Анонс 11 номера журнала "Школьный Вестник" за 2024 год
Подготовила Наталья Кочеткова
Открывает номер «Дидактическое пособие (система дидактических упражнений) по коррекции нарушений написания и чтения «зеркальных» букв у обучающихся по системе рельефно-точечного шрифта Луи Брайля». Автор Анна Борисовна Ларина — учитель-логопед ГАОУ «Нижегородской областной специальной (коррекционной) школы-интерната для слепых и слабовидящих детей».
«…Надо отметить, что у некоторых учащихся период овладения рельефно-точечным шрифтом протекает долго и с большими затруднениями, причины этого могут быть самыми разнообразными. Очень часто причинами нарушения письма и чтения у детей, обучающихся по системе Л. Брайля, являются нарушения осязательного и пространственного восприятия букв. В их основе лежат трудности дифференциации тактильно воспринимаемых комбинаций точек рельефно-точечного шрифта Л. Брайля. В процессе чтения и письма наблюдаются смешения сходных букв, состоящих из одинакового количества точек, комбинации точек, расположенных зеркально.
Использование приёма дифференциации комбинаций по количеству точек и месту их расположения позволяет облегчить процесс овладения брайлевскими знаками. В процессе выполнения предложенных заданий у детей происходит знакомство с новыми словами, отрабатываются навыки словообразования, словоизменения, составления связного высказывания, формируются компоненты произвольной деятельности (принятие и удержание инструкции, доведение начатого дела до конца, нахождение и исправление ошибок), увеличивается объём смысловой и механической памяти.
При выполнении упражнений одним детям может понадобиться помощь педагога в той или иной степени, другие — смогут выполнить задания самостоятельно…»
______________________________
Статья Алены Ипполитовой «Высшая радость, высшая истина» посвящена истории Музыкального техникума для слепых народного комиссариата социального обеспечения.
______________________________
Что такое психология и какие специалисты повышают качество жизни людей с нарушением зрения, вы узнаете из материала Екатарины Шевичевой «Психолог для незрячих: в чёмуникальность такого специалиста». Это интервью с Натальей Седельниковой, педагогом-психологом, равным консультантом, автором нескольких социальных проектов для слепых и слабовидящих, членом Ассоциации незрячих психологов.
«— Наталья, как вы пришли в психологию и почему выбрали именно эту профессию?
— С детства я начала постепенно терять зрение. Врачи сказали родителям, что к шестнадцати годам я вообще ослепну. Они были в шоке: ни образования, ни работы, ни семьи — ничего не будет. Они не очень понимали, что делать дальше. Незрячих знакомых у нас не было, мы жили в полном неведении. Зрение продолжало падать, и старшие классы мне пришлось заканчивать уже в школе-интернате для слабовидящих детей № 2. И это мне очень помогло, потому что я хотя бы узнала, что есть такие же люди, как и я.
В интернате я слышала, что ребята успешно поступают в вузы, свой бизнес открывают, работают, реализуют себя насколько это возможно. К окончанию школы я уже понимала, что обязательно получу высшее образование, но какую профессию выбрать, не знала. Московские вузы тогда даже не рассматривались, так как я жила в городе-спутнике Москвы Зеленограде и со своим слабовидением ездить в столицу не могла. И вот однажды моя сестра и спросила меня напрямую: «Что ты думаешь о своем будущем? У тебя рядом есть филиал Московского государственного педагогического университета. Там есть специальность психолог. Отличная профессия! Тебе подойдёт!»
Я призадумалась и пошла на день открытых дверей. Послушала выступления педагогов, психологов, кто-то из студентов выступал. Мне всё очень понравилось, и я решила, что точно иду туда. А как только я начала учиться, окончательно поняла, что дошкольная педагогика и психология — это моё. Окончила я университет сразу по двум специальностям — педагог-психолог и методист-организатор. Позднее я получила диплом ещё и Московского государственного областного университета (МГОУ) по специальности психолог-консультант….»
______________________________
В этом номере мы публикуем окончание интервью с музыкантом-мультиинструменталистом Сергеем Шаховым. Начало читайте в 10 номере за 2024 год. Автор статьи Илья Бруштейн.
«…— Сергей Анатольевич, ваша увлечённость музыкой становится понятна ещё до того, как вы начинаете играть. Нельзя не заметить, с каким особым чувством вы берёте в руки каждый инструмент, на котором играете в настоящий момент.
— У каждого исполнителя существует особая связь с музыкальным инструментом, на котором он играет. Во время игры — и на концертах, и на репетициях — инструмент как будто превращается в живое существо, начинает вести диалог с музыкантом.
Я играю на кларнете, который был изготовлен из чёрного дерева во Франции в начале двадцатого века. Знаю, что за прошедшие годы металлическую фурнитуру на инструменте меняли уже два раза. Но главное в кларнете — это не фурнитура, а деревянная основа. А дерево с годами и десятилетиями звучит только лучше! Не берусь подсчитать, сколько музыкантов играли на этом кларнете на прошедшие сто с лишним лет.
Для высококачественного инструмента столетие — это только юность! Уверен, что в ближайшие столетия на этом кларнете будут играть новые поколения музыкантов, которые ещё не родились. Как же я могу брать в руки этот кларнет без трепета и уважения?
— И, наконец, традиционный журналистский вопрос о творческих планах. К чему вы стремитесь? Чего хотели бы достигнуть?
— Мне больше нравится говорить о том, что уже сделано, а не делиться планами. В любом случае, хочется двигаться вперёд, быть нужным и полезным своим родным и близким, своим ученикам, своим слушателям. Всем читателям хотел бы искренне пожелать больше слушать музыки в живом исполнении. Самая великолепная запись на любом носителе никогда не заменит живого концерта!»
______________________________
«ПОЭТИЧЕСКАЯ ВОЛНА» познакомит вас со стихами Елизаветы Романовой и Владислава Ходасевича.
Владислав Ходасевич — золотое перо Серебряного века. Лучше и точнее всех дал ему оценку Владимир Набоков: «Крупнейший поэт нашего времени, литературный потомок Пушкина по тютчевской линии, он остается гордостью русской поэзии, пока жива последняя память о ней».
Действительно, в отличие от акмеистов, символистов, футуристов и прочих «истов» начала XX века, у Ходасевича кристально чистый, пушкинский слог и тютчевское восприятие жизни.
Как часто бывает, современники не слишком ценили Ходасевича, но больше всего досталось ему от советских критиков, один из которых писал, что-де ахматовы и ходасевичи «организуют психику человека в сторону поповско-феодально-буржуазной реставрации». Белый эмигрант и вообще враг народа. А в наши дни — гордость русской поэзии, без всяких оговорок.
Владислав Ходасевич
ИЗ ДНЕВНИКА
Должно быть, жизнь и хороша,
Да что поймёшь ты в ней, спеша
Между купелию и моргом,
Когда мытарится душа
То отвращеньем, то восторгом?
Непостижимостей свинец
Всё толще над мечтой понурой, —
Вот и дуреешь наконец,
Как любознательный кузнец
Над просветительной брошюрой.
Пора не быть, а пребывать,
Пора не бодрствовать, а спать,
Как спит зародыш крутолобый,
И мягкой вечностью опять
Обволокнуться, как утробой.
______________________________
В рубрику для самых маленьких наших читателей «АЗ, БУКИ, ВЕДИ» вошли стихи Кристины Стрельниковой и «Лесная сказка» Дмитрия Мамина-Сибиряка (перенесённая из №10 за 2024 год).
Кристина Стрельникова
МОРСКОЙ РАЗГОВОР
Упала луна,
Достала до дна
И рыбу спросила, всплывая:
— Ведь если бывает
Морская звезда,
Морская луна — бывает?
А рыба-звезда
Ответила: — Да! —
И вверх подняла плавник. —
— Я в небе была,
Там тоже — вода,
В ней плавает мой двойник.
______________________________
Далее идут рассказы Дмитрия Емца — Странствующая мумия и Дон Жуан де Макренко.
______________________________
Постоянные рубрики «ЗАТЕЙНИК», «ПРОБА ПЕРА» и «БИБЛИОТЕЧКА МУЗЫКАНТА» также на своих местах.
______________________________
Брайлевский номер содержит рельефно-графическую иллюстрацию — Медный всадник.
______________________________
Тифлокомментарий 1 страницы обложки плоскопечатного варианта журнала № 11 за 2024 год. Цветная фотография. В аудитории за партой сидит ученица «Центра образования, реабилитации и оздоровления», г. Липецк. Девушка брюнетка с длинными волосами собранными сзади в косу. Одета в белую в мелкий чёрный горошек блузку с жабо с длинными рукавами и чёрный сарафан с широкими брителями от пояса.
На столе перед воспитанницей лежит брайлевская тетрадь с трафаретом, в которую она грифелем записывает текст.
Интересного времяпрепровождения в компании Школьного Вестника!
Анонсы нашего журнала, а также избранные статьи из каждого номера можно прослушать в приложении к журналу «ДИАЛОГ».