Семейный разговор (Часть 8). Первые шаги к самостоятельности. Копилка навыков. Часть 3
СЕМЕЙНЫЙ РАЗГОВОР («Школьный Вестник» №3 за 2024 год)
ПЕРВЫЕ ШАГИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Наталья Седельникова
педагог-психолог, равный консультант, автор проекта поддержки незрячих и слабовидящих «Мир иначе»
КОПИЛКА НАВЫКОВ
Часть 3
Мы продолжаем говорить о том, как подготовить незрячего ребёнка к самостоятельной жизни. В предыдущих статьях мы рассказывали, как помочь ему приобрести и закрепить навыки в сфере гигиены, научиться следить за своим внешним видом, поддерживать порядок в собственной комнате. Мы говорили о том, как правильно поддерживать продуктивную коммуникацию, как научиться без страха посещать магазины, кафе, рестораны. И наконец, мы уделили много внимания важнейшему для самостоятельной жизни каждого незрячего человека навыку — умению ходить с тростью.
Проанализировав уровень освоения вашим ребёнком перечисленных навыков на настоящий момент, вы можете использовать конкретные рекомендации, данные нами в последних двух статьях (в январском и февральском номерах журнала).
Сегодня мы поговорим о таких бытовых навыках, как приём и приготовление еды.
Сюда мы включаем как простейшие навыки, такие как, налить воду в кружку, заварить чай, подогреть готовую еду, так и самостоятельное приготовление салатов, горячих блюд на плите, в мультиварке и в духовке. С чего же вообще начинать развитие этих навыков и в каком возрасте?
Начинать нужно с игры в раннем детстве.
Через развитие моторики, тренировку бытовых навыков ребёнок ещё совсем маленьким может научиться тем вещам, которые ему понадобятся во взрослой жизни.
Примеры игр и действий, необходимых для развития мелкой моторики и которые ребёнок в состоянии сделать на ощупь:
— пальчиковые игры;
— массаж ладошек и пальчиков;
— перебирание небольших предметов, разных по текстуре, размеру и форме;
— проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия;
— игры с пересыпанием гороха, гречки и риса как ладошками, чтобы познакомиться с их текстурой, так и небольшими ёмкостями;
— лепка из солёного теста и пластилина с использованием стека (с определенного возраста);
— разные вариации игр в ладоши.
Также будет полезно комкать и рвать на кусочки мягкую бумагу, газету, складывать из бумаги или газеты самолетики и другие фигуры.
Примеры игр и действий, способствующих развитию будущего навыка приготовления еды:
— приготовление «еды» для игрушек, например, из листиков и травки и раскладывание её по тарелкам;
— переливание воды из ёмкости в ёмкость, например, при купании в ванной;
— посильная помощь родителям на кухне.
Все эти действия являются подготовительными перед освоением будущих навыков в более позднем возрасте.
Упражнение
Запишите, что умеет и что не умеет ваш ребёнок, используя шкалу от 0 до 2 баллов, где 0 — не умеет, 1 — немного может, 2 — навык освоен и применяется в жизни. И введите ещё одну оценку в этой шкале: отмечайте знаком «?» те пункты, где вы знаете, что ребёнок умеет, но не делает.
Оцените по этой шкале следующие навыки:
1. Использование ложки и вилки.
2. Использование ножа.
3. Умение налить себе воду в кружку.
4. Умение заварить чай.
5. Приготовление еды при помощи ножа (салат, бутерброд).
6. Приготовление еды в микроволновке или мультиварке;
7. Умение пользоваться плитой.
Чем большему количеству навыков вы поставили оценку 2 балла, тем более подготовлен ребёнок к будущей самостоятельной жизни.
Посмотрим на пункты, где вы поставили «?». Проанализируйте, почему ребёнок не использует свой навык в жизни. Может быть, вы слишком его опекаете и не даёте ему проявить себя? Может быть, он умеет, но боится сделать плохо и поэтому избегает этой ситуации? Вам необходимо тщательно проанализировать все вероятные причины и подумать над тем, как дать ребёнку возможность оттачивать этот навык и приучаться делать это самому. Если возникают сложности с пониманием причин — пишите нам на почту, будем думать вместе.
Теперь о пунктах, которые вы оценили в 1 балл.
Нужно разработать план по отработке этих навыков, найти мотивацию для ребёнка и проанализировать, что именно мешает ему освоить этот навык более полно. Возможно, это умение связано с ещё каким-то навыком, который пока вашим ребёнком не освоен.
Ваша совместная с ребёнком задача — развить в ближайший месяц эти навыки так, чтобы им смело можно было поставить высокий балл.
Что же делать с теми пунктами, которым была присвоена оценка «0»? Для начала вам нужно оценить, должен ли ребенок уметь это делать в своём возрасте. Почитайте в интернете статьи по возрастной психологии, чтобы понимать сенситивные периоды для того или иного навыка.
Если по возрасту он уже должен это уметь, то начинайте работу в этом направлении.
1. Найдите для него мотивацию. «Для чего мне нужно это уметь?»
2. Начните осваивать этот навык вместе с ребёнком. Возможно, сначала через игру, потом через просьбу о помощи. Можно через похвалу.
3. Внедрите это в жизнь семьи, например, как его обязанность.
Начинать освоение новых навыков нужно с простых задач, не требующих очень больших усилий. Далее усложняйте и не забывайте хвалить ребёнка. Сравнивайте его с самим собой: «Вот ещё пару недель назад ты это не делал и даже не умел, а теперь смотри, как у тебя здорово получается!»
Закрепите этот навык в качестве обязанности или как совершенно естественную вещь, которую должен уметь каждый человек вне зависимости от особенностей своего здоровья.
А теперь несколько рекомендаций и пояснений к освоению навыков из этой сферы жизни.
Использование ложки и вилки
С этим могут возникнуть проблемы, если моторика недостаточно развита. Здесь две основные трудности — зачерпывать ложкой и ровно нести в ней содержимое и аккуратно воткнуть вилку в лежащую на тарелке еду.
Для тренировки этих навыков можно использовать следующие игры и упражнения:
1. Движения рукой с раскрытой ладонью, на которой лежит какой-нибудь предмет. Начинайте с предмета, имеющего плоскую грань, затем усложните задачу — используйте мячик небольшого размера. Когда ребёнок будет делать это легко и уверенно, переходите к следующему более сложному упражнению: предложите ему ходить, держа на вытянутой ладони небольшой круглый предмет.
2. Медленное передвижение в пространстве книги, на которой лежит круглый предмет.
3. Переливание ложкой воды из одной ёмкости в другую. Сначала медленно, затем всё быстрее. Предлагайте ребёнку делать это упражнение, пока он не научится вычерпывать воду, не проливая ни капли.
4. Перемещение кусочков пластилина, огурцов, нарезанных сосисок из одной тарелки в другую так, чтобы при накалывании на вилку они не разлетались.
5. Тренировка навыка уже в реальных условиях. Попросите ребёнка не торопиться, делать не быстро, а аккуратно. Объясните ему, что важна не скорость действия, а его результат: поднося ложку ко рту, не проливать из неё; накалывая её на вилку, делать это плавно. Чтобы еда, порезанная на куски или, например, пельмени, не вылетала из тарелки, процесс накалывания её на вилку для облегчения выработки навыка можно разделить на этапы: сначала провести вилкой по дну тарелки до столкновения с объектом, затем плавно поднять вилку до его центра и наконец аккуратно наколоть кусок на вилку.
Как налить воду в кружку
Это самое простое и первое умение заботы о себе. Конечно, вслепую без тренировки сразу не получится, но навык выработать достаточно просто. Вот несколько основных советов.
Есть два способа наливания воды в кружку. Первый — на весу, второй — когда кружка стоит на столе. В первом случае мы ориентируемся на вес кружки и время наливания воды с поправкой на угол наклона ёмкости, из которой наливается вода, то есть на скорость потока.
Во втором случае — ориентируемся только на длительность и скорость. Но зато во втором варианте можно использовать палец, которым можно фиксировать край кружки, держа его чуть ниже, чтобы вовремя остановиться.
Здесь уже каждый выбирает что ему удобнее, но надо научиться и тому и другому.
Рассмотрим детально первый способ — кружку держим в руках на весу.
1. Лучше использовать одну и ту же кружку, чтобы ребёнок мог натренировать умение определять по весу количество налитой воды. Наливать тоже удобнее из одной и той же ёмкости с носиком. Когда навык будет отработан и появится уверенность в своих силах, можно будет тренироваться с разными ёмкостями.
2. Тренироваться по началу лучше или над раковиной, или над какой-то ёмкостью на столе.
3. Сначала ребёнок может научиться наливать кружку наполовину. Проверить количество налитой воды ребёнок может, немного отпив из кружки, и понять по её наклону, много он налил или мало. В этом случае не придётся ставить кувшин. Если такой вариант ребёнку неудобен или непонятен, тогда ставим кувшин и проверяем пальцем освободившейся руки. Но проверять количество налитой воды ребенок должен сам. Взрослый, который находится рядом, не должен ему подсказывать.
4. Затем ребёнок учится наливать полную кружку. Здесь важно проявить внимание и ощутить вес кружки. Можно предварительно налить полную кружку из-под крана и попробовать ощутить её вес в наполненном состоянии. Из кувшина важно наливать медленно, иначе ощущения не успеют сработать. Также можно пробовать слушать звук наливаемой воды и по нему можно определить, насколько наполнена кружка.
5. Добившись положительных результатов со своей привычной кружкой, ребёнок может начинать тренироваться наливать воду в разные ёмкости, начиная от маленьких кружек и больших кастрюль и, заканчивая бутылками. Чем более изогнутая форма у заполняемой ёмкости, тем легче можно ориентироваться на слух. Особенно хорошо слышно, когда вода подходит к горлышку бутылки.
Второй способ — кружка стоит на столе.
1. Когда ёмкость стоит на столе, мы меньше её ощущаем, и здесь важно правильно её поддерживать второй рукой. Можно, например, средним, безымянным и мизинцем держать за ручку, а указательным и большим пальцами как бы обнимать окружность горлышка кружки и при этом указательным пальцем спускаться внутрь кружки вдоль края, чтобы отследить количество налитой воды. Можно просто всей ладонью держать край кружки, как будто обнимая её или имитируя хомут (четыре пальца с одной стороны окружности, большой палец с другой).
2. Важно внимательно следить за потоком воды из кувшина. Наливать нужно не спеша, плавно.
3. Не забывать ориентироваться на слух.
4. Со временем выработается ощущение «кружки», когда мы чувствуем количество налитой воды через звук, скорость потока воды.
Общие моменты для обоих способов:
6. Не стоит ругать за пролитую воду. Даже опытный незрячий иногда может отвлечься, задуматься и пролить.
7. Почаще проверять уровень воды во время тренировок. Помнить, что лучше не долить, чем перелить.
Как заварить чай
Как бы это странно не звучало, но даже зрячие дети, воспитывающиеся в казённых учреждениях, считают, что чай это такая субстанция, которая сама по себе существует и её можно налить из большого металлического чайника с ручкой. К счастью, так происходит не во всех детских домах, но такое встречается.
Что говорить про слепого ребенка, у которого всё автоматически появляется на столе в готовом виде. У него нет возможности понаблюдать, узнать, как что устроено и как что готовится. Поэтому очень важно проговаривать всё, что вы делаете. Нет неважной или ненужной информации. То, что вам кажется элементарным и понятным без слов, — это именно те самые базовые вещи, на которых всё строится.
Поэтому очень важно с раннего возраста давать ребенку в руки пакетик с чаем, рассказывать, как он заваривается и как благодаря попаданию в кипяток листики дают цвет и вкус. Также нужно познакомить с чаем в виде пирамидок и с рассыпным. При этом не давайте ребёнку уже распечатанный пакетик, пусть он знакомится с упаковкой и учится её вскрывать.
Заваривать чай это та же самая операция, что и наливание холодной воды, только с той разницей, что в этом случае есть риск обжечься. Но соблюдая технику безопасности, ожогов можно легко избежать.
После того, как ребёнок отработал навык наливания воды и достаточно успешно это делает, можно приступать к той же операции с кипятком. Здесь вдвойне важно помнить правило, что лучше не долить, чем перелить. Так что нужно включить все внимание, слух и все свои ощущения и, не торопясь, плавно наливать из чайника. Если до этого вы тренировали наливание холодной воды из кувшина, то прежде, чем начать работать с кипятком, научите ребенка наливать холодную воду из чайника. Размер, форма и объём ёмкости, из которой мы будем наливать, играет очень важную роль. Привыкнув к чайнику, можно начинать тренировки.
Многие незрячие точно так же проверяют уровень кипятка в кружке, фиксируя пальцем, как и при наливании холодной воды. И это не значит, что они полностью погружают палец и получают ожоги. Когда от уровня воды до пальца остаётся хотя бы 1 — 2 миллиметра, это начинает ощущаться, и даже если вода немного, на короткое мгновение коснётся кончика пальца, никакого ожога не будет.
Но если у ребёнка повышенная чувствительность и такой вариант не подходит, можно пользоваться специализированным приспособлением — индикатором уровня жидкости. Это небольшой приборчик с датчиками, который надевается на край кружки и сигнализирует о приближении воды примерно за 2 см до верхнего края.
Этим прибором можно пользоваться на постоянной основе, но я бы рекомендовала лишь тренировать с ним умение вовремя останавливаться. Ведь не всегда у незрячего будет с собой такой прибор, ситуации в жизни бывают разные.
В следующем номере мы поговорим об использовании ножа, о приготовлении салатов, бутербродов, а также об использовании различной кухонной бытовой техники.
А пока тренируйте с ребёнком навык наливания воды, заваривания чая, кофе, какао.
Также обратите внимание на порядок на кухне: для незрячего очень важно, чтобы все вещи хранились на своих местах, а острые предметы хранились определённым образом и на них нельзя было неожиданно где-то наткнуться.
Домашнее задание
Подумайте над удобным для всех порядком хранения продуктов, посуды, приборов и другой кухонной утвари. Спросите, удобно ли такое расположение незрячему, учтите его замечания и создайте свод правил по хранению вещей на своих местах. Используйте время до выхода следующего номера журнала, чтобы введённый порядок прочно вошёл в жизнь семьи.
Не оставляйте открытыми шкафчики и ящики, это нарушение техники безопасности.
Создав такие условия у себя в доме, вы не только облегчите жизнь своего ребёнка, но и всей семьи в целом. И что немаловажно: привыкнув к такому порядку, незрячий ребёнок получит много возможностей для самостоятельности как сейчас, так и в будущем, соблюдая его уже в своей собственной семье.