Брайль с нами навсегда
Нина Володина («Школьный Вестник» №9 за 2024 год)
БРАЙЛЬ С НАМИ НАВСЕГДА
Благодаря техническому прогрессу жизнь незрячих стала не такой беспросветной, какой она была лет 200 назад, когда общество в развитых странах осознало острую необходимость просвещения незрячих, их трудоустройства и интеграции в общество. В те далёкие времена наших братьев по несчастью было гораздо больше, ведь медицина была на очень низком уровне. Такие страшные болезни, как оспа и трахома, лечить не умели, а многие люди были настолько бедны, что не могли позволить себе обращение за врачебной помощью.
Наверняка многие ребята даже не задумывались о том, что судьба их недалёких предков, скажем, прапрабабушек, в случае потери зрения была очень печальной. Они могли рассчитывать либо на помощь близких (а ведь далеко не каждый хотел бы всю жизнь содержать своего незрячего брата или дядю), либо их уделом становилось нищенство. Только представьте, что вам, для того чтобы не умереть от голода, нужно каждый день, в жару и в мороз, ходить от дома к дому, стучать в окна и кричать: «Подайте слепенькому на пропитание Христа ради!» Хорошо, если человек обладал музыкальным слухом и голосом. Тогда можно было петь на ярмарке. Короче говоря, слепых ожидали мрак и убожество, в прямом и переносном смысле слова.
Сейчас незрячие дети учатся в школе, потом поступают в колледжи и университеты, а взрослые могут найти любимую работу, принося этим пользу обществу, заниматься музыкой, играть в шахматы, читать книги. А почему?
Потому что 200 лет назад, в 1825 году, некий слепой подросток Луи Брайль, как говорится, нарушил все каноны — изобрёл шрифт, удобный для незрячих. Мало было придумать шрифт, изготовить письменные принадлежности, разработать систему записи нот (в те времена уже было понятно, что в музыке незрячие не уступают зрячим). Нужно было переломить косность системы, убедить тифлопедагогов, что им необходимо выучить эту «китайскую грамоту», чтобы потом обучать слепых питомцев. Ведь в течение веков слепые люди рассматривались исключительно как объекты жалости, опеки и благотворительности. А тут, представьте только, какой-то слепой выскочка вздумал зрячим педагогам указывать!
Гениальный Луи Брайль не смог при жизни насладиться плодами своего изобретения, не был удостоен наград и почестей. Но справедливость восторжествовала, шрифт Брайля был признан во всём мире, повсеместно стали печататься книги для слепых. Время шло вперёд, и с появлением магнитофонов, компьютеров и мобильных телефонов люди отчасти от невежества, а отчасти из-за лени стали всё меньше и меньше пользоваться старым добрым брайлем. Книги громоздкие, писать трудно, а на компьютере всё легко и доступно по щелчку. И каков результат? В США и странах Западной Европы выросло целое поколение незрячих людей, не владеющих шрифтом Брайля, неграмотных. Здравствуй, XIX век!
Как-то раз в рассылке для незрячих появилось сообщение: «Скажите пожалуста как я могу сдать государственый игзамин по русскому языку?» Естественно, люди ответили на это: «Какой тебе, уважаемый товарищ, „игзамин”, если ты не знаешь, как пишутся словарные слова?» Всё просто! Человек закончил школу, но учился он, видимо, на слух, под руководством педагогов, не знающих брайля. Не владея в совершенстве шрифтом Брайля, незрячий не может стать грамотным человеком, не сможет достойно выступать перед аудиторией. Не читающий бегло родитель не прочтёт сказку на ночь своему ребёнку, а это, поверьте, так приятно!
Без брайля невозможно стать и конкурентоспособным музыкантом. Некоторые незрячие ребята начинают учиться играть на фортепиано под руководством педагогов, не владеющих нотной системой Брайля. Учатся они на слух, с рук. Класса до пятого всё идёт неплохо, но потом музыкальный материал становится настолько сложным и объёмным, что юный пианист, даже если он обладает прекрасным слухом и памятью, просто встаёт в тупик. Вот тут-то он и жалеет, что вовремя не научился читать ноты. Ведь на маленьких пьесках это делать гораздо легче, чем на вальсах Шопена! Если музыкант владеет нотной системой, он может разучивать произведения самостоятельно, что-то повторять, возвращаться к нужному фрагменту, обращать внимание на штрихи и аппликатуру и т.д.
Во время сдачи экзамена по английскому языку меня, в отличие от друзей, читавших медленно, спасало умение читать сверху вниз. Я начинала быстро читать варианты ответов и не дочитывала до конца то, что казалось неверным. Тем самым экономилось драгоценное время и зарабатывались дополнительные баллы.
Что же нужно делать, чтобы овладеть этой брайлевской премудростью? Как помочь ребёнку стать успешным в будущем?
Если речь идёт о маленьком незрячем ребёнке, то первое, с чего должны начать родители и педагоги, — это развитие чувствительности рук, физической силы и мелкой моторики. Для этого можно делать пальчиковую гимнастику, обследовать предметы и рельефные рисунки, сортировать крупу, нанизывать бусы, прикреплять и отсоединять прищепки, играть с ребёнком в конструктор и мозаику.
Ребёнок дошкольного возраста должен хорошо ориентироваться на листе бумаги, то есть знать, где верх, низ, правая и левая сторона. Когда малыш освоит эти понятия, можно постепенно подводить его к изучению точек шеститочия. Могу предложить такую игру. Возьмите шесть коробков из-под спичек, склейте их в виде шеститочия — три слева и три справа. Мальчику понравится играть в гаражи. Можно взять маленькую машинку и везти её в гараж номер один, два и так далее.
Нужно осваивать одну позицию (скажем, первую точку) до тех пор, пока ребёнок её не запомнит как следует. Можно взять мелких зверушек из киндер-сюрпризов и заселять их в домики под номерами. Играйте и проявляйте фантазию! Лишь бы вам и ребёнку было весело и комфортно. Можно предложить малышу побыть учителем, давать вам задания. А вы время от времени совершайте ошибки и просите учителя вас поправить.
При изучении букв детям удобно пользоваться разборной азбукой-колодкой. Она похожа на мозаику, приятна на ощупь, буквы получаются крупные и понятные. Таким образом ребёнок постепенно переходит от игры к чтению.
Письмо на брайлевском приборе — очень трудный процесс. Писать нужно справа налево, зеркально чтению. Сначала малыш должен понять и запомнить, как правильно вставлять лист в прибор. Затем стоит дать ему возможность прокалывать точки хаотично, чтобы он «набил руку». Потом ребёнок должен научиться писать только на определённой строке, освоить положения точек при письме и научиться читать грифелем написанное, не открывая прибор.
Научить малыша письму труднее, чем чтению, поэтому, уважаемые родители, если не чувствуете себя уверенно, лучше предоставьте это сложное дело тифлопедагогам. Вы можете просто научить ребёнка прокалывать точки, не выходя за пределы строки. Это уже будет для него облегчением во время учёбы в школе.
Писать с помощью машинки, безусловно, легче, чем на приборе. В нашей стране это вопрос денег. За рубежом уже многие десятилетия школьники пишут на машинках, хотя и прибор осваивают. Например, карманный прибор незаменим в дороге или при работе с блокнотом. Лично мне прибор нравится потому, что письмо на нём не такое шумное, как на машинке.
Изучение зеркальных брайлевских букв может вызывать у детей затруднения. Чтобы их преодолеть, следует читать и писать слова, в которых встречаются обе трудные буквы, например, «Саша», «дождь», «няня» и т.д. Придумывайте сами игры и упражнения. Изучая буквы «и» и «е», можно закреплять их так: «И — И-дём на горку. Е — Е-дем с горки».
Начинающим брайлистам бывает трудно читать букварь, потому что точки в нём от чрезмерного надавливания становятся затёртыми и менее выпуклыми. Стоит самим писать упражнения для чтения и давать ребёнку свеженаписанный текст, чтобы буквы легче воспринимались на ощупь.
Для того чтобы бегло читать по брайлю, необходимо правильно поставить руки. Все пальцы должны лежать на бумаге. Начинает читать строку левая рука, середину строки читают обе руки, потом правая рука заканчивает читать строку, а левая в это время начинает читать следующую строку. Только такой способ обеспечивает беглость и непрерывность чтения по брайлю.
При списывании текста (например, на уроках русского языка) правая рука пишет, а левая читает. Работая таким образом, ученик не отрывается от текста и не тратит время на поиск того места, где он остановился.
Процесс чтения очень сложен как для зрячего, так и для незрячего ребёнка, тут не обойтись без мотивации. А для чего я должен читать? Чтобы получить хорошую оценку? Это не ответ. Предлагайте ребёнку сначала читать словосочетания, которые заставят его посмеяться, например, «горячее мороженое». Затем можно читать короткие загадки, забавные предложения, скажем, «Собака сидела на облаке». Играйте в игру «Четвёртый лишний». Пусть ребёнок почувствует, что читать не так уж трудно.
Каждый день просите ребёнка почитать вам вслух. Это самый эффективный способ научиться читать бегло и выразительно. Конечно, вам придётся запастись терпением, но игра стоит свеч. По вечерам можно устраивать семейные чтения. Возьмите плоскопечатную и брайлевскую книги с одинаковым рассказом и читайте по ролям или по абзацам. Ребёнок научится следить за текстом, подражать вашей интонации, делать паузы и логические ударения. В процессе чтения обязательно объясняйте ему значение непонятных слов. Если вы сами чего-то не знаете, ничего страшного! Посмотрите вместе в интернете или в словаре. Не стыдно не знать, стыдно не спрашивать.
Однажды, когда мне было лет десять, я спросила маму, почему у многих царей были номера. Мама открыла шкаф, достала какую-то толстую книгу и прочитала мне генеалогию дома Романовых. Конечно, я ничего не запомнила, но сделала два вывода. Во-первых, моя умная мама знает не всё. Во-вторых, нужную информацию можно добыть.
Хорошее владение шрифтом Брайля это залог успеха незрячего человека. Мы во многом ущемлены, так зачем отказываться от дара, который нам достался совершенно бесплатно? Не зря же юный Луи старался! Наверное, он смотрит с небес на нас, когда мы быстро читаем или пишем, и улыбается. Он был реально крутым человеком, а его шрифт останется с нами навсегда!