Анонс 5 номера журнала "Школьный Вестник" за 2024 год
Подготовила Наталья Кочеткова
Школьный вестник продолжает печатать цикл статей Натальи Седельниковой «Семейный разговор», начатый в июльском номере за 2023 год и пользующийся большим спросом. Все материалы, ориентированны на практику и состоят из комплекса последовательных рекомендаций и упражнений.
В десятой части «Первые шаги к самостоятельности» Наталья, педагог-психолог, равный консультант, автор проекта поддержки незрячих и слабовидящих «Мир иначе», «Тренинг “Путь родителя”», продолжит говорить с вами о навыках, которые должен освоить ваш незрячий ребёнок на пути к самостоятельной, полноценной и активной жизни. В этой части мы предлагаем вам научиться пользоваться кухонным ножом. Почему-то нож вызывает у многих родителей панический страх. На самом деле ничего в нём страшного нет. Незрячие активно используют различные, на первый взгляд небезопасные, приспособления. Ко всему нужна привычка, просто нельзя пренебрегать правилами безопасности.
______________________________
Каждый год 9 мая мы отмечаем окончание Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Этому дню предшествовали 1418 дней и ночей — почти четыре года смертей, голода, слёз, страха и надежды. Но время неумолимо движется вперёд. Те события всё дальше уходит в глубь истории, но они не стёрлись из памяти людей, и забыть их нельзя. История Великой Отечественной войны — это не только стратегические операции и подвиги великих полководцев, это в первую очередь истории человеческих судеб тех, кто вынес на себе четыре года фронтовых тягот, четыре года ожидания и надежды, кто проявил мужество и героизм в эти годы не только на поле боя, но и в глубоком тылу.
Традиционно в майском номере мы вспоминаем о тех далёких и не простых для станы днях, о незрячих людях, внёсших свой вклад в приближение Победы, о ярких событиях и переломных моментах. Для этого выпуска Елена Денисенко подготовила два материала — «ВОС в годы Великой Отечественной войны» и «День, когда кончилась война».
______________________________
Тифлопедагогика (от греческого «typhlos» — слепой) — отрасль специальной педагогики, занимающаяся вопросами воспитания и обучения детей с различными нарушениями зрения. На протяжении многих столетий мало кто задумывался о том, что слепых детей нужно учить каким-либо наукам. Всё обучение сводилось к освоению ремёсел, дающих возможность зарабатывать на хлеб. Гуманистическое отношение к слепым, как к полноценным членам общества, нуждающимся в обучении, социальной и трудовой реабилитации, сформировалось лишь в начале XVIII века благодаря французскому лингвисту и педагогу Валентину Гаюи. В 1784 году в Париже он на собственные средства открыл первую школу для слепых. Им же был разработан первый рельефно-линейный шрифт «унциал», представлявший собой аналог латинских букв, выдавленных на бумаге.
Неоценимый вклад в развитие тифлопедагогики внёс Луи Брайль, разработавший в 1824 году рельефно-точечный тактильный шрифт, основой которого стала комбинация шести точек. Шрифт позволял быстро воспринимать текст, читать и писать на разных языках. В 1837 году вышла первая книга, напечатанная шрифтом Брайля — «История Франции сквозь века». На основе своей рельефно-точечной системы Луи Брайль вскоре разработал и нотную грамоту для слепых музыкантов.
Большой вклад в развитие мировой тифлопедагогики внесли именно незрячие специалисты, которые дополнили научно-методические изыскания коллег собственным личным опытом. Как сегодня работают незрячие тифлопедагоги и насколько доступна для них эта профессия, нашему корреспонденту Екатерине Шевичевой рассказала Альбина Вильсуровна Саматова, тифлопедагог, сотрудник Центра ранней интервенции при Российской государственной библиотеке для слепых.
Все подробности в материале «Тифлопедагог — профессия по призванию».
______________________________
«ПОЭТИЧЕСКАЯ ВОЛНА» познакомит вас со стихами Михаила Суворова и произведениями поэтов, вошедших в сборник «Тетрадь стихов студентов Литературного института Союза советских писателей. Первомайский подарок фронтовикам».
Михаил Суворов
СОЛДАТЫ
Я видел, как плачут солдаты.
Припомнилось это не зря.
Зарыли сестру медсанбата,
Прикрыли снежком января.
Еловые ветки поставив,
Никто уходить не спешил.
Салют троекратно растаял
В лесной затаённой глуши.
А слёзы свинцово копились,
И зло тяжелели глаза.
Солдаты, казалось, молились,
Но зрела в молитве гроза.
За девочку с русою прядкой,
За синий угаснувший взгляд
Рванутся в атаку ребята,
Не ведая в гневе преград.
Я, варежкой нос вытирая,
Внезапно промёрз до нутра:
Расплата, до жути простая,
Мальчишку навек потрясла.
Сутуло клонясь на лопаты,
Стояли солдаты в снегу.
Я видел, как плачут солдаты, —
Увидеть бы это врагу!
______________________________
В рубрику «АЗ, БУКИ, ВЕДИ» вошли стихи Наталии Волковой и продолжение «Рассказов девочки Лёльки, которую на самом деле зовут Маргарита» Людмилы Улановой.
Наталия Волкова
НЕСЧАСТНАЯ ШКОЛА
Не меньше,
Чем дети боятся укола,
Боялась детишек
Несчастная школа.
Тряслись её окна,
И двери, и рамы
От вечного крика,
От шума и гама.
Потрескались стены,
Поехала крыша,
Хотелось ей крикнуть:
«Пожалуйста, тише!
Куда бы мне спрятаться?
Где бы мне скрыться?
Слетаю я к морю,
Как вольная птица!»
Дверями взмахнула
Она на заре:
«Прощайте! Я к вам не
вернусь в сентябре!»
______________________________
Далее идут рассказы Виктора Глебова — воспоминания о Великой Отечественной войне.
______________________________
Постоянные рубрики «ПРОБА ПЕРА» и «БИБЛИОТЕЧКА МУЗЫКАНТА» также на своих местах.
Брайлевский номер содержит рельефно-графическую иллюстрацию — ДШК (Дегтярёв-Шпагин-Крупнокалиберный) пулемёт, наган.
Тифлокомментарий 1 страницы обложки плоскопечатного варианта журнала № 5 за 2024 год. Цветная фотография. На спортивной площадке около школы в осенний день позируют двое воспитанников Московской специальной (коррекционной) школы-интерната №2 (ГКОУ СКОШИ №2).
Оба мальчика улыбаются и в очках. На первом ученике надета серая шапка с чёрной широкой и узкой полосками внизу и фиолетовая осенняя болонья куртка с апликациями. На втором мальчике — лёгкая укороченная тёмно-синяя куртка с красными молниями на застёжке и на карманах и серые спортивные штаны.
За ними поодаль на площадке скучковались семеро одноклассников.
Познавательного досуга в компании Школьного Вестника!
Анонсы нашего журнала, а также избранные статьи из каждого номера можно прослушать в приложении к журналу «ДИАЛОГ».