Перейти к основному содержанию

Анонс 9 номера журнала "Школьный Вестник" за 2024 год

Подготовила Наталья Кочеткова

 

Открывает номер статья Нины Володиной «Шрифт Брайля с нами навсегда», опубликованная  в рубрике «ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ И УЧИТЕЛЯ».

«Благодаря техническому прогрессу жизнь незрячих стала не такой беспросветной, какой она была лет 200 назад, когда общество в развитых странах осознало острую необходимость просвещения незрячих, их трудоустройства и интеграции в общество. В те далёкие времена наших братьев по несчастью было гораздо больше, ведь медицина была на очень низком уровне. Такие страшные болезни, как оспа и трахома, лечить не умели, а многие люди были настолько бедны, что не могли позволить себе обращение за врачебной помощью.

Наверняка многие ребята даже не задумывались о том, что судьба их недалёких предков, скажем, прапрабабушек, в случае потери зрения была очень печальной. Они могли рассчитывать либо на помощь близких (а ведь далеко не каждый хотел бы всю жизнь содержать своего незрячего брата или дядю), либо их уделом становилось нищенство. Только представьте, что вам, для того чтобы не умереть от голода, нужно каждый день, в жару и в мороз, ходить от дома к дому, стучать в окна и кричать: «Подайте слепенькому на пропитание Христа ради!» Хорошо, если человек обладал музыкальным слухом и голосом. Тогда можно было петь на ярмарке. Короче говоря, слепых ожидали мрак и убожество, в прямом и переносном смысле слова.

Сейчас незрячие дети учатся в школе, потом поступают в колледжи и университеты, а взрослые могут найти любимую работу, принося этим пользу обществу, заниматься музыкой, играть в шахматы, читать книги. А почему?

Потому что 200 лет назад, в 1825 году, некий слепой подросток Луи Брайль, как говорится, нарушил все каноны - изобрёл шрифт, удобный для незрячих. Мало было придумать шрифт, изготовить письменные принадлежности, разработать систему записи нот (в те времена уже было понятно, что в музыке незрячие не уступают зрячим). Нужно было переломить косность системы, убедить тифлопедагогов, что им необходимо выучить эту «китайскую грамоту», чтобы потом обучать слепых питомцев. Ведь в течение веков слепые люди рассматривались исключительно как объекты жалости, опеки и благотворительности. А тут, представьте только, какой-то слепой выскочка вздумал зрячим педагогам указывать!..» Продолжение читайте в 9 выпуске журнала.

______________________________

Интернет открывает широкие возможности для незрячих и слабовидящих. Они активно общаются в соцсетях, оформляют услуги на государственных онлайн-ресурсах, совершают покупки в интернет-магазинах и финансовые онлайн-операции. В Российской Федерации обеспечение цифровой доступности закреплено на законодательном уровне, но по-прежнему большая часть онлайн-ресурсов не адаптирована для людей с нарушением зрения.

В 2023 году компания «Эверленд» провела исследование невизуальной доступности сайтов и мобильных приложений, выяснилось, что лишь треть российских интернет-сервисов сегодня по-настоящему доступна для незрячих. Что такое цифровая доступность в банковской сфере и кто её обеспечивает, нашему журналу рассказал Алексей Любимов, руководитель проекта департамента цифрового бизнеса банка ВТБ.

Все подробности в статье Екатерины Шевичевой «Специалист по accessibility: кто делает доступным онлайн-банк для незрячих».

_______________________________

В 2022 году «Школьный Вестник» публиковал интервью с незрячим массажистом из Вьетнама Нгуен Ваном. Как вы помните, Ван (а по-русски Ваня) живёт и работает в России. И ему здесь очень нравится.

Наш автор Евгения Зуева встретилась со старым знакомым после Чемпионата Европы 2024 по футболу и за неспешной беседой узнала, что Ван, будучи незрячим молодым человеком, является активным футбольным болельщиком и смотрит все важные мировые матчи, а также матчи своей любимой команды. А ещё он поделился забавными историями и своими мечтами болельщика. Читатйте статью «Я умею слушать и слышать футбол…»

«…— Ван, когда человек теряет зрение, многое в его жизни меняется. Что-то становится не важным, а что-то совсем уходит в прошлое. Человек ищет новые формы и способы взаимодействия с миром и поиска себя. Основная притягательность футбола — его зрелищность, компонент недоступный для незрячих. Как тебе удалось перестроиться и остаться таким же, как и раньше, рьяным футбольным болельщиком?

— Сначала и, правда, было не до футбола. Долгое выяснение причин слепоты, постановка диагноза, поездка на лечение в Россию и приспособление к новой реальности. А вот потом я стал возвращаться к привычным вещам, чтобы не ощущать себя вне жизни. Мои родители не дали мне опомниться, мама сказала: «Ты должен вести привычный образ жизни, адаптировав мир под себя, а не отказываться от самой жизни из-за отсутствия зрения».

Всё так и случилось. Сестра помогала мне адаптироваться на местности, мама учила пользоваться руками, я пошёл учиться массажу, а папа предложил мне вместе с ним «слушать» футбол. Вот тут-то я и понял, что с самого детства я научился смотреть и визуально понимать игру, а вот слушать я его абсолютно не умел. Мне было совсем не важно, что говорит комментатор, я же сам всё видел. «Тебе надо научиться слушать игру», — говорил мне отец. А я не понимал, как это сделать. Я смотрел на экран, благо тогда я ещё мог различать цвета, и видел зелёное пятно футбольного поля и пятна игроков двух разных цветов. Это как в настольном футболе, ты не видишь лиц, а видишь лишь синие и красные фигурки игроков.

Папа обычно командовал: «Возьми себя в руки, слушай, что говорит комментатор. Ты знаешь всех игроков своего „Ливерпуля”, их номера и позиции, расставляй их у себя в голове, а там и навык внутреннего восприятия появится». И это помогло, через какое-то время я научился «слушать» футбол. Причём мне не нужен специальный тифлокомментарий, мне достаточно обычного ТВ-комментария. Слушая футбол, я понял, сколько ценной информации я раньше пропускал: о физических возможностях игроков, об истории футбольного клуба, о фанатских объединениях и прочем. Столько футбольных матчей было просмотрено без звука, а теперь я слышу не только комментатора, но и трибуны, вспоминая как ребёнком сам сидел на стадионе. Играть в футбол я перестал ещё в детстве — мне больше нравилось наблюдать за футбольными баталиями. Теперь я их слушаю, и эмоции от этого процесса такие же яркие, как и от просмотра глазами…»

______________________________

Далее идут два материала, посвящённые юбилеям 2024 года. Первый — 100 летию ВОС, второй — 100-летию со дня рождения Марата Васильевича Бирючкова.

Марат Васильевич Бирючков — учёный, внёсший значительный вклад в развитие тифлологии, автор многочисленных статей в различных периодических изданиях, в которых он рассказывал о достижениях слепых и слабовидящих людей в различных областях науки, культуры и общественной деятельности. На страницах «Школьного вестника» он много лет вёл рубрику «Силуэты». На основе этих публикаций была издана книга с одноимённым названием, которая в электронном виде была разослана по всем библиотекам для слепых России.

_______________________________

«ПОЭТИЧЕСКАЯ ВОЛНА» познакомит вас со стихами Николая Федяева и Алексея Липецкого.

Имя Алексея Липецкого, талантливого поэта первой половины XX века, скорее всего, ничего не говорит сегодняшнему читателю. Современники называли его «липецким Есениным», подчеркивая сходство с известным поэтом в искренности и проникновенности его поэзии. И сам С. Есенин, тогда ещё только входивший в литературу, упоминал о поэзии А. Липецкого в своей статье «Ярославны плачут» и тепло отзывался о его стихах в письме поэту Александру Ширяевцу. Писатель Н. Колоколов вспоминал такой эпизод. Прочитав стихотворение Липецкого «Во время бессонницы», Сергей Есенин заметил: «Хороший поэт Алексей Липецкий и хорошие образы даёт в своих стихах, а известным поэтом он всё же не станет». К сожалению, он оказался прав.

 

Алексей Липецкий

ДУША

Пустынны улицы. Закрыты крепко ставни.

На стенах дождь и безучастье.

Мышиным шорохом про тьму и ужас давний

Зловеще шамкает ненастье.

 

Кто стонет там, к заборам прилипая

Пугливой одинокой тенью?

Ребёнок загнанный? Иль женщина слепая?

Иль грешник, чуждый утешенью?

 

Не спится мне, как будто вопли ночи

Не за окном, а в сердце самом,

И мысли — как заплаканные очи

Перед немым замкнутым храмом…

 

Скажи, скажи — кто ты, пришлец бездомный?

Я скорбной тайны не нарушу —

Но шепчет мне ненастья голос тёмный:

— Ты слышал… собственную душу.

___________________________

В рубрику для наших маленьких читателей «АЗ, БУКИ, ВЕДИ» вошли стихи Людмилы Улановой и сказка Оскара Уайльда «Счастливый принц».

 

Людмила Уланова

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ СТИШОК

Как много у меня вопросов,

На них ответить нелегко!

Кто в серединку всех кокосов

Разлил, как в банки, молоко?

 

Зачем гвоздикой звать гвоздику —

Ну, неужели в честь гвоздей?

Зачем клубникой звать клубнику —

Картошку было бы верней!

 

С чего вдруг белка белкой стала?

Вот имя «рыжка» ей к лицу!

А чтоб названье не пропало,

Мы можем белкой звать овцу!

 

Шипеть шиповник не умеет —

Так для чего шипы ему?

А чем шипят коты и змеи,

Никак я что-то не пойму!

 

Кто научил стирать енота,

А гладить — почему-то нет?

И есть ли в целом мире кто-то,

Кто сможет дать на всё ответ?

______________________________

Постоянные рубрики «ЗАТЕЙНИК», «ПРОБА ПЕРА» и «БИБЛИОТЕЧКА МУЗЫКАНТА» также на своих местах.

______________________________

Брайлевский номер содержит рельефно-графическую иллюстрацию — рюкзак, портфель, ранец.

______________________________

Тифлокомментарий 1 страницы обложки плоскопечатного варианта журнала № 9 за 2024 год. Цветная фотография. В классе за партами сидят красиво наряженные ученики 1 "Г" класса Мало-Вязёмской СОШ (четыре девочки и три мальчика). Воспитанницы одеты в белые блузки, тёмные жилетки или сарафаны, на которых справа или слева прикреплена эмблема школы. Косички или хвостики у каждой подвязаны большими белыми бантами. Воспитанники — в белых рубашках, чёрных жилетах, на которых также прикреплена эмблема школы, и чёрных брюках.

В аудитории торжественная обстановка, посвящённая 1 Сентября. На каждой парте рядом с учеником лежит красочный букет цветов. К каждому стульчику привязан разноцветный воздушный шарик, парящий в воздухе. У всех детей в руках фломастеры разного цвета и они расскрашивают голубя, вырезанного из бумаги. На задней парте из цветов розового, жёлтого и оранжевого цвета сложена и вертикально стоит цифра 1.

 

Интересного времяпрепровождения в компании Школьного Вестника!

Анонсы нашего журнала, а также избранные статьи из каждого номера можно прослушать в приложении к журналу «ДИАЛОГ».

Дата: 
среда, сентября 18, 2024