарапов и Сергей Бугаев совершили велосипедный поход до горы Лобна (338 м) — высшей точки Псковской области в 2021 году.
В 2022 году состоялась наша экспедиция в Национальный парк «Паанаярви» и подъём на гору Нуорунен (577 м) — самую высокую точку хребта Маанселькя в пределах Республики Карелия и самую высокую точку этого региона, а также на гору Кивакка, её высота 499 м. 
В 2023 году Комитет по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга предложил мне поучаствовать в «Забеге на Лахту». 12 июня 89 спортсменов — по одному от каждого региона страны — приняли участие в вертикальном забеге по лестницам «Лахта Центра». Событие попало в Книгу рекордов России как самый массовый забег по лестнице небоскрёба с преодолением самого большого количества ступеней. Их в «Лахта Центре» 2240. Этот подъём тоже вошёл в программу «Северо-Западный венец». 
Лето прошлого года было насыщенно событиями. Много встреч, много путешествий. Осенью же продолжилось исследование доступности для туризма Северо-Западного региона. Кстати, его территория составляет 1 млн.687 тыс. кв. км. Это сопоставимо с такими государствами, как Иран и Монголия.
Погода в сентябре была как на заказ для путешествий: очень тепло и не дождливо. На выходные запланировали поездку к высшей точке Ленинградской области — горе Гапсельга (291 м). Прямого транспортного сообщения из Петербурга до ближайшего от неё населённого пункта нет. План у нас был такой — в субботу добраться до горы, переночевать в палатке, а в воскресенье обратно. Синоптики обещали какую-то волшебную погоду для конца сентября: +28 градусов днём, ночью около +10 и без дождей. Поэтому решили не ждать субботу, взяли на работе отгулы и отправились на буднях к желаемой точке. Но как говорится, не спехом дело делается, а толком. Самые решительные слабовидящие спортсмены клуба «Масштаб плюс» — Олеся Шарапова, Сергей Шарапов и Андрей Гостев — разработали маршрут. Первый этап — железнодорожный. Вечером из Петербурга до станции Рыбацкое, потом «Ласточкой» до Волховстроя (время в пути 1 ч. 46 мин.). Далее пересадка на электричку Подпорожья (ещё 2 ч. 50 мин.). Прибытие на станцию Подпорожье в 23 часа 40 минут, а далее 2 варианта: автобусом до центра города или 8 километров пешком. До Подпорожья есть прямая электричка, но она уходит днём, и мы на неё не успевали. В поездке применили федеральную и региональную транспортную льготу, до промежуточного пункта назначения добрались бесплатно. 
Пересаживаясь с электрички на электричку, ещё раз убедились, какая у Ленинградской области большая территория. Особенно когда в динамике зазвучали оригинальные названия остановок и счёт железнодорожных километров: Мурманские ворота, Шоткуса, Янега, 259-й км (Тениконда), Яндеба, 274-й км. Прибыли в Подпорожье поздно и в темноте. Приятно порадовал уютный и современный вокзал. В свете налобных фонарей дошли до автобусной остановки и с комфортом доехали до центра города. 
Встал вопрос, где остановиться на ночь, чтобы попасть на самый ранний автобус до Винниц, который отправляется с автовокзала в 7 утра. Выбрали самый простой вариант. На берегу реки Свири в укромном месте поставили палатки и передохнули до утра. Ночью слышится тихий равномерный шум — это работает Верхнесвирская гидроэлектростанция. Подпорожье город небольшой — 16 тысяч жителей. Своё название получил ещё несколько веков назад потому, что расположен на берегу Свири около самых крупных порогов. Свирь — важная водная транспортная артерия, которая соединяет Онежское озеро с Ладожским. Причём оба озера являются самыми большими в Европе.
На скорую руку позавтракали и быстрым шагом на автовокзал. По дороге отмечаем ухоженность Подпорожья: ровный асфальт, мощённые плиткой тротуары, отсутствие мусора. В общем, очень благоприятное впечатление. А вот на автовокзале — неприятный сюрприз: автобус сломан и рейса до Винниц не будет. А если и будет, то не раньше 11 часов. Доверяй, но проверяй. Смотрим в интернете расписание — нет такого автобуса. Что делать? До Винниц ещё 85 километров, там пересадка на автобус до деревни Немжа, ещё 11 километров, а затем по грунтовой дороге пешком 38 км до Гапсельги. В общем, план трещит по швам. Грусть-печаль! Но тут местный житель рассказал, что до Винниц можно добраться автостопом, а до нужной нам трассы лучше доехать на автобусе.
Смотрим друг на друга. Нас трое, все слабовидящие, рюкзаки большущие. Не очень-то мы похожи на автостопщиков. Мы просто туристы, и всё. Делать нечего. Дожидаемся автобуса и едем до конечной остановки, откуда начинается трасса. С рюкзаком идти долго и тяжело. А это значит, что и день трудный будет. Стоим на трассе — никого. Тормознули машину «Почта России», но они передумали, зато через пять минут тормознули автомобиль ДПС. Сотрудники удивились, что такие туристы делают на шоссе. Поговорили и убыли по своим делам, нас не взяли. Вроде дорога районного значения, а машины в сторону Винниц раз в десять минут едут. Так и мы далеко не уедем. Не впасть в тоску помогают чувство юмора и рассказы о смешных случаях в путешествиях. 
Начали голосовать по очереди. Кому повезёт? С кем удача? Автомобилисты видят наше трио с рюкзаками и даже не притормаживают. Утешаемся мыслью, что если вдруг пойдёт автобус, то мы его встретим на остановке. Через час вдруг останавливается молодой человек, который согласился подвезти нас до деревни Шеменичи, это 20 километров. Быстро грузим рюкзаки и садимся в машину. Дорога — то вверх, то вниз, то поворот. Асфальт хороший, тряски нет.
Как говорится, «лёд тронулся»! Вышли из машины, поблагодарив водителя за помощь, и тут же останавливается следующий джип. Погрузка по той же схеме. В разговоре с водителем узнаем много интересной дополнительной информации, даже контактный телефон руководителя заповедника «Вепсский лес». И всё благодаря тому, что по дороге мы рассказываем про свой проект «Северо-Западный венец России» и почему нас так заинтересовал Подпорожский район в целом и Винницы в частности. 
Добрались уже до поворота с трассы. По сути, здесь находится ключевая развязка нашего проекта. Если ехать прямо по дороге до села Ошта, то в 30 километрах от него находится высшая точка Вологодской области — гора Мальгора высотой 304 м. До Ошты из Санкт-Петербурга ходит автобус, а дальше начинается пешеходный участок по грунтовой дороге. Стоим и ждём. Вот едут автобусы со знаком «Дети». Одна группа выехала из Подпорожья, другая из Винницы, значит, где-то важная встреча у школьников. 
Ветер стих, птицы щебечут, 11 утра. Повезёт или не повезёт? Открыли «Яндекс. Такси». Информация такая: ожидание 30 минут, стоимость 1500 рублей. Задумались. И тут из-за поворота машина появляется и притормаживает. Вот оно, счастье! Водитель едет прямо до Винниц и соглашается нас подбросить. И вот мы на очередном промежуточном этапе. Красивая деревня Винницы: храм деревянный, высокий берег реки Оять. 
Как рассказал нам местный житель, от Винницы все деревни располагаются на расстоянии примерно 10 километров. До нужной нам Немжи 11 километров. Утренний автобус давно ушёл. Поэтому дорогу осилит идущий. Только прошли 100 метров — автомобиль. Поднимаем руку. Тормозит. До Немжи? И до Немжи. Возьмёте? Садитесь. И снова водитель был приятно удивлён тем, что их удалённое и уединённое место привлекло наше внимание, а потом долго восхищался: «Какая интересная идея для познания родного региона!» Только разговорились, а уже выходить пора. Так, теперь самый трудный участок — пешком 25 километров до Гапсельги. 
Разрабатывая этот маршрут, в интернете я нашёл видео, в которых дороги выглядели труднопроходимыми. Широкая грязевая колея, наполненная водой по колено. Идти по такой дороге очень тяжело и лучше в резиновых сапогах. Однако мы были приятно поражены качеством грунтовых дорог в Подпорожском районе. Пример для всего региона, какими должны быть дороги! Колейности нет, луж нет, песок плотно укатан. По краям глубокая и широкая канава для стока вод. Кусты по краям дороги подрезаны. Всё хорошо просматривается. Установлены километровые столбы, дорожные знаки. Красота! 
Конец сентября в прошлом году был изумительно тёплый. Шли в футболках. Комаров и слепней нет. А виды здесь какие — просто сказка! Дорога затягивает, ближе к Гапсельге чувствуется преобладание подъёмов над спусками. С одной горочки видно другую. Дорога не прямая, с поворотом. Хотя осень, а листва на деревьях зелёная, только местами на солнце видно, что и желтый цвет кое-где начинает окрашивать ветки.  
По моему рейтингу доступности я ставлю этот маршрут на второе место после Большой Валдайской тропы, ведущей к высшей точке Новгородской области горе Рыжохе. Здесь тоже есть оборудованные стоянки, и как рассказал нам местный житель, есть домик для туристов на озере, которое находится радом с маршрутом. 
Так как пешая часть маршрута началась только в 13 часов дня, то решили этот день (а это было 27 сентября, когда отмечается Всемирный день туризма) провести в хорошем месте, а штурм горы оставить на завтра. Тем более что белые ночи давно закончились и темнеет в 8 вечера. С помощью спутниковой карты определили место стоянки и опять оказались на развилке. Если пойти налево, то через 30 километров — Мальгора, высшая точка Вологодской области, если направо — через 2 километра есть отличное место для стоянки на озере, если прямо — 5 километров до нашей цели — горы Гапсельга. 
Свернув с основой дороги, уже через несколько сот метров оказываемся как бы на перешейке между двумя озёрами, по которому проходит дорога. Чудесное лесное озеро находится как бы в котловине. Сосновый лес на живописном берегу просто манит здесь сбросить рюкзаки и заночевать, тем более что и столик, и скамейки уже ждут усталых путников. Везде чистота. Прямо как награда после непростого дня. Есть дрова и мусорный бак. Разводим костёр и готовим ужин. Стемнело. Над озером вышла полная луна. И самое главное — тепло! В палатке уютно. Ночью по тенту постучал маленький дождик, который только усилил сладость сна на свежем воздухе.
Утром мимо ехали грибники, поговорили с ними о погоде, о природе, в общем, обо всём понемногу, а потом выяснилось, что эта встреча была прямо-таки судьбоносной для нашего путешествия. Световой день стал короче, поэтому чем быстрее выйдешь на тропу, тем больше шансов всё успеть. Кто рано встаёт, тому Бог подаёт. Быстро собрались, а для того, чтобы облегчить путь, прячем на развилке экспедиционные рюкзаки, а ценные вещи, документы, перекус и воду перекладываем в штурмовые и берём их с собой. Туда и обратно — 10 километров. И снова красивые виды, и лесные дали. В один из моментов почувствовали, что перед нами массив, который явно возвышается над местностью. Здесь, наверное, и есть искомая нами Гапсельга. 
Чу! Шум мотора! Испытаем удачу? Голосуем — останавливается местный ягодник, говорит, что как раз мимо горы едет и нас подвезёт. Хоть пару километров, а силы экономим. Сейчас как раз самый ягодный и грибной сезон. С утра народ едет в лес, а после обеда обратно. Если на бруснику урожай, за день можно 70 литров набрать. Сначала все для домашних заготовок собирают, а затем в пункты приёма ягоды сдают. Вот и приработок: 1 килограмм —180 рублей. От водителя узнаём, что дороги здесь, оказывается, построили финны, когда взяли лес у нас под спил, поэтому и качество европейское. 
Вот и Гапсельга! С вепсского* на русский название горы переводится как «Ястребиный хребет», а по другой версии — «Осиновый хребет». Мосточек и табличка указывают на начало маркированной экотропы. Длина тропы до вершины 1600 метров, тропа средней сложности (коряги, болота, уклоны), на вершине сотовая связь только через «Мегафон». Об установке туалета тоже позаботились. По сути, высшая точка Ленинградской области — холм в лесу, на вершине которого находятся стоянка, журнал посещения, деревянные скульптуры маленького медвежонка и дедушки-лесовика. Сама вершина обозначена деревянным столбиком, на котором можно даже постоять. 
Для незрячих этот участок маршрута доступен в сопровождении волонтёра. Особых трудностей в преодолении нет. Когда мы поднялись, оставили запись о посещении в журнале, сфотографировались на память, постояли на вершине и получили полное моральное удовлетворение и радость от того, что нам удалось-таки добраться до этого удалённого места. Иногда было даже страшновато от осознания того, что здесь водятся дикие животные. Это подтвердили местные жители, утверждая, что действительно можно встретить медведей. Мы же, когда заходили в лес, заметили большую птицу, разглядеть как следует её не удалось, так что судили скорее по звуку от маха крыльев. Может, это был и ястреб. А для того, чтобы случайно не столкнуться с дикими животными, надо создавать шум. Обычно животные избегают встречи с человеком и, услышав его присутствие, обходят стороной. На этот случай мы взяли трещотки, и на лямке рюкзаков у нас были специальные сигнальные свистки. А можно и просто перекрикиваться или громко друг с другом разговаривать.
Обратно возвращались по той же дороге, счастливые и довольные. Налегке всё-таки больше внимания уделяешь природным красотам. Надежда, что кто-нибудь подбросит, тоже была. Когда прошли уже больше 10 километров, нашлись добрые люди, которые подвезли нас до Немжи. А затем встретили старого знакомого — грибника, с которым общались накануне. Появилась надежда, что с такой удачей и до Подпорожья доедем. Но простояли на трассе два часа, никто не тормозил. Автостоп не получился. 
Автобус будет только завтра утром. Решили идти искать его остановку. Солнце уж садится. Светит так ярко, что жмуриться приходится. Вдруг машина какая-то шумит. Олеся подняла руку, и джип остановился. Оказалось, что это девушка, которая утром ехала за грибами, узнала нас и остановилась. «Судьба, — говорит. — Я уже третий раз вас вижу, поэтому и помогу!» В тот же день мы оказались в Подпорожье и решили ехать в Петербург ранней прямой электричкой. Нашли место на берегу Свири, приготовили на костре вкусный праздничный ужин. Ночевали в палатках. К утру опустился туман, и я впервые в жизни в свете налобного фонаря рассмотрел, что он состоит из капелек воды. Это очень красиво. Всё скрыто белой пеленой. Тишина. Всё замерло. Будто это природа готовится к следующему дню.
Через несколько часов мы уже на Ладожском вокзале. Наше путешествие получилось очень удачным. Команда турклуба «Масштаб плюс» строит новые планы: снова посетить вепсский лес и отыскать высшую точку Вологодской области.

 

Дата публикации: 
вторник, февраля 6, 2024
Автор публикации: 
Андрей Гостев
Категория публикации: 
Учимся самостоятельности