Семейный разговор (Часть 12). Круг возможностей
Наталья Седельникова («Школьный Вестник» №8 за 2024 год)
педагог-психолог, равный консультант, автор проекта поддержки незрячих и слабовидящих «Мир иначе»
СЕМЕЙНЫЙ РАЗГОВОР
КРУГ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
В предыдущих статьях этого цикла мы с вами говорили о том, как принять особенности здоровья своего ребёнка, как влияет ваше восприятие его слепоты на формирование его личности, как можно изменить своё отношение к ситуации, в которой оказалась ваша семья, и как важна для незрячего самостоятельность. Статьи в рубрике «Копилка навыков» помогли вам оценить уровень их развития у вашего ребёнка, в них же вы получили рекомендации по формированию новых важных для развития самостоятельности умений.
Что же дальше? Представим, что все умения и навыки сформированы, что ваш ребёнок стоит на пороге взрослой жизни и вполне уверен в себе. Какие у него есть возможности?
Не надо забывать, что незрячий живёт всё-таки в мире зрячих, где всё ориентировано на визуальное восприятие, где основным шрифтом является плоскопечатный, а не шрифт Брайля. Что это значит на практике?
Мы принимаем свою особенность, но и не забываем про особенности зрячих людей. Это касается очень многих сторон жизни. Там, где можно, предлагаем рекомендации по взаимодействию с незрячим — правила сопровождения, этика общения, оказание помощи. Нужно понимать, что зрячий человек не обязан знать, как правильно взаимодействовать, помогать и сопровождать незрячего. Здесь очень важны открытая благожелательная коммуникация незрячего с окружающими его зрячими людьми, его желание помочь зрячему понять, как именно он может оказать поддержку.
Основные правила сопровождения незрячего человека:
Незрячий берётся за зрячего человека, поэтому идёт чуть позади.
В двери, рамки безопасности и прочие узкие пространства незрячий тоже проходит следом за сопровождающим.
Нужно попросить сопровождающего, чтобы он заранее предупреждал незрячего о ступенях, порогах и других препятствиях и говорил не просто «ступенька» или «лестница», а «ступенька вниз/вверх», «лестница вниз/вверх».
Сопровождающий не должен браться за трость или за руку, в которой незрячий держит трость.
Есть несколько сфер жизни, которые требуют нашего особого внимания.
Умение ставить подпись
Система Брайля навсегда изменила жизнь незрячих людей. Она непроста в освоении и использовании, но она позволяет слепым не чувствовать себя зависимыми от других людей и повышает уровень их жизни. Но не стоит забывать, что подавляющее большинство людей не пользуются этим шрифтом и не понимают его. Поэтому незрячего ребёнка просто необходимо знакомить с плоскопечатными буквами. Это можно делать с помощью набора магнитных букв, которые продаются в любом детском магазине.
Уметь поставить личную подпись — это крайне важное умение. Если в школе вашего ребёнка этому не научили, необходимо заниматься этим дома.
Случай из практики
Когда в августе 2023 года мы проводили очный тренинг «Уверенный курс», мы попросили старшеклассников расписаться на бланках присутствия. Оказалось, что почти у половины участников в паспорте вместо личной подписи стоит прочерк. Нас это просто потрясло. Как же ребята будут выходить из положения, когда нельзя обойтись без личной подписи? Например, у нотариуса, при открытии счёта в банке, при заключении договора с работодателем.
Задайтесь вопросом: «Как ваш ребёнок будет жить без личной подписи?» Если вы изучали с ребёнком плоскопечатные буквы с детства, то ему будет гораздо проще. Если не изучали, а до получения паспорта остался месяц, то здесь уже нужно направить всё внимание на тренировку. Придумайте максимально простую комбинацию букв, лучше две, максимум три буквы и простую завитушку и начинайте тренироваться.
Разделите будущий автограф на части и тренируйте отдельные элементы. Сначала в крупном формате, пока рука не научится плавно перемещать ручку по бумаге.
Для этого вам нужно слепить из пластилина первую букву подписи. Она может быть достаточно большой, размером со спичечный коробок. Разместите её на листе бумаги так, чтобы она крепко держалась и при этом оставалась максимально объёмной. Далее пусть ребёнок отрабатывает написание буквы, пока не начнёт делать это движение автоматически. Теперь слепите ту же букву, но размером в сантиметр-полтора. Теперь задача научиться писать эту букву нужного размера.
Далее слепите второй элемент и прикрепите его к первой большой букве. Здесь та же схема — тактильное знакомство, отработка в крупном масштабе, потом в мелком. Так, прибавляя по одному элементу, полностью сложится подпись.
На отработку полностью готовой подписи необходимо тратить минимум 15 минут в день в течение месяца. Таким образом это действие станет автоматическим.
После получения паспорта не стоит прекращать периодические тренировки, чтобы рука не забыла движения. Вспоминайте и тренируйте подпись хотя бы раз в месяц.
Если до получения паспорта ещё есть время, то можно начать изучение плоскопечатных букв. Можно посмотреть разные рельефные пособия, но одним из наиболее интересных вариантов являются магнитные буквы. С ними можно придумывать много игр и для закрепления знаний предлагать ребёнку составлять из них послания на холодильнике для членов семьи.
Когда ребёнок будет хорошо ориентироваться в плоскопечатных буквах, можно начинать тренировать написание своей фамилии и инициалов. После этого вместе придумать подпись и отрабатывать её написание до автоматизма.
Передвижение по городу и в транспорте
Здесь нужно понимать: несмотря на то, что люди вокруг нас зрячие, это не гарантия того, что они всегда видят идущего навстречу человека. К сожалению, часто можно встретить ситуацию, когда зрячий человек идёт, глядя в телефон, и не смотрит на дорогу. В этом случае возможно столкновение, ведь незрячий в отличие от него всё равно не увидит идущего навстречу. Поэтому при передвижении нужно помнить об этом и соблюдать несколько простых правил:
— Не ходить быстро и не делать резких движений, резких поворотов.
— Прислушиваться к звукам вокруг.
— Если впереди звук ремонтных работ или непонятный шум, лучше попросить помощи у прохожих.
— В непонятной обстановке надо постучать тростью, чтобы обозначить своё присутствие.
Соблюдение этих рекомендаций не убережёт полностью от неприятностей, но значительно снизит их количество.
Кроме пешеходов есть ещё велосипедисты и самокатчики, которые тоже могут не смотреть на дорогу, поэтому научите ребёнка, если он слышит движение, подбирать трость короче и громко стучать при перемещении. Именно из-за движущихся по тротуару средств передвижения и нельзя резко поворачивать.
При использовании наземного общественного транспорта возникают три проблемы: понять, что автобус подъехал, какой у него номер и где двери.
Понять, подъехал ли автобус, можно либо по звуку, либо по движению людей, либо с помощью приложения, которое пока не на всех маршрутах работает.
Чтобы понять, какой номер автобуса подъехал, лучше всего спросить у людей на остановке. Если незрячий успел найти открытую дверь, то можно спросить пассажиров внутри. Если незрячий ожидает транспорт в одиночестве, то лучше позвонить волонтерам в приложение Be My Eyes. Особенно это актуально, если на нужном маршруте большие интервалы в движении транспорта.
Двери можно найти при помощи трости, но чаще всего в этом помогают люди.
В целом можно сказать, что окружающие люди достаточно доброжелательны и часто предлагают свою помощь на сложных участках дороги, при посадке в автобус или поезд, при пользовании эскалатором и так далее.
В ряде городов можно заказать заранее помощь сотрудников мобильной службы, это тоже не нужно упускать из своего внимания.
Информационные технологии
Во время учёбы в вузе или колледже конспектировать лекции и сдавать задания нужно будет в электронном виде, поэтому необходимо владеть информационными технологиями. Специально для обучающихся по инициативе проекта «Мир иначе» незрячий студент Кирилл Шмелёв создал портал BlindFriendly.
BlindFriendly — это уникальный каталог приложений и сервисов, созданных специально для улучшения качества рабочего и образовательного пространства незрячих. Цель проекта — сделать технологии доступными и понятными для каждого, независимо от уровня сложности.
Что можно найти на BlindFriendly?
— Образовательные ресурсы: приложения и платформы для обучения, развития навыков и получения новых знаний.
— Адаптивные инструменты работы: программы и утилиты для повышения продуктивности и самостоятельности.
— Ориентирование и навигация: решения, упрощающие передвижение и исследование пространства вокруг.
— Социальное взаимодействие: сервисы и платформы для общения, развлечений и интеграции в общественную жизнь.
Сегодня всё чаще можно услышать слово «инклюзивность», и это не просто модное новшество. Это и адаптация культурных мероприятий, музеев, выставок, театров и кино, создание рабочих мест для людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и для незрячих и слабовидящих.
Важно вести активную жизнь, участвовать в разных проектах, мероприятиях, которые организуются специально для незрячих или являются инклюзивными. Это не только позволит расширить кругозор, но и поможет найти единомышленников, с которыми возможно в дальнейшем можно будет создать свой собственный проект, который будет не только решать вопрос самореализации, но и может стать финансово интересным.
В завершение нашего годового цикла статей хотелось бы ещё раз напомнить, что границы наших возможностей существуют только в наших головах, что незрячий человек может вести активную полноценную жизнь — учиться в вузе, работать, вести свой бизнес, создать семью и воспитывать детей. Надо только видеть возможности, а не ограничения и, конечно, приобретать в течение жизни всё новые умения и навыки. Незрячий может сделать всё, просто он делает это иначе.
Участники проекта «Мир иначе» и я, автор статей Наталья Седельникова, желаем нашим читателям верить в своего ребёнка и его будущее.
Удачи вам и вашему ребёнку на пути к самостоятельности!