Перейти к основному содержанию

Семейный разговор (Часть 11). Вера в ребёнка — залог его успеха

Наталья Седельникова («Школьный Вестник» №7 за 2024 год)

педагог-психолог, равный консультант, автор проекта поддержки незрячих и слабовидящих «Мир иначе»

СЕМЕЙНЫЙ РАЗГОВОР

ВЕРА В РЕБЁНКА — ЗАЛОГ ЕГО УСПЕХА

Цикл статей о помощи вашему ребёнку на пути к самостоятельности приближается к завершению. В августе будет опубликована заключительная статья. А сегодня я предлагаю вам подытожить результаты проделанной работы, посмотреть, как изменились ваши внутренние установки и ваши взгляды на будущее вашего незрячего ребёнка. 

На самом деле родители могут дать очень много своему ребёнку. Ни одна школа, ни один реабилитационный центр не заменят веру матери и отца в своего ребёнка! Эта вера — основа внутреннего стержня, целеустремленности, уверенности в своих силах и будущей самостоятельности подрастающего человека.

Родители незрячих детей часто бывают подвержены упадническим настроениям и так же пессимистично смотрят на возможности полноценного и всестороннего развития ребёнка. Зачем ему трогать это дерево? Зачем лезть в лужу и трогать червяка? Познавательное развитие детей требует их постоянного взаимодействия с предметами, их личного участия в различных ситуациях. Зрячий ребёнок видит дерево, видит лужу и этого червяка, но ему все равно нужно получить и тактильный опыт. Он подойдёт и поковыряет кору у дерева, попытается на него залезть, запустит по локоть руку в лужу и будет ловить червяка. Чем незрячий ребёнок хуже? У него те же потребности развиваться, только отсутствие возможности видеть должно быть компенсировано вашими постоянными рассказами о том, что его окружает. Можно сказать, что родители — это тифлокомментаторы, помогающие незрячему ребёнку познавать окружающий мир. 

Только постоянно получая описание всего, что есть вокруг, много и активно тактильно взаимодействуя с окружающей средой, ребёнок будет развиваться согласно своим заложенным возможностям, своевременно расширяя кругозор.

Обширный кругозор и адекватное представление о мире крайне важны для всех сфер жизни — и учёбы, и коммуникации с людьми, самостоятельной ориентировки в пространстве. Не рассчитывайте, что всё это в полной мере даст школа. Школа даёт только то, что прописано в программе, и даже те вещи, которые преподаются в рамках социально-бытовой адаптации, полноценно даются не в каждом интернате.

Верьте в интеллектуальные возможности своего ребёнка, и   если по какой-то причине школа пытается определить его во вспомогательный класс, до последнего противьтесь этому, а в случае проигранной битвы меняйте школу. Если пусть и с трудом, но школьник способен осваивать общеобразовательную программу, не позволяйте школе сделать удобно для себя и лишить тем самым ребёнка возможности закончить школу с аттестатом и поступить в профессиональное учебное заведение.

 

Случай из практики

У мальчика был остаток зрения, позволяющий читать крупный плоскопечатный текст, поэтому до школы он освоил чтение. Когда ребёнок стал первоклассником школы-интерната для слепых детей, начались серьёзные проблемы с изучением шрифта Брайля. Во-первых, потому что он уже умел читать плоскопечатные книги и не понимал, зачем ему эти точечки. Во-вторых, изучать Брайль вслепую ему было непривычно, а остаток зрения не позволял видеть выпуклые точки, чтобы учить шрифт по зрячему.

Вместо того, чтобы разобраться в причинах, школа просто отправила его на надомное обучение. Спустя время, когда родители поняли, что ребёнку нужна социализация и захотели вернуться в школу, уровень образования, сына был значительно ниже уровня сверстников. И школа поставила родителей перед выбором: или мальчик остаётся дома, или его возьмут в школу, но только во вспомогательный класс.

Это недопустимое поведение интерната приговорило школьника к получению вместо аттестата справки об окончании школы. Непростительная ошибка школы налицо, ведь проще отправить ребёнка во вспомогательный класс, чем разобраться в причинах неуспеваемости и признать свои промахи.

А что могли сделать родители? Судить со стороны просто, поэтому мы не будем это делать, но сделаем для себя выводы и подумаем над вариантами решения этой проблемы. 

Ещё в самом начале, когда начались трудности с освоением шрифта Брайля, родителям нужно было настоять на том, чтобы школа разобралась в причинах неуспеваемости мальчика, чтобы были подобраны методы, которые помогли бы ему понять, зачем ему это изучать, и придумать вместе удобную для него форму освоения рельефно-точечным шрифтом. Если всё-таки уже попали на надомное обучение, следить за учёбой сына и не давать ему отставать от программы. Наседать на учителей, чтобы идти вровень с классом. Ну а если уже попали в ситуацию, когда школа предлагает неприемлемый вариант, переходить в другой интернат. И не важно, что туда неудобно ездить, это ведь вопрос дальнейшей жизни человека!

А мальчик, между прочим, очень эрудированный, с хорошо развитым познавательным интересом, с множеством хобби и оконченных дополнительных курсов на отлично. Вот только без школьного аттестата…

Пусть эта история послужит всем примером несправедливости, которая порой может случиться даже в специализированном учреждении, которое призвано быть внимательным к каждому своему ученику, тем более что их там не так много.

Необходимо серьёзно взвешивать все свои решения, задумываться над тем, как они отразятся на жизни ребёнка. Важно ли то, что до другой школы далеко ездить? Важно ли сократить время сборов и одеть слепого ребёнка или, может, лучше встать пораньше и дать ему возможность одеться самому? Важно не чьё-либо удобство сейчас, а возможность самостоятельно и полноценно жить незрячему в будущем!

И не будьте в позиции: «Для нас, инвалидов, хоть что-то делают, надо брать что есть, и на том спасибо» или «Нельзя вступать в конфликт с социальными органами или специальными образовательными учреждениями, надо во всём с ними соглашаться, а то куда нам потом».

Помните — ваш ребёнок не хуже любого другого ребёнка на этой планете и достоин не того, что удобно другим, а того, что положено по закону и справедливости. 

 

Перейдём к упражнению

Задайте себе вопрос: «Что нужно мне, чтобы быть уверенным в своём ребёнке?»

Запишите ответы в свободной форме. Прочитайте их, проанализируйте и ещё раз задайте себе этот вопрос. Снова запишите то, что пришло в голову. Отчеркните горизонтальной чертой. Посмотрите на первый и второй вариант. Снова задайте этот же вопрос и запишите то, что придёт в голову. Записывайте всё, даже если в голову приходит одно и то же. Не торопитесь. Давайте себе на каждый этап не менее 2 минут.

Прочитайте все ответы и определите, что вам нужно для того, чтобы быть уверенным в своём ребёнке. Это достижимо прямо сейчас? Если нет, то составьте список того, что нужно сделать, чего достичь, чтобы прийти к этому состоянию. Возьмите это для себя как руководство к действию. Конечно, не забывая оценивать, насколько это разумно и реалистично.

Обращайте внимание на то, что нравится вашему ребёнку, к чему у него есть склонности, и предлагайте ему разные развивающие занятия. Это могут быть как специализированные кружки для незрячих, так и обычные секции и курсы, на которые ходят условно здоровые дети. Всё зависит от ведущего занятия, возможно, он вполне сможет ввести в процесс обучения работу с вашим ребёнком, а может быть, вы подберёте какую-то индивидуальную форму. Также не забывайте про посещение музеев и театров, поездки на экскурсии. В музеях, кстати, с каждым годом всё больше различных инклюзивных программ, так что обязательно поинтересуйтесь, что предлагают незрячим музеи вашего города.

 

Компьютеры и телефоны

Для незрячего человека эти гаджеты просто жизненно необходимы. Во-первых, они нужны для учёбы в вузе, потому что мы не можем вести на лекциях конспекты, как все в тетрадях, незрячие это делают на компьютере. Во-вторых, вероятность найти себе заработок в интернете и работать удалённо гораздо выше, чем очно. В-третьих, компьютеры и телефоны — это общение и самореализация через блогинг.

Поэтому освоению телефоном и компьютером нужно уделить особое внимание. И если телефон так или иначе осваивают все, то с компьютером всё гораздо сложнее. На компьютере, так же, как и на телефоне, есть программы экранного доступа, которые озвучивают всё, что мы делаем. Работает незрячий без мышки, только с помощью комбинаций клавиш. Безусловно, требуется немало времени и сил, чтобы освоить клавиатуру и все комбинации, а также запомнить, где и как ими нужно пользоваться, но это вполне реально.

Кроме школьных уроков информатики освоить компьютер помогут курсы на портале «Особый взгляд» или на сайте социального предпринимательского проекта Everland.

При достижении 18 лет можно пойти на очное обучение в Институт повышения квалификации Реакомп, а также в реабилитационные центры. Встать на очередь можно, обратившись в свою местную организацию Всероссийского общества слепых.

Если вы еще не знакомы с программами экранного доступа для компьютера, вот их краткое освещение:

 

NVDA (NonVisual Desktop Access)

Разработчик: NV Access

NVDA — бесплатная программа экранного доступа с открытым исходным кодом для пользователей с нарушениями зрения. Она обеспечивает голосовую озвучку и отображение на брайлевском дисплее информации с экрана, поддерживает множество языков и может использоваться с различными офисными и интернет-приложениями.

Как установить:

1. Перейдите на официальный сайт NVDA.

2. Скачайте последнюю версию установочного файла.

3. Запустите установочный файл и следуйте инструкциям на экране.

4. Настройте параметры программы по своему усмотрению.

Основные функции:

— голосовая озвучка текста на экране;

— поддержка брайлевских дисплеев;

— поддержка множества языков;

— совместимость с популярными офисными и интернет-приложениями;

— удобные горячие клавиши для навигации и управления.

 

JAWS (Job Access With Speech)

Разработчик: Freedom Scientific

JAWS — коммерческая программа экранного доступа, предназначенная для пользователей с нарушениями зрения. Она предоставляет расширенные функции для озвучивания текста на экране, работу с веб-сайтами и приложениями, а также поддерживает различные брайлевские дисплеи.

Как установить

1. Перейдите на официальный сайт JAWS.

2. Зарегистрируйтесь и скачайте последнюю версию программы.

3. Запустите установочный файл и следуйте инструкциям мастера установки.

4. Активируйте программу с помощью предоставленного кода.

Основные функции:

— голосовая озвучка текста и элементов интерфейса;

— поддержка различных брайлевских дисплеев;

— расширенные функции навигации по веб-сайтам;

— специальные режимы для работы с электронными таблицами и документами;

— настраиваемые команды и горячие клавиши.

 

Некоторые считают, что нужно покупать специальный телефон для незрячих. Это совсем не так. Но на некоторые вещи всё-таки стоит обращать внимание. Так как наша говорящая программа занимает очень много места в памяти телефона, нужно выбирать технику с хорошей оперативной памятью (не меньше 8 ГБ) и хорошим производительным процессором. Программа экранного доступа встроена в любой смартфон и находится в разделе «Настройки — Специальные возможности».

Смартфон, не меньше чем компьютер, может быть рабочим инструментом как для учебы, так и для работы. Некоторые осваивают функции на телефоне так, что он практически полностью заменяет компьютер. Ведь и клавиатуру можно присоединить к телефону, чтобы иметь возможность быстро вести записи.

Благодаря гаджетам возможна удалённая работа. Онлайн-работа очень разнообразна — начиная от репетиторства по скайпу и  заканчивая работой на биржах копирайтинга. Так что владение современными информационными технологиями — это залог финансового благополучия.

Навигатор в телефоне очень облегчает ориентировку по городу, не говоря уже про массу других полезных приложений, которые можно на него установить. Так что не забывайте уделять внимание освоению смартфоном и компьютером.

 

Давайте ещё раз посмотрим, насколько сейчас самостоятелен ваш ребёнок.

Упражнение 2

Возьмите лист и разделите его на 4 колонки. 

Название колонок:

1. На сколько процентов мой ребёнок сейчас самостоятелен?

2. Что нужно, чтобы он стал более самостоятельным?

3. Что уже есть для этого?

4. Что ещё нужно?

Составьте список того, что необходимо освоить в ближайшее время, продумайте, как этого достичь. И действуйте!

 

В следующей статье мы коснёмся ещё нескольких острых тем, которые требуют вашего пристального внимания и работы.

Желаем вам удачи в выполнении упражнений и в продвижении по пути к самостоятельности вашего ребёнка!

Автор: 
Наталья Седельникова
Категория: 
Коррекционная педагогика