Перейти к основному содержанию

Профессия преподавателя маркетинга

Екатерина Шевичева («Школьный вестник» №7 за 2024 год)

ПРОФЕССИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МАРКЕТИНГА

Альтернатива для незрячих экономистов

Экономическое образование во всем мире считаетсря престижным. Оно по-прежнему очень популярно и в нашей стране. Так, например, в 2023 году диплом по направлению подготовки «Экономика и менеджмент» получили 51,2 тысячи выпускников российских вузов. Причём доля коммерческих мест на экономических факультетах считается самой высокой в стране (89,5%).

Выпускникам ведущих российских вузов легче трудоустроиться в крупных, престижных компаниях с высокой заработной платой. Поступить в такие университеты сложно, так как абитуриенту нужно набрать очень высокие баллы по результатам ЕГЭ.

На экономические специальности поступают и ребята с инвалидностью по зрению. Современные компьютерные технологии, доступность информации в интернете и инклюзия в образовании дают незрячим возможность учиться практически наравне со своими зрячими сокурсниками. Однако российский рынок труда перенасыщен экономистами, поэтому даже лучшие из них вынуждены работать не по специальности. Незрячим и слабовидящим в этой ситуации ещё сложнее. Куда же податься незрячему экономисту?

Для начала определим, где требуются кадры с экономическим образованием, и перечислим основные возможности трудоустройства. Некоторые выпускники экономических вузов благополучно трудоустраиваются в крупнейшие аудиторские компании и работают бизнес-аналитиками или аудиторами. Второй по значимости сектор экономики, куда мечтают попасть новоиспечённые экономисты, — это банки и страховые компании. В таких организациях постоянно требуются риск-менеджеры, трейдеры, финансовые аналитики, актуарии (специалисты по страховой математике). Часть выпускников престижных вузов поступают на работу в органы государственного управления и государственные учреждения (Минфин, Минэкономразвития и торговли РФ, Центробанк или Администрацию Президента). Но таких счастливчиков единицы.

Очень привлекательными для экономистов считаются крупные сырьевые компании, которые занимаются добычей и продажей нефти, газа, металлов, древесины и других природных ресурсов. Экономисты, разбирающиеся в корпоративных финансах, трудоустраиваются в компании обрабатывающих отраслей промышленности, которые производят черные и цветные металлы, продукцию лёгкой, пищевой, химической и нефтехимической промышленности, строительные материалы, оказывают торгово-посреднические услуги. В таких компаниях экономисты рассчитывают нормы прибыли, эффективность инвестиционных проектов и другие финансовые показатели. Рабочие места для экономистов различных направлений есть в крупных и средних компаниях сферы услуг.

Многие предприниматели и менеджеры компаний независимо от сферы деятельности становятся ими после окончания факультетов экономики и управления. И, конечно же, многие экономисты работают бухгалтерами в организациях всех форм собственности любых размеров.

Экономисты не всегда входят в штат организаций и работают в них полную рабочую неделю. Предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям часто требуются услуги экономистов в ограниченном объёме или эпизодически. Поэтому некоторые выпускники экономических специальностей работают бухгалтерами, маркетологами или рекламистами внештатно сразу в нескольких организациях и имеют статус самозанятых.

Несмотря на относительную доступность образования по специальности «Экономика и менеджмент», работа по большинству профессий этого направления для инвалидов по зрению, особенно для слепых, затруднительна. Это вызвано несколькими причинами: оперативная работа с графическими данными (таблицами, диаграммами, рисунками); работа с плоскопечатными бумажными документами; материальная ответственность, то есть ответственность за имущество организации; высокая мобильность (перемещение по зданию, территории, поездки в другие организации, командировки). Некоторые виды в этой сфере незрячие люди всё же могут выполнять, например, собирать коммерческую информацию, анализировать финансовые данные, составлять обзоры товаров, разрабатывать программы мероприятий, писать рекламные тексты. Известны случаи, когда незрячие специалисты становились финансовыми аналитиками, торговали на биржах, но такие примеры скорее исключение из правил.

Одним из способов заработка и профессиональной самореализации незрячих и слабовидящих экономистов является педагогическая деятельность. Но для работы в высших учебных заведениях недостаточно иметь только высшее образование. Нужно обязательно получить учёную степень: российскую (кандидат или доктор экономических наук) или зарубежную (доктор философии, сокращенно PhD). Экономисты со степенью PhD очень востребованы во многих зарубежных странах. Молодые преподаватели размещают свои резюме на ресурсах Ассоциации экономистов, и их расхватывают как горячие пирожки ведущие университеты США и всего мира.

В России преподавателей со степенью PhD приглашают на работу лишь несколько университетов, например, Высшая школа экономики и Российская экономическая школа, так как специалистам такого уровня положена очень высокая зарплата.

О возможностях преподавательской работы для незрячих экономистов журналу «Школьный вестник» рассказал Максим Георгиевич Чардымский, кандидат экономических наук, доцент кафедры коммуникационного менеджмента и управления отношениями, преподаватель маркетинга, рекламы и связей с общественностью Российского государственного социального университета.

 

— Максим Георгиевич, как давно вы занимаетесь преподавательской деятельностью и насколько сложно было найти работу?

— Я получил высшее образование по специальности «Экономика и социология труда», однако работать непосредственно по специальности мне не хотелось. Со старших курсов университета я тяготел к маркетингу. Это направление экономической деятельности представляется мне более творческим. В нём можно проявить больше креатива, изобретательности, нежели в экономике труда. После окончания университета я почти полгода пытался устроиться экономистом или маркетологом в различные компании, но в силу ряда причин этого не получилось. Как известно, многие организации не хотят брать на работу специалистов с инвалидностью.

Преподавательскую деятельность я тогда рассматривал в качестве резервного варианта. Как выяснилось позже, именно она оказалась моим призванием. В 1999 году я обратился в Лыткаринский оптико-механический колледж (с 2005 года — Московский областной государственный колледж технологий, экономики и предпринимательства). Я слышал, что там учатся студенты технических специальностей — оптики, механики, электрики, и думал, что буду читать у них экономическую теорию. На многое не рассчитывал. Однако в беседе с директором выяснилось, что колледж начал вести подготовку техников по современным направлениям экономической деятельности: бухгалтерский учёт и маркетинг.

Как раз в том учебном году готовился первый выпуск маркетологов. Оставался всего один семестр и свободная вакансия на три дисциплины, вести которые меня взяли. В то время всего в нескольких колледжах Московской области была специальность «Маркетинг», и один из этих колледжей располагался в пяти минутах ходьбы от моего дома. Неожиданно я получил то, о чём мечтал.

— Как воспринимали незрячего преподавателя в колледже, ведь такие специалисты и сегодня редкость?

— Коллеги меня приняли доброжелательно, при необходимости помогали. Со студентами в целом тоже складывались хорошие, доброжелательные отношения, хотя иногда возникали трения из-за низкой дисциплинированности. В колледже ведь часто учатся студенты из неблагополучных семей, а у меня ещё не было педагогического опыта, умения грамотно построить общение с разными студентами.

— А когда вы начали преподавать в университете?

— Ещё работая в колледже, я был соискателем учёной степени при аспирантуре РГСУ. Защитив в 2005 году кандидатскую диссертацию, я попытался трудоустроиться в два других вуза, но неудачно. Тогда я обратился на кафедру предпринимательства, управления и маркетинга, на которой писал диссертацию, и в сентябре того же года был принят в должности старшего преподавателя. Положительное решение о трудоустройстве я связываю с тем, что был прилежным студентом, получил диплом с отличием и защита диссертации тоже прошла хорошо.

— Какие дисциплины вам доверили преподавать?

— В основном я вёл маркетинговые дисциплины. В университете часто проводилась реорганизация, менялись факультеты и кафедры. В итоге я оказался на другом факультете. Сейчас моя специализация — реклама и связи с общественностью, public relations, сокращённо — PR. Также я веду несколько курсов по маркетингу для студентов разных направлений подготовки.

— Что нужно для того, чтобы стать преподавателем вуза?

— Прежде всего нужно получить высшее образование. Учителям в средней школе или колледже этого достаточно. Для преподавания в вузе после бакалавриата нужно закончить магистратуру, затем аспирантуру и получить учёную степень кандидата наук. Некоторые преподаватели не имеют учёной степени, однако это ограничивает их зарплату и возможности карьерного роста. Помимо формальных требований, чтобы успешно работать преподавателем, требуются обширная база общих знаний, широкий кругозор, знание состояния и тенденций развития своей области наук, ведь на занятиях нужно информировать студентов о современных научных достижениях, приводить примеры из практики, точно отвечать на вопросы.

— Что входит в обязанности преподавателя маркетинга, рекламы и связей с общественностью?

— Обязанности вполне стандартные. Во-первых, это разработка учебно-методических материалов: рабочих программ учебных дисциплин, текстов лекций, слайд-лекций, другими словами, презентаций, условий семинаров и практических заданий, контрольных работ и тестов, билетов к зачётам и экзаменам. Во-вторых, это собственно проведение учебных занятий: чтение лекций, ведение практических занятий, аттестация студентов. В-третьих, это руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами. В-четвёртых, для преподавателя вуза обязательной является научно-исследовательская работа, то есть публикация научных статей, монографий, учебников, выступления на научных семинарах, конференциях, конгрессах, участие в коллективных научно-исследовательских проектах, руководство студенческими научными кружками. Также в нашем университете преподаватели ведут профориентационную и воспитательную работу: поиск и привлечение абитуриентов на бакалавриат и в магистратуру, проведение профориентационных и культурно-просветительных мероприятий, приобщение студентов к общественной работе.

— На ваш взгляд, какие направления экономики, помимо преподавания экономических и смежных дисциплин, доступны незрячим?

— Конечно, такие направления есть. Незрячим больше подходят направления экономической деятельности, связанные с вербальной формой общения и текстовой информацией. Это может быть копирайтинг, то есть написание рекламных и других текстов. Доступна также финансовая и маркетинговая аналитика. При этом нужно учитывать доступность компьютерных и мобильных приложений, используемых в организации на конкретном рабочем месте.

— А как вы справляетесь с этой проблемой, как подготавливаете графики, схемы, презентации для своих студентов?

— Мне помогают в работе компьютерные и мобильные технологии, а также секретарь незрячего специалиста. С помощью компьютера и смартфона я изучаю учебную и научную литературу, деловые новости, составляю лекции и практические задания, другие учебно-методические материалы. Секретарь помогает заполнять журналы, создаёт презентации по моему указанию, читает графические работы студентов. Например, чтобы проиллюстрировать в презентации теоретический материал примерами, я прошу секретаря найти их в интернете. Затем секретарь вслух даёт описание найденных образцов, и я выбираю наиболее подходящие варианты. Подходы к работе приходится искать самому, поскольку других незрячих преподавателей маркетинга, рекламы и пиар в России нет, во всяком случае я о таких не знаю, не с кем обменяться опытом.

— А как вы оцениваете работы студентов?

— Любые ответы и задания оцениваю я сам. Если это текстовая работа, я знакомлюсь с ней на компьютере. Если же работа графическая, рассчитанная на визуальное восприятие, например, макет рекламного объявления, логотип компании или другие картинки, тогда изображения мне описывает секретарь. На основе описания я принимаю решение об оценке. Кроме того, некоторые графические задания сопровождаются письменной характеристикой. Я специально так задумал, чтобы упростить их проверку. В своей работе я не отказываюсь от заданий, требующих визуализации. Можно было бы пойти лёгким путем, ограничиваясь только текстовыми заданиями, но тогда изучение читаемых мной дисциплин станет неполноценным. Студенты не приобретут необходимые знания, умения и навыки.

Если я понимаю, что студент списал на экзамене, потому что он отвечает строго по тексту лекции, я задаю ему дополнительные вопросы, где нужно подумать над ответом. Тогда становится ясно, освоен материал или нет. В читаемых мной дисциплинах в основном творческая составляющая, поэтому списывание практических заданий выявить легко.

— На ваш взгляд, какими личностными качествами должен обладать незрячий преподаватель, чтобы заслужить уважение своих студентов?

— Прежде всего — это коммуникабельность. Преподаватель работает с аудиторией, поэтому со студентами нужно уметь общаться, доступно доносить до них информацию, улавливать реакцию. Иногда студенты высказывают свои замечания и пожелания по ведению дисциплины. Нужно адекватно и своевременно реагировать на них.

Важна высокая мотивация самого преподавателя, любовь к своему делу. Студентов нужно заинтересовать преподаваемым предметом. Нужно подобрать такой стиль подачи материала, который хорошо принимается молодёжной аудиторией.

Также очень важна объективность при выставлении оценок. Не секрет, что некоторые преподаватели относятся к студентам предвзято, и учащиеся это замечают. Например, преподаватель ставит за схожие ответы разные оценки. Это недопустимо. Кроме того, необходимо включать критерии оценки и точные требования в условия практических заданий, чтобы студент понимал, как будет оцениваться его работа.

— А существуют какие-нибудь непреодолимые сложности в работе незрячего преподавателя маркетинга, рекламы и PR?

— На мой взгляд, совсем непреодолимых сложностей нет. Лично для меня основная сложность — это контроль за аудиторией. Бывает, что студенты недисциплинированны, не слушают преподавателя, шумят или сидят в своих телефонах, и не всегда с этим удаётся справиться. В таких ситуациях зрячий преподаватель быстро может определить источник нарушения порядка, выявить неформального лидера и принять дисциплинарные меры. Мне это сделать трудно, поэтому действовать приходится в прямом смысле вслепую.

Другая сложность состоит в необходимости перемещаться между корпусами и аудиториями университета. В РГСУ аудитории часто меняются. Иногда в течение дня преподаватель может вести занятия в двух, трёх и даже четырёх аудиториях, а значит, нужно знать расположение зданий и аудиторий.

Ограниченность доступа к оперативной информации также вызывает определённые трудности. Например, нужно срочно просмотреть какой-нибудь служебный документ и подписать его. Без помощника здесь не обойтись. Иногда преподавателей неожиданно зовут на конференцию, важную встречу с руководителями вуза или приглашёнными лекторами, где демонстрируются презентации. Если с вами нет секретаря, то вы остаетесь «отрезанным» от части информации, зачастую очень важной.

Ещё одна сложность возникает, когда преподаватель является куратором учебной группы и курируемую группу приглашают на какие-либо общественные мероприятия: концерты, митинги, субботники. Тут незрячему преподавателю бывает нелегко. Староста группы помогает не всегда или не в полной мере. Тогда преподаватель должен заранее договориться с коллегами о помощи, а впоследствии помочь им в чём-нибудь в знак благодарности.

— Какие плюсы и минусы таит в себе профессия преподавателя маркетинга, рекламы и связей с общественностью?

— Плюсов много, и они существенные. Я — человек исполнительный, но достаточно свободолюбивый, поэтому для меня ценной является свобода учебно-методической работы. Обычно преподавателю заранее назначают дисциплины, которые он будет вести, чтобы успеть подготовиться к занятиям. Конечно, имеются некоторые общие требования, но какой именно материал выбрать, как его преподнести, в какой форме проводить практические занятия — почти полностью зависит от преподавателя. Это большое преимущество по сравнению с офисной работой, где даются задания и инструкции, которые нужно неукоснительно выполнять.

Второй плюс — автономность работы. Преподаватель обязан посещать заседания кафедры и некоторые другие мероприятия, но их не так много. Преимущественно он работает со студентами в отрыве от других сотрудников. Преподавателю вуза не нужно находиться в университете полный рабочий день, и это практически избавляет от сплетен, конфликтов и прочих негативных явлений, которые нередко проявляются в офисах при неизбежных контактах сотрудников на протяжении всего рабочего времени.

Также отмечу, что преподавательская деятельность мобилизует к освоению новых знаний. В экономике и менеджменте многое меняется, появляются новые технологии работы с информацией, средства и методы коммуникаций. Преподаватель должен быть в курсе происходящих изменений.

Преподаватель маркетинга, рекламы и связей с общественностью — это творческая профессия. У меня имеется прекрасная возможность развивать свои креативные способности, умения и навыки студентов. Как составить эффективный рекламный текст, разработать привлекательный личный бренд, через какие средства коммуникации продвигать товары, услуги и бренды — все это требует творческого подхода. Через такую креативную работу не только повышается профессионализм, но и раскрывается личность человека.

Научно-исследовательская работа тоже является достоинством профессии преподавателя вуза, так как она даёт возможность реализовать себя в качестве ученого, а публикация научных работ может принести определённую известность автору в научно-педагогических кругах.

И ещё один плюс, хотя он есть не у всех преподавателей. В ряде высших учебных заведений установлена достаточно высокая заработная плата. Этим могут похвастаться даже не все столичные вузы.

Что касается минусов, то я бы выделил дисциплинарные нарушения, которые мешают продуктивно работать. Удручает и откровенное нежелание хорошо учиться у ряда студентов. Ответственный преподаватель вкладывает в свою работу много усилий, поэтому ему хочется видеть достойный результат своего труда.

— А как быть с эмоциональным выгоранием?

— Можно использовать новые образовательные технологии, вести другие предметы, даже сменить область наук — в общем, всячески обновлять свою деятельность.

— Что бы вы пожелали будущим незрячим экономистам?

— Старшеклассникам прежде всего нужно хорошо изучать профильные предметы, потому что приём в высшие учебные заведения идёт на основе результатов ЕГЭ. Даже среди льготников подчас образуются очереди на поступление в престижный вуз.

Еще советую укреплять общую и профессиональную базу знаний. Это пригодится как в учёбе, так и в будущей работе. Следите за новостями экономики, слушайте информационно-аналитические программы, интересуйтесь происходящими в мире событиями.

Чтобы поступить в вуз и успешно в нём учиться, нужна большая выдержка. Не бросайте учёбу, даже если вам будет трудно. Сильно не переживайте из-за мелких неудач. Старайтесь преодолевать трудности и идти своим путём. Тогда у вас всё получится!

Дата публикации: 
среда, июля 10, 2024
Автор публикации: 
Екатерина Шевичева
Категория публикации: 
Выбираем профессию