Библиотекарь — работа для эрудитов
Екатерина Шевичева («Школьный Вестник» №3 за 2024 год)
БИБЛИОТЕКАРЬ — РАБОТА ДЛЯ ЭРУДИТОВ
«Вы главные лица в государстве, потому что от вас зависит образование страны, её культура. Без общей культуры не может быть подъёма нравственности. Без нравственности не действуют никакие экономические законы. Чтобы стране не пропасть, ей нужны прежде всего вы — библиотекари», — так говорил о важности этой профессии для общества академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, выдающийся русский литературовед, культуролог, историк русской литературы.
Так кто же такой библиотекарь? Это сотрудник библиотеки, который обслуживает и консультирует посетителей библиотеки, создаёт и формирует каталоги, комплектует и систематизирует библиотечный фонд, проводит различные тематические мероприятия.
С развитием интернета информация стала доступнее, электронные книги небезуспешно соперничают с бумажными, поэтому люди стали реже посещать библиотеки и профессия библиотекаря утратила свою былую значимость. А между тем это очень древняя профессия, она появилась в те времена, когда возникла необходимость хранить в одном месте важные документы. Обычно первой библиотекой называют собрание глиняных табличек (2500 год до н. э.), которые были найдены при раскопках священного храма в шумерском городе Ниппур в Месопотамии.
Одной из самых древних считается библиотека фараона Рамзеса II. В этом крупном книгохранилище, основанном примерно в 1300 году до н. э. в Древнем Египте, было собрано около 20 000 папирусов. Книги-папирусы хранились в ящиках, глиняных кувшинах или специальных футлярах, позднее – в нишах стен. Пользовались ими фараоны, жрецы, высшие чиновники и писцы.
Крупнейшим центром античной книжности стала Александрийская библиотека. Она была создана в III веке до н. э. царём Египта Птолемеем I. Эта великая библиотека просуществовала почти тысячу лет и погибла при пожаре, её коллекция безвозвратно утрачена. За всю историю библиотеки в ней накопилось более 700 тысяч фолиантов. В библиотеке хранились книги на греческом, египетском, латинском языках, книги на папирусе, пергаменте, пальмовых листах, пластинках из дерева и кости. Здесь были рукописи из далекой Индии, имелись и надписи на неведомых никому и забытых уже тогда языках исчезнувших народов. Хранители рукописей пользовались высокими привилегиями, а главный библиотекарь всегда назначался воспитателем царского наследника.
Первые библиотеки в Древней Греции появились в VI веке до н.э. В основном это были частные собрания учёных, политиков и философов. Так, например, частная библиотека Аристотеля была крупнейшей для своего времени. Она насчитывала 40 тысяч свитков. Однако пользоваться этим богатством могли только единомышленники и ученики философа. Первой публичной стала библиотека Писистрата, бывшего правителем Афин в VI веке до н. э. Он собрал богатейшую коллекцию, а потом передал библиотеку городу, и все жители Афин могли свободно читать хранившиеся там книги.
В Средние века крупнейшие библиотеки располагались в монастырях. Монахи переписывали не только Священное Писание и сочинения отцов церкви, но и произведения античных авторов. Тогда же появилась особая должность: библиотекарь, книгохранитель. Существует легенда, что оптические очки, которые к середине XIV века распространились по всему миру, изобрёл монах Джордано да Риальто, хранитель библиотеки доминиканского монастыря в Венеции.
Большую роль в этот период сыграли скромные университетские библиотекари. Именно благодаря их кропотливому труду стали появляться национальные библиотеки, основу которых часто составляли собрания книг европейских королей.
В эпоху Возрождения библиотекари становились учёными. А свидетельством уважения к этой профессии служит фреска в библиотеке Ватикана 1477 года: на ней изображён библиотекарь, попадающий прямо в рай.
История библиотечного дела в нашей стране начинается в 1037 году, когда Ярослав Мудрый собрал монахов для перевода греческих книг и писцов для переписки уже имеющихся славянских. Книги Ярослав приказал хранить в Софийском соборе Киева. В XI – XII веках появляются библиотеки при монастырях в Киеве, Полоцке, Новгороде, Смоленске, Пскове, Владимире, Ростове, Курске и др. В этот период Русь была одной из наиболее грамотных стран Европы.
Библиотеки на Руси, несмотря на своё монастырское происхождение, сразу создавались как универсальные. В них хранились церковные сочинения, книги по грамматике, логике, поэтике, юриспруденции, астрономии, географии, философии, разнообразные поучения, книги самого разного содержания на греческом языке, сочинения энциклопедического характера. Это неизбежно требовало от библиотекаря-монаха столь же универсальных знаний.
В середине XVI века после появления на Руси книгопечатания крупные собрания светских книг начинают появляться у именитых бояр. Наиболее известной стала библиотека Андрея Курбского. Более 500 лет энтузиасты ищут библиотеку Ивана Грозного. Её тайна пока не раскрыта. В государевой библиотеке было множество очень редких и представляющих большую ценность экземпляров: древние манускрипты, книги Востока, летописания древних славянских, скифских и других народов. Утверждается, что в ней были книги из знаменитой Александрийской библиотеки и собрания древних географических карт, в том числе и империи Чингисхана.
Петровские реформы в сфере политики, экономики, культуры и образования в первой четверти XVIII века имели огромное значение и для развития библиотек. В 1714 году в Санкт-Петербурге была создана первая в России государственная научная библиотека, которая позже была передана в ведение Академии наук. К тому времени библиотекари уже завоевали столь высокую репутацию, что сам Пётр рассматривал их как «командиров над академиками».
И это не случайно. Библиотекари вели заседания учёного совета, планировали поручения академикам, выслушивали их отчеты. Начался золотой век библиотекарей, ставших настоящими исследователями. Они пополняли фонды частными коллекциями, собраниями документов некоторых Приказов, покупали и обменивали книги, устанавливали связи с заграничными научными учреждениями. Библиотека Академии наук получала обязательные экземпляры всей литературы, напечатанной в отечественных типографиях. На библиотекарей была возложена и обязанность переводить на русский язык греческих и латинских авторов. Для всего этого требовалось блестящее образование, и если поначалу библиотекарями становились только энтузиасты-самоучки, то к середине XVIII века практически все они были выходцами из Академии или иностранцами с европейским образованием. Такой уровень культуры позволял библиотекарям входить в высокие научные и аристократические круги. Профессия стала не только престижной, но и выгодной в финансовом и карьерном плане.
XIX век смело можно назвать веком библиотек, книг и библиотекарей. Развитие типографской деятельности способствовало росту числа книг и библиотек. Университеты и научные сообщества стали обзаводиться собственными библиотеками, открывались всё новые общественные библиотеки. Профессия по-прежнему была престижной. Библиотекарями в то время работали выпускники университетов, писатели, интеллектуальная элита общества: известный баснописец Иван Крылов, выдающийся математик Николай Лобачевский, историк и музыкальный критик Владимир Стасов, языковед Николай Марр, писатель Владимир Одоевский и другие.
Возникает новый тип библиотек, принадлежащих различным научным обществам, а вместе с ними необходимость реорганизации системы комплектования библиотечных фондов, для чего впервые разрабатываются научные методики. В профессии библиотекаря появляется специализация: библиограф, библиотековед и книговед. Во второй половине XIX века крупные библиотеки начинают издавать свои научные журналы, и библиотекарям приходится стать издателями и журналистами.
В конце XIX века начала зарождаться отечественная система библиотечного обслуживания незрячих. История появления первых специализированных библиотек была неразрывно связана с учреждением в 1881 году «Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых», которое первым начало издавать брайлевские периодические издания для незрячих и плоскопечатные журналы для сотрудников благотворительных организаций, обслуживавших слепых. В 1895 году в библиотеке московского Румянцевского музея при поддержке его директора В. А. Дашкова был открыт первый небольшой читальный зал для взрослых незрячих. Позднее его фонд был передан Центральной библиотеке для слепых (ныне - Российская государственная библиотека для слепых), основанной в 1920 году.
После революции 1917 года многие библиотеки пострадали или были разграблены, опытные библиотекари погибли на фронтах Гражданской войны или эмигрировали. Пришедшие им на смену малограмотные и неопытные работники библиотек едва справлялись со своими задачами, что привело к утрате части фондов старейших библиотек. Постепенно стал падать престиж профессии. В стране открывались высшие учебные заведения по подготовке библиотечных кадров, но это уже не могло изменить ситуацию. Работа библиотекаря стала сводиться к простой обработке фондов, составлению каталогов, библиографий.
Сеть специальных и научных библиотек в СССР окончательно сформировалась лишь после Великой Отечественной войны. К этому времени упал не только престиж библиотекаря, но и сами библиотеки отстали в техническом и научном плане от мирового уровня. Но в 1990-е годы начался новый этап. Стало происходить техническое переоснащение библиотек и книгохранилищ и превращение их в культурные центры на основе новых технологий. Библиотеки становились медиацентрами.
Современная библиотека – это не только хранилище книжного наследия многих поколений, но и место проведения культурного досуга населения. Сегодня библиотекарь – это проводник между читателем и знаниями, собранными многими поколениями. Несмотря на все изменения, библиотека по-прежнему остаётся тем неповторимым особым миром, в котором царит атмосфера таинственности и та неповторимая библиотечная тишина, в которую хочется вернуться.
Что входит в обязанности современного библиотекаря и доступна ли эта профессия для незрячих, рассказала библиотекарь I категории отдела обработки документов, организации каталогов и хранения фондов Российской государственной библиотеки для слепых (РГБС) Оксана Рациборская.
— Оксана, у вас высшее психологическое образование. Вы работали по специальности и в родном Волгограде, и в Москве. Что же привело вас в библиотеку?
— В студенческие годы я часто бывала в нашей библиотеке. Сюда приходило все незрячее студенчество Москвы. Мы общались, посещали некоторые образовательные курсы, находили нужную учебную литературу. Когда я искала работу, мне порекомендовали обратиться в РГБС. Но тогда я рассматривала работу библиотекаря как промежуточный вариант. Мне хотелось продолжать заниматься психологией. Думала, немного поработаю и вернусь к своей основной профессии. Но ситуация изменилась, появились определённые семейные обязательства, нужны были стабильный заработок и стабильная работа. Вот так я задержалась в библиотеке на 12 лет. (Смеётся.)
А вообще, мне с детства нравились книги. В старинном здании саратовской школы, где я училась, библиотека располагалась в подвале. Это здорово стимулировало моё детское воображение. Я часто спускалась в библиотеку, ходила вдоль длинных стеллажей, заставленных тяжёлыми томами, вдыхала неповторимый книжный запах. Книги тогда были только брайлевские, и их было очень много. Для меня это была магия. Я погружалась в какой-то таинственный и неведомый мир, листала книги и много читала. Книги всегда мне были близки и понятны. Может быть, мне не хватало эмоций, и я их черпала из литературы. Сложно сказать. И как я помню, представляя своё будущее, мне хотелось находиться среди книг. Так что моё детское желание окольными путями, но всё-таки к ним привело.
— Вы любите свою профессию?
— Я с ней сжилась. Мы как-то друг к другу притёрлись с годами. Но даже если я в своей жизни что-то захочу поменять, я ни на что не променяю книги. Они мои лучшие друзья и советчики.
— Современный библиотекарь – кто он? Вы смогли бы составить психологический портрет хранителя книг XXI века?
— Конечно, это субъективное представление, но если учесть, что в РГБС в последнее время приходят специалисты из обычных библиотек, наверное, смогу. Это женщина 50+ или пенсионного возраста советской закалки. У нашего библиотекаря есть своя устойчивая система ценностей, жизненных позиций и принципов. Он интеллектуал, внимательный к незрячим читателям. Это не просто библиотекарь. Это психолог, реабилитолог и соцработник в одном лице.
— Какими личностными качествами должен обладать библиотекарь?
— Прежде всего, он должен быть эрудированным, коммуникабельным, ответственным, наблюдательным, неконфликтным, требовательным к себе человеком с хорошо развитой интуицией (иногда библиотекарю приходится угадывать желания читателей). Помимо этого библиотекарю не помешают хорошие организаторские способности, творческое мышление, склонность к самообразованию, способность быстро адаптироваться в коллективе и в любой ситуации.
Наши специалисты тактичны, лояльны и терпеливы. У нас бывают разные читатели – капризные, со своими причудами. Но библиотекари всегда пытаются озвучить незрячему какую-то информацию. Когда незрячий читатель приходит, его встречают, усаживают и сообщают, что им сейчас займутся. То есть человек понимает, что он пришёл не в пустоту. Это очень важно.
— А чем вообще занимаются библиотекари?
— В структуре РГБС 11 отделов, и каждый из них выполняет определённую функцию. У нас два абонемента (очный и надомный), читальный зал, нотно-музыкальный и тифлобиблиографический отделы. Есть отдел информационных технологий, организационно-методической, научно-исследовательской и редакционной работы, отдел обработки документов, организации каталогов и хранения фондов, где работаю я. В РГБС есть своё интернет-радио. Во многих отделах работают незрячие сотрудники. Одни занимаются звуковыми файлами, другие редактируют тексты для собственного библиотечного издательства, третьи обрабатывают и систематизируют библиотечный фонд. Конечно, на абонементе у нас только зрячие сотрудники.
— На ваш взгляд, какие задачи может выполнять незрячий библиотекарь?
— Я думаю, незрячий библиотекарь вполне может регистрировать читателей, вести учёт посещений, выдачи книг, заполнять библиографические карточки, закачивать материал из электронного каталога на флешку читателя. Здесь главное, чтобы незрячий сотрудник прошёл необходимое обучение и на компьютерах было установлено программное обеспечение, позволяющее ему работать.
— Но вернёмся непосредственно к вашей деятельности. Что входит в ваши должностные обязанности?
— Прежде всего я занимаюсь оформлением и редактированием макетов каталожных карточек, затем расставляю их, извлекаю карточки устаревших или потерянных книг.
— Что такое макет карточки?
— В библиотеке заводятся карточки на поступающую литературу. Я должна их продублировать рельефно-точечным шрифтом, чтобы у незрячих читателей была возможность самостоятельно узнать, какие книги у нас есть. Но так как брайлевская печать занимает приличный объём, я создаю лишь аналог традиционной библиотечной карточки, который и называется макетом.
— Это исключительно ручной труд или всё-таки вы используете компьютерные технологии?
— В 2012 году, когда я только пришла в библиотеку, я всё писала вручную под диктовку. Позднее я попросила, чтобы мне присылали текст для будущего макета в электронном виде, и стала обходиться без чтеца. Несколько лет назад я освоила программу редактирования текстов для брайлевской печати. Теперь я распечатываю макеты карточек на принтере.
— Что представляет собой такая карточка и что она содержит?
— Макет – это лист брайлевской бумаги размером приблизительно 11х17 см, на котором умещается 9 полных брайлевских строк. На карточке указывается носитель информации, авторский знак (кодированное обозначение первого слова библиографической записи), ББК (библиотечно-библиографическая классификация), автор, название произведения, диктор, если это звуковое издание, город, издательство, количество экземпляров книги, кассет, дисков и пр. Каждая книга в фонде библиотеки имеет свой код. Я ориентируюсь на него и понимаю, зарубежная это литература или отечественная, и так далее.
— Вы этому обучались?
— В процессе работы. Мне пояснили принцип кодировки, сказали: если что непонятно - обращайся. Я, конечно, базовые обозначения для себя переписала, ну а потом нюансы уже узнала на практике.
— Насколько важно библиотекарю иметь профильное образование?
— Конечно, при желании работать библиотекарем может человек с любым гуманитарным образованием, но всё-таки профессиональные знания нужны. Например, на абонементе библиотекарю иной раз достаточно быть просто образованным и эрудированным человеком. Все остальные профессиональные тонкости легко освоить. В отделе информационных технологий нужны совершенно иные знания. А вот в заполнении библиотечных документов, систематизации фондов надо разбираться.
Особенность работы библиотекаря в РГБС заключается во взаимозаменяемости сотрудников. То есть когда в каком-либо отделе не хватает сотрудника, его могут заменить библиотекарем из другого отдела. Поэтому нужно во многом разбираться.
— Какие профессионально важные качества пригодятся незрячему библиотекарю?
— Хорошая память, внимательность, компьютерная грамотность, владение письмом по системе Брайля, знание библиотечных технологий.
— Проходят ли библиотекари РГБС курсы повышения квалификации?
— Каждый месяц в библиотеке проходит «Школа практического опыта». Это мероприятие направлено на повышение профессиональных компетенций сотрудников и на общее развитие в целом. В рамках «Школы» проводятся различные тематические мероприятия образовательного и познавательного характера. Причём мероприятие посещают не только наши сотрудники. К нам приезжают специалисты из других библиотек.
— Оксана, а вам удаётся применять в работе свои знания в области психологии?
— Да, конечно. Помимо моей основной работы я оказываю необходимую психологическую помощь читателям библиотеки, провожу психологическое консультирование родителей незрячих детей, самих детей, участвую в мероприятиях нашего Центра ранней интервенции, где занимаются дети с сочетанными нарушениями здоровья. Недавно мы запустили проект по работе с детьми Донбасса, в рамках которого я проводила психологический тренинг.
— Сегодня библиотеки — это не просто книгохранилища, но и культурно-досуговые центры. Какие мероприятия для привлечения читателей проводят в РГБС и в каких вы лично принимаете участие?
— Мероприятий у нас проходит много, и предназначены они для сотрудников и читателей разных возрастов. Для сотрудников, например, проводят экскурсии. Недавно я побывала вместе с коллегами в Государственной Третьяковской галерее на выставке Николая Рериха, которая была адаптирована для слепых и слабовидящих посетителей. На выставке были представлены тактильные модели, а экскурсия сопровождалась тифлокомментированием.
Очень много музыкальных мероприятий (концертов, литературно-музыкальных вечеров) проводит нотно-музыкальный отдел. Также в библиотеке проходят книжно-иллюстративные и книжные выставки. Организуются тематические конференции и семинары. Ежегодно в РГБС проходит два масштабных мероприятия - «Ночь искусств» и «Библионочь», программа которых включает различные мастер-классы, лекции, концерты, показ фильмов с тифлокомментариями, дискуссии и прочее. Много внимания уделяется детям.
Лично я иногда провожу мастер-классы по рукоделию, веду тренинги, принимаю участие в новогодних утренниках для детей Центра ранней интервенции. Многие отделы РГБС проводят тематические мероприятия. Наши сотрудники могут посещать их как зрители, а могут принимать в них активное участие.
— Работа библиотекарем вас каким-то образом изменила как личность?
— Однозначно сложно ответить. Человек меняется в силу возраста и обстоятельств. То ли библиотека сформировала во мне такое мировоззрение, то ли это произошло в результате собственного развития. Я обратила внимание вот на что. Для незрячего важно работать среди обычных людей. Это поднимает самооценку, не даёт развиваться типичным нашим комплексам, учит взаимодействовать в коллективе, развивает и избавляет от замкнутости, заставляет почувствовать себя значимым и нужным.
— Как в библиотеке относятся к тому, что сотрудники могут прийти с собакой-проводником?
— В нашей библиотеке очень лояльно относятся к таким собакам. Причём отношение к животным искреннее. Администрация тоже понимает, что незрячему без мохнатого помощника сложно. Правда, среди незрячих сотрудников с собакой прихожу лишь я, но вот читатели со своими питомцами приходят часто. Так что в этом отношении всё нормально.
— Какие плюсы и минусы есть в работе библиотекаря?
— К минусам я бы отнесла не очень высокую оплату труда. Эта профессия не считается сегодня престижной, поэтому она мало востребована среди молодёжи. Карьерный рост здесь ограничен, такова специфика учреждения. Возможно некоторое эмоциональное выгорание, особенно у тех библиотекарей, кто работает непосредственно с читателями.
К положительным моментам я бы отнесла стабильный заработок, тем более зарплату нам индексируют, выплачивают премии. Работа в госучреждении предполагает наличие полного соцпакета, а это тоже важно. Нормированный рабочий день. Вполне творческая работа. Есть возможность развиваться. Когда ты находишься среди книг, ты неизбежно получаешь новые знания, узнаёшь что-то интересное, становишься более эрудированным.